До какой-то степени поможет нам развить вкус 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До какой-то степени поможет нам развить вкус



Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья Кадамбини» говорит, что существует два вида духовного вкуса:
1. Обусловленный внешней красотой (например, пышностью поклонения Божествам; кто как поет киртан; насколько красив голос; мелодии; хороша ли игра на инструментах и т.д.
2. И вкус не обусловленный ничем. Просто экстаз от святого имени. Кто бы и как не играл, и не пел.

И, похоже, что для многих из нас, актуальнее, по крайней мере, для меня уж точно, первый вариант.

 

Давайте не будем лениться!

Естественно никто не требует, чтобы все преданные стали профессионалами в искусстве музыки. Но иногда, от преданных можно услышать очень странный аргумент: «Внешняя форма не так важна, главное - бхакти». То есть, недостаток внешней формы компенсируется переизбытком нашей преданности. Очень пространное утверждение, за которым может, и чаще всего, скрывается лень и нежелание чему-либо учиться вообще. Но даже если это так, и мы действительно великие бхакты, то это очень широкое и не применимое ко всем определение. Все, что находится у нас внутри, непременно проявится снаружи. К примеру: пуджари может использовать для поклонения дешевые принадлежности, предлагать дешевую бхогу и одевать Божества во что и как попало. Ведь Кришна принимает только любовь! Патрам пушпам пхалам тоям йо ме бхактья праячхати (БГ 9.26). Факт, но, если есть возможность предлагать хорошую бхогу, и пользоваться хорошими принадлежностями, а мы не делаем этого - то это оскорбительно. Поэтому плохо петь и играть, не желая повысить свой стандарт воспевания - все равно, что предлагать Кришне горелую бхогу. «Прими, о Господь, так сказать с любовью и преданностью!» Но разве так можно? Ведь это наше служение, а любое служение нужно стараться улучшать как внешне, так и внутренне. Мы должны приложить к этому все усилия. В этом проявится наша бхакти. И, если мы еще пока не можем предложить Кришне наше чистое сердце - это будет проявлением нашей искренности.

Слава сангиты

(Восьмая виласа «Хари бхакти виласа» Санатана Госвами, тексты с 251 по 267.)

«Надо удовлетворять Господа Кришну пением, музыкой и танцами, совершая это лично или занимая в этом других». (251)

«Нельзя оставаться безучастным и просто сидеть и наблюдать, как преданные поют и танцуют. Не подобает также мешать или вести себя непорядочно, создавая помехи действиям преданных, находясь среди них во время воспевания». (252)

«О царь! Личность, которая сидит и пассивно наблюдает, как преданные воодушевленно танцуют, много жизней будет рождаться хромым». (253)

«Непреданный, который мешает пению и танцам преданных Господа Кришны, в следующей жизни становится животным». (254)

«Личность, которая всегда устраивает пение, танцы и музыку в храме Господа со звуками раковин и барабанов, особенно на восходе, в полдень и на закате, достигает исполнения всех своих желаний. Он получает силу принять любой желаемый облик». (255)

«Он будет путешествовать на великолепном вимане на райских планетах, и ему будут служить приятно поющие апсары. Его также будут прославлять на Вишнулоке». (256)

«О мудрец, личность, которая устраивает пение, танцы, музыку и драму, прославляющие Господа Вишну, является святой и чистой сердцем. Его дом находится вне этих трех миров». (257)

В «Нарада Пуране» Шри Яма говорит царю Бхагиратхе:

«О царь! Пожалуйста, выслушай каких результатов достигает личность, которая с преданностью поет или танцует в храме Господа». (258)

«Благодаря пению он становится царем гандхарвов. Благодаря танцам он становится царем рудр. Он достигает освобождения вместе с восемью поколениями родственников своей семьи». (259)

«Мудрый преданный, который устраивает пение, танцы и воспевание святых имен, описание славы Господа и другие действия, прославляющие Господа Вишну, получает хорошее рождение, память, разум и достигает высшего предназначения. Он отправляется в царство Господа Вишну. Это истина, о царь». (260, 261)

В другом писании Верховная Личность Бога объявляет:

«Личность, которая, отбрасывая в сторону всякое стеснение, прославляет Меня своим пением, танцами или чтением отправляется в Мою обитель вместе с десятью миллионами своих родственников». (262)

«Шаунака Муни объясняет, что Верховная Личность Бога чувствует удовлетворение, когда Его прославляют песнями и танцами, сопровождающими чтение Бхарата-Шастры». (263)

В «Нарада Пуране» говорится:

«О великий брахман, тот, кто является брахманом, должен всегда прославлять Господа Вишну пением, танцами и театральными постановками». (264)

«Надо петь и танцевать для удовольствия Верховной Личности Бога, Господина полубогов и брахманов. Брахман никогда не поет и не танцует, чтобы заработать себе на жизнь. Он боится, что это будет грехом». (265)

«Итак, чтобы удовлетворить Господа Кришну совершенные души должны прославлять Его пением, танцами и театральными представлениями ежедневно, особенно в день экадаши». (266)

Поэтому говорится:

«Не будет ли обожжен человек, которого коснулся огонь? Не отправится ли личность, которая не поет и не танцует перед Господом Кешавой в день экадаши, в ад?» (267)



ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ

Музыка как наука

Источник музыки

Прежде чем описывать музыку, нужно описать ее источник. Это самбандха, ее связь с общим целым. Ведический принцип образования, показывает связь предмета изучения с целым, с Кришной: джанмади йасйа йатаха. Как же это явление, музыка, появилось в этом мире? Изначально, музыка, это одна из многочисленных энергии Господа и Он изначальный и непревзойденный музыкант. Кришна идеальным образом показывает предназначение музыки в своих играх во Вриндаване. Он играет на флейте, и так передает эмоции любви своим преданным.

«Дорогие подружки, сказала как-то одна из гопи, - а известно ли вам, что, когда Кришна лежит на земле, Он облокачивается на левую руку, положив голову на ладонь? Играя на флейте и касаясь ее нежными пальцами, Он двигает в такт музыке Своими прекрасными бровями. Извлекаемые Им звуки так чудесны, что обитатели райских планет, которые путешествуют по небу вместе со своими женами, замирают, восхищенные этими звуками, и останавливают свои воздушные корабли. Их жены стыдятся потом своего пения и музыкальных способностей. Более того, сердца богинь мгновенно воспламеняются любовью, волосы рассыпаются по плечам, а тугие пояса ослабевают».

(35 глава «Источник Вечного
Наслаждения»)

Не только Кришна выражает свою любовь к преданным через музыку, но и преданные отвечают Кришне тем же самым.

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает в «Шри Говинда-лиламрите» (22.76-96), какое искусство проявляли гопи и Шри Кришна во время этого танца:

«Сладость звуков флейты Господа Хари и пения гопи, в сочетании со звоном их ножных колокольчиков, ручных браслетов и колокольчиков на их талии, перемещающихся с ритмом, отбиваемым их стопами в танце, затопила весь мир.

Они пели отдельно каждую из цельно-тоновых нот са, ри, га, ма, па, дха, ни (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), и каждую из полутоновых нот. Они в блаженстве пели как чистые, так и искаженные мелодии. Чистые мелодии делятся на семь разделов, искаженные - на одиннадцать. Существует три вида гамм, которые недоступны для восприятия смертных: Шадджа, Мадхйама и Гандхара. Они громко пели гаммы типа Гандхара. Временами они пели 22 шрути (пограничные ноты между двумя соседними тонами), семь основных нот, сорок девять видов тональностей, и двадцать один вид мурччхана-санчара (модуляций голоса). Они сладко пели пятнадцатью видами вибрато, например Тирипа, а также многими видами устойчивых нот, таких как Дхала. Они пели двумя видами дополнительных напевов: Шуддха и Алага, из которых Шуддха имеет три подвида: рупака, васту и прабаддха. Существует множество видов голосов, последовательных речитативов (прабандха) и раг, таких как нйаса, амша и граха. Они пели семью видами полных (сампурна) голосов, шестью видами голосов Шадава и пятью видами аудава».

(Шри Говинда-лиламрита 22.76-84)

«Гопи пели раги, во главе с малларой, карнатакой, наттой, самой, кедарой, камодакой и бхаиравой, а также гандхара-, дешага- и васантака-рагу вместе с [различными видами] малава-раг. Одна за другой они исполнили следующие раги: шри-гурджари, рамакири, гаури-масавари, гондакири, тоди, велавали, мангала-гурджари, варатика, деша-варатика, магадхи, каушики, пали, лалита, патха-манджари, субхага и синдхуда.

Гопи постоянно издавали звуки своими браслетами и играли на ударных, струнных и духовых инструментах, которые им один за другим передавала Вринда. Они играли на барабанах пяти видов: мриданга, дамару (барабан Шивы), дампха, манда (хлопки ладонями по воде) и мамака; на трех видах флейт: мурали, павика и вамши, на караталах (ручных цимбалах) и на семи видах струнных инструментов (випанчи, махати, вина, каччапи, кара насика, свара мандаджика и рудра вина). Танцуя, гопи складывали свои руки и пальцы таким образом, что, тень, падая на землю, принимала формы флага, треугольного знамени, гусиной головы, ножниц, головы попугая, головы оленя, головы Кхаттаки, иглы, полумесяца, бутона лотоса, языка змеи и другие формы. Они отбивали множество видов ритмов, таких как Дхрува и Мантха, или обратные им. Эти ритмы делятся на три подраздела: с запозданием (атита), с опережением (анагата), и точные (сама), каждый, из которых в свою очередь может делиться по трем видам пауз: сама (одинаковых), гопуччхика (подобных хвосту коровы) и шрота. Есть три вида темпов: быстрый, средний и медленный и два вида удержания (дхарана), беззвучный и со звуком. Гопи пели двумя видами размеров (мина) - с нарастанием темпа (варддхамана) и с замедлением (хийамана), и двумя видами ритмов (мана и аварта)».

(Шри Говинда-лиламрита 22.88-96)

Как утверждает «Бхакти ратнакара» вся музыка изошла из танца раса Кришны с гопи.

 

Музыка в духовном мире

Источник музыки - это Голока Вриндавана - личная обитель Господа.

В «Айшварйа-кадамбини» (3.5) Баладева Видйабхушана пишет о месте жительства Шри Кришны, сына Нанды Махараджи:

«Нанда - это царь Враджабхуми и великий преданный Господа Нарайаны, супруга богини процветания. Окруженные множеством любящих друзей и советников, он живет в прекрасном, богато украшенном дворце, в котором не смолкают чарующие мелодии разнообразной инструментальной музыки».

Описывается, что в духовном мире каждый шаг - танец, каждый день - праздник, каждое слово - песня.

«Сама эта Истина является Верховной Личностью и непревзойденным Актером, который живет в вечной обители, где каждое слово - это песня, каждый шаг - танец, где вода - это нектар, где все деревья - исполняют желания, а почва - философский камень, где неразлучный спутник - флейта и где каждый день проходит "Всемирный фестиваль искусств Голока-Вриндаваны" с разнообразным сценарием, и всевозрастающим блаженством».

(«Брахма-самхита» 5.56)

«Шримад Бхагаватам» описывает, что, когда Кришна играет, все живое и неживое реагирует на Его флейту. Он изначальный музыкант. Как утверждает «Бхакти-ратнакара» Шива и Брахма - это одни из ачарьев сангиты, но, когда они слышат флейту Кришны, они приходят в шок.

«Когда Кришна играет на флейте, подвижные живые существа застывают в оцепенении, а неподвижные начинают трепетать в экстазе».

(ШБ 10.21.19)

«...даже ветви деревьев преображаются в экстазе, когда до них доходит вибрация флейты Кришны. Индра, Брахма, Шива и Вишну, являясь главенствующими правителями, путешествуют повсюду по вселенной и обладают обширными познаниями в области музыки. Тем не менее, даже эти великие личности никогда не слышали, и тем более не сочиняли музыки, подобной той, что исходит из флейты Кришны. На самом деле, птицы настолько тронуты блаженными звуками флейты, что в своем экстазе, они закрывают глаза и изо всех сил сжимают лапами ветви, на которых они сидят, чтобы не упасть с деревьев».

(Ш.Б. 10.21.14, ком.)

«Бхакти-ратнакара» говорит, что все олицетворенные шрути, гамаки, свары помогают Кришне в Его раса-лиле. Кришна является источником всех талантов в людях. Все 64 вида искусства исходят от Кришны.

Гопи говорят Йашода-деви: «О благочестивая Мать, твой сын, который очень опытен во всех искусствах, в том числе, и в искусстве ухода за коровами, изобрел множество новых стилей игры на флейте. Когда Он подносит флейту к Своим устам, которые цветом напоминают алые плоды бимба, и издает стройные звуки разнообразных мелодий, Брахма, Шива, Индра и другие главенствующие полубоги приходят в замешательство, слушая эти мелодии. Хотя они очень учены и обладают высшим авторитетом во Вселенной, они не могут проникнуть в суть этой музыки, и поэтому они склоняют в почтении свои головы и свои сердца».

КОММЕНТАРИЙ:

Согласно Шриле Вишванатха Чакраварти Тхакуру, среди полубогов, возглавляемых Шакрой (господом Индрой) были Упендра, Агни и Йамараджа, среди тех, кого возглавлял Шарва (Господь Шива) были Катйайани, Сканда и Ганеша, и среди тех, во главе которых был Парамештхи (Господь Брахма) были четверо Кумаров и Нарада Муни. Таким образом, собрание личностей, наделенных лучшими интеллектуальными способностями во вселенной, не смогло даже совместными усилиями проанализировать и прийти к определенному заключению относительно того, что же собой представляют эти чарующие музыкальные произведения Верховного Господа.

(Ш.Б. 10.35.14-15)

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шрилой Вйасадевой, воплощением Васудевы, составившим ведические писания. Чистые преданные пьют нектар трансцендентных знаний, стекающий с лотосоподобных уст Господа».

КОММЕНТАРИЙ:

Раскрывая смысл слова ведхасе, которое значит «составитель системы трансцендентного знания», Шрила Шридхара Свами говорит, что в данном стихе Шукадева Госвами выражает почтение Шриле Вйасадеве, воплощению Васудевы. Это мнение разделяет и Шрила Джива Госвами. Но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур идет дальше, говоря, что нектар с уст Господа Кришны переходит к Его супругам, благодаря чему они овладевают секретами изящных искусств: музыки, танца, выбора украшений и одежд, - словом, учатся всему тому, что услаждает Господа. Искусства музыки, танца и украшения, о которых здесь идет речь, не являются мирскими искусствами, поскольку в самом начале своих молитв Шрила Шукадева Госвами называет Господа словом «пара», то есть трансцендентным. Это трансцендентное знание неведомо забывчивым обусловленным душам. Шрила Вйасадева, воплощение Господа, составил ведические писания таким образом, чтобы обусловленные души могли вспомнить о своих вечных взаимоотношениях с Господом. Поэтому ведические писания - нектар, переданный Господом Своим супругам во время супружеских игр - следует постигать, услышав их из лотосных уст Вйасадевы или Шукадевы. Постепенно углубляя свои познания в трансцендентной науке, можно проникнуть в тайны трансцендентного искусства музыки и танца, которое Господь демонстрирует в раса-лиле. Но без ведического знания едва ли возможно постичь трансцендентную природу музыки и танца раса Господа.

(Ш.Б. 2.4.24)

«...гандхарва - видйадхара - чаранапсараха свара - смритир...»

«...Небожители, имеющие человеческий облик: гандхарвы, видйадхары, чараны и ангелы, - воплощение присущего Ему (Кришне) чувства музыкального ритма...»

КОММЕНТАРИЙ:

...Небожители, имеющие человеческий облик - гандхарвы и видйадхары, - способны очаровать своим пением даже полубогов с райских планет. Ритм их песнопений представляет собой музыкальный слух Господа. Так может ли Господь быть безличным? Музыкальный слух, художественный вкус и непогрешимый интеллект указывают на то, что Он Верховная Личность.

(Ш.Б. 2.1.36)

 

Предназначение музыки

В соответствии с замыслом Кришны, у всего в этом мире есть свое предназначение. В чем же предназначение музыки? Музыка, как энергия Бога, призвана выражать эмоции (расу) и генерировать их в слушателе. Итак, музыка способна пробуждать определенную расу. Это замечательно объясняется в Ш.Б. 11.22.53, где говорится:

«Как зритель может начать имитировать танцующих и поющих людей, также и душа, хотя никогда и не совершает материальной деятельности, очарованная и увлеченная материальным разумом, вынуждена имитировать его качества».

КОММЕНТАРИЙ:

Иногда профессиональные певцы и танцоры настолько увлекают и очаровывают людей, что те в своем уме имитируют музыкальные ритмы и мелодии их песен и их телодвижения, вместе с романтическими, юмористическими или героическими эмоциями, которые они проявляли. Люди поют песни, услышанные по радио, а также воображают себя танцорами, или имитируют сцены, которые они видели по телевизору, в кино или театре, глубоко входя при этом в эмоции и в искусство исполнителей.

Изначально, музыка полностью проявлена на духовной платформе, но трансформируясь на материальную платформу, она отражается в сознании людей на разных уровнях: высших, средних и низших мирах. Музыка всегда несет в себе сознание личности и, если она используется для удовлетворения чувств, то это демоническая музыка, если для удовлетворения Бога, то она духовна.

«Музыку и танцы, которые служат для чувственных удовольствий, следует считать демоническими, но те же музыка и танцы, используемые в киртане для прославления Верховного Господа, становятся трансцендентными и вдыхают в человека новую жизнь, исполненную духовного блаженства».

(Ш.Б. ком. 3.20.38)

 

«Среди большинства видов жизни, половому акту предшествуют разнообразные брачные ритуалы. В человеческом обществе, все виды развлечений (книги, музыка, фильмы) и все места развлечений (рестораны, торговые центры, курорты), предназначены для того, чтобы дать стимул половому возбуждению, а также создать ауру "романтичности " всего происходящего».

(ШБ 11.17.33, ком.)

 

«Тот, кто не отказался от мирских эмоций, никогда не сможет ощутить вкус расы (т.е. стать настоящим расикой)».

(Пракрита-раса-шата-душини, 23)

 

Появление музыки в
материальном мире

 

Как изначальный музыкант и гуру всей вселенной, Кришна инициировал Брахму через звук своей флейты на заре творения. Этот звук, отразившись в его сердце, изошел из его уст как брахма гаятри - трансцендентное семя всего знания Вед.

В последствии Брахма составил четыре веды. Брахмаджи, сотворен вселенной, проявляет через себя эту вечно существующую реальность духовного мира - музыку.

«О Шриниваса, в древние времена полубог Брахма извлек сангита веду из других вед. Это известно в мире. Говорится, что когда полубог Брахма извлек суть четырех вед, он написал пятую веду, которая называется ''Сангита веда " Из Сама, Атхарва и Яджур вед на свет родились писания, описывающие гиту (музыку), патхйю (гуманитарное образование), расу (вкус), и абхинаю (драму). Говорится, что из Риг веды были рождены патхйа-шастры, из Сама веды была рождена гита-шастра, из Йаджур веды - абхинайа-шастра, а из Атхарва веды - раса-шастра».

(«Бхакти-ратнакара»)

Музыкальная парампара

Поскольку музыка - это важная, но далеко не основная часть нашей традиции, опишем, каким образом она проявилась иразвивалась в нашей Брахма мадхава гаудия сампрадаи.

Ачарьи

«Брахма, Шива и другие учителя сангиты наполнили все миры сладостью. Говорится, что великими учителями сангиты были Брахма, Шива, Нанди, Бхарата, Дурга, Нарада, Кохала, Гавана, Вайу, Рамбха и др.», - так утверждает «Бхакти ратнакара», все они изначальные музыкальные ачарьи с момента проявления сангиты Брахмой в этот период творения.

Кали юга

На заре Кали юги Шрила Вьясадева записал единую веду разделив ее на четыре части. Далее в «Шримад Бхагаватам» описывается, как Шрила Вьясадева поручил четырем своим ученикам по одному из разделов вед. Сама веду он поручил Джаймини.

Веды

Сама-веда Риг-веда Яджур-веда Атхарва-веда
Гандхарва веда Стхапайи веда Дханур веда Аюрведа

Гаудия сампрадая

Но Господь Чайтанья начал новую парампару. Он источник всей музыки в нашей сампрадае. Раньше не было культуры прославления Господа вслух. Эта категория музыки называлась араньягхана и исполнялась только квалифицированными брахманами. Когда Харидас Тхакур прославлял Кришну, постоянно громко повторяя святое имя, ортодоксальные брахманы хулили его за это, утверждая, что Господа нужно славить безмолвно. Но Шри Чайтанья и Его спутники сделали бхаджаны и киртаны прославляющие Бога достоянием всех. Они постоянно проводили санкиртану и днем и ночью. Когда Господь принял санньясу, куда бы Он ни пошел, Он везде проводил санкиртану, вовлекая в этот процесс всех. Благодаря Ему музыка, прославляющая Бога вошла в каждый дом. До этого она была привилегией царских дворов и умудренных знанием брахманов, но с приходом Шри Чайтаньи, люди стали петь славу Кришны в каждом храме и каждом доме.

Итак, сангита в гаудия сампрадае:

• Шри Кришна Чайтанья Махапрабху.

• Сварупа Дамодар Госвами, Нарахари Чакраварти Тхакур, Санджайа Пандит, Мукунда Дата, Васудев Гхош - это ачарьи сангиты. Они лично пели и играли для удовлетворения Господа Чайтаньи: «санджая мукунда васу гхош ади гайа». Описывается, что Нарахари Чакраварти обладал полным знанием о музыке с рождения. Нарахари Чакраварти и Сварупа Дамодар Госвами, описывают сангиту в связи с раса лилой Кришны с гопи.

• Нароттама дас Тхакур. Он написал два сборника бхаджанов: «Према бхакти чандрика». Мы каждый день поем из него молитву «Гуру вандана» и «Лаласамайи прартхана», которая начинается с знаменитого бхаджана: «...гауранга болите хабе»,

В гаудия сампрадае существует три музыкальных ответвления:

1. Гаранхати - стиль Нароттама дас Тхакура.

Он создал свой стиль киртана, новую традицию в гаудия вайшнавской музыке. Насколько мне известно, премьера этого стиля киртана, состоялась на праздновании первой Гаура пурнимы, после ухода Господа Чайтаньи. Нароттам дас возродил классический стиль пения под названием «Дхрувапада». Насколько я понимаю, современный классический стиль пения дхрупад, часто употребляем при исполнении раги, идет именно от Дхрувапада. В начале киртана поются молитвы гуру, потом прославляются игры Гауранги и в завершении игры Радхи и Кришны. По сей день в Индии, сохранились последователи этой сампрадаи. Помимо игры на музыкальных инструментах, они также обучают петь и танцевать.

2. Монохараши - стиль Шриниваса Ачарьи.

3. Ренети - стиль Шьяманады и Бхавананда пандита.

• После некоторого упадка в нашей традиции, Бхактивинод Тхакур возродил киртаны и музыку гаудия вайшнавов. В тот момент времени музыкальная культура гаудия вайшнавов, восстановилась именно через него. Он написал 270 песен (бхаджанов), которые составили четыре сборника; «Кальяна калпатару», «Шаранагати», «Гитавали» и «Гитамала».

• Бхакти Сиддханта Сарасвати написал только один очень важный бхаджан «Гуру парампара», описывающий всех ачарьев от Господа Кришны, таким образом, установив авторитет нашей парампары. Он был строг в исполнении киртанов и не приветствовал игру на фисгармонии.

• А. Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, ачарья основатель международного общества сознания Кришны, привез вайшнавскую музыку в страны запада и постепенно сам, и через своих учеников, наводнил ей весь мир. Своим примером и наставлениями, он установил стандарты пения киртанов и бхаджанов для всех членов ИСККОН - следующих звеньев парампары. (Бхакти Викаша махарадж очень хорошо описал эти стандарты в своей статье о киртанах). Шрила Прабхупада написал два бхаджана: «Маркине бхагавата-дхарма», проповедь бхагавата-дхармы в Америке и «Молитва лотосным стопам Кришны», кришна таба пунья хабе бхаи. Он спел огромное количество бхаджанов ачарьев и научил весь мир Шри Кришна санкиртане - совместному воспеванию святого имени. Итак, с момента организации Шрилой Прабхупадой ИСККОН, началось новое звено в нашей музыкальной парампаре. И именно он, как ачарья, определяет в нашем движении все вопросы. Мнение Шрилы Прабхупады о музыке, как о части сознания Кришны, мы приводили во введении к этой книге. Впоследствии ученики Шрилы Прабхупады и его последователи продолжили развивать музыкальную традицию в ИСККОН:
• Вишнуджана махарадж;
• Ачьютананда свами;
• Джаяшачинандана прабху; и более поздние:
• Агнидев прабху;
• Аиндра прабху;
• Ваясаки прабху;
• Адити дукхаха прабху и т.д.

 

Наука на основе шастр

Музыка - это наука. Любая наука описывает взаимодействие различных явлений и личностей. Музыка - это наука о взаимодействии музыкальных звуков. Существует ряд ведических текстов (шастр) описывающих предмет музыки. Самые знаменитые из них это:
• «Бхакти-ратнакара» Нарахари Чакраварти Тхакура;
• «Сангита-дамодара» Сварупа Дамодара Госвами;
• «Сангита-ратнакара» Шарангадева;
• «Натья-шастра» Бхараты Муни и т.д. Упоминание практически всех важных произведений по сангите приводится в «Бхакти ратнакаре» Нарахари Чакраварти Тхакура. В нашей книге мы будем в основном опираться на его труд. В пятой волне «Бхакти ратнакары» Нарахари Чакраварти Тхакур рассказывает Шринивасу ачарье науку бхакти и музыки (сангиты), как важного элемента танца раса.

Определение сангиты

«Сангита состоит из трех элементов: гита (песня), вадйа (инструментальная музыка) и нритйа (танец). Некоторые говорят, что сангита состоит лишь из гиты и вадьйи. Гита, нритйа и вадйа наиболее знамениты и могущественны. Они привлекают сердца полубогов, людей и других живых существ. В «Шри Сангита-парйате» говорится: «Гита, вадйа и нритйа - три элемента сангиты. Поскольку гита - это наиболее важный элемент, поэтому все три называются сангита».

«Сангита бывает двух видов: марга и деши. На «Сваргалоке марга-сангиту» практикует полубог Брахма - великий ачарйа марга-сангиты».

«Гита (пение), вадья (игра на музыкальных инструментах) и нритья (танец) являются тремя элементами сангиты - музыки. Поскольку гита (пение) является наиболее важным элементом, все три называются сангитой - музыкой»

(Бхакти Ратнакара 2.494)

 

Гита - означает пение, сан - полное. Сангита - искусство музыки.

В десятой песни «Шримад Бхагаватам» описывается как Господь Кришна, являя свои земные игры, обучался в гурукуле шестидесяти четырем видам искусств, которые шли в следующем порядке:
Гита - пение;
Вадья - искусство игры на музыкальных инструментах;
Нритьям - искусство танца;
Натья - театр, сценическое искусство и т.д.

С полным перечнем 64 искусств вы можете ознакомиться в комментарии к ШБ 10.45.35-36.

Таким образом, изучение сангиты занимало не последнее место в ведическом образовании.

Три раздела сангиты

Три раздела сангиты, упоминаются Шрилой Вишванатха Чакраварти Тхакуром во втором стихе его «Гурв-аштаки»:

«махапрабхох киртана нритья гита вадитра» - «киртан Чайтаньи Махапрабху состоит из танцев, пения, и игры на музыкальных инструментах».

Если обратится к логике изложения сангиты в «Бхакти-ратнакаре», то можно выделить следующую структуру.


Сангита

Теория Гита- пение Вадья - игра на муз. инструментах Нритья- искусство танца

 

Рассмотрим более детально:
1. Теория
нада - звук;
шрути - микротона;
свара - семь основных нот;
рага - музыкальные краски;
аланкары - украшения, при исполнении раги (мелизмы и т.д.);
тала - ритм;
таланга - длительность нот;
прабандха - музыкальные формы.
2. Гита
гита - разновидности песен;
гамака - украшения при пении («плавающие» свары: глиссандо и т.д.);
гита-доши - недостатки песен;
артха-наирмалья - правильная речь;
гайака - разновидности певцов;
гайана-доша - недостатки певцов;
апракрита - духовные песни.
3. Вадья
Четыре вида музыкальных инструментов:
тала - струнные инструменты;
шушура - духовые инструменты;
аннадха - ударные - барабаны;
гхана - железные ударные.
4. Натья
натья, нритья и нрита - различные стили танцев;
тандава - мужские танцы;
ласья - женские танцы;
абхиная - театральные жесты (жесты эмоционального выражения при танце: мудры, движения глаз, головы, стоп и т.д.).

Все эти элементы сангиты, подробно рассмотрены в «Бхакти-ратнакаре», мы же рассмотрим основные из этих понятий в последующих разделах нашей книги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.072 с.)