Процесс, факторы и условия реализации стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс, факторы и условия реализации стратегии



Под реализацией стратегии понимается комплекс управленческих действий по обеспечению ее выполнения, включающий последовательное выполнение пунктов стратегического плана, распределение обязанностей, ответственности, меры стимулирования, необходимую координацию усилий подразделений организации и соответствующий контроль. Реализация стратегии нуждается в соответствующем ресурсном обеспечении, а именно в организационном, финансовом, материально-техническом, информационном и кадровом.

На практике не существует ясных и однозначных рекомендаций, конкретных директив по организации процесса реализации стратегии. Различные организации существенно отличаются как в силу разнообразия своей внутренней среды, так и вследствие многообразия стратегических ситуаций во внешней среде. Динамичные условия конкуренции и различный опыт, нестабильная окружающая среда и альтернативные пути развития компании, уникальная организационная культура и собственная политика, не совпадающие системы мотивации – все это предопределяет индивидуальный подход к реализации стратегии.

Существуют определенные этапы (стадии) процесса реализации стратегии:

1. запуск стратегии;

2. определение основных стратегических изменений в области структуры, организационной культуры, персонала);

3. распределение ключевых задач управления;

4. управление реализацией стратегий;

5. организация системы стратегического контроля;

6. завершение стратегии и оценка эффективности ее реализации.

На основе этого к реализации стратегии необходимо отнести следующие управленческие задачи:

· построение организации, способной осуществить стратегию, включая совершенствование организационной культуры;

· разработка бюджета, обеспечивающего реализацию стратегии, который предусматривает наделение каждой организационной единицы бюджетом, обеспечивающим выполнение ее части стратегического плана и контроль за эффективным использование ресурсов;

· изменения в информационной системе организации, включая создание систем сбора и анализа стратегической информации;

· формирование новой организационной культуры и стиля стратегического руководства, соответствующие принятой стратегии;

· улучшение системы управления персоналом;

· создание системы постоянного совершенствования деятельности на основе полученной информации для достижения стратегических целей (бенчмаркинг).

При этом реализация стратегии включает два важных момента:

1. Проведение стратегических изменений в организации, т.е. выявление влияния реализации стратегии на организацию и ее системы и приведение их в соответствие;

2. Выполнение основных функций управления: планирования, организации обеспечения ресурсами, стратегический контроль, оценки и анализа реализации стратегии (рис.21).

 

 

 


Стратегическая программа
Стратегический контроль

Персонал

       
   
 
Организационная культура
 

 

 


Рис. 21. Процесс реализации стратегии

Для успешной реализации стратегии необходимо выполнение следующих основных функций:

· планирование;

· организация (создается организационная структура, обеспечивающаяся необходимыми ресурсами);

· мотивация (создаются условия, в которых сотрудники будут эффективно работать);

· контроль (вырабатываются критерии оценки, собирается, анализируется информация, сравнивается с критериями).

Стратегия организации тесно связана с основными факторами ее успешной реализации и влияет на изменения, происходящие в ней (рис.22).

 


Структура организации
Стиль управления
Стратегия
Организационная культура
Системы
Персонал

 

 
 

 

 


 

Исполнение

 

 


Рис.22. Взаимосвязь стратегии и факторов ее реализации

Реализация стратегических решений предусматривает оценку хода внедрения общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии организации.

Для успешной реализации стратегии необходимо соблюдать следующие условия:

· стратегия должна быть обеспечена необходимыми средствами и в первую очередь финансовыми;

· менеджеры всех уровней должны иметь стратегию организации в виде системы четких стратегических указаний и осуществлять указания строго в соответствии с оперативным планом реализации стратегических изменений;

· все основные моменты корпоративной стратегии, текущие стратегические указания должны быть доведены до сведения всего персонала в организации.

Особенность процесса управления реализацией стратегии состоит в том, что он создает базу для достижения организацией поставленных целей. Очень часто организации оказываются не в состоянии осуществлять выбранную стратегию, потому что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы или произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Часто стратегия не осуществляется потому, что руководители не могут должным образом использовать имеющийся потенциал для реализации стратегии.

Таким образом, реализация стратегии включает проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором она будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Распространенным является заблуждение, что процесс реализации стратегии представляет собой тради­ционную, то есть обычную рутинную, деятельность по выпол­нению принятого долгосрочного плана. Отсюда на прак­тике возникают соответствующие ошибочные действия. Причина ошибок в том, что, на самом деле, традицион­ный процесс выполнения долгосрочного плана существен­ным образом отличается от процесса реализации страте­гии.

Во-первых, современный процесс реализации стратегии по своей сути является весьма творческим действием, кото­рое в обязательном порядке предполагает постоянный мощ­ный мониторинг результатов реализации стратегии, а так­же гибкую систему ее коррекции в виде адекватных и сво­евременных изменений. Существует только один критерий правильности для лю­бых стратегических изменений — это бизнес-успех и ко­нечная эффективность его достижения.

Таким образом, первое существенное отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана заключается в обязательном наличии творчес­кого подхода и эффективной обратной связи.

Во-вторых, другой особенностью этапа реализации страте­гии является то, что на данном этапе происходит активное и творческое практическое создание всех значимых усло­вий осуществления, как данной реализуемой стратегии, так и всех будущих стратегий организации.

Третье существенное отличие процесса реализации страте­гии от процесса выполнения долгосрочного плана состоит в следующем: традиционное выполнение плана — это только (в той или иной мере) исполнение уже принятых реше­ний, заданных в достаточно четких и строгих границах.

Со стратегией дело обстоит совсем иначе. Современный процесс реализации стратегии с самого первого этапа сво­его осуществления — это не просто начало выполнения уже принятой стратегии, но и начало процесса создания следующей, т.е. будущей, стратегии организации.

Как только приступают к реализации официально приня­той стратегии, через обратную связь системы стратегичес­кого управления начинает поступать информация о резуль­татах, и сразу же запускается механизм осмысления этих результатов, т.е. начинает действовать процесс стратегичес­кой рефлексии и вся система стратегического анализа в целом.

Таким образом, начало процесса реализации стратегии орга­низации, которым завершается один цикл стратегическо­го развития, одновременно является началом другого цик­ла такого развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.015 с.)