Коррекционное направление работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционное направление работы



Работа по: профилактике и диагностике родительского поведе­ния, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, закономерно должна включать в себя и коррекционный блок. Ведущая роль в его реализации принадлежит психологу дошкольного учреждения. В наиболее развернутой форме задачи дошкольного психолога по коррекции включают в себя:

 

• коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности
в адаптации к детскому саду;

 

• коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимиза­ции стиля общения с детьми;

 

• коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

 

Так как первые два направления достаточно полно представлены в специальной литературе, остановимся лишь на последнем.

Представляется, что коррекционная работа с родителями в це­лом может вестись в следующих формах:

1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода груп­повых обсуждений проблем семейного воспитания выступают вос­питатель и психолог дошкольного учреждения);

 

2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ве­дущие — воспитатель и психолог);

 

 

3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя эле­менты тренинга коммуникативной компетентности, ролевой иден­тификации, личностного роста (ведущий — психолог дошкольно­го учреждения).

 

Общие Принципы работы:

 

Принцип объективации поведения. Поведение участников переводится на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим это сделать, является обратная связь. Задача ведущего — организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной Связи, что позволит каждому участнику узнать мнение других о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые он вызывает, и на этой основе созна­тельно изменить свое поведение.

 

Принцип партнерского общения. Участники учатся обсуж­дать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая со­стояния и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только свои собственные.

 

Принцип исследовательской активности. В процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуа­ции решение проблемы, формируется умение идти своим путем.

 

Принцип творческой активности. Общение в группе орга­низуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментиро­вать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть
и прочувствовать различные ситуации своей жизни.

 

Принцип добровольности участия. Работа родителей в подобной группе будет иметь эффект только при соблюдении усло­вия обязательной добровольности участия каждого.

 

Тренинг родительской эффективности

Общие положения

Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в вос­питании ребенка и осознающих их. Оптимальным является уча­стие обоих родителей. Тренинг помогает освободиться от страхов в воспитании малыша, глубже осмыслить супружеские взаимоот­ношения, пережить состояние равной ответственности за психо­логическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.

Специалист в области коррекции детско-родительских отно­шений А. С. Спиваковская отмечает, что родительская компе­тентность и психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с ребенком имеют несколько составляющих:

 

адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, проявляю­щаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивный компонент);

динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от возраста и кон­кретной ситуации (поведенческий компонент);

прогностичность родительской позиции — способность роди­телей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение «просчитать» следствия своих воспитательных воздейст­вий (когнитивный и поведенческий компоненты).

Эмоциональный компонент родительской позиции проявляет­ся по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско-родительских отношений.

В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуни­кативной компетентности, систематического тренинга педагогиче­ской эффективности (Systematic Training for Effective Teaching — STET), психолого-акмеологического тренинга зрелого отцовствования и материнствования, а также психологические техники, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, направленные на осознание взаимовлияния «Я-концепции» и процесса формирования гармоничной диады «родитель — ребенок».

 

В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у участников формируются следующие умения и навыки:

 

• умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии сво­их эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ре­бенком;

• внутренняя личностная свобода самих родителей и их собст­венная интернальная позиция по отношению к жизни;

• навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;

• расширение ролевого репертуара родительского поведения.

Место проведения тренинга

Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запи­ралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.)