О молитве. Неуместность воображения в деле молитвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О молитве. Неуместность воображения в деле молитвы



 

Христос воскресе!

Да пошлет Господь радость духу вашему, - и поставит ее в вас навсегда!

О. архимадрит наш едет опять в Москву и в Питер. Пишу с ним, не зная, застанет ли он вас дома?

Спрашиваете о молитве самого плохого молитвенника.

Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, - произносимое или нет, - но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякого избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакого труда нет держать безобразность в молитве, это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, - и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, - и стало из головы сойти в сердце. Как этого достигнуть, прописано в письмах по поводу писем Сперанского (я просил Аскоченского доставить вам. Доставил ли?).

Также - не надо душою воображать ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом рассуждать. Слышат, да и только.

Положим, такое различие, что для работ умовых нужны образы; они и есть в Писании о Боге самом и всех вещах божественных. И воображение есть способность умовая - знательная. Воображение - способность формировать, и удерживать образы - есть способность чернорабочая, самая низшая! Уж по этому - не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва. Умосозерцательная деятельность высока, а духовная в молитве проявляющаяся еще выше. Куда туда поспеть воображению. Вот где прилично: друже, како вшел еси семо?!!

Так, когда рассердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме - выражает истину? Вот и нельзя, следовательно, надо навыкать - безобразности, но путь один - сердечная молитва. Ум же без образов едва ли может быть.

Для народа составить книжку о молитве, не дурно, но этот предмет - надо выпустить. Я думаю, что когда кто из народа молится с чувством, у него нет образов. Всяко об этом лучше не говорить. Бог просвещает умы, и когда кто в молитве приближается к Нему, Он Сам его научит, как держать ум в молитве.

Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога. А у него отняли не Бога, а мечту его.

Кстати - в "Душеполезном Чтении" печатается отечник, и будто схожий с нашим. Сверьте. Еще: Троицкий написал хорошую статью об источниках истории восточного монашества. Но, кажется, он не видал Патерика, что у вас. Показали бы ему?

Всех вам благ от Господа желаю.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 16 апреля.

1064. Об издании Писем о духовной жизни и о разных текущих делах

 

Христос воскресе!

Напоминал я вам в позапрошлом письме, об издании писем о духовной жизни, по поводу писем Сперанского. А тут подошел Аскоченский, с своими планами о том же. Как у вас теперь наготове есть другие статьи к изданию; то я охотно склонился на предложение Аскоченского. Спешу известить вас о сем, чтобы вы чего либо не начали по этому предмету, по неутомимой вашей деятельности.

Столько у вас хлопот? Пошли вам Господи окончить свою обитель - достойный уважения памятник вашего усердия к свят. Тихону.

Да благопоспешит вам Господь покончить и все прочее.

Вы не скучайте тем, что дела куча. Это слава Богу! Не заметишь, как время летит. Какая скука, когда никакое дело нейдет на ум, и руки не движутся?!

Благодарствую за ваше решение прислать греческую рукопись. Переплету ее, и приготовлю к передаче в какую-либо библиотеку.

Что делаю?! Упражняюсь в ничего неделании во уважение моей возлюбленной лености. С детства мы с нею большие приятели; а под старость - дружба еще короче.

Всяко однако ж с ее разрешения посидел немного на страстной и на Пасхе, и открыл ключ - указателя как всякий сам для себя может составить из 4-х Евангелий одну последовательную историю. Послал в Тамб. Вед. напечатать. По моему все вышло так ясно, что я желал бы, чтобы весь свет усвоил этот прием. Будут оттиски; - и пришлю вам.

Желаю вам всех благ от Господа.

Дягилеву помоги Господи в труде его. Выша рада будет видеть его, если вздумает потрудить себя проездом. Терпения-то сколько надо. Мы все еще залиты водою. Но все легче. Две недели - без выезду были. То лед не прошел, а только приготовлялся; то пошел, да не прошел. И мы уж спрашивали: стоит ли мир?!

Молите Бога о мне.

Великому Иверскому старцу отцу архимандриту Лаврентию + 2 июля 1876 года, мой земной поклон. Да воздохнет ко Господу о моей грешности.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 апр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.03 с.)