Представление отдельных видов иллюстративного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление отдельных видов иллюстративного материала



Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Графики. Зависимости между изучаемыми параметрами наглядно могут отражать графики, на осях которых откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат - зави­симую переменную.

Л.В. Куликов дает такие рекомендации по построению диаграмм и графиков:

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие -необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками (Куликов, 2001, с. 116).

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Секторная диаграмма - диаграмма, в которой значения (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма - это столбчатая диаграмма, состоящая из Вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс). Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частоты (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов, 2001, с. 114).

Аналог диаграммы - полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для изображения дискретных рядов.

Диаграммы и профили представляют результаты диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме показать индивидуальные и усред­ненные оценки по тестам или по факторам.


Для отображения корреляционных связей между параметрами можно использовать схему, которая называется корреляционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра). Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляционных связей.

Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные - прерывистыми, связи, достоверные на уровне 5 %, - одной линией, а достоверные на уровне 1 % - двумя линиями.

Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распределять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

Большую наглядность представлению результатов корреляционного анализа придают корреляционные кольца и корреляционные ряды. Подробнее со способами графического представления данных эмпирического исследования можно познакомиться в книге Л. В. Куликова (2001).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «рис. 1», «рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. I (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в
тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика
считается методической ошибкой.
Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и
так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по
величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах
варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции.
Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов,
придает доказательность выводам. /

При ссылках на таблицы следует писать: «в соответствии с данными в

таблице 5», ИЛИ «как видно из таблицы 5», ИЛИ «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что...», ИЛИ ПРИВОДИТСЯ ССЫЛКа В Скобках (таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рисунке з,...», «Как

представлено на рис. 6,...», «из рисунка 3 видно, что...» ИЛИ дается ссылка В скобках

(рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3».

При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», ИЛИ «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения.


Например, «в двух случаях из восьми» (неправильно - «в 2 случаях из 8»). Мно-

гозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «67 испытуемых» (неправильно - «шестьдесят семь испытуемых»).

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (ю мм).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в зо случаях из юо» (неправильно - «в зо-ти случаях из юо»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные часто пишутся словами: «девяносто пятый». Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» - «6-я», а не «6-ая».

Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв.. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Важной частью описания эмпирического исследования или разработки в области практической психологии должны стать обсуждение и интерпретация полученных результатов. Поэтому после приведения в тексте количественных и качественных данных, необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, логики научного анализа, а также собственного понимания психологических механизмов изучаемых явлений.

Что касается интерпретации результатов, то она всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. Поэтому стиль ее изложения часто включает такие выражения, как: «это может объясняться тем, что...», «по нашему мнению...», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».

После завершения интерпретации следуют выводы. Четко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью текста курсового проекта при завершении описания любого фрагмента (раздела) работы/.

Использование местоимений «мы», «нашей», даже в1 том случае, когда у работы один автор, стало традицией в нашем научном сообществе.

Прежде чем представлять работу научному руководителю, а тем более готовить окончательный ее вариант для сдачи на кафедру, студент должен внимательно перечитать ее текст, критически оценивая собственную логику изложения, ясность описания материала, степень убедительности и до­казательности, стилистическое и грамматическое оформление письменной речи.


ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст рукописи курсовой работы должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210x297). При подготовке работы на компьютере рекомендуется размер шрифта - 14, печать -через полтора межстрочных интервала. Размер левого поля составляет 30 мм, правого - 15 мм. верхнего и нижнего - по 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (28-30 строк, по 60-65 символов в каждой - букв и знаков препинания)

Объем курсовой работы должен быть достаточным для раскрытия рассматриваемой проблемы. Курсовая работа на 2-м курсе - реферативного типа, ее объем (без учета приложений и библиографии) составляет 12 страниц (20 тыс. знаков).

На последующих курсах работа выполняется в большем объёме, обязательно включая описание опытно-экспериментальной или практической работы, проведенной автором. Объем работы, как правило, находится в пределах: 16-20 страниц - для 3 курса и 32-36 страниц - для 4-го курса.

В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного, необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложение не входит в общий объем работы.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится. Нумерация страниц - внизу листа по центру. Иллюстрации, таблицы, графики могут помещаться в текст работы или на отдельные страницы (листы), которые включаются в общую нумерацию.

/

/

Курсовая работа включает следующие разделы:

- Титульный лист

- Оглавление

- Введение

- Основная часть

- Заключение

- Библиографический список

- Приложение.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется в соответствии с представленным ниже образцом оформления титульного листа.

зо


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Черноморский филиал МГУ

Кафедра психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.011 с.)