Содержательный модуль: «фармакология обмена» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль: «фармакология обмена»



 

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) средства действующие на обмен для коррекции нарушений функций.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность средств, действующих на обмен. 1.Трактовать роль витаминов в биохимических процессах (биохимия). 2.Трактовать действие гормонов на биохимические процессы (биохимия) 3.Интерпретировать симптомы витаминного дефицита (биохимия). 4.Различать механизмы мочеобразования и его гормональной регуляции (нормальная физиология), образования сердечных и почечных отеков (патологическая физиология). 5.Интерпретировать показания кислотно-щелочного равновесия, электролитного состава крови (нормальная физиология, биохимия). 6.Трактовать механизмы развития гиповолемии (патологическая физиология). 7. Интерпретировать патогенез типовых нарушений эндокринной системы (патфизиология).
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием средств, действующих на обмен в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах).  
3. Выбирать необходимые группы средств при заболеваниях, связанных с нарущениями обмена.  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов.  

 

Для уяснения соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Какой из названных витаминов водорастворим?

А. Ретинол. Б. Эргокальциферол. В. Токоферол. Г. Рибофлавин.

2. Какой из названных витаминов жирорастворим?

А. Тиамин. Б. Никотиновая кислота. В. Рутин. Г. Филлохинон

3. Какой витамин участвует в распаде жиров и углеводов?

А. Фолиевая кислота. Б. Цианокобаламин. В. Никотиновая кислота. Г. Ретинол

4. Какой витамин непосредственно участвует в процессе синтеза белков?

А. Ретинол. Б. Эргокальциферол. В. Токоферол. Г. Филлохинон.

5. Какой витамин обеспечивает фосфорно-кальциевый обмен?

А. Ретинол. Б. Эргокальциферол. В. Токоферол. Г. Филлохинон.

6. Какой витамин участвует в обеспечении иммунной защиты?

А. Ретинол. Б. Эргокальциферол. В. Токоферол. Г. Филлохинон.

7. Какой витамины участвует в обезвреживании свободных радикалов — продуктов перекисного окисления липидов?

А. Ретинол. Б. Эргокальциферол. В. Токоферол. Г. Филлохинон.

8. Какой из перечисленных гормонов действует непосредственно на функции клеток исполнительных органов?

А. АКТГ. Б. Тиреотропный. В. Лютеинизирующий. Г. Окситоцин.

9. Какой из перечисленных гормонов регулирует углеводный обмен?

А. Тироксин. Б. Паратгормон. В. Инсулин. Г. Гормон роста.

10..Какой из перечисленных гормонов регулирует теплообразование?

А. Пролактин. Б. Трийодтиронин. В. Тирокальцитонин. Г. Глюкагон.

11. Какой из перечисленных гормонов обладает наиболее выраженным анаболическим действием?

А. Эстрадиол. Б. Тестостерон. В. Гидрокортизон. Г. Тироксин.

12. Какой из перечисленных гормонов участвует в регуляции роста и развития?

А. Адреналин. Б. Инсулин. В. Тироксин. Г. Паратгормон.

13. Какой из перечисленных гормонов участвует в регуляции водно-солевого обмена (натрия и калия)?

А. Гидрокортизон. Б. Прогестерон. В. Дезоксикортикостерон. Г. Окситоцин.

14. Какой из перечисленных гормонов участвует в регуляции фосфорно-кальциевого обмена?

А. Вазопрессин. Б. Тирокальцитонин. В. Кортизол. Г. Глюкагон.

15. Правожелудочковая хроническая сердечная недостаточносгь сопровождается развитием распространенных отеков тела. Какой из названных факторов играет ведущую роль в этом случае?

А. Повышение проницаемости капилляров. Б. Повышение ГД в артериальном конце капилляра. В.Повышение ГД в венозном конце капилляра. Г. Понижение онкотического давления плазмы крови.

16. У больного, лабораторное исследование мочи которого обнаружило умеренную гематурию, отсутствие глюкозы и 3% белка, появились общие отеки. Какой из названных факторов играет ведущую роль в этом случае?

А. Повышение проницаемости капилляров. Б. Повышение ГД в артериальном конце капилляра. В.Повышение ГД в венозном конце капилляра. Г. Понижение онкотического давления плазмы крови.

17. При калорийно полноценной диете, но с дефицитом азотистых соединений, развиваются отеки. Какой из названных факторов играет ведущую роль в этом случае?

А. Повышение проницаемости капилляров. Б. Повышение ГД в артериальном конце капилляра. В.Повышение ГД в венозном конце капилляра. Г. Понижение онкотического давления плазмы крови.

18. Какой отдел нефрона создает способность почек продуцировать мочу с удельным весом большим, чем у плазмы крови?

А. Проксимальные извитые канальцы. Б. Нисходящее колено петли Генле. В. Восходящее колено петли Генле. Г. Дистальные извитые канальцы и собирательные трубочки.

19. От какого отдела нефрона зависит продукция мочи с удельным весом меньшим, чем у плазмы крови, при несахарном диабете?

А. Проксимальных извитых канальцев. Б. Нисходящего колена петли Генле. В. Восходящего колена петли Генле. Г. Дистальных извитых канальцев и собирательных трубочек.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 189-229, 489-510.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 204-246, 248-297, 586-591, 608-624..

3. Зайко Н.Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 303-325.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:Г, 3:В, 4:Г, 5:Б, 6:А, 7:В, 8:Г, 9:В, 10:Б, 11:Б, 12:В, 13:В, 14:Б, 15:В, 16:Г, 17:Г, 18:В, 19:Г.

 

ТЕМА 17. ПРИНЦИПЫВИТАМИНОТЕРАПИИ.

 

Актуальность темы: К числу необходимых факторов питания относятся низкомолекулярные органические вещества экзогенного происхождения — витамины. Их недостаточность в организме порождает нарушения функций и болезни: а- и гиповитаминозы. Причиной развития этих болезней может быть недостаточное и нерациональное питание (обилие консервированных и ненатуральных продуктов), а также нарушения функций ЖКТ и т.п. Витамины в качестве лекарственных средств могут использоваться для лечения специфических вариантов витаминного дефицита, а в силу их участия в разнообразных видах обмена как средства регуляции и воздействия на них и без наличия специфической патологии.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) витаминные средства для коррекции нарушений функций.

 

Конкретные цели

Уметь:

1. Определять групповую принадлежность витаминов.

2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием витаминов в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах)

3. Выбирать необходимые витамины при а- и гиповитаминозах, необходимости усиления адаптации, заболеваниях, не связанных с витаминным дефицитом

4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 206-211 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: тиамина хлорид для лечения авитаминозного полиневрита, никотиновую кислоту для лечения пеллагры, цианокобаламин для лечения мегалобластической анемии, аскорбиновую кислоту для лечения цинги, эргокальциферол для профилактики рахита, викасол для предупреждения кровотечений.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Витамины. Определение. Классификация. Жирорастворимые витамины: ретинола ацетат, эргокальциферол, токоферола ацетат, викасол. Водорастворимые витамины группы В (тиамина хлорид, рибофлавин, никотиновая кислота, кальция пантотенат, пиридоксина гидрохлорид, фолиевая кислота, цианокобаламин, кальция пангамат), группы С (аскорбиновая кислота), группы Р (рутин, кверцетин). Способы участия в регуляции функций, в обменных процессах. Виды патологии при дефиците витаминов. Применение витаминов в качестве средств заместительной и адаптационной терапии. Использование при отсутствии дефицита витаминов (фармакодинамическая терапия). Вероятные осложнения. Гипервитаминозы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.008 с.)