Содержательный модуль: «фармакология пищеварения и внешнего дыхания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль: «фармакология пищеварения и внешнего дыхания»



 

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) средства коррекции нарушенных функций органов внешнего дыхания (включая, вызванные острыми отравлениями) и пищеварения.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность средств, применяемых при патологии пищеварения, внешнего дыхания, острых отравлений. 1.Предвидеть изменения характера функционирования внутренних органов и систем при изменении тонуса гладких мышц (нормальная физиология). 2.Представлять эффективность внешнего дыхания как результат совместного функционирования дыхательного центра, состояния воздухоносных путей, газообмена в легких и т.п.(нормальная и патологическая физиология). 3.Трактовать изменения просвета бронхов как функции состояния гладких мышц, механизмов регуляции их тонуса, наличия и вязкости экссудата (нормальная и патологическая физиология). 4.Объяснять строение и функции отдельных частей желудочно-кишечного тракта, влияние на них вегетативных нервов, интерпретировать механизмы желчеобразования и желчевыделения (анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия). 5.Интерпретировать судьбу яда в организме (фармакокинетика). 6.Предвидеть результат взаимодействия веществ, исходя из механизмов их действия (общая фармакология).
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием слабительных, желчегонных, противорвотных, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и других средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах)  
3. Выбирать адекватные группы средств, применяемых при типовых нарушениях пищеварения, дыхания и при острых отравлениях.  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах, способах введения при выписывании рецептов.  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Тонус гладких мышц бронхов регулируется вегетативными нервами. Какое из воздействий вызовет расширение бронхов?

А. Перерезка передних корешков торако-люмбального отдела спинного мозга. Б. Перерезка передних корешков сакрального отдела спинного мозга. В. Перерезка передних корешков цервикального отдела спинного мозга. Г. Перерезка блуждающего нерва.

2.Одним из факторов, определяющих скорость удаления слизи из просвета бронхов, является ее вязкость. Какова химическая природа веществ, создающих вязкость бронхиальной слизи?

А. Углеводы. Б. Жиры. В. Белки.

3.Кашель — рефлекторная реакция, обеспечивающая очищение воздухоносных путей. Где находится рефлексогенная зона этого рефлекса?

А. Корень языка. Б. Слизистая дыхательных путей. В. Слизистая носовых ходов.

4.Кашель — рефлекторная реакция, обеспечивающий очищение воздухоносных путей. Где находится центр этого рефлекса?

А. В спинном мозге. Б. В продолговатом мозге. В. В среднем мозге. Г. В промежуточном мозге.

5.Между тканями и сосудистой системой происходит непрерывный обмен жидкости. Какой из названных факторов оказывает наименьшее влияние на интенсивность выхода плазмы из сосудов?

А. ГД в артериальном конце капилляра. Б. Проницаемость стенки капилляра. В. Онкотическое давление плазмы крови. Г. ГД в венозном конце капилляра.

6.У собаки раздражали блуждающий нерв. Какие изменения функций ЖКТ не характерны для возбуждения парасимпатических нервов?

А. Усиление желудочной секреции. Б. Повышение тонуса гладких мышц стенки желудка. В. Усиление перистальтики кишечника. Г. Спазм пилорического сфинктера.

7.У собаки раздражали превертебральную симпатическую цепочку.. Какие изменения функций ЖКТ не характерны для возбуждения симпатических нервов?

А. Повышение продукции HCl железами желудка. Б. Понижение тонуса гладких мышц стенки желудка. В. Уменьшение перистальтики кишечника. Г. Спазм пилорического сфинктера.

8.У животного в эксперименте раздражали окончания чувствительных нервов разной модальности в разных частях ЖКТ. Какая рефлекторная реакция возникает со слизистой 12-перстной кишки?

А. Рвота. Б. Эвакуация содержимого желчного пузыря. В. Дефекация. Г. Глотание.

9.У животного в эксперименте раздражали окончания чувствительных нервов разной модальности в разных частях ЖКТ. Какая рефлекторная реакция возникает со слизистой толстого кишечника?

А. Рвота. Б. Эвакуация содержимого желчного пузыря. В. Дефекация. Г. Глотание.

10.Переваривающая способность секретов пищеварительных желез обусловлена содержащимися в них ферментами. Выберите фермент слюны:

А. Трипсин. Б. Амилаза. В. Липаза. Г. Пепсин.

11.Переваривающая способность секретов пищеварительных желез обусловлена содержащимися в них ферментами. Выберите фермент желудочного сока:

А. Трипсин. Б. Амилаза. В. Липаза. Г. Пепсин.

12.Степень изменения функций организма отравленного определяется концентрацией яда в крови и тканях. Какой названный процесс полностью определяет эту величину?

А.Фармакодинамика. Б. Фармакокинетика. В. Диффузия. Г. Фильтрация. Д. Распределение.

13.Человеку с нарушениями дыхания, обусловленными передозировкой морфина, ввели налоксон. Состояние отравленного улучшилось. Какой вид антагонизма лежит в основе терапевтического действия налоксона?

А.Независимый. Б. Физический. В. Конкурентный. Г. Химический. Д. Неконкурентный.

14.Человеку с тяжелым алкогольным отравлением ввели функциональный антагонист - противоядие. Какое из названных веществ обладает этими свойствами?

А. Аминазин. Б. Имизин. В. Димедрол. Г. Бемегрид. Д. Адреналин.

15.Один из приемов лечения отравлений — понижение концентрациия яда в крови с помощью разбавления. Какое из названных средств обеспечивает этот эффект?

А. Изотонический раствор натрия хлорида. Б. Фуросемид. В. Пилокарпин. Г. Строфантин. Д. Кордиамин.

16.При недавно возникшем отравлении эффективным является удаление невсосавшегося вещества из организма. Каким из перечисленных веществ можно удалить яд из желудка?

А. Сульфатом магния. Б. Бисакодилом. В. Папаверином. Г. Атропином. Д. Апоморфином.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 382-422, 441-489.

2. Зайко Н. Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 459—480.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 551-566.

4.Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004.

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:В, 3:Б, 4:Б, 5:Г, 6:Г, 7:А, 8:Б, 9:В, 10:Б, 11:Г, 12:Б, 13:В, 14:Г, 15:А, 16:Д.

 

ТЕМА 26. СРЕДСТВА,ПРИМЕНЯЕМЫЕПРИНАРУШЕНИИВНЕШНЕГОДЫХАНИЯ.

(для самостоятельного изучения)

 

Актуальность темы: болезни органов дыхания являются распространенной формой патологии, с которой сталкиваются врачи разных специальностей. Значимость этой группы заболеваний обусловлена не только их частотой, но и тяжестью, в связи с чем они могут создавать непосредственную угрозу жизни. Медикаментозные воздействия обеспечивают обширные возможности коррекции нарушенных функций органов дыхания. Фармакологические средства различного механизма действия позволяют изменять глубину и частоту дыхания, гемодинамику и кровенаполнение малого круга кровообращения, величину просвета бронхов и т.п.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) средства для коррекции нарушений внешнего дыхания.

 

Конкретные цели

Уметь:

1. Определять групповую принадлежность средств лечения патологии внешнего дыхания.

2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием средств, действующих на органы дыхания, в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах).

3. Выбирать желательное направление действия средств, влияющих на органы дыхания при бронхоспазмах, угнетении дыхательного центра, отеке легких, кашле.

4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 163-168 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: кордиамин для устранения острой дыхательной недостаточности, терпингидрат для облегчения удаления мокроты из бронхов, тусупрекс для подавления кашля, эфедрина гидрохлорид для профилактики бронхоспазма. фенотерол для купирования бронхоспаэма, эуфиллин, строфантин, пентамин, маннит, преднизолон для борьбы с отеком легких.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Стимуляторы дыхания: Н-холиномиметики (лобелина гидрохлорид), аналептики (бемегрид, кордиамин, кофеин-натрия бензоат, этимизол). Реативаторы холинэстеразы (дипироксим). Блокаторы опиатных рецепторов (налоксона гидрохлорид). Применение при разных формах угнетения дыхательного центра.

Бронхорасширяющие средства: адреномиметики (фенотерол, сальбутамол, изадрин, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид), М-холиноблокаторы (атропина сульфат, платифиллина гидротартрат, метацин, ипратропия бромид), миотропные спазмолитики (эуфиллин, верапамил).

Механизмы развития и лекарственная терапия острого отека легких. Применение сосудорасширяющих (пентамин, дроперидол, натрия нитропруссид, нитроглицерин, молсидомин и др), уменьшающих ОЦП (фуросемид, маннит), сердечных (строфантин, эуфиллин), понижающих проницаемость капилляров (преднизолон), пеногасителей (спирт этиловый, антифомсилан), антигипоксических средств (кислород).

Отхаркивающие средства (экстракт термопсиса, терпингидрат), муколитики (трипсин, ацетилцистеин, бромгексин). Механизмы действия, применение. Противокашлевые средства: кодеин, тусупрекс, либексин. Механизм действия, применение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.017 с.)