Тема 8: «Финансы предприятий и организаций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: «Финансы предприятий и организаций»



Вопросы:

1. Финансы предприятий и организаций: состав и структура. Понятие капитала и фирмы.

2. Доходы и расходы фирмы.

3. Прибыль предприятия: формирование и распределение.

4. Финансовый менеджмент.

5. Финансовые риски.

6.Составление финансового плана. Финансовый аспект разработки бизнес-плана предприятия.

Вопрос 1

Юридическое лицо (ГК РФ ч. 1, гл. 2, ст. 48) подразделяется на коммерческое и некоммерческое.

Коммерческая организация: цель – получение прибыли; организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества (полное и командитное), хозяйственные общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО), производственные кооперативы, унитарное предприятие (ГУП, МУП).

Некоммерческая организация: цель – удовлетворение различных общественных потребностей; формы организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Финансы предприятий – это денежные отношения, возникающие в процессе формирования денежных доходов и накоплений и их дальнейшее распределение и использование на нужды предприятия.

Основа финансов предприятий – финансовые отношения фирмы; финансовые ресурсы и денежные фонды; финансовая политика и управление финансами на предприятии.

Функции финансов предприятия:

1.обеспечивающая (ресурсосберегающая) – систематическое формирование денежных средств в нужном объёме;

2. распределительная – осуществляется распределение и перераспределение общих сумм сформированных финансовых ресурсов;

3. контрольная – осуществляется на основе финансовых показателей деятельности организации анализа и разработки мер для повышения эффективности работы предприятия.

Виды контроля:

1. контроль правильности и своевременности перечисления средств в фонды финансовых ресурсов по всем установленным источникам финансирования;

2. контроль соблюдения заданной структуры фондов денежных средств с учётом потребностей производственного и социального характера;

3. контроль целенаправленного и эффективного использования финансовых ресурсов.

Финансовые отношения – это совокупность внутренних и внешних отношений, связанных с движением денежных средств:

1. между учредителями;

2. взаимоотношения с другими предприятиями;

3. с банками;

4. со страховыми компаниями.

Все финансовые отношения носят денежный распределительный характер.

Общие принципы организации финансов предприятий:

1. принцип хозяйственной самостоятельности или финансовой независимости – возможность самостоятельно определять свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств, возможность самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами;

2. самофинансирование – способность финансировать свои текущие капитальные затраты за счёт собственных средств предприятия. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счёт краткосрочных ссуд и коммерческих кредитов;

3. материальная ответственность подразумевает наличие определённой ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности;

4. заинтересованность в результатах деятельности – стремление предприятия к эффективной работе с целью получения прибыли и обеспечения высокой рентабельности;

5. создание финансовых резервов – это необходимость формирования финансовых резервов в виде специальных целевых денежных фондов с обеспечением деятельности предприятия в условиях возможных предпринимательских рисков.

Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы подразделяются на собственные (уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления) и заёмные (привлечённые, внешние) – это банковский кредит, коммерческий кредит, выпуск долговых ценных бумаг, бюджетные средства на возвратной основе и безвозвратной основе.

Капитал фирмы – это значительная часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли. Характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование актива предприятия.

Виды капитала:

1) По принадлежности предприятию:

- собственный;

- заемный.

2) По объекту инвестирования:

- основной;

- оборотный.

3) По форме нахождения в процессе кругооборота:

- денежная;

- производительная;

- товарная;

- денежная.

Средняя продолжительность оборота капитала фирмы характеризуется длительностью оборота в днях, месяцах, годах.

4) В зависимости от целей использования:

- производительный (связан с производством);

- ссудный (кредит);

- спекулятивный (разница между ценой продажи и ценой покупки).


Агрегированная форма баланса предприятия:

Актив Пассив
I Внеоборотные активы III Капитал и резервы
II Оборотные активы IV Доходные обязательства
  V Краткосрочные обязательства
Валюта (баланс) Валюта (баланс)
Имущество фирмы Источники формирования имущества

Классификация активов

1) По форме функционирования:

- материальные;

- нематериальные;

- финансовые.

2 ) По характеру участия в производственном цикле:

- внеоборотные активы;

- оборотные активы.

3) В зависимости от источников формирования:

- валовые (собственные + заемные);

- чистые (только собственные).

4) В зависимости от права собственности:

- собственное;

- арендуемое.

5) По степени ликвидности:

- абсолютно ликвидные;

- высоко ликвидные (краткосрочные финансовые вложения – до 1 года; краткосрочная дебиторская задолженность);

- средне ликвидные (готовая продукция; долгосрочная дебиторская задолженность);

- слаболиквидные (внеоборотные активы; долгосрочные финансовые вложения);

- неликвидные (безнадежная кредиторская задолженность).

Назначение пассива – объяснить, кто является хозяином фирмы, какова его организационно-правовая форма, какова значимость каждого источника финансирования.

Вопрос 2

В процессе хозяйственной и коммерческой деятельности фирмы формируются доходы, которые подразделяются на: первичные и вторичные.

К первичным доходам относится выручка от продажи товаров, работ и услуг. К вторичным – доходы от продажи прочего имущества, внереализационные доходы.

Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

3 вида выручки:

1) Выручка от текущей деятельности;

2) Выручка от инвестиционной деятельности (продажа ценных бумаг);

3) Выручка от финансовой деятельности (размещение акций, облигаций среди инвесторов).


Доходы

ПБУ 9/99 Гл.25 НК РФ
Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).   -
Классификация
1) Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). 2) Прочие поступления (предоставление за плату во временное пользование активов организации; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности, штрафы, пени и др. доходы). 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. 2) Внереализационные доходы (от долевого участия в других организациях, положительная курсовая разница, штрафы, от сдачи имущества в аренду.

Расходы

ПБУ 10/99 Ст.252 НК РФ
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы – обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком.
Классификация
1) Расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Группировка расходов по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочее. 2) Прочие расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; списание основных средств (кроме денежных); проценты за кредит; штрафы, пени, курсовые разницы, сума уценки активов и т.д. 1) Расходы, связанные с производством и реализацией. 2) Внереализационные расходы: - изготовление, хранение, доставка товаров, выполнение работ, приобретение и реализация товаров; - расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и тех.обслуживание основных средств и иного имущества; - расходы на освоение природных ресурсов; - расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; - расходы на обязательное и добровольное страхование; - прочие. Группировка: - материальные расходы; - расходы на оплату труда; - суммы начисленной амортизации; - прочие. 2) Затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией: - расходы на содержание переданного по договору аренды имущества; - процент по долговым обязательствам; - расходы на организацию выпуска ценных бумаг; - отрицательная курсовая разница; - судебные расходы.

 


Себестоимость (С/ст) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Затраты – мера стоимости ресурсов, использованных в производстве и оказание услуг.

Классификация затрат

1) В зависимости от уровня деятельности: переменные, постоянные;

2) В зависимости от возможности непосредственного отнесения на единицу изделия: прямые, косвенные (накладные);

3) В зависимости от времени: текущие, расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов.

Вопрос 3

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия.

При планировании и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли:

1) Валовая прибыль – результат вычитания из выручки прямых производственных издержек (себестоимости). Максимально возможная прибыль – полная маржинальная прибыль.

2) Прибыль от продаж (операционная прибыль) – результат вычитания из валовой прибыли операционных издержек (накладных затрат и амортизации).

3) Прибыль до налогообложения – после учета калькуляционных издержек резервных фондов, создаваемых на покрытия безнадежных долгов.

4) Прибыль от обычной деятельности – остается у предприятия после учета налога на прибыль и др.аналогичных платежей.

5) Чистая прибыль – нераспределенная прибыль отчетного периода.

Схема формирования прибыли

(на основании формы 2 бух.учета)

Выручка от продаж («минус» косвенные налоги)

«минус» с/ст проданных товаров, работ, услуг

= Валовая прибыль

«минус» коммерческие и управленческие расходы

= Прибыль (убыток) от продаж

«плюс/минус» прочие доходы/расходы

= Прибыль (убыток) до налогообложения

«плюс/минус» ОНА*/ОНО**

«минус» текущий налог на прибыль

= Чистая прибыль ЧП (убыток)

* Отложенные налоговые активы

** Отложенные налоговые обязательства

Распределение прибыли является составной частью системы распределительных отношений между субъектами экономической деятельности. Объектом распределения является прибыль до налогообложения.

Принципы распределения прибыли:

1) Прибыль, получаемая предприятием в процессе его производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием.

2) Прибыль в пользу государства поступает в виде налоговых платежей, ставки которых законодательно утверждены.

3) Величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия не должна снижать его заинтересованности в дальнейшем развитии и росте.

4) Прибыль должна удовлетворять финансовые интересы собственников предприятия.

5) Чистая прибыль в первую очередь должна отправляться на цели накопления, во вторую очередь – на цели потребления.

Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб. В соответствии с уставом разрабатывается смета расходов, финансируемых за счет ЧП:

1) Расходы, связанные с производством (расходы на НИОКР, природоохранные мероприятия, на совершенствование технологий и организации производства);

2) Расходы на социальные нужды (расходы на эксплуатацию социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, расходы на проведение культурно-массовых мероприятий);

3) Расходы на материальное поощрение (премии за создание и внедрение новой техники, оказание материальной помощи работникам, доплаты за питание и т.д).

Экономическую целесообразность функционирования предприятия и результативность его производственно-хозяйственной деятельности можно оценить и с помощью относительных показателей (рентабельность).



Вопрос 4

Финансовый менеджмент – система управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих эти решения на практике с целью достижения поставленных целей обеспечения финансовой стабильности и роста.

Цели финансового менеджмента:

1. максимизация полезного экономического результата деятельности фирмы;

2. повышение её экономического потенциала;

3. максимизация прибыли при минимизации расходов;

4. обеспечение конкурентоспособности на рынке на рынке;

5. наилучшее использование источников финансирования, имеющихся на предприятии и привлечение новых для достижения поставленных задач;

6. оптимизация структуры активов компании;

7. обеспечение финансовой стабильности компании в обозримом будущем.

Объект управления финансового менеджмента – денежный оборот хозяйствующего субъекта. Предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчётности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат (форма №4), и в зависимости от изменения структуры пассива и актива предприятия.

Финансовая служба – работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление или любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками) и выработки финансовой политики предприятия.

Функции финансовой службы:

1.участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

2. разработка финансовой программы развития;

3. определение кредитной политики;

4. управление денежными потоками;

5. анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.

Вопрос 5

Финансовые риски – это совокупность финансовых операций предприятия с негарантированными конечными результатами.

Классификация

1. по типу совершаемых операций:

- коммерческие риски возникают в сфере товарооборота для большинства предприятий, связанных материально-технические снабжения и реализация;

- инвестиционные риски связаны с любыми внешними и внутренними инвестициями предприятия, исключение операции на фондовом рынке;

- фондовые риски связаны с любыми типами операций на рынке ценных бумаг;

- кредитные риски характерны для любых организаций, которые осуществляют поставку продукции на условиях коммерческого кредита или производящих предоплату по условиям договора;

- ипотечные риски характерны для любых операций с недвижимостью;

- страховые риски относительно страховых компаний;

2. по потенциальной степени риска:

- операции с наибольшей степенью риска (игровые сделки на рынке ценных бумаг и большинство коммерческих рисков);

- операции со средней степенью риска (кредитные и страховые риски);

- операции с наименьшей степенью риска (ипотечные и большинство инвестиционных рисков);

3. по абсолютной величине (масштабности):

- мелкие риски;

- средние риски;

- крупные риски;

- глобальные или критические риски (автоматически приводит к банкротству или на грани банкротства).

Основные формы потерь

1. дополнительные финансовые затраты (связь с внеплановыми расходами из негативного развития локальных элементов операции);

2. прямой финансовый ущерб (единовременные финансовые потери по результатам завершённой операции);

3. упущенная прибыль (потери долгосрочного характера).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.052 с.)