Тематические направления маркетинга города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематические направления маркетинга города



 

Инвестиционный маркетинг

 

Чтобы любой город благополучно развивался, ему нужен постоянный приток капиталов. Будет такой приток или нет, какой характер он будет носить и каков будет его экономический эффект - все это зависит от множества разнообразных факторов, из которых складывается инвестиционный климат города. И деятельность местных властей по привлечению инвестиций заключается, по сути, только в одном - в улучшении параметров инвестиционного климата, на которые можно влиять управленческими действиями. Таким образом, муниципалитет располагает только косвенными рычагами влияния на инвестиционный процесс. Максимум, что он может сделать, это сформировать комфортные условия для хозяйственной деятельности, преуспеть в этом на фоне конкурентов и донести эту информацию до инвесторов, ожидая их позитивного решения. Вот почему маркетинг так важен для привлечения инвесторов - он создает репутацию города как надежного партнера, с которым "можно иметь дело".

Инвестиционный климат территорий за последние десять лет стал определяющим фактором их развития. Инвестиции - это прежде всего налоговая база и рабочие места. Многие региональные и муниципальные управленцы понимают это и выдвигают инвестиционную политику на первое место в списке управленческих приоритетов. Однако, как показывает практика, инвестиционная политика на местах трактуется очень узко - как привлечение внешних инвестиций в производство, в основной капитал. Но на этот сектор приходится лишь часть инвестиционных потоков, проходящих через город, и часто не самая большая. Здесь важно обратить внимание на три важные мировые тенденции, меняющие акценты инвестиционной политики мест.

Во-первых, сегодня ключевое значение приобретают инвестиции в нематериальные активы города - в здоровье горожан и их интеллектуальный потенциал, в культуру и инновации, а также в имидж города.

Во-вторых, в условиях экономического роста все большее значение приобретают нефинансовые инвестиции. Импорт технологий и идей становится более востребованным для местных экономик, чем импорт денег.

Наконец, в-третьих, в быстро меняющейся глобальной экономике видоизменяется инвестиционная деятельность: постоянно возникают новые формы и виды инвестирования, простые инвестиционные проекты заменяются сложными схемами, включающими торговлю финансовыми обязательствами, в которую вовлечено много заинтересованных сторон, увеличивается число посредников в инвестиционном процессе, источники инвестирования диверсифицируются и их трудно отслеживать, возникают новые методы управления рисками. В такой ситуации городам чрезвычайно трудно проводить стабильную инвестиционную политику. Она должна все время подстраиваться под изменчивую внешнюю конъюнктуру.

Инвесторы - это специфичная аудитория для маркетинга. Они оценивают город как площадку для конкретных бизнес-проектов, главные достоинства которой - качественная инфраструктура, доступность кадров, благожелательность властей, отсутствие социальной напряженности, а также уникальное инвестиционное предложение. Поэтому перед проведением инвестиционного маркетинга город должен проделать трудоемкую работу по созданию качественной городской среды. Без этого любые усилия в маркетинге окажутся бесплодными. Какие приоритетные направления действий можно рекомендовать российским городам для достижения этой цели?

1. Фиксация приоритетов инвестиционной политики города. В большинстве мест такие приоритеты сегодня не выработаны. Если они и есть, то озвучены лишь в речах местных лидеров, но не зафиксированы в документах городского развития и не являются легитимными в глазах инвесторов. Есть, впрочем, и другая крайность - когда приоритеты сформулированы очень узко и жестко (например, "нам нужны только прямые инвестиции в высокотехнологичное производство в энергетическом машиностроении, обеспечивающие не менее 1000 рабочих мест"). Часто внешний инвестор лучше местных властей понимает, каковы инвестиционные возможности города.

2. Административное и институциональное обеспечение инвестиционной политики. Можно назвать лишь три-четыре десятка российских муниципалитетов, имеющих целевые программы повышения инвестиционной привлекательности территории. Еще меньше городов, реально выполняющих их. Считается, что раз у муниципалитета нет полномочий напрямую управлять внебюджетными инвестиционными потоками, то и влиять на них не надо. Ведь главным в целевых программах считается бюджет, а как с помощью капитальных или текущих расходов улучшить инвестиционный климат? Но в том-то и дело, что финансовое обеспечение играет в инвестиционной политике второстепенную роль. Намного важнее административные рычаги - система разрешений и запретов и нормотворчество, которые устанавливают четкие, прозрачные и одинаковые для всех правила игры на инвестиционном поле.

Процесс привлечения инвестиций обязывает также к формированию координирующих институтов, ответственных за реализацию инвестиционной политики. Опять же лишь в немногих муниципальных администрациях имеется специальное подразделение, отвечающее за инвестиционную политику. Чаще всего соответствующие функции разбросаны между экономическими, финансовыми или даже коммунальными службами, но, поскольку ни для одной из этих служб они не являются профильными, выполняются плохо.

Богатый опыт борьбы за инвестиции муниципалитетов Запада предлагает делегировать функции по привлечению инвестиций независимым структурам - агентствам экономического развития и бизнес-ассоциациям. Однако в сегодняшних российских условиях, с нашей точки зрения, инициатива должна исходить все же от органов местного самоуправления. В последующем, разумеется, не исключены и другие варианты.

Вот возможные функции подразделения администрации, ответственного за проведение инвестиционной политики:

аналитические функции:

1) инвентаризация и анализ инвестиционного климата в городе;

2) мониторинг и анализ инвестиционного процесса, формирование соответствующих аналитических отчетов (обязательно с рекомендациями по корректировке инвестиционной политики города);

3) разработка и регулярное обновление инвестиционного паспорта города;

контактно-информационные функции:

4) прямые контакты с потенциальными и действующими инвесторами, координация и сопровождение инвестиционных проектов;

5) административное сопровождение инвестиционных проектов, организация конкурсов инвестиционных проектов;

6) организация участия администрации города в конкурсных проектах (федеральные и региональные целевые программы, грантовые проекты, тендеры и т.д.). Конкретные действия: поиск проектов, подготовка конкурсных заявок, представление города на конкурсах, подбор рабочих групп по реализации проектов;

маркетинговые функции:

7) проведение комплекса мер по инвестиционному маркетингу города;

8) распространение рекламной информации об инвестиционных площадках города и его инвестиционном климате;

9) содействие городским предприятиям в продвижении их продукции на внешних рынках (информирование, поиск партнеров, анализ рынков, организация стендов на выставках и т.д.);

функции планирования:

10) разработка и планирование новых мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в городе;

11) контроль за выполнением целевой программы по повышению инвестиционной привлекательности города.

3. Инвестиционная политика - это публичная политика. Прежде всего необходим постоянный (желательно личный) контакт между администрацией и инвесторами. Правила игры должны вырабатываться сообща с участием действующих и потенциальных хозяйствующих субъектов, а также самих жителей.

Публичный, озвученный в информационном пространстве город воспринимается как привлекательный и открытый для инвестиций. Прозрачность, открытость - это факторы, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат. Лучше негативная информация о месте, чем вообще никакой. Именно поэтому территории стремятся получить инвестиционные рейтинги. Низкие инвестиционные риски, оцененные экспертами, позволяют привлекать более "дешевые" для муниципалитета инвестиции.

Важнейшее направление инвестиционного маркетинга для города - интернет-маркетинг. Городские интернет-порталы позволяют донести до инвесторов нужную информацию о городе, а также получить обратную связь. Наиболее активные города формируют на сайтах специальные разделы, ориентированные только на потенциальных инвесторов. В них размещается инвестиционный паспорт города*(48), реестр инвестиционных площадок и другая информация, которая может заинтересовать инвесторов. Среди интернет-порталов с лучшими инвестиционными разделами можно выделить сайты Армавира, Новосибирска, Петрозаводска, Томска.

4. Не только привлечение, но и удержание инвестиций. Работа с уже действующими в городе субъектами бизнеса не менее важна, чем "заманивание" инвесторов извне. Это также неотъемлемая часть инвестиционной политики. Принимая решение о размещении инвестиционного проекта на территории, его организаторы прежде всего интересуются мнением уже работающих там инвесторов.

5. Муниципалитет как инвестор. Необходимо разработать четкие критерии использования бюджетных средств в инвестиционных проектах. Долевое финансовое участие муниципалитета в наиболее важных для него социальных проектах - одна из форм стимулирования (создания дополнительных стимулов) инвестиционной деятельности. Форм совместного инвестирования много, причем участие муниципалитета необязательно должно быть финансовым. Наиболее важная для инвестора форма участия города в проекте - это административная поддержка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.01 с.)