Составитель: В.И.Нагаевский, доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: В.И.Нагаевский, доцент



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ»

Направление подготовки: 1.00.4 - Транспортные технологии

Специальность: 6.070.101 – Транспортные системы, ОКР «бакалавр».

(дневная и заочная формы обучения)

 

 

Мариуполь 2013г


УДК 656.004(072)

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Управление закупками в транспортных системах» (для студентов направления подготовки: 1.00.4 - Транспортные технологии, специальности: 6.070.101 – Транспортные системы, дневной и заочной форм обучения) / Сост.В.И.Нагаевский; - ПГТУ.-Мариуполь, 2013 - 78 с

 

 

Методическое указания составлены на основании рабочей программы по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах», разработанной на основе учебно-профессиональной программы высшего образования по направлению «Транспортные технологии».

Представлены задания к практическим работам и даны методики и примеры их выполнения.

 

 

Составитель: В.И.Нагаевский, доцент

Кафедры «ТМП и Л», к.т.н.

 

Рецензент: А.А. Лямзин, доцент

кафедры «ТМП и Л», к.т.н.

 

Ответственный за выпуск: В.К.Губенко, проф., д.т.н.,

зав. кафедрой «ТМП и Л»

 

 

Утверждено на заседании

кафедры «Технологии международных перевозок и логистика»

№_____ от «____»______ 2013г.

 

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета «Транспортных технологий»

№_____ от «____»______ 2013г.


Содержание

Стр.

Введение 5

Общие положения 7

Практическая работа №1 Практика разработки организационных структур управления закупочной деятельностью предприятий. 8

Практическая работа №2 Регламентация деятельности предприятия в сфере закупок(практика разработки положений структурных подразделений предприятия - часть I, должностных инструкций на управленческий персонал по закупкам - часть II, матриц ответственности выполнения процессов закупочной деятельности - часть III). 13

Практическая работа №3 Практика разработки процессно-ориентированной модели системы менеджмента закупочной деятельности предприятия. 24

Практическая работа №4 Документирование процессов системы менеджмента качества закупочной деятельности предприятия. 29

Практическая работа №5 Практика маркетинговых исследований рынка закупок (Часть I и Часть II) 41

Практическая работа №6 Управление взаимоотношениями с поставщиками. Оценка и выбор поставщиков (Часть I и Часть II) 46

Практическая работа №7 Управление закупками с фиксированным размером заказа. 59

Практическая работа №8 Управление закупками с фиксированным интервалом времени между заказами. 60

Практическая работа №9 Практика составления Контрактов международной закупки материальных ресурсов. 68

 

Список рекомендованной литературы 78


Введение

Управление закупками (закупочная логистика) - это комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами и услугами.

Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятий. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

В широком смысле управление закупками образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

При закупках материальных ресурсов предприятия руководствовуются свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупках сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие и т. п.

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

Осуществление закупок – одна из важнейших функций на каждом предприятии.

Цельвыполнения практических работ по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» - формирование у студентов теоретических и практических навыков в сферах, связанных с организацией и регламентацией закупочной деятельности предприятий, с разработкой и внедрением процессно-ориентированных моделей систем менеджмента качества закупочной деятельности предприятий и другое, а также они преследуют цель привить студентам навыки анализа и управления конкретными ситуациями закупочной деятельности предприятий с принятием оптимальных управленческих решений.

Привыполнения практических работ студенты получат теоретические знания и практические навыки по следующим направлениям (вопросам):

- технология и организация управления закупочной деятельностью предприятий;

- система менеджмента качества закупочной деятельностью предприятия и процессный подход (процессно-ориентированное моделирование) к управлению закупочной деятельностью;

- маркетинговые исследования рынка закупок

- планирование закупок (закупки с фиксированным размером заказа и закупки с фиксированным интервалом времени между заказами);

- технология (методика) разработки, заключения и выполнения контрактов по закупкам материальных ресурсов;

- оценка и выбор поставщиков материальных ресурсов;

- практика составления Контрактов международной закупки материальных ресурсов.

Знание, навыки и умения, выработанные в процессе изучения данной дисциплины, используются при дипломном проектировании по специальности.


Общие положения

В настоящих указаниях приведен перечень практических работ, решаемых на аудиторных занятиях по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах». Практические работы по своей тематике соответствуют содержанию читаемого курса по указанной дисциплине.

К началу каждого практического занятия студент обязан подготовиться. Для этого ему необходимо изучить тематику практического занятия, используя конспекты лекций, рекомендованную литературу, публикации в специальной периодической литературе и информационно-поисковые системы Internet.

При защите отчета по практической работе, проводится краткий контроль знаний студентов по изучаемой теме и результаты контроля влияют на итоговую оценку.

Работа оформляется на листах формата А4.

В отчете должны быть указанны:

- дата выполнения работы;

- тема и цель работы;

- Ф.И.О. студента;

- группа;

- вариант задания;

- выводы о результатах проведенных исследований и расчетов;

- перечень использованных литературных источников.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: Практика разработки организационных структур управления закупочной деятельностью предприятий.

Цель работы: Разработать организационную структуру управления закупочной деятельностью предприятия

Теоретические положения

Нормальный процесс жизнедеятельности любого предприятия, как производственного, так и торгового может осуществляться лишь в том случае, когда на предприятии построена рациональная организационная структура предприятия, элементы которой функционируют и развиваются как единое целое.

Важным звеном организационной структуры предприятия является служба закупок (снабжения или материально технического снабженя).

Существуют четыре основных варианта организационных структур управления закупами предприятия:

- организационная структура управления предприятием с распределением функций между различными подразделениями (рисунок 1.1). В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена;

- организационная структура управления предприятием с сосредоточение всех функций закупок на предприятии в одних руках (рисунок 1.2). Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока процессов закупок материальных ресурсов.;

- смешанный организационный тип структуры службы закупок, представленный на рисунке 1.3, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на закупках конкретных видов сырья, материалов, оборудования и наряду с товарными в состав отдела закупок входят функциональные подразделения: плановое и диспетчерское.

Рисунок 1.1. Реализация функции закупок в процессе работы различных подразделений предприятия

Одним из оптимальных решений построения службы закупок предприятия является применение матричной организационной структуры управления (рисунок 1.4). Такая организационная структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. Внедрение матричной структуры дает хороший эффект на предприятиях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников
Рисунок 1.2 Реализация функций закупок одним подразделением предприятия

Рисунок 1.3. Смешанный тип организационной структуры службы закупок


Рисунок 1.4 Матричная структура управления предприятием

Исходные данные к практической работе

Таблица 1.1 Исходные данные к практической работе

№ ва-рианта Наименование предприятия № ва-рианта Наименование предприятия № ва-рианта Наименование предприятия
  Морской порт   Агрофирма   Рыбный цех
  Малое машинострои-тельное предприятие   Фабрика по по-шиву одежда   Завод по производству керамической плитка
  Большое машинострои-тельное предприятие   Металлургичес-кий завод   Супермаркет «МЕТРО»
  Цементный завод   Сахарный завод   Шахта
  Фабрика игрушек   Автотранспорт-ное предприятие   Предприятие по изго-товлению обуви
  Ремонтное предприятие   Хлебозавод   Пивоваренный завод
  Ресторан     Кирпичный завод   Склад материалов
  Металлобаза   Магазин   Нефтебаза
  Строительное предприятие   Рекламное агенство   Автомобилестроите-льный завод
  Мебельная фабрика   Туристическое агенство   Заправка нефтепродуктов
  Трубный завод   Автосервис   Карьер

 

Внимание! По согласованию с преподавателем допускается выбрать другой вариант наименования предприятия.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: Регламентация деятельности предприятия в сфере закупок(практика разработки положений структурных подразделений предприятия - часть I, должностных инструкций на управленческий персонал по закупкам - часть II, матриц ответственности выполнения процессов закупочной деятельности - часть III).

Цель работы: Разработать положение о структурном подразделении службы закупок предприятия, должностную инструкцию и матрицу ответственности на управленческий персонал по закупкам. Обосновать приятые варианты регламентирующих документов.

Теоретические положения

Одними из удобных средств документального регламентирования ответственности и полномочий работников и персонала предприятий являются «Положение о структурном подразделении предприятия»и «Должностные инструкции на работников». Это внутренние нормативные документы предприятия, определяющие обязанности каждого работника, структуру структурных подразделений, их взаимодействие, порядок действий работников и персонала в той или иной ситуации.

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным документом предприятия, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре предприятия, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении.

Текст положения о подразделении может включать следующие разделы: Общие положения. Основные задачи. Функции. Права и обязанности. Ответственность. Взаимоотношения.

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Раздел Основные задачи – это перечень проблем, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.

В разделе Функции перечисляются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе Права и обязанности перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел Ответственность устанавливает виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе Взаимоотношения регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации.

Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Должностная инструкция - основной документ, определяющий функциональные обязанности, права, ответственность и взаимодействия работников и персонала.

Должностная инструкция становится важнейшим инструментом организации эффективной работы персонала. Это документ, который устанавливает на предприятии «правила игры» для сотрудника: четко прописывает его функциональные обязанности, подчиненность, ответственность, права, взаимодействие с другими сотрудниками и подразделениями предприятия. Разработка грамотной должностной инструкции требует тщательного описания и моделирования трудовых процессов. Назначение должностной инструкции - объяснить сотруднику, что от него требуется, определить круг его обязанностей и прав.

Как правило, Должностная инструкция включает в себя такие разделы: Общие положения; Должностные обязанности; Права; Ответственность, Взаимоотношения (служебные связи).

Если говорить о содержательной части должностных инструкций - на этот вопрос нет "теоретически правильного" ответа. Выбор всегда остается за предприятием.

Рекомендованный вариант содержания Должностной инструкции с коментариями

Раздел Общие положения. Очень часто должностные инструкции начинают таким разделом. В нем описывают разные вопросы: от нормативной-правовой базы деятельности лица в данной должности до отношений подчиненности в компании. Вместо этого раздела рекомендуется раздел Положение в Компании

Раздел Положение в Компании. В нем описывают взаимную подчиненность и замещение.(Например: Руководитель розничной сети относится к категории управленцев, является менеджером 1-ой категории (в описании структуры этой Компании определена своя иерархия управленческих должностей). Руководитель розничной сети подчиняется непосредственно директору по сбыту, в его отсутствие - Генеральному директору Руководитель розничной сети назначается на должность и освобождается от должности Приказом Генерального директора по представлению директора по сбыту Руководителю розничной сети непосредственно подчиняются руководители розничных магазинов).

Раздел Ожидаемые результаты. Это очень важный раздел с точки зрения мотивации сотрудника и оценки его труда. (Например:- выдержка из соответствующего раздела должностной инструкции руководителя IT-подразделения компании - Бесперебойно работающая, защищенная от несанкционированного доступа и деструктивных вторжений компьютерная сеть, обеспечивающая безопасную работу пользователей и эффективную работу программного обеспечения. Устойчиво работающее программное обеспечение, понятное пользователям и повышающее эффективность решения пользователями своих производственных задач. Отсутствие санкций контролирующих органов по поводу незаконного использования программного обеспечения в Компании).

Раздел Регламентированные действия. Это действия, которые неминуемо должны быть выполнены в определенное время или при наступлении определенных обстоятельств. Не каждая должностная инструкция должна содержать этот раздел - часто регламентированные действия описываются в одном разделе с исполняемыми функциями. Формулировки этого раздела должны исключать произвольное толкование. (Пример - выдержка из должностной инструкции кладовщика цеха производственно-торговой фирмы: Учитывает поступившие деловые отходы листовых материалов:Измеряет лист деловых отходов и наклеивает на единицу хранения этикетку с размерами - немедленно по поступлению Производит запись в журнал учета деловых отходов немедленно после наклейки этикетки) Передает журнал учета деловых отходов оператору управленческого учета для регистрации в программе 1С - ежедневно к 17:00)

Раздел Исполняемые функции. В отличие от регламентированных действий, функции могут выполняться без жесткой привязки к определенному времени или обстоятельствам. Разделять регламентированные действия и функции или описывать их вместе - дело выбора компании. (Пример: Регистрирует (в журнале установленного образца), рассматривает и составляет (по установленной форме и в установленные сроки после приема) экспертные заключения по представленным рабочими рационализаторским предложениям. Представляет в службу главного технолога аналитические записки с экспертными заключениями по рацпредложениям и планами мероприятий по их внедрению - ежемесячно, не позднее (установленного срока). Планирует работу и ежемесячно проводит собрание кружка качества, на котором в обязательном порядке информирует членов кружка о рассмотренных рацпредложениях и об утвержденных планах их внедрения. И так далее по всем предполагаемым аспектам содействия).

Секрет хорошей должностной инструкции в том, что ее основополагающая часть - ожидаемые результаты. А описание функций должно раскрывать технологию достижения результата, которой необходимо следовать именно в Вашей компании.

Вот и выходит, что достаточно ограничиться описанием тех функций, которые важны в Вашей технологии ведения бизнеса.

Раздел Алгоритмические описания исполняемых процедур. Если такой раздел есть, то он заменяет частично или полностью разделы регламентированных действий и исполняемых функций. На рисунке 2.1 показан фрагмент описания бизнес-процесса компании, производящей мебель по индивидуальным заказам; описание процесса является частью должностной инструкции владельца процесса, выступающего одновременно в качестве продавца, дизайнера и технолога

Рисунок 2.1 Фрагмент алгоритмического описания исполняемых процедур

Обратите внимание, что это алгоритмическое описание содержит информацию и следующего раздела: в нем отражен документооборот и взаимодействие с другими службами и подразделениями

Раздел Взаимодействие с другими подразделениями. Этот раздел тоже не всегда встречается в должностных инструкциях. Зачастую он поглощается разделом исполняемых функций или, как в предыдущем примере, картами бизнес-процессов. (Пример описания взаимодействий с другими подразделениями из должностной инструкции главного экономиста: Определяет необходимость консультирования руководителей отделов и служб по вопросам управленческого учета, планирует и проводит необходимые консультации в плановом и рабочем порядке. Консультирует специалистов службы IT, занимающихся вопросами автоматизации управленческого учета, анализа и отчетности - по заявкам руководителя службы IT и в рабочем порядке. Взаимодействует с руководителем отдела маркетинга по вопросам ценообразования: предоставляет по его запросу информацию о стоимости продаж и рентабельности определенных видов товаров

Раздел Права. В этом разделе полезно писать: о правах распоряжения ресурсами без обращения к вышестоящему руководителю; о правах представления интересов компании и т.п. (Пример из должностной инструкции руководителя розничной сети: Руководитель розничной сети имеет право:Распоряжения денежными средствами для обеспечения деятельности сети магазинов в пределах утвержденного бюджета.Найма и увольнения персонала розничной сети всех уровней.Поощрения и наложения взысканий на сотрудников розничной сети.

Раздел Ответственность. Рекомендуется оговаривать в этом разделе основания для объявления неполного или полного служебного несоответствия.

Раздел Критерии оценки результатов деятельности. Критерии оценки результатов должны быть выражены численно - это результаты измерения результатов!

Пример критериев оценки работы директора магазина:Объем продаж Отношение объема продаж к объему продаж в аналогичном периоде прошлого сезона Средний период оборачиваемости товаров Стоимость продаж в % от объема продаж Средний чек (стоимость средней корзины покупки) - (численные значения показателей устанавливаются текущим планом продаж) персоналом магазина Средний индекс исполнения Стандартов обслуживания покупателей - 90 %.

Раздел Квалификационные требования. Рекомендуется выделять специальные знания и навыки, которые необходимы для изготовления продукта, предоставления услуги, взаимодействия с поставщиками и заказчиками, и навыки общения и управления, необходимые для внутренних коммуникаций, как по вертикали, так и по горизонтали. (Пример из квалификационных требований к руководителю отдела маркетинга крупнооптовой торговой компании: Специальные знания и навыки- Методы математической статистики в объеме курса экономического ВУЗа (с оценкой "хорошо" или "отлично"), нормативные правовые документы, регламентирующие действия предприятия в сфере рекламы, навыки проведения совещаний, навыки использования бизнес-органайзера (тайм-менеджера)

Раздел Условия труда. Этот раздел иногда включают в должностную инструкцию, если для описываемой должности предусмотрены особые (привилегированные) условия труда.

Разработанные должностные инструкции необходимо утвердить приказом по предприятию и затем ввести в действие. Грамотно разработанные должностные инструкции есть фундамент системы управления персоналом на предприятии.

Другим средством документального регламентирования ответственности и полномочий персонала являются Матрица ответственности.

Матрица ответственности определяет степень ответственности каждого сотрудника подразделения за ту или иную задачу, если он имеет к ней некоторое отношение.

По своей сути Матрица ответственности (таблица 2.1) представляет собой таблицу, где с одной стороны перечисляют должности, входящие в структурное подразделение, а с другой - функции данного подразделения.

На пересечениях функций и должностей вводят обозначения (код) в виде букв, определяющих вид ответственности данного работника к этой функции.

Таблица 2.1 Матрица ответственности службы закупок предприятия

Функция/Должность Испол-нитель №1 Испол-нитель №2 Испол-нитель №3 Испол-нитель №4 Испол-нитель №5
Определение потребности в материальных ресурсах. О У У   С
Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг И И   О У
Анализ и определение возможных источников снабжения. И О У    
Определение цены и условий закупок. И И   У О
Подготовка и размещение заказа на закупку. И   О У  
Контроль выполнения заказа и/или экспедирование. У У О    
Получение и проверка товаров. У О      
Обработка счетов и оплата. О У У   С
Учет поступлений материальных ресурсов.   О С    
Подбор, подготовка и аттестация кадров О У У    

Рекомендованные обозначения (коды):

О - ответственный за проведение и результат операции (работы, функции), или Р - руководитель – должностное лицо, которое руководит деятельностью (процессом, функцией, работой), несет ответственность за конечные результаты, а также контролирует процесс получения результата;

У - участвует в проведении данной логистической операции (работы, функции), или В - выполняет операцию - должностное лицо (или подразделение, которое непосредственно выполняет данную функцию или работу и несет ответственность за качество ее выполнения в рамках, ограниченных его функциональными обязанностями;

И - информируется - должностное лицо (или подразделение), которое получает информацию о принятых решениях и документах и несет ответственность за своевременность и качество реализации решений в сфере, что его касается.

Исходные данные к практической работе

Таблица 2.2 Исходные данные к практической работе

№ ва-рианта Наименование подраз-деления предприятия (для I части работы) Наименование должности (для II части работы) Процесс (процедура) (для III части работы)
1-2 Плановое бюро отдела закупок   Заместитель директора по закупкам Определение потребности в материальных ресурсах
3-4 Диспечерское бюро отдела закупок Начальник отдела закупок и снабжения Выбор источника ресурсов (выбор поставщиков)
5-6 Бюро закупок сортового проката Заведующий складом   Обработка заказов (форми-рование заказа, получение и оценка предложений
7-8 Бюро закупок вагонного литья Начальник планового бюро отдела закупок Разработка, согласование и утверждение договора закупок
9-10 Бюро закупок вспомагате-льных материалов Начальник транпортного отдела предприятия Контроль выполнения условий договора
11-12 Бюро сортового проката Начальник отдела сбыта предприятия Транспортировка грузов
13-14 Отдел закупок металлур-гического комбината Заместитель директора по персоналу Исследованию рынка услуг по закупкам
15-16 Отдел закупок машино-строительного предприя-тия Агент по розыску грузов Контроль качества и количества поступившего товара
17-18 Бюро закупок оборудова-ния и комплектующих Экспедитор по перевозке грузов Тендер государственных закупок
19-20 Бюро заказов и договоров Экономист по снабжению Управление складом (Приемка и оприходование груза)
21-22 Отдел сбыта Специалист по приему и обработке заказов Выбор видов и способов доставки
23-24 Транспортный отдел Начальник отдела закупок и снабжения Управление сбытом продукции
25-26 Центральный склад предприятия Кладовщик Управление персоналом по закупкам
27-28 Супермаркет «Метро» Диспетчер склада Экспедирование и охрана груза
29-30 Отдел маркетинга и рекламы Менеджер по закупкам Управление складом (оприходование груза)
31-32 Отдел кадров Специалист проекта Решение задачи: «Произво-дить или закупать
  Отдел систем менеджмента качества Менеджер по рискам (страхованию) Контроль счетов (управление платежно -расчетной документацией)

Внимание! По согласованию с преподавателем допускается выбрать другой вариант исходных данных.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Практика разработки процессно-ориентированной модели системы менеджмента закупочной деятельности предприятия.

Цель работы: Разработать процессно-ориентированную модель системы менеджмента закупочной деятельности предприятия. Обосновать приятый вариант модели.

Теоретические положения

Эффективность любого вида деятельности (логистической системы), в том числе и управление закупками на предприятии при заданном уровне логистических издержек зависит от уровня организации так называемого процессного управления - это когда в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO-9001 деятельность предприятия описывается, как совокупность бизнес-процессов, объедененных в некую процессно-ориентированную модель менеджмента (рисунки 3.1 и 3.2), что позволяет достигнуть предпртятию целенаправленного управления показателями качества логистической системы с применением известных методов управления запасами, логистическими издержками и другими компонентами логистики, а также моделировать взаимодействие между подразделениями и контрагентами для достижения планируемых стратегических целей.

Для выстраивания процессов в более или менее приемлемую систему, необходимо произвести анализ всех видов деятельности (технологий, операций и т.п.) предприятия, включая полный жизненый цикл создания продукта или услуги от маркетинговых исследований и разработки проектных решений до реализации этих проектов, их эксплуатации, сервисного обслуживания и до полной утилизации продукта или услуги (желательно представить их роль в общем ряду всей деятельности предприятия), а затем выбрать «ключевые» процессы предприятия, наиболее сильно отражающиеся на его конкурентоспособности с учетом указаний международных стандартов серии ISO-9001, построить процессно-ориентированную модель менеджмента предприятия и произвести формальное (структурного) описание каждого процесса.

Рисунок 3.1.Модель системы управления, основанной на процессном подходе.

Рисунок 3 2. Типовая процессно-ориентированная модель управления промышленным предприятием

Таким образом, лишь точно построив процессы (и, конечно, устранив выявленные в результате этого мероприятия «нестыковки») мы, во многом, можем достичь одной из главных целей логистики – создания некоего конвейера упорядочивающего всю работу компании и добиться существенного улучшения по важнейшим логистическим показателям, характеризующим ее деятельность.

Исходные данные к практической работе

Исходные данные взять в практической работе №1

Пример выполнения работы

На рисунке 3.3 приведена процессно- ориентированная модель управления закупочной деятельностью предприятия, которая представляет собой систему (сеть) взаимодействующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование других процессов и систему в целом. Результаты одного процесса являются входными ресурсами для других процессов. И соответственно входные ресурсы, поступающие в данный процесс являются результатами предшествующих процессов. Процессно-ориентированная модель управления закупочной деятельностью предприятия состоит из:

- процессов жизненного цикла услуг по закупкам,

- процессов управления ресурсами;

- процессов управления деятельностью и ответственности руководства;

- процессов измерений, анализа и улучшений.

Данная процессно- ориентированная модель управления закупочной деятельностью предприятия не является универсальной догмой, возможны варианты, параллельного выполнения части процессов.(



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.07 с.)