Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Зарубежная сказка эпохи романтизма
Романтическое мироощущение
Это было тяжкое время для Европы: Франция переживала колоссальной силы социальный взрыв — в 1789 году началась Великая французская революция, которая длилась, сотрясая мир, пять лет. Последний, 1793 год, год революционного террора, был, вероятно, самым трудным и кровавым. Настроение, которое породили революционные события, можно определить одним словом — разочарование. Вера в возможность переустройства мира на гуманных основаниях рухнула. В лагере, противоположном революционному, она рухнула тоже: сохранить прежнюю, монархическую, форму государственности не удалось — она изжила себя. Кровь пролилась понапрасну... Уроки революционных потрясений необходимо было осмыслить. И пока французы строили баррикады и умирали на них, эти катастрофические события осмысливались в соседней Германии, стране философов. Именно там из глубочайшего разочарования, охватившего мир, родилось романтическое искусство. Впервые слово «романтический» появилось у английских писателей еще в 70-х годах XVIII века. Но тогда оно обозначало всего лишь «живописный», т.е. фантастический, сказочный, принадлежащий нездешнему миру. По-настоящему романтическое сознание оформилось в 90-е годы XVIII века в Германии и означало оно новую целостную систему философских и эстетических взглядов. Эта система утверждала веру в существование иного, нематериального, мира. Причем именно этот мир воспринимался романтиками как истинный. То было царство чистой духовности, истины, добра и красоты — мир Божий. К нему-то и стремилась душа романтика. В мире здешнем — мире мелочности, пошлости и злобы — она задыхалась. В поисках чего-то истинного, крупного, настоящего романтики обратили взор к историческому прошлому своего народа. Им казалось, что там, в далекие времена, едва различимые сквозь туман столетий, вырисовываются могучие фигуры сказочно прекрасных героев, за толстыми стенами замков таятся великие страсти, совершаются грандиозные деяния. От истории романтики перешли к временам доисторическим, они начали изучать мифологию своих далеких предков, их художественное наследие. Романтики первыми стали собирать, изучать и систематизировать фольклор. Ну а те из них, кто предавался поэзии, создали целую заповедную страну грез и фантазий, где царили подлинные и яркие чувства, красота и мудрость, где душа поэта парила вольно и счастливо.
Подобно любому религиозному человеку, романтик представлял себе душу как некую бессмертную сущность: она была всегда и обитала близ Бога. Когда же на земле рождалось дитя, душа — вечная, мудрая душа — поселялась на некоторое время в этом маленьком существе. И, конечно, поначалу душе было непривычно в ее новом месте обитания, она тосковала о том мире, из которого пришла. Поэтому-то ребенка как бы сама природа наделила романтическим мироощущением: странной тягой к иным неведомым мирам, особым даром улавливать неясные импульсы, исходящие из них, иной раз прозревать глубинную сущность вещей сквозь непрозрачный покров обыденной жизни. Взрослым, чья душа уже успела позабыть свою истинную родину, все эти способности абсолютно недоступны и даже кажутся чем-то подозрительным, излишним, враждебным здравому смыслу. Взрослые погружены в дела, в заботы о хлебе насущном, ими руководят рассудочность и прагматизм. Так романтиками впервые был «открыт ребенок». С их точки зрения, сам романтик — дитя, которое также никогда не взрослеет, но сохраняет связь с таинственными высшими сферами. Поскольку ребенок наделен совершенно другим типом мышления по сравнению со взрослыми, то он среди них выглядит чужаком. Точно так же, как и романтик. Отсюда возникает неизбежный трагический конфликт, отраженный практически во всех романтических произведениях: противостояние романтического героя (взрослого мечтателя или ребенка) реальной действительности. Конфликт является трагическим, потому что он не может быть разрешен: ни обыденный мир никогда не поймет и не примет романтического героя, ни романтический герой никогда не пойдет на соглашение с вульгарной обыденностью. Противостояние оборачивается полным одиночеством героя, изоляцией его от людей. В том случае, когда героем является ребенок, он чаще всего окружен родными и любящими людьми. Но вся печаль в том и состоит, что и любящие родители, и старшие братья и сестры не могут понять детскую душу, ее томления, не ясные и самому ребенку.
Возникнув в конце XVIII столетия, романтизм вовсе не прекратил своего существования с наступлением эпохи реалистического искусства, а затем и других литературных направлений. Несколько видоизменившись, он продолжает существовать по сей день, поскольку романтики, по-видимому, никогда не переведутся. Что же касается детской литературы, то в ней романтизм остается ведущим направлением, поскольку детское сознание типологически сходно с сознанием романтическим. Даже в сугубо реалистических произведениях о детях или для детей непременно обнаруживаются элементы романтизма. Потому что романтическое миросозерцание естественно для юного существа, потому что в книге это юное существо ищет отзвука своих стремлений и чувствований. Вопросы и задания 1. Когда и где возникает романтизм как оформившееся направление в искусстве? 2. Каковы социальные и философские предпосылки возникновения романтизма? 3. Назовите основные принципы романтизма. 4.В чем состоит близость детского и романтического видения мира?
Эрнст Теодор Амадей Гофман
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.004 с.) |