Магнитное напряжение воздушного зазора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магнитное напряжение воздушного зазора



 

В воздушном зазоре электрической машины индукция непосто­янна. При распределенной обмотке она изменяется по кривой, близ­кой к синусоиде (рис. 4.2, а), а при сосредоточенных обмотках имеет форму, приближающуюся к прямоугольнику (рис. 4.2, 6). Значение потока на полюсном делении

Bδx dx (4.3)

где l δ — расчетная длина магнитопровода; Вδх — индукция в зазоре в точке х.

Рис. 4.2. Распределение индукции в воздушном зазоре на полюсном де­лении электрической машины: а — с распределенной обмоткой; б — с сосредоточенной обмоткой (с явно выра­женными полюсами)   В практических расчетах элект­рических машин производить интег­рирование неудобно, тем более что точное аналитическое выражение распределения индукции вдоль дуги полюсного деления получить труд­но. Поэтому вводится понятие рас­четной полюсной дуги b δ, на протя­жении которой индукция принима­ется постоянной. Значение b δ нахо­дится из условия равенства потоков в воздушном зазоре на единицу дли­ны магнитопровода: Bδx dx (4.4) где Вδ — максимальное значение ин­дукции в воздушном зазоре. Величина b δ определяется как часть полюсного деления машины:

b δ = α δ τ (4.5)

где αδ— коэффициент полюсного перекрытия; его значение, как сле­дует из определения b δ, зависит от формы кривой поля в воздушном зазоре.

 

При синусоидальном распределении индукции по длине полюс­ного деления неявнополюсных машин

αδ = 2 /π ≈ 0,64. (4.6)

При насыщении зубцов кривая поля уплощается и значение αδ возрастает. Для средненасыщенных машин значение αδ лежит в пре­делах 0,7 — 0,74, но при больших насыщениях может превышать 0,8.

В машинах с явно выраженными полюсами форма кривой поля зависит от конфигурации, размеров и вида полюсных наконечни­ков, поэтому расчетная длина полюсной дуги b δ определяется в за­висимости от размерных соотношений полюсных наконечников и зазора. Методы расчета b δ для машин с явно выраженными полюса­ми приведены в главах книги, в которых рассматривается проекти­рование машин этих типов.

Картина поля в воздушном зазоре в осевой плоскости (рис. 4.3) показывает, что индукция по длине зазора также неодинакова. Про­тив вентиляционных каналов она будет несколько меньше, чем на участках, лежащих против пакетов сердечника. Кроме того, часть магнитных линий потока замыкается через торцевые поверхности сердечника. Так как в расчетах используется постоянное значение Вδ, то для правильного определения потока через зазор вводится по­нятие расчетной длины магнитопровода l δ, при определении кото­рой учитывается неравномерность распределения Вδ вдоль зазора. Расчетная длина может быть найдена аналитическим решением, графическим построением по картине поля или аналогично опреде­лению b δ, т. е. из условия

B δ z dz (4.7)

определяющего равенство площадей прямоугольника длиной l δ и вы­сотой Вδ и площади криволинейной фигуры, ограниченной действи­тельной кривой распределения индукции вдоль зазора (см. рис. 4.3).

Исследования показали, что доля потока полюсного деления, линии которого замыкаются через торцевые поверхности сердечни­ка, зависит в основном от воздушного зазора. В машинах, имеющих малый зазор, например в асинхронных двигателях, эта часть потока незначительна, и в расчетах ее не учитывают. В машинах с больши­ми зазорами увеличение расчетной длины воздушного зазора по сравнению с действительной за счет этой части потока принимается равным 2δ.

 

Рис. 4.3. Распределение индукции в воз- Рис. 4.4. К расчету коэффициента

душном зазоре электрической машины воздушного зазора

по длине магнитопровода

 

Влияние провалов в кривой индукции, возникающих над радиальными вентиляционными каналами, учитывается при определении l δ следующим образом. Действительная ширина радиальных каналов bk заменяется расчетной b ' k, которая зависит от соотношения bk / δ.

Таким образом, расчетная длина магнитопровода в общем случае определяется по формуле

 

l δ = l 1 – n к b' к + 2δ (4.8)

 

где l 1 – конструктивная длина магнитопровода; n к и b 'к – соответственно число и расчетная ширина радиальных вентиляционных каналов.

При наличии каналов только на статоре (или только на роторе)

 

b' к = (4.9)

При каналах на статоре, и на роторе

 

b' к = (4.10)

 

Радиальные вентиляционные каналы обычно выполняются шириной b к = 10 мм. В машинах с малым воздушным зазором (δ << b к) расчетная ширина канала b 'кb к.

В машинах с большим воздушным зазором (δ >> bk) расчетная ширина канала b 'к ≈ 0.

С учетом рассмотренных особенностей распределения индукции в воздушном зазоре электрической машины расчетная площадь полюсного деления

S δ = a δ τ l δ (4.11)

Тогда индукция в зазоре

B δ = (4.12)

Магнитодвижущая сила воздушного зазора между гладкими по­верхностями

F δ = (4.13)

В большинстве машин поверхности статора и ротора, ограничивающие воздушный зазор, не гладкие, а имеют различные неровно­сти: пазы, углубления для размещения бандажей и др. Магнитное сопротивление участков такого зазора в поперечном сечении маши­ны различно, поэтому распределение индукции по площади воздуш­ного зазора неравномерно. Наибольшая неравномерность возникает из-за наличия зубцов на статоре и роторе. Над коронками зубцов магнитные линии сгущаются, а над прорезями пазов плотность линии уменьшается (рис. 4.4). В кривой индукции в воздушном зазоре появляются провалы. Магнитное сопротивление и маг­нитное напряжение воздушного зазора при неравномерной индукции возрастают.

Увеличение магнитного напряжения учитывается введением ко­эффициента воздушного зазора (коэффициента Картера) k δ. Этот коэффициент, полученный расчетом полей в зазорах с различным соотношением ширины зубцов и пазов, показывает, насколько воз­растает магнитное напряжение зазора при зубчатой поверхности статора или ротора по сравнению с магнитным напряжением зазора между гладкими поверхностями.

Можно использовать также понятие расчетного воздушного зазора

δ ' = δ k δ (4.13 а)

т. е. равномерного воздушного зазора, который имеет магнитную проводимость, равную магнитной проводимости реального воздуш­ного зазора. С учетом k δ МДС зазора

F δ = . (4.14)

Если одна поверхность зазора гладкая, а другая зубчатая, то k δ достаточно точно определяется по формуле

k δ = tZ / (tZ - γδ), (4.15)

где

либо по формуле

(4.16)

Обозначения величин, входящих в формулы, ясны из рис. 4.4.

Формула (4.15) получила наибольшее распространение. Форму­ла (4.16) используется, в основном, при открытых пазах.

Коэффициенты воздушного зазора рассчитывают отдельно для статора и для ротора. В первом случае предполагается, что поверх­ность статора зубчатая, а ротора — гладкая, во втором — наобо­рот: поверхность ротора зубчатая, а статора гладкая.

В расчетные формулы (4.14) — (4.16) подставляются значения tZ и b ш, характеризующие зубцы, влияние которых учитывается коэф­фициентами k δ1 и k δ2. Так, для машины, имеющей зубцы и на стато­ре, и на роторе, рассчитывают:

для статора

; (4.17)

для ротора

; (4.18)

где tZ 1, b ш1 и tZ 2 и b ш2 — соответственно зубцовые деления и ширина шлица пазов статора и ротора.

По аналогичным формулам находят и другие частичные коэф­фициенты воздушного зазора k δ3, k δ4,..., учитывающие влияние дру­гих неравномерностей воздушного зазора, например канавок для размещения бандажей на якорях машин постоянного тока.

Результирующий коэффициент воздушного зазора равен произ­ведению всех частичных коэффициентов, рассчитанных для статора и ротора:

k δ = k δ1 k δ2 k δ3 (4.19)

Таким образом, МДС воздушного зазора электрической маши­ны F δ, А, определяется по формуле

F δ = , (4.20)

где k δ — коэффициент воздушного зазора; Вδ — индукция в воздуш­ном зазоре, Тл:

 

В δ = Ф / (a δ τ l δ),

 

αδ — коэффициент полюсного перекрытия; l δ — расчетная длина магнитопровода [6].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.021 с.)