Организация государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственного экзамена



· Формируется государственная экзаменационная комиссия, и состав ее доводится до сведения студентов.

· Проводятся консультации.

· Издается приказ по факультету о допуске студентов.

· Сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании.

· Готовятся: учебно-программная документация, наглядные пособия, справочная литература, приборы и оборудование для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента по физике в школе.

· Экзамен проводится во время, установленное расписанием деканата в группах по 10 – 12 человек. Распределение студентов по группам осуществляет деканат. Все студенты сформированной деканатом группы должны явиться к началу экзамена в указанную расписанием аудиторию.

· На подготовку к ответу на вопросы билета отводится 1,5 часа.

· Порядок ответов на вопросы билета определяется самим студентом.

· Экзаменационная комиссия имеет право задавать дополнительные вопросы по всем заданиям билета, как углубляющего, так и дополняющего характера, но не выходящие за рамки программы междисциплинарного государственного экзамена.

· Оценки за государственный экзамен оглашают после завершения ответов всеми студентами на основании решения экзаменационной комиссии.

 

Содержание государственного экзамена

Содержание государственного экзамена определяется изучаемыми в вузе дисциплинами: общей и экспериментальной физикой, теоретической физикой и методикой обучения физике, а также содержанием педагогических практик в части организации и методики обучения физике в школе. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал по физике (механика, электродинамика, оптика, квантовая и атомная физика, молекулярная физика и термодинамика), а также наиболее существенные вопросы педагогической инноватики, касающиеся современных образовательных технологий, общей и частной методик обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях.

 

Структура экзаменационного билета

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Первый из них – по физике. Второй - по методике обучения физике в школе с проведением, по желанию выпускника, учебного физического эксперимента.

Все задания имеют междисциплинарный (интегрированный), практико-ориентированный характер, направленный на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектировочных умений выпускника. Билеты равноценны по сложности и трудоемкости и обеспечивают проверку подготовленности выпускника к разным видам профессиональной деятельности.

 

Требования к ответу на экзаменационный билет

· Ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать теоретические доказательства, подтверждаемые экспериментальными фактами.

· Ответ должен быть интегрированным, с использованием межпредметных связей.

· При ответе на второй вопрос проверяются представления о современных педагогических и информационных технологиях, а также знания по общей теории и частной методике обучения физике в основной и старшей профильной школе, умения обосновывать целесообразность постановки выбранного учебного физического эксперимента и оценивать методические преимущества и недостатки представляемых экспериментов.

 

Форма ответа на вопросы билета – устный доклад у доски.

 

2.5 Критерии оценки ответа на вопросы экзаменационного билета

За каждый вопрос экзамена выставляется оценка, которая заносится в бланки оценочных листов членами комиссии.

Итоговая оценка формируется с учетом оценок выставленных всеми экзаменаторами по каждому вопросу билета и ответов на дополнительные вопросы. В спорных случаях, при формировании итоговой оценки, председатель ГЭК имеет право дополнительного голоса.

Критерии оценки, сформированы с учетом следующих компонентов, определяющих качество подготовки выпускника:

- уровень подготовки к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

- обоснованность, четкость и культура изложения ответа.

Оценка «отлично» ставится, если вопрос изложен четко, с верным пониманием физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, дано точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий, а также правильное определение физических величин и их единиц измерения.

Вопрос по методике обучения физике оценивается следующим образом: указано место темы (раздела) в школьном курсе физики, грамотно проведен ее научно-методический анализ, перечислено необходимый физический эксперимент.

Оценка «хорошо» ставится, если все основные пункты вопроса изложены грамотно, но имеются некоторые недочеты (неточности при изложении теоретического материала, не четко формулируются определения, законы и теории, имеются недочеты в схемах и графиках, сопутствующих ответу и т.д.).

При ответе на вопрос по методике обучения физике прослеживаются небольшие пробелы, не исказившие основное содержание ответа, недочеты методического характера.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если не полностью изложены основные положения теории, допущены несущественные ошибки в формулировках различного рода понятий (физических явлений, величин, законов).

При ответе на вопрос по методике обучения физике неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, нет достаточных представлений о проведении учебного физического эксперимента

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в ответе не изложены основные положения теории; допущены существенные ошибки в формулировках определений различного рода физических понятий.

При ответе на вопрос по методике обучения физике не изложены основные положения, студент не имеет представления о необходимом учебном физическом эксперименте, не в состоянии сделать научно-методический анализ темы школьного курса физики.

 

2.6 Вопросы и программа междисциплинарного

Государственного экзамена

Ниже приведены теоретические вопросы и соответствующее этим вопросам содержание учебной программы. Программный материал дан после формулировки теоретического вопроса и набран курсивом.

Вопросы и программа по физике

1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса, импульс, сила. Второй и третий законы Ньютона. Закон сохранения импульса.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса. Импульс. Сила. Второй и третий законы Ньюто­на.

Система материальных точек. Внутренние и внешние силы. Замкнутые системы. Движение системы материальных точек. Закон со­хранения импульса.

2. Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная и ее измерение. Гравитационная и инертная массы. Сила тяжести и вес тела.

Закон тяготения Ньютона. Гравитационная постоянная и ее измерение. Гравитационная и инертная массы. Сила тяжести и вес тела.

Понятие о гравитационном поле. Напряженность гравитационного поля. Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Потенциал поля тяготения.

3. Работа силы. Консервативные и диссипативные силы. Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Внутренняя энергия. Закон сохранения механической энергии. Мощность.

Работа силы при упругой деформации и перемещении тела в гравитационном поле. Кон­сервативные и диссипативные силы.

Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия тела при плоском движении. Внутренняя энергия. Закон сохранения механической энергии.

4. Момент импульса тела и момент силы относительно точки и оси вращения. Закон сохранения момента импульса. Момент инерции тела. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела.

Момент импульса тела и момент силы относительно точки. Уравнение моментов для материальной точки и системы материальных точек. Закон сохранения момента импульса системы материаль­ных точек.

Абсолютно твердое тело. Момент импульса тела и момент силы отно­сительно оси. Момент инерции тела. Основное уравнение динамики вра­щательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса твердого тела. Вычисление моментов инерции. Теорема Гюйгенса-Штейнера. Свободные оси вращения.

5. Постулаты специальной теории относительности (СТО) Эйнштейна. Преобразова­ния Лоренца. Энергия и импульс в ре­лятивистской динамике.

Элементы специальной теории относительности. Идея мирового эфира (СТО) и абсолютной скорости. Опыт Майкельсона – Морли. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца.

Относитель­ность одновременности. Причинно-следственная связь событий. Относи­тельность продолжительности событий. Эффект замедления времени. От­носительность длины. Преобразование скоростей в СТО. Масса, импульс, сила и энергия в релятивистской динамике.

6. Электростатическое поле, его силовая и энергетическая характеристики. Принцип суперпозиции. Связь между напряженностью и потенциалом электростатического поля.

Электростатика. Электрические заряды и поля. Закон Кулона. Напряженность поля точечного заряда. Принцип суперпозиции. Работа сил поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Потенциальный характер электростатического поля. Потенциал и эквипотенциальные поверхности. Градиент потенциала и напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

7. Поток вектора напряженности. Теорема Остроградского – Гаусса для электростатического поля. Ее применение к расчету поля некоторых симметричных тел.

Поток вектора напряженности. Интегральная и дифференциальная формы теоремы Остроградского – Гаусса. Области их применения. Практические применения теоремы для расчета электростатических полей заряженных тел. Теорема Остроградского – Гаусса для электростатического поля в диэлектрике.

8. Постоянный ток. Закон Ома для участка цепи. Дифференциальная форма записи закона Ома. Сторонние силы, электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность в цепи постоянного тока.

Движение зарядов в электрическом поле. Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Дифференциальная форма закона Ома. Сторонние силы. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС и для замкнутой цепи.

Разность потенциалов и напряжение. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Джоуля – Ленца. Дифференциальная форма закона Джоуля – Ленца.

9. Магнитное поле электрического тока. Взаимодействие токов. Индукция и напряженность магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа.

Магнитное поле электрического тока. Взаимодействие токов между собой и с постоянным магнитом. Индукция и напряженность магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Циркуляция вектора напряженности магнитного поля. Закон полного тока.

10. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея и правило Ленца. Электродвижущая сила индукции. Самоиндукция, индуктивность.

Опыты Фарадея и правило Ленца. Электродвижущая сила индукции. Вихревые токи. Самоиндукция и взаимоиндукция. Электродвижущая сила самоиндукции. Индуктивность. Взаимоиндукция. Трансформатор.

11. Вихревое электрическое поле. Ток смещения. Электромагнитное поле. Система уравнений Максвелла для электромагнитного поля в вакууме.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Ток смещения. Теория Максвелла для электромагнитного поля. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме.

12. Механические колебания. Дифференциальное уравнение гармонического осциллятора. Физический, математический и пружинный маятники. Затухающие колебания и их характеристики.

Графическое представление колебаний. Кинематическое уравнение движения точки, совершающей гармониче­ские колебания в отсутствии сил трения. Смещение, скорость и ускорение при гармоническом колебательном движении. Дифференциальное (динамическое) уравнение гармонического осциллятора.

Затухающие колебания. Дифференциальное уравнение движения ма­териальной точки совершающей затухающие колебания и его решение (кинематическое уравнение движения). Энергия колеба­тельной системы, совершающей затухающие колебания. Коэффициент затухания, логарифмический декремент затухания, время релаксации.

13. Вынужденные колебания. Дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и его решение. Явление резонанса.

Вынужденные колебания. Дифференциальное уравнение вынужден­ных колебаний и его решение. Зависимость амплитуды колебаний и сдви­га фаз между смещением материальной точки и вынуждающей силой от параметров колебательной системы и частоты вынуждающей силы. Резонанс.

14. Волновой процесс. Продольные и поперечные волны. Волновое уравнение. Уравнение плоской бегущей волны. Энергия бегущей плоской волны.

Волновое движение. Распространение колебаний в однородной упру­гой среде.

Продольные и поперечные волны. Скорость распространения упругой волны. Волновой фронт. Волновые поверхности. Плоские и сферические волны. Уравнение плоской гармонической бегущей волны. Волновое уравнение. Энергия бегущей упругой волны.

15. Переменный ток. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Векторные диаграммы. Полное сопротивление цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока.

Получение переменной ЭДС. Квазистационарный электрический ток. Действующее и среднее значение переменного тока. Сопротивление. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Метод векторных диаграмм. Работа и мощность в цепи переменного тока, активная и реактивная мощность.

16. Электрический колебательный контур. Собственные колебания, формула Томсона. Свободные затухающие колебания. Вынужденные колебания в контуре. Резонанс.

Колебательный контур. Дифференциальные уравнения свободных незатухающих и затухающих колебаний в колебательном контуре. Коэффициент затухания, логарифмический декремент. Добротность контура. Вынужденные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Последовательный и параллельный резонанс.

17. Электромагнитные волны, скорость их распространения. Излучение электромагнитных волн. Объемная плотность энергии электромагнитного поля. Вектор Умова - Пойтинга.

Волновое уравнение для электромагнитных волн. Плоская монохроматическая электромагнитная волна. Скорость распространения электромагнитных волн. Энергия электромагнитных волн. Вектор Умова-Пойтинга.

18. Интерференция и дифракция волн. Условия возникновения интерференционной картины. Полосы равного наклона и равной толщины. Дифракция света, принцип Гюйгенса – Френеля. Дифракционная решетка и ее характеристики.

Интерференционная картина. Когерентность волн. Разность хода и условия интерференционных максимумов и минимумов. Образование полос равного наклона и равной толщины. Кольца Ньютона. Принцип Гюйгенса-Френеля, понятие о зонах Френеля. Зонная пластинка. Дифракция плоского фронта волны на щели, условие дифракционного максимума. Дифракция на дифракционной решетке, характеристики дифракционных решеток (дисперсия, разрешающая способность).

19. Линейная, эллиптическая и круговая поляризация света. Закон Малюса. Поляризация света при отражении и преломлении, закон Брюстера. Двойное лучепреломление, дихроизм.

Представление света в виде электромагнитной волны, световой вектор, плоскость поляризации. Эллиптическая, круговая и линейная поляризация. Закон Малюса. Поляризация при отражении и преломлении, закон Брюстера. Интерференция поляризованных волн, хроматическая поляризация. Дихроизм. Вращение плоскости поляризации. Поляризационные приборы (призма Николя, двухлучевые поляризаторы, поляроиды).

20. Внешний фотоэффект, уравнение Эйнштейна. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности Бора.

Основные законы фотоэффекта внешнего фотоэффекта. Объяснение фотоэффекта в рамках квантовой теории, уравнение Эйнштейна. Давление света, опыты Лебедева. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности Бора.

21.Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волновая функция и ее интерпретация. Уравнение Шредингера, общее и для стационарных состояний.

Принцип причинности в классической физике и квантовой механике. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Общее и стационарное уравнение Шредингера. Волновая функция, как интенсивность волны де Бройля.

22. Квантовые статистики. Применение статистики Ферми-Дирака для описания электронного газа в металлах. Энергия Ферми.

Представление свободных электронов в металле в виде идеального газа, описываемого статистикой Ферми-Дирака. Среднее число заполнения и его зависимость от энергии при Т=0К и Т>0К. Энергия Ферми. Понятие о нулевой энергии в теории квантового гармонического осциллятора. Экспериментальное подтверждение существования нулевой энергии. Квантовое представление электропроводности металлов.

23. Атомное ядро. Ядерные силы и их основные свойства. Энергия связи ядра. Капельная и оболочечная модели ядра.

Состав атомного ядра. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа - частиц. Представление протона и нейтрона как разное зарядовое состояние нуклона. Свойства ядерных сил (короткодействие, насыщение, нецентральность, зависимость от ориентации спинов). Энергия связи ядра. Модели атомного ядра (капельная и оболочечная). Деление атомного ядра, цепная реакция, термоядерный синтез.

24. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений ( - распады, электронный захват, альфа-распад, гамма-излучение). Закон радиоактивного распада.

Закон радиоактивного распада, законы сохранения заряда и массового числа. Свойства альфа-, бета- распадов, гамма излучения. Механизм альфа – распада. Виды бета – распадов.

Закон радиоактивного распада. Период полураспада, активность нуклида.

25. Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное обоснование. Основное уравнение МКТ идеального газа.

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Молекулярно-кинетическое истолкование абсолютной температуры и давления. Опытные газовые законы.

Внутренняя энергия. Понятие о числе степеней свободы газовых молекул. Закон о равнораспределении энергии по степеням свободы, границы его применимости.

26. Классическая статистика Максвелла - Больцмана. Распределение молекул по скоростям и энергиям. Распределение молекул в потен­циальном силовом поле.

Распределение молекул идеального газа по значениям потенциальной энергии во внешнем силовом поле – распределение Больцмана. Барометрическая формула.

Экспериментальное определение числа Авогадро – опыт Перрена. Распределение молекул газа по скоростям. Экспериментальная проверка распределения Максвелла – опыты Штерна, Элдриджа. Распределение Максвелла-Больцмана.

27. Теплота и работа, как формы передачи энергии. Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.

Термодинамическая система. Внутренняя энергия - функция состояния системы. Теплообмен и работа как формы передачи энергии – функции процесса. Первое начало термодинамики – закон сохранения и превращения энергии. Теплоемкость, классическая теория теплоемкости идеального газа. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.

28. Второе начало термодинамики. Неравенство Клаузиуса. Энтропия, ее термодинамический и статистиче­ский смысл. Третье начало термодинамики.

Обратимые и необратимые процессы. Принцип действия тепловой и холодильной машин. Цикл Карно. Формулировки второго начала термодинамики. Неравенство Клаузиуса. Энтропия и термодинамическая вероятность состояния. Закон возрастания энтропии. Статистический смысл второго начала термодинамики. Тепловая теорема Нернста.

29. Методы измерения физических величин: механических, электрических, оптических.

Измерение линейных размеров тел, промежутков времени, массы тела. Измерение температуры. Правила построения температурных шкал (реперные точки, понятия термометрическое тело и термометрическая величина). Измерение давления. Измерения электрических величин. Измерение освещенности.

30. Обработка результатов измерений. Погрешности измерений. Виды измерений. Виды и характер ошибок. Статистическая обработка результатов прямых измерений. Оценка погрешности косвенных измерений. Оценка погрешностей измерений электрических величин.

Виды измерений. Виды и характер ошибок. Ошибки прямых измерений. Статистическая обработка результатов прямых измерений. Оценка погрешности косвенных измерений. Расчет погрешностей косвенных измерений физических величин, связанных различными функциональными зависимостями.

Оценка погрешностей измерений электрических величин (электроизмерительные приборы: класс точности, абсолютная и относительная погрешности электрических измерений).

Вопросы и программа по методике обучения физике

1. Документы, регламентирующие учебный процесс: закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, программа. Их структура и содержание.

структура и содержание основных документов, регламентирующих учебный процесс и его содержание: закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт второго поколения, базисный учебный план, программа.

2. Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики: годовой, календарно- тематический, поурочный планы. Их структура и содержание.

Виды планирования, его значение. Годовой, календарно- тематический планы: структура и содержание. План и конспект урока (рекомендации по подготовке).

3. Формы организации учебных занятий, их характеристики. Урок (типы уроков, их структура) и практические занятия. Сравнительный анализ фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

Формы организации учебных занятий, их характеристики. Урок (типы уроков, их структура) и практические занятия (организация и проведение фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума). Сравнительный анализ фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

4. Методика и техника подготовки и проведения демонстрационного эксперимента на уроках физики (рекомендации; требования; средства, повышающие эффективность).

Понятие «демонстрационный эксперимент», его значение. Методические рекомендации для проведения ДЭ. Требования к ДЭ. Средства, повышающие эффективность демонстраций.

5. Пути интенсификации процесса обучения на уроках физики, описание одного из основных путей.

Разграничить понятия «методика» и «технология». Описание одного из основных путей интенсификации процесса обучения (технология проблемного обучения, игровые технологии, технологии на основе схемных и знаковых моделей).

6. Технология модульного обучения: теоретические основы, понятия «модульное обучение», «модуль», «учебная единица». Рекомендации по разработке модульной программы.

Понятия «модульное обучение», «модуль», «учебная единица». Теоретические основы модульного обучения (принципы, особенности). Рекомендации по разработке модульной программы (структура программы).

7. Технология развивающего обучения: значение, принципы. Уровни когнитивного развития. Пути внедрения развивающего обучения в процесс обучения физике.

Значение, принципы развивающего обучения, уровни когнитивного развития. Пути внедрения развивающего обучения в процесс обучения физике.

8. Методика проведения вводных уроков по физике: количество часов, поурочное планирование, методические особенности уроков.

Количество часов, отводимых на вводные уроки. Поурочное планирование. Методические особенности проведения вводных уроков (демонстрации, лабораторная работа (-ы), особенности проведения первой лабораторной работы и др.).

9. Использование аналогий и модельных представлений при изучении школьного курса физики.

Понятия «аналогия», «модель». Их значение для процесса обучения физике. Учебный материал для иллюстрации по выбору студента.

10. Этапы формирования физических понятий.

Описание методики формирования физических понятий на каждом из этапов. Иллюстрация формирования конкретного физического понятия по выбору студента.

11. Методика изучения темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в основной школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание темы и количество часов, отводимое на ее изучение. Этапы формирования одного (двух) понятий темы. Методические особенности изучения темы (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

12. Методика изучения основных вопросов кинематики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

13. Методика изучения основных вопросов динамики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

14. Анализ понятий «работа» и «энергия»: последовательность введения понятий в средней школе, требования к их усвоению, сравнение.

Последовательность введения понятий в средней школе. Пути формирования понятий. Требования к усвоению понятий «работа» и «энергия». Сравнение понятий.

15. Методика формирования понятий «масса» и «сила» в курсе физики средней школы. Классы и разделы, в которых изучаются указанные понятия. Последовательность их изучения. Этапы формирования каждого физического понятия.

Классы и разделы, в которых изучаются указанные понятия. Последовательность их изучения. Этапы формирования каждого физического понятия.

16. Методика изучения основных вопросов молекулярной физики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.)

17. Методика изучения основных вопросов термодинамики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

18. «Электродинамика» как раздел школьного курса физики: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, его особенности.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Значение раздела для процесса обучения физике. Особенности «Электродинамики» как раздела ШКФ.

19. Методика изучения механических колебаний и волн в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

20. Методика изучения законов постоянного тока в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности. Этапы формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

21. Методика изучения магнитного поля в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности. Этапы формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

22. Методика формирования понятий «вихревое электрическое поле» и «явление электромагнитной индукции» в курсе физики средней школы: место понятия в школьном курсе физики (класс и раздел), этапы его формирования.

Место понятий в школьном курсе физики (класс и раздел). Этапы формирования понятий (демонстрационный эксперимент).

23. Методика изучения электромагнитных колебаний и волн в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

24. Методика изучения основных вопросов оптики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

25. Методика изучения строения атома в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

26. Методика изучения основных вопросов квантовой физики в средней школе: место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов), содержание, методические особенности, методика формирования одного из понятий темы.

Содержание раздела. Место раздела в школьном курсе физики (классы, количество часов). Этапы формирования одного (двух) основных понятий раздела. Методические особенности изучения раздела (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

27. Методика изучения законов сохранения в средней школе, их место в школьном курсе физики (классы, разделы, количество часов).

Законы сохранения, изучаемые в школе. Место законов сохранения в школьном курсе физики (классы, разделы, количество часов). Методические особенности изучения законов сохранения (демонстрации, лабораторная работа (-ы) и др.).

28. Методика изучения фундаментальных взаимодействий на обобщающих занятиях в средней школе.

Значение обобщающих занятий для процесса обучения физике. Количество часов, отводимых на обобщающие занятия по физике в различных классах; методы, используемые для обобщения знаний. Методические особенности изучения фундаментальных взаимодействий на уроках физики..

29. Понятия «универсальные учебные действия» и «ключевые компетенции».

Виды универсальных учебных действий и ключевых компетенций, формируемых на уроках физики. Материал для иллюстрации по выбору студента.

30. Современные методы, формы и средства оценивания результатов обучения физике.

Значение и функции проверки и оценки достижений учащихся. Методы, формы и средства проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся, формируемых на уроках физики..

2.7 Рекомендуемая литература для подготовки к междисциплинарному государственному экзамену

2.7.1 Литература для подготовки к ответу на экзаменационные вопросы по физике

1. Савельев И.В. Курс общей физики. В 5 кн. М.: Астрель, 2003.

2. Сивухин Д.В. Общий курс физики. В 5 т. М.: Физматлит, 2002.

3. Гершензон Е.М. Механика. М.: Академия, 2001.

4. Гершензон Е.М., Малов Н.Н. Электродинамика. М.: Академия, 2002.

5. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности. М.: ОНИКС 21 век, 2003.

6. Бондарев Б.В, Калашников Н.П., Спирин Г.Г. Курс общей физики: Учебное пособие. В 3 т. М.: Высшая школа, 2003.

7. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Академия, 2008.

8. Бордовский Г.А., Бурсиан Э.В. Общая физика: Курс лекций с компьютерной поддержкой: Учебн.пособ ВУЗ, В 2т. М.: Владос-Пресс, 2001

 

2.7.2 Литература для подготовки к ответу на экзаменационные вопросы по методике обучения физике

1. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. и др.Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Методика преподавания физики в 7 – 8 классе средней школы: Пособие для учителя. / под ред. А.В. Усовой. М.: Просвещение, 1990.

4. Методика преподавания физики в 8 – 10 классах средней школы / под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980.

5. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания. Ростов на Дону: Феникс, 2002.

6. Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Шилова В.Ф. Физический эксперимент по курсу Физика и астрономия в 7-9 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.125 с.)