Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональные стимулы в духовной жизни подростка
Все годы работы в школе меня волновала проблема взаимосвязи изависимости между эмоциональным состоянием, с одной стороны, и идейным,моральным, умственным развитием, формированием убеждений, с другой стороны.Длительные наблюдения над духовной жизнью, трудом, обучением одних и тех жешкольников, непосредственное участие в духовной жизни и труде коллективов,многолетняя дружба с отдельными воспитанниками - все это дает возможностьсделать вывод, касающийся гармонии всех сфер жизнедеятельности личности.Эмоциональное состояние является, образно говоря, дирижером, от взмахачудесной палочки которого разрозненные звуки превращаются в стройноезвучание прекрасной мелодии. Если в детские годы чувства быстро захватываютдуховный мир человека и так же быстро сменяются, то в годы отрочествапреобладает эмоциональная стойкость состояния. Делается тонкой, обостреннойчувствительной связь между разумом и чувствами, чувствами и моральнымсознанием, эмоциональным отношением к окружающему миру и действительностью.Содержание, характер, направленность мышления подростка глубоко отражаютсяна его эмоциональном состоянии, порождая не только интеллектуальные чувства,но и накладывая отпечаток на нею духовную жизнь, создавая то, что я назвалбы чувством полноты духовной жизни. Задача учителя состоит в том, чтобыумственный труд (а он является определяющим D жизни подростка) былдеятельностью, проявлением активных сил души, самоутверждением исамопознанием человека. Настоящее мастерство учителя-воспитателяраскрывается в том, что под его руководством в процессе обучения подростоквыражает себя. Определяющим эмоциональное состояние является отношение ксамому себе, видение самого себя в сложном, многогранном окружающем мире.Выражение себя - очень сложная и нелегкая сфера воспитания и самовоспитания.Она не может ограничиваться только уроками. Обучение, приобретение знаний -это многогранная умственная, трудовая общественно полезная деятельность. Мыстремились, чтобы она десятками, сотнями нитей была связана со сложной иразнообразной интеллектуальной жизнью подростка, с его трудовым и идейнымсамоутверждением. Чем больше подросток углубляется в мир знаний и труда, тембольше он ощущает себя человеком, творческой личностью. Мы заботились о том,чтобы приобретение знаний связывалось с творческим их применением, чтобызнания не оставались мертвым грузом. Особенно целесообразно было осуществитьэто воспитательное задание по отношению к тем подросткам, которым знаниядоставались нелегко. Старательность и трудолюбие Петрика, Нины, Славкадержались на тоненькой ниточке эмоционального стимула; как только перерветсяэта ниточка - ничего не останется, учеба их превратится в тяжелую,непосильную повинность. Как важно, чтобы эта ниточка делалась крепкой инадежной, чтобы человеку не грозило разочарование! Мы пришли к выводу:подросток, каким бы посредственным ни был общий уровень его способностей, вчем-то одном должен достигать, переживать значительный успех, чувствоватьсебя в чем-то настоящим творцом, властителем знаний. Это как раз и являетсяпрочным основанием того, что связывает человека со школой, с мироминтеллектуальной жизни, с человеческой культурой вообще. Славко с большимитрудностями разбирался в закономерностях исторической науки. Ему было труднопонять обобщающую истину. И в математике мальчику трудно было "поймать"переход от реальных вещей и фактов к абстрактной закономерности:алгебраическая формула или теорема были для него тайной за семью печатями.Нужно было найти в умственном труде, в интеллектуальной жизни ту сферу, вкоторой бы подросток ощутил себя настоящим творцом. Мы нашли две сферы.Первое - это чтение научно-популярной литературы о странах и народах мира.Славко увлекся такими книгами; постепенно у него собралась библиотека, онстал в коллективе знатоком географии и этнографии. Часами он мограссказывать товарищам о народах Индонезии, островах Индийского океана,Африки, об их культуре, быте, традициях. Второе - это изготовление моделейгеометрических фигур. Учитель учил Славка передавать объемные ипространственные представления, связанные с теоремами, в моделях,изготовленных из пластмассы, стекла. Увлекшись этой работой, подросток сталпонимать сущность абстрактных истин. Упорным трудом, изучением учебников ондобился того, что геометрия стала его любимым предметом. С каждым годомкрепла нить, которая связывала Славка с интеллектуальным трудом, со школой.Он ощущал свою полноценность, не терялся перед трудностями. Петрик согромными трудностями осмысливал грамматические правила, допускал грубыеошибки. Сочинения по литературе долгое время казались ему чем-тонепостижимым. Много раз мы ходили с ним в поле, к пруду, в лес ивсматривались в цвета и оттенки, вслушивались в звучание музыки природы.Постепенно мальчику стали открываться тонкости слова. Для меня было большойрадостью, что в глазах мальчика исчезло выражение равнодушия. Пробудилсяинтерес к творчеству. Я читал сочинения-миниатюры, сложенные тут же, средиприроды; мальчик зажигался желанием сказать и свое слово о картинах иявлениях, которые вдохновляли меня; мое вдохновение передавалось ему.Отражение знаний в эмоциях - важное условие перехода знаний в убеждения,условие становления убежденности и мировоззрения. Эмоциональное состояниеимеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизньподростка. В годы отрочества ум особенно чувствителен к эмоциональномусостоянию. Тысячи фактов убедили меня в том, что жизнерадостноемировосприятие, чувство власти над вещами, явлениями и истинами, уверенностьв своих силах пробуждают новые родники памяти, мысли, сообразительности.Полнота духовной жизни - понятие широкое и многогранное. Благотворным, но, ксожалению, еще малоизученным источником полноты духовной жизни подросткаявляется творческий труд, в котором органически сливаются мастерство рук изнания. В понятие ^деятельность" мы вкладываем как раз то слияние творчестваума и руки, в котором рождается полнота духовной жизни. Мы добивались, чтобыу каждого подростка была своя любимая, интересная, волнующая работа; чтобычувство, рождающееся в этой работе, переносилось на обучение, на моральныеотношения в коллективе. Условием этого переноса не обязательно должна бытьнепосредственная связь работы с теоретическим материалом, который сейчасизучается на уроках. Работа обогащает интеллектуальную жизнь и усиливаетинтерес к учебе независимо от того, как она связана с программой, спроцессом обучения. Наоборот, очень важно, чтобы творческая работа рукспособствовала расширению сферы познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.004 с.) |