Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания изобразительного искусства в 5- 9 классах
Это переходный от детства к юности возраст, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Ведущая деятельность - общественно полезная. Это время бурного роста и развития всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего ШКОЛЬНИКа. Иногда ОНО ОТЛИЧаеТСЯ ТОНКОСТЬЮ И глубиной, а ИНОГДа поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Характерная черта внимания подростка—его специфическая и из б и р а т е л ь н о с т ь. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Речь становится образной и выразительной. Мышление приобретает новую черту - к р и т и ч н о с т ь. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Неравномерность физического развития детей среднего ШКОЛЬНО- го возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо скоординированы. Это время пробуждения энергии, повышенной активности, большого расходования сил, роста самостоятельности. Усиливается потребность в утверждении своего достоинства, в испытании своих крепнущих сил и в безоглядной готовности действовать. Запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых действиях. Усложняющиеся разнообразные дела и действия вместе со сверстниками, новые возможности времяпрепровождения переключают внимание подростка с учителя на товарищей по классу. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако
мировоззрение, нравственные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. В это время для ребенка особую значимость приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических работ, причем важнейшим для него является результат. Побуждение к учению носит в значительной мере внешний характер: сохраняется установка на запоминание учебного материала, а не на его обдумывание, а также неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 — 12 лет, у мальчиков — несколько позже, с 12-13 лет. Оно сказывается в отношении к окружающим, характере восприятия внешних влияний, отношении к себе, самооценке. Внешне оно проявляется в заметном обособлении девочек и мальчиков, неодинаковости эмоциональных реакций и разном времяпрепровождении. Вместе с тем это период особо трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Душевный мир подростка можно характеризовать психологией полуребенка-полувзрослого. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого к р и з и с а. Расхождение между подъемом деятельной энергии и необходимостью дисциплины, систематичности в занятиях, борьба за независимость — специфические противоречия подросткового периода. Вызов, противодействие, некоторая отчужденность провоцируют упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одна из самых серьезных проблем этого возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действием, поведением. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе, другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 ЛЕТ) Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, пора поисков, надежд и мечтаний. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно оно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность - период расцвета умственной деятельности. Активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли свойственны этому периоду. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать свою точку зрения, дать свою оценку. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер. В то же время старшеклассники испытывают настойчивое желание найти идейного и нравственного руководителя. Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Интерес к личности товарищей, пробуждение и углубление интереса к собственной личности, к самоанализу определяют взыскательность К ЛЮДЯМ. Изменяются социальная РОЛЬ И характер взаимоотношений С окружающими. ОСНОВНОЙ МОТИВ самовоспитания В ЮНОШескОМ ВОЗрасте — «Сделать себя», С наибольшей ПОЛНОТОЙ реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Возросшая зрелость волевой сферы способствует сознательному преодолению препятствий, усиливает сознательные мотивы поведения. В эти годы молодые люди испытывают сильную расположенность к художественному творчеству в самых разных сферах. Это стихосложение, музыкальное творчество, изобразительное творчество и т. д. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания рождают особую эмоциональную отзывчивость и делают произведения искусства более близкими, чем прежде. Тяга к серьезной дружбе, любви, усиленный интерес к этическим, к «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмоциональный заряд, который несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственности. Произведения искусства становятся важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. В старшем школьном возрасте две стороны восприятия художественных произведений (впечатлительность, эстетические чувства, с одной стороны, и возросшие способности анализировать — с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться.
В основной школе (5—9 классы) идет процесс формирования целостного представления о видах и жанрах изобразительного искусства, их связях с жизнью, о социальной роли изобразительного искусства, о его связи с другими видами искусства (музыкой, театром, кино и т. д.). Систематизируются знания и представления учащихся о выдающихся произведениях отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, их творческом пути. В основной школе учащиеся знакомятся с важнейшими понятиями искусствоведения и эстетики; учатся различать художественные стили и направления; значительно расширяется их знакомство с искусством своего народа и других народов мира. В этот период художественное образование, сохраняя
преемственность с начальной школой, развивает названные приоритеты за счет расширения содержательных блоков разных пластов художественной культуры. Особого внимания требуют учащиеся 9 классов основной школы. Перед ними встают задачи предпрофильной подготовки — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления своей дальнейшей деятельности. В средней (полной) школе (10—11 классы) занятия художественным творчеством, историей и теорией изобразительного искусства продолжаются в классах гуманитарно-художественного профиля. Здесь ставится задача специализированной подготовки (профильного обучения), которая ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Ставится также задача создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.011 с.) |