Методика преподавания изобразительного искусства в 5- 9 классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания изобразительного искусства в 5- 9 классах



Это переходный от детства к юности возраст, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9

классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Ведущая деятельность - общественно полезная. Это время бурного роста и развития всего организма.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего ШКОЛЬНИКа. Иногда ОНО ОТЛИЧаеТСЯ ТОНКОСТЬЮ И глубиной, а ИНОГДа поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Характерная черта внимания подростка—его специфическая и из б и р а т е л ь н о с т ь. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности.

Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность

к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным

в пользу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Речь становится образной и выразительной. Мышление приобретает новую черту - к р и т и ч н о с т ь. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен

для развития творческого мышления. Неравномерность физического развития детей среднего ШКОЛЬНО-

го возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты,

плохо скоординированы. Это время пробуждения энергии, повышенной активности, большого расходования сил, роста самостоятельности. Усиливается потребность в утверждении своего достоинства, в испытании своих крепнущих сил и в безоглядной готовности действовать. Запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых действиях. Усложняющиеся разнообразные дела и действия вместе со сверстниками, новые возможности времяпрепровождения переключают внимание подростка с учителя на товарищей по классу. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако

мировоззрение, нравственные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. В это время для ребенка особую значимость приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических работ, причем важнейшим для него является результат. Побуждение к учению носит в значительной мере внешний характер: сохраняется установка на запоминание учебного материала, а не на его обдумывание, а также неумение связывать восприятие окружающей

жизни с учебным материалом. Характерная особенность подросткового возраста — половое

созревание организма. У девочек оно начинается с 11 — 12 лет, у мальчиков — несколько позже, с 12-13

лет. Оно сказывается в отношении к окружающим, характере восприятия внешних влияний, отношении к себе, самооценке. Внешне оно проявляется в заметном обособлении девочек и мальчиков, неодинаковости эмоциональных реакций и разном времяпрепровождении. Вместе с тем это период особо трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Душевный мир подростка можно характеризовать психологией полуребенка-полувзрослого. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого к р и з и с а. Расхождение между подъемом деятельной энергии и необходимостью дисциплины, систематичности в занятиях, борьба за независимость — специфические противоречия подросткового периода. Вызов, противодействие, некоторая отчужденность провоцируют упрямство,

эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Исследования внутреннего мира подростка показывают,

что одна из самых серьезных проблем этого возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действием, поведением. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе, другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 ЛЕТ)

Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, выработки

мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, пора поисков, надежд и мечтаний.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Заканчивается первый период полового созревания. Идет

общее созревание организма. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Восприятие

характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно оно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность - период расцвета умственной деятельности. Активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли свойственны этому периоду. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать свою точку зрения, дать свою оценку. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер. В то же время старшеклассники испытывают настойчивое желание найти идейного и нравственного руководителя. Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Интерес к личности товарищей, пробуждение и углубление интереса к собственной личности, к самоанализу определяют взыскательность К ЛЮДЯМ. Изменяются социальная РОЛЬ И характер взаимоотношений С окружающими. ОСНОВНОЙ МОТИВ самовоспитания В ЮНОШескОМ ВОЗрасте — «Сделать себя», С наибольшей ПОЛНОТОЙ реализовать себя в социальном и профессиональном отношении.

Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Возросшая зрелость волевой сферы способствует сознательному преодолению препятствий, усиливает сознательные мотивы поведения. В эти годы молодые люди испытывают сильную расположенность к художественному творчеству в самых разных сферах. Это стихосложение, музыкальное творчество, изобразительное творчество и т. д. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания рождают особую эмоциональную отзывчивость и делают произведения искусства более близкими, чем прежде. Тяга к серьезной дружбе, любви, усиленный интерес к этическим, к «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмоциональный заряд, который несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственности. Произведения искусства становятся важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. В старшем школьном возрасте две стороны восприятия художественных произведений (впечатлительность, эстетические чувства, с одной стороны, и возросшие способности

анализировать — с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться.

 

В основной школе (5—9 классы) идет процесс формирования целостного представления о видах и жанрах изобразительного искусства, их связях с жизнью, о социальной роли изобразительного искусства, о его связи с другими видами искусства (музыкой, театром, кино и т. д.). Систематизируются знания и представления учащихся о выдающихся произведениях отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, их творческом пути. В основной школе учащиеся знакомятся с важнейшими понятиями искусствоведения и эстетики; учатся различать художественные стили и направления; значительно расширяется их знакомство с искусством своего народа и других народов мира. В этот период художественное образование, сохраняя

преемственность с начальной школой, развивает названные приоритеты за счет расширения содержательных

блоков разных пластов художественной культуры. Особого внимания требуют учащиеся 9 классов основной

школы. Перед ними встают задачи предпрофильной подготовки — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления своей дальнейшей деятельности.

В средней (полной) школе (10—11 классы) занятия художественным творчеством, историей и теорией изобразительного искусства продолжаются в классах гуманитарно-художественного профиля. Здесь ставится задача специализированной подготовки (профильного обучения), которая ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Ставится также задача создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.011 с.)