Тема гуманизма, отношения к человеку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема гуманизма, отношения к человеку.



Главный герой романа не раз задумывается над вопросом: что есть такое человек и человечность, что такое гуманизм. Данная тема – один из лейтмотивов произведения.

 

«Гуманизм подхватывает и переплавляет в единый сплав все возможные точки зрения. Спорить с гуманизмом впрямую - значит играть ему на руку; он живет за счет своих противников. Есть племя упрямых, ограниченных людей, настоящих разбойников, которые всякий раз ему проигрывают, - любую их крайность, самое злобное неистовство гуманизм переварит, превратив в белую пенистую лимфу. Он переварил уже антиинтеллектуализм, манихейство, мис­тицизм, пессимизм, анархизм, эготизм: все они превратились в различные этапы развития мысли, в ее незавершенные формы, все оправдания которых толь­ко в нем, в гуманизме» (11,с. 152).

Тема жизни среднестатистического обывателя.

Ж.-П. Сатр не описывает жизнь французского общества, потому что роман не описательный. Однако Антуан Рокантен очень много размышляет о жизни обычных рядовых людей, наполнена ли она смыслом или бесцельна и пуста.

 

«Соблюдая все приличия по отношению к Богу и к ближним, эти люди ти­хонько отбыли в страну смерти, чтобы потребовать там свою долю вечного блаженства, на которое имели право. Потому что они имели право на все: на жизнь, на работу, на богатство, на власть, на уважение и, в конечном счете - на бессмертие» (11,с. 107).

 

 

Проблематика

Проблема одиночества.

Антуан Рокантен ведет совершенно одинокий образ жизни. У него нет ни родных, ни друзей: с женщиной, которую любил, он расстался лет пять назад и теперь едва помнит ее облик.

 

«А я живу один, совершенно один. Не разговариваю ни с кем и никогда; ни­чего не беру, ничего не даю. Самоучка не в счет. Есть, конечно, Франсуаза, хо­зяйка «Приюта путейцев». Мы занимаемся с ней любовью на равных. Она полу­чает от этого удовольствие (мужчина ей нужен каждый день, и кроме меня у нее есть еще много других), а я освобождаюсь от приступов меланхолии, при­чины которой мне слишком хорошо известны» (11,с.13-14).

 

Когда человек осознает, что им никто не интересуется, о нем никто не спрашивает; у него возникает ощущение, что его не существует в этом мире. Не с кем поговорить, поделиться своими мнениями. Человек не получает подтверждения от других людей, что он на самом деле существует. Становится страш­но, ты чувствуешь себя лишним в этом мире.

 

«В первый раз в жизни мне тяжело быть одному. Пока еще не поздно, по­ка я еще не навожу страх на детей, я хотел бы с кем-нибудь поговорить о том, что со мной происходит» (11,с.16).

 

От одиночества не спасет даже смерть. Одинокому человеку остается толь­ко перебирать свои мысли, что и делает Рокантен. От этого можно просто сойти с ума.

«Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете, и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни» (11,с.149).

Проблема любви.

 

Женщину, которую любил Антуан Рокантен звали Анни. Когда они были вместе, то страстно любили друг друга. Они не отлучались друг от друга целы­ми днями. Но это не могло продолжаться вечно. Они просто надоели друг другу и разошлись.

 

«Пока мы любили друг друга, мы не позволяли даже самому ничтожному из наших мгновений, самой пустяковой из наших горестей отделиться от нас и остаться в минувшем: Запахи, звуки, оттенки каждого дня, даже мысли, не высказанные вслух, - мы все удерживали при себе, и все оставалось живым; мы продолжали наслаждаться и мучиться всем этим в настоящем. Никаких вос­поминаний: беспощадная, палящая любовь - ни тени, ни уголка, где укрыться, куда отступить. Три года, спрессованные воедино, составляли наше сегодня. Потому-то мы и расстались; у нас не хватило сил выносить дальше такое бремя. А потом, когда Анни сразу, без раздумий бросила меня, три года рухнули в прошлое. Я даже не страдал, я был опустошен. Потом время потекло даль­ше, и пустота стала разрастаться» (11,с..84).

Эта любовь была необычна. Анни очень много раздражало в действиях и поведении Антуана. Но любовь их настолько была сильна, что каждый из них помнит такие мелочи, которые просто непостижимы для влюбленных.

 

«Я никогда не была и не буду «твоей дорогой Анни». И поверь, ты мне во­все не «дорогой Антуан». Если не знаешь, как ко мне обращаться, не обращайся никак, это куда лучше». Я вынимаю письмо из бумажника. Там не написано «Дорогой Антуан». Нет в конце и обычной формулы вежливости; «Мне необ­ходимо с тобой увидеться». Ничего, что может навести на мысль о ее чувствах» (11,с.82).

 

Для того, чтобы любить нужна огромная энергия. Ты отдаешь часть себя другому человеку. Забота, внимание отнимают больше сил, чем любой физиче­ский труд. Когда люди расходятся, то они больше не способны на такую же полную любовь.

 

«Тебя я страстно любила... Знаю, что больше никто и ничто не сможет внушить мне страсть. Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность... Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну» (11,с.185).

2.3. Проблема мещанского образа жизни и мышления.

Антуан Рокантен борется с уверенным мещанским правильномыслием. Люди живут ради прибыли, ради роскошной жизни по законам, которые сами себе создали. Они, по мнению Антуана, обманывают сами себя, и эта ложь дви­жет их жизнью.

 

«Сто раз на дню они лицезрят доказательство того, что все работает как отлаженный механизм, все подчиняется незыблемым и непреложным зако­нам. Тела, брошенные в пустоту, падают с одинаковой скоростью, городской парк каждый день закрывается зимой в шестнадцать часов, летом в восемна­дцать; свинец плавится при температуре 335 градусов; последний трамвай отходит от Ратуши в двадцать три часа пять минут. Они уравновешенны, мрачноваты, они думают о завтрашнем дне, то есть, попросту говоря, - об очередном сегодня: у городов бывает один единственный день — каждое утро он возвращается точно таким, каким был накануне. Болваны! Мне противно думать, что я снова увижу их тупые, самодовольные лица. Они составляют законы, сочиняют популистские романы, женятся, доходят в своей глупости до того, что плодят детей» (11,с.201-202).

Антуана раздражает вся их мерзкая натянутость, лицемерность, разговоры ни о чем. Этот момент хорошо описан в воскресной прогулке мещан по улице Турнебрид. Здесь они все видятся друг с другом и начинают благородствовать, важничать.

 

«Добрый день, мсье, добрый день, дорогой мсье, как поживаете, да наденьте же шляпу, мсье, вы простудитесь; благодарю вас, мадам, сегодня и в самом деле прохладно. Дорогая, позволь представить тебе доктора Лефрансуа; ах, доктор, я так рада с вами познакомиться - муж только и говорит что о докторе Лефрансуа, который его так прекрасно лечил, но накройте же голо­ву, доктор, в такой холод вы захвораете; ничего, доктор быстро себя вылечит.

Увы, мадам, врачей лечат хуже других; доктор - отличный музыкант. Боже мой, доктор, а я не знала! Вы играете на скрипке? Доктор — на редкость та­лантливый человек» (11;стр.60).

Из рода в род в этих людях закладывается непробиваемая убежденность, будто им даровано неотчуждаемое право, быть благодетелями здешнего, нравственного и социального, порядка как прямое следствие и продолжение порядка природного, мирового.

«Биение его сердца и глухие шумы всех его прочих органов являлись ему в форме сиюминутных, отчетливых прав. В течение шестидесяти лет он неук­лонно осуществлял свое право на жизнь. Великолепные серые глаза! Ни разу ни малейшее сомнение не замутило их,» (11,с. 110).

Долг и право — явления, по которым живут люди. Если у тебя есть права, значит, есть и обязанности, то есть то, что ты должен взамен за предоставленные тебе возможности. Любая деятельность - это исполнение долга перед жиз­нью.

 

«Он всегда выполнял свой долг, каждый свой долг - сыновний долг, долг супруга, отца, начальника. И неуклонно требовал своих прав: ребенком - права на хорошее воспитание в дружной семье, права наследника незапятнанного имени и процветающего дела; супругом — права на заботу и нежное внимание; отцом - права на почтение, начальником - права на безропотное повиновение. Ибо право всегда оборотная сторона долга» (11,с. 110).

В таком мире нет сердечности, все, что ты делаешь — это твой долг.

 

«Наверняка на смертном одре, в тот час, когда со времен Сократа при­нято произносить какие-нибудь возвышенные слова, он сказал жене то же, что один из моих дядьев сказал своей, которая двенадцать ночей подряд не от­ходила от его постели: «Тебя, Тереза, я не благодарю, ты просто исполнила свой долг» (11,с. 115).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.007 с.)