Глава 5. Зарубежная сказка эпохи романтизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Зарубежная сказка эпохи романтизма



 

Романтическое мироощущение

 

Это было тяжкое время для Европы: Франция переживала ко­лоссальной силы социальный взрыв — в 1789 году началась Вели­кая французская революция, которая длилась, сотрясая мир, пять лет. Последний, 1793 год, год революционного террора, был, ве­роятно, самым трудным и кровавым.

Настроение, которое породили революционные события, мож­но определить одним словом — разочарование. Вера в возмож­ность переустройства мира на гуманных основаниях рухнула. В ла­гере, противоположном революционному, она рухнула тоже: со­хранить прежнюю, монархическую, форму государственности не удалось — она изжила себя. Кровь пролилась понапрасну... Уроки революционных потрясений необходимо было осмыслить. И пока французы строили баррикады и умирали на них, эти катастрофи­ческие события осмысливались в соседней Германии, стране фи­лософов.

Именно там из глубочайшего разочарования, охватившего мир, родилось романтическое искусство. Впервые слово «романтический» появилось у английских писателей еще в 70-х годах XVIII века. Но тогда оно обозначало всего лишь «живописный», т.е. фантасти­ческий, сказочный, принадлежащий нездешнему миру. По-насто­ящему романтическое сознание оформилось в 90-е годы XVIII века в Германии и означало оно новую целостную систему философ­ских и эстетических взглядов.

Эта система утверждала веру в существование иного, немате­риального, мира. Причем именно этот мир воспринимался ро­мантиками как истинный. То было царство чистой духовности, истины, добра и красоты — мир Божий. К нему-то и стремилась душа романтика. В мире здешнем — мире мелочности, пошлости и злобы — она задыхалась. В поисках чего-то истинного, крупного, настоящего романтики обратили взор к историческому прошлому своего народа. Им казалось, что там, в далекие времена, едва различимые сквозь туман столетий, вырисовываются могучие фигуры сказочно прекрасных героев, за толстыми стенами замков таятся великие страсти, совершаются грандиозные деяния. От ис­тории романтики перешли к временам доисторическим, они на­чали изучать мифологию своих далеких предков, их художествен­ное наследие. Романтики первыми стали собирать, изучать и сис­тематизировать фольклор. Ну а те из них, кто предавался поэзии, создали целую заповедную страну грез и фантазий, где царили подлинные и яркие чувства, красота и мудрость, где душа поэта парила вольно и счастливо.

Подобно любому религиозному человеку, романтик представ­лял себе душу как некую бессмертную сущность: она была всегда и обитала близ Бога. Когда же на земле рождалось дитя, душа — вечная, мудрая душа — поселялась на некоторое время в этом маленьком существе. И, конечно, поначалу душе было непривыч­но в ее новом месте обитания, она тосковала о том мире, из кото­рого пришла. Поэтому-то ребенка как бы сама природа наделила романтическим мироощущением: странной тягой к иным неведо­мым мирам, особым даром улавливать неясные импульсы, исхо­дящие из них, иной раз прозревать глубинную сущность вещей сквозь непрозрачный покров обыденной жизни.

Взрослым, чья душа уже успела позабыть свою истинную ро­дину, все эти способности абсолютно недоступны и даже кажут­ся чем-то подозрительным, излишним, враждебным здравому смыслу. Взрослые погружены в дела, в заботы о хлебе насущном, ими руководят рассудочность и прагматизм. Так романтиками впервые был «открыт ребенок». С их точки зрения, сам романтик — дитя, которое также никогда не взрослеет, но сохраняет связь с таинственными высшими сферами. Поскольку ребенок наделен совершенно другим типом мышления по сравнению со взрослы­ми, то он среди них выглядит чужаком. Точно так же, как и романтик.

Отсюда возникает неизбежный трагический конфликт, отра­женный практически во всех романтических произведениях: про­тивостояние романтического героя (взрослого мечтателя или ре­бенка) реальной действительности. Конфликт является трагиче­ским, потому что он не может быть разрешен: ни обыденный мир никогда не поймет и не примет романтического героя, ни роман­тический герой никогда не пойдет на соглашение с вульгарной обыденностью. Противостояние оборачивается полным одиноче­ством героя, изоляцией его от людей. В том случае, когда героем является ребенок, он чаще всего окружен родными и любящими людьми. Но вся печаль в том и состоит, что и любящие родители, и старшие братья и сестры не могут понять детскую душу, ее том­ления, не ясные и самому ребенку.

Возникнув в конце XVIII столетия, романтизм вовсе не пре­кратил своего существования с наступлением эпохи реалистиче­ского искусства, а затем и других литературных направлений. Несколько видоизменившись, он продолжает существовать по сей день, поскольку романтики, по-видимому, никогда не переве­дутся. Что же касается детской литературы, то в ней романтизм остается ведущим направлением, поскольку детское сознание ти­пологически сходно с сознанием романтическим. Даже в сугубо реалистических произведениях о детях или для детей непременно обнаруживаются элементы романтизма. Потому что романтиче­ское миросозерцание естественно для юного существа, потому что в книге это юное существо ищет отзвука своих стремлений и чувствований.

Вопросы и задания

1. Когда и где возникает романтизм как оформившееся направление в искусстве?

2. Каковы социальные и философские предпосылки возникновения романтизма?

3. Назовите основные принципы романтизма.

4.В чем состоит близость детского и романтического видения мира?

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.004 с.)