Изучение литературы и отбор фактического материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение литературы и отбор фактического материала



КУРСОВАЯ РАБОТА

Методика написания и правила оформления

Учебно-методическое пособие

Севастополь - 2005


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Черноморский филиал МГУ

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методика написания, правила оформления

Учебно - методическое пособие

Севастополь - 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. Подготовка к написанию курсовой работы и накопление научной информации................................................................6

1.1. Поиск информации по теме.....................................................6

1.2. Изучение литературы и отбор фактического материала..................8

2. Планирование и проведение эмпирического исследования, инновационной работы в области практической психологии......................................................... 11

3. Работа над рукописью.............................................................. 18

3.1. Композиционная структура курсовой работы............................. 18

3.2. Описание эмпирического исследования и разработки

в области практической психологии.............................................23

4. Оформление курсовой работы...................................................30

5. Критерии оценки курсовой работы.............................................38

Библиографический список..........................................................39


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа - одна из форм квалификационной учебной и научной работы студентов.

Задачи и требования к выполнению курсовой работы определяются ведущей кафедрой. Тематика работ разрабатывается преподавателями кафедры и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки определяются по согласованию научного руководителя и студента.

Курсовые работы по психологии выполняются на 2, 3 и 4 курсах и должны обеспечить формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразно продолжение изучения ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научной исследовательской работы в течение всего периода обучения в вузе.

При выполнении курсовой работы студентами должны решаться актуальные проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологи­ческих закономерностей, на решение прикладной задачи, или быть практически ориентированной.

В задачи курсовой работы входит освоение реферативных форм научной деятельности. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснование цели, гипотезы и метода, используемого в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе анализа литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы.

Задачей курсовой работы может быть освоение умений в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ психотерапии, психокоррекции, развивающих действий, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, методов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая разработка должна иметь новизну. Такая курсовая работа также содержит реферативную часть, в которой дан анализ литературы.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента.


ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ PAJBOTbl И НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основными этапами выполнения курсовой работы являются:

1. Определение темы и первичная постановка проблемы.

2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.

3. Постановка цели, задач исследования; формулировка гипотез.

4. Планирование исследования, выбор методов и методик.

5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.

7. Обсуждение и интерпретация результатов.

8. Формулировка выводов и обобщений.

Поиск информации по теме

Важный этап деятельности студента при выполнении курсовой работы - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. Если используется устное высказывание специалиста, это также упоминается в тексте работы.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей. Библиографические указатели психологической литературы за прошедший год публикуются в последних номерах журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др.

Из зарубежных реферативных изданий наиболее авторитетным является журнал «Psychological Abstracts», выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации большинства работ, выходящих в англоязычных психологических журналах. Информацию о психологической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, философии, медицины, педагогики, социологии.

Если не удается самостоятельно справиться с библиографическими поисками, нужно обратиться к дежурному библиографу, который даст консультацию по методике дальнейшего поиска.

Если известен автор книги или заглавие сборника трудов, то поиск источника значительно облегчается. В этом случае пользуются алфавитным каталогом (карточным или электронным) библиотеки и ищут книгу по фамилии автора или по первым буквам заглавия сборника.

Поскольку курсовая работа является формой учебной и научной работы, основой для ее написания должны служить публикации учебного и научного характера - книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.


Первый тип публикаций - это научные книги и статьи, предназначенные для коллег - профессиональных психологов. Они пишутся, как правило, строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций - это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, однако степень сложности и доступности изложения (в т.ч. количество используемой научной терминологии) в них более приемлемы. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций - справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психологического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций - это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги - популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя.

В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография - книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных! трудов содержит несколько статей по ряду проблем сходной/тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.

Полезно поиск информации по теме начать со знакомства с учебниками и словарями, в которых обычно отражаются наиболее признанные учеными и устоявшиеся знания. Затем можно переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов.

Для сообщений о результатах исследований психологи используют также периодические издания, например журналы. Преимущество журнальной статьи - в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14, Психология». В последние годы стали выпускаться журналы: «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Детский практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал практического психолога» и др.


Сравнительно новым источником информации по психологии стал Интернет. Большие электронные базы данных психологической литературы, опубликованной в мире, представляют собой PsycINFO и PsycLIT. PsycLIT - база данных, разработанная Американской Психологической Ассоциацией, - предназначена для того, чтобы обеспечить электронный поиск исследовательской литературы по психологии со всего мира. PsycLIT - крупнейшая база данных мировой психологической литературы (Adair, Luna, Coelho, 2000). Найти ее можно через сайт Американской Психологической Ассоциации: http://www.apa.org.

Среди русскоязычных следует отметить такие базы данных:

1) Выготский (Vygotsky). Содержит более 6 тыс. записей о русскоязычных публикациях по всем разделам психологии, начиная с 1988г. Обновление ежемесячно. Информация по адресу: http://vygotsky.motiv.msu.su.

2) Психология. Записи о публикациях, начиная с 1981 г., по всем разделам психологии на русском и иностранных языках. Обновляется ежемесячно. Заказы по электронной почте: csbdft/'viniti.msk.su, market@viniti.msk.su (Войскунский, 1997).

Для поиска информации по психологическим проблемам можно также использовать некоторые крупнейшие компьютерные сети России, например:

RELARN-1P (Ассоциация научных и учебных организаций-пользователей сетей передачи данных) - http://www.ripn.net.

RUNNET (Russian University Network) - Федеральная университетская компьютерная сеть - http://www.runnet.ru (Большие и малые библиотеки России, 2000).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО

Глава 1.

1.1

1.1.1

1.1.2 1.2

1.2.1

1.2.2

И т.д.,

Слишком / детальное структурирование будет затруднять
общий обзор страницы «Оглавление» и работы в целом. Для лучшего восприятия
текста в нем могут жирным шрифтом, подчеркиванием или отступами выделяться
ненумерованные разделы, однако выносить их на страницу «Оглавление» не нужно.

Важный способ структурирования работы - выделение в тексте абзацев. Каждый абзац начинается с отступом в 5 пробелов от левого края текста. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала читателем.

Обзор литературы (Глава 1) по теме должен показать основательное знакомство студента с литературой, его умение анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами, способность выделять существенное в ранее проведенных исследованиях.

В обзоре необходимо раскрывать существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.


Логика обзора литературы может быть следующая:

1) переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

2) хронология исследований в этой области;

3) подходы к исследованию проблемы;

4) изучение логических аспектов динамики психических явлений;

5) изучение отдельных сторон проблемы.

Важно в теоретической части работы не только рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой тематикой, но и обозначить тот круг вопросов, который недостаточно исследован и которые автор предполагает изучить. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной. Должна быть указана специфика работы, ее новизна.

Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными.

Например, «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы самооценки», «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные понятия» и т.п.

Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание работы не должно быть безличным.

Например, «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривалась в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, И.И. Ильясова....»; «П.Я. Гальперин считает, что...», «Исследования В.В. Давыдова показали, что...» и т.п.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения, можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет (Усачева, Ильясов, 1986).


При использовании в тексте аббревиатуры необходимо ее пояснение. При этом сначала следует писать все выражение полностью, а в скобках - его аббревиатуру, а затем, в последующих фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже только его аббревиатура.

Необходимо соблюдать определенные правила цитирования как прямой, так и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («...») и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длинными.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек часто ставят отточие (...).

Возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия.

Например: С. Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (...).

Второй вариант: цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если цитата вводится в'авторское предложение и органически входит в его состав.

Например: Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» (...).

После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в скобках указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.

Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она взята. Ех;ли цитируемая информация описана на конкретных страницах источника, то указываются и номера страниц. Ссылки целесообразно делать сразу после описания фак/гов, мысли, точки зрения или указания на соответствующую работу в тексте.

Ссылки выполняют в тексте работы две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву. Ссылки указывают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, оригинальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир - у каких авторов, в ка­ких источниках может быть найдена дополнительная информация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследованиям.

В тексте курсовой работы рекомендуется использовать ссылки следующим образом. После завершения цитирования в скобках указывается фамилия ци­тируемого автора (авторов) или первые слова заглавия книги, если цитируется сборник трудов. Далее после запятой пишется год выпуска источника, а затем, также после запятой, номера страниц (если это необходимо).

Например: (Рубинштейн, 1946, с. 74).


Если ссылка делается на нескольких источников ряда авторов, то, в скобках, описание каждого источника дается через точку с запятой.

Например: Внимание обычно характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный объект, который при этом осознается с особой ясностью и отчетливостью (Рубинштейн, 1946; Гоноболин, 1972).

Порой студенты допускают следующую ошибку. Они приводят определение понятия, данное одним ученым, хотя аналогичные определения встречаются и у других авторов. Правильнее будет выразить общую суть понятия, указав в скобках всех авторов, которые придерживаются сходной точки зрения. Далее следует указать на различия в их подходах, если таковые имеются. Пренебрегать аналогичными идеями, описываемыми другими специалистами, не упоминая и не ссылаясь на них, некорректно.

В том случае, когда при цитировании фамилия автора называется тексте курсовой работы, ссылка может быть ограничена указанием года выпуска соответствующего источника и номерами цитируемых страниц.

Если какой-либо источник анализируется студентом детально и изложение подряд описывает его фрагменты, то необходимо приведение ряда ссылок. В этом случае целесообразно во втором и последующем случаях в скобках писать «там же» (если данный источник уже упоминался в предшествующей ссылке) и через запятую указывать только номера соответствующих страниц.

Если в тексте делается ссылка на источник (книгу или статью), который был переиздан на основе более раннего издания, то в скобках через косую черту указываются год первоначального издания и год переиздания.

Например, (Рубинштейн, 1946/1989).

Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и
которые указаны в списке литературы в конце работы.
Порой студенты, читая
работы с анализом литературы, встречают ссылки, например, на иностранные или
российские источники, которые недоступны в городе. Как же ссылаться на
источники и авторов, информация которых важна для изложения проблемы, но
недоступна студенту? В таком случае, несмотря на то, что в тексте упоминается ав­
тор, книги или статьи которого студент не видел, в скобках после цитаты пишется:
(цит. по: Смирнов, 1966, с. 45) - указывается фамилия ^втора, год издания и страницы
источника, из которого взята информация. /

Все источники, указанные в списке литературы, должны иметь ссылки в тексте основной ее части.

В то же время цитирование в процессе написания реферативной части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом

типа «Таким образом,...» «Как видим,...» И Т.П.


3.2. Описание эмпирического исследования и разработки в области практической психологии

Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Разделу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в области практической психологии, целесообразно дать название, отражающее суть со­держания излагаемого материала, не ограничиваясь словами «практическая часть».

Рекомендуется следующая структура этого раздела:

1. Цель и задачи эмпирического исследования;

2. Методы и методики;

3. Характеристика выборки;

4. Процедура исследования;

5. Результаты;

6. Обсуждение результатов.

Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформулированы цели и задачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснована целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач.

В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики или адаптации существующей методики к условиям выборки данного типа. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в исследовании, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации.

В последующих разделах последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы. Если цель квалификационной ра­боты - создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждом' этапе (психодиагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы и т.д.), особенностей ее использования в опыте студента. При этом необходимо провести самоанализ проведенной работы и ее результатов.

При описании результатов эмпирической работы целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. Лучше перечислять их упорядоченно, подразделяя на виды (например, объективные и субъективные, исходные и вычисленные и т.д.).

Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряемых величин:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. - в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.


В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с основами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы.

При описании результатов необходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициен­ты корреляции или другие математико-статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скобках обязательно указывается уровень статистической значимости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм:

1) различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значимости;

2)(р<0,05)или(р<0,01);

3)(о<0,05)или(а<0,01).

Традиционно в психологии принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводятся. Хотя в ряде исследовательских задач может быть полезно использование других уровней значимости.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст рукописи курсовой работы должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210x297). При подготовке работы на компьютере рекомендуется размер шрифта - 14, печать -через полтора межстрочных интервала. Размер левого поля составляет 30 мм, правого - 15 мм. верхнего и нижнего - по 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (28-30 строк, по 60-65 символов в каждой - букв и знаков препинания)

Объем курсовой работы должен быть достаточным для раскрытия рассматриваемой проблемы. Курсовая работа на 2-м курсе - реферативного типа, ее объем (без учета приложений и библиографии) составляет 12 страниц (20 тыс. знаков).

На последующих курсах работа выполняется в большем объёме, обязательно включая описание опытно-экспериментальной или практической работы, проведенной автором. Объем работы, как правило, находится в пределах: 16-20 страниц - для 3 курса и 32-36 страниц - для 4-го курса.

В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного, необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложение не входит в общий объем работы.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится. Нумерация страниц - внизу листа по центру. Иллюстрации, таблицы, графики могут помещаться в текст работы или на отдельные страницы (листы), которые включаются в общую нумерацию.

/

/

Курсовая работа включает следующие разделы:

- Титульный лист

- Оглавление

- Введение

- Основная часть

- Заключение

- Библиографический список

- Приложение.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется в соответствии с представленным ниже образцом оформления титульного листа.

зо


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Черноморский филиал МГУ

Кафедра психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................3

ГЛАВА 1. Понятия и подходы к исследованию психологической

готовности к безопасному труду..............................................4

1.1. Опасные ситуации в процессе труда......................................... 4

1.2. Особенности действий человека в опасных ситуациях.................... 7

1.3. Психологическая готовность к действиям в опасной

ситуации как фактор безопасности труда....................................10

1.5. Методы профилактики несчастных случаев на производстве.............14

ГЛАВА 2. Анализ и классификация несчастных случаев

в горнорудном производстве..................................................... 17

2.1. Общая характеристика предприятия........................................... 1 8

2.2. Психологический анализ несчастных случаев: методика,

этапы и результаты исследования................................................2 1

ГЛАВА 3. Факторы и механизмы безопасности труда..............................24

3.1. Актуальные условия готовности рабочих к безопасному труду..............25

3.2. Критерии «готовности» и уровни обеспеченности безопасности

труда в подразделениях предприятия...........................................28

3.3. Программа формирования психологической готовности рабочих /
горнорудного производства к безопасным действиям в штатных и /
аварийных ситуациях (практические рекомендации)........................3 1

Библиофафический список.....................................................................35

Образец оформления оглавления курсовой работы


Оглавление. Следующая после титульного листа страница - оглавление (образец см. выше), в котором приводятся заголовки всех разделов курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

На страницах, где начинается текст этих разделов, печатаются номера (если раздел работы является нумеруемым) и заголовки разделов и подразделов. Заголовки подразделов печатаются более мелким шрифтом, чем заголовки разделов, но достаточно выделяющимся по сравнению с основным текстом.

Введение к курсовой работе. Во введении формулируется цель и содержание поставленных задач (для 2-го курса их обычно одна-две; для 3-го и 4-го - три-пять), объект, предмет и методы исследования (для 3-го и 4-го курсов). Объем - 1 страница.

Основная часть курсовой работы состоит из разделов и подразделов. Структура и правила оформления подробно рассмотрены в предыдущей главе пособия.

«Глава /» содержит обзор литературы по теме. Последующие главы -описание эмпирического исследования или (и) разработки в области практической психологии.

Каждая глава завершается краткими выводами.

Заключение. Особое значение должно придаваться написанию раздела «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги, как анализа литературы, так и практической части, приводятся выводы из всей работы. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем «Заключения» - 1 страница. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы в разделе «Заключение» было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Оформление списка литературы. Последний раздел работы «Библиографический список». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз).


Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете.

Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов: сведения об авторах; заглавие; сведения об издании; выходные данные; количественные характеристики.

Сведения об авторах - это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек.

Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Они включают в себя информацию о том, какое по порядку издание (если первое, то этот элемент описания опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., которые отделяются от предшествующих данных косой чертой «/». Например,

Рамуль KJV. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. -1965. - № 6. - С. 126-135.

Приложения к работе

Порой возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования. Для этого может использоваться еще один раздел - «.Приложение».

Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, приложение 1, Приложение 2 и т.д.)- Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются; иногда они бывают не меньшего



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.131 с.)