Методика преподавания изобразительного искусства в 1- 4 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания изобразительного искусства в 1- 4 класса



МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6 - 1 0 ЛЕТ)

Школа - первая крупная перемена в жизни малыша. Переход ребенка в школьный возраст связан с изменениями

в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностью становится учение. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Словарный

запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. По сравнению с дошкольным

возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 4 5 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на

50%, зрительные - на 8 0 % (А. Н. Леонтьев). Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью

восприятия. Повышенная в п е ч а т л и т е л ь н о с ть стимулирует яркое воображение и восприимчивость

к образному содержанию. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необхо- Д И М О С ф о р м и р о в а т ь И р а з в и в а т ь

у ШКОЛЬНИКОВ, д и к т у ю т педагогам СТрОГую Ц е л е н а п р а в л е н н о с т ь Всей у ч е б н о - В О С П И Т а т е Л Ь Н О Й д е я т е л ь н ости. ДЛЯ ребенка В младшей ШКОЛе характерна вера В ИСТИННОСТЬ всег о, чему учат, и практически безграничное доверие к учителю. Детей этого возраста отличает извеСТНаЯ ВНушаеМОСТЬ, Доверчивость, ПОДатлИБОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К ПОДражанию И особая расположенность к усвоению нового. Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения - такие, как коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и д р. В этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию. Основная особенность - стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, а не качества л и ч ности

(п о мнению п с и х о л о г о в, ребенок е щ е не осознает с в о и х качеств). Доступное детям наивно-формальное

знание жизненно важных понятий оказывается включенным как б ы в детский контекст и реализуется прежде

всего в игре. Большое значение в познавательной деятельности ш к о л ь ника имеет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер, поэтому теоретические знания требуют наглядности. Следует помнить, что речь организует мышление ребенка в этом возрасте, следовательно, особое значение на уроке изобразительного искусства приобретает так называемое с л о в е с н ое р и с о в а н и е, когда ребенок сначала проговаривает задуманную композицию. Причем замысел ребенка достаточно неустойчив и может часто меняться в процессе р и сования. В этом возрасте восприятие изображений еще несовершенно, дети затрудняются в узнавании вещей п р и изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях

нарисованных предметов, делают о ш и б ки в масштабе изображений. Ребенок рисует более по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического

изображения, похожего на действительность. В р и сунке отсутствует перспектива и пластичность, а предмет

изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется

способность к пространственному изображению предметов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возможна лишь при специальном обучении.

В начальной школе (1—4 классы), когда закладывается основа эмоциональных связей между жизненным опытом детей, их изобразительной деятельностью и большим искусством, одной из важнейших задач становится помощь младшим школьникам в осмыслении самого факта присутствия изобразительных (пластических) искусств повсюду в окружающем мире и той, часто неосознаваемой, роли, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни. У младших школьников личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, которое является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и самосозидания. Это становится залогом дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Очень важно в процессе преподавания изобразительного искусства учитывать местные особенности национальной культуры. При обучению изобразительному искусству очень важно понимание того, что художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством формирования культуры. Учитывая возрастные особенности младших школьников, для которых еще достаточно актуальной остается игровая деятельность, на уроках следует использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей мере -словесно-информативные методы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.006 с.)