Эмоциональные стимулы в духовной жизни подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные стимулы в духовной жизни подростка



Все годы работы в школе меня волновала проблема взаимосвязи изависимости между эмоциональным состоянием, с одной стороны, и идейным,моральным, умственным развитием, формированием убеждений, с другой стороны.Длительные наблюдения над духовной жизнью, трудом, обучением одних и тех жешкольников, непосредственное участие в духовной жизни и труде коллективов,многолетняя дружба с отдельными воспитанниками - все это дает возможностьсделать вывод, касающийся гармонии всех сфер жизнедеятельности личности.Эмоциональное состояние является, образно говоря, дирижером, от взмахачудесной палочки которого разрозненные звуки превращаются в стройноезвучание прекрасной мелодии. Если в детские годы чувства быстро захватываютдуховный мир человека и так же быстро сменяются, то в годы отрочествапреобладает эмоциональная стойкость состояния. Делается тонкой, обостреннойчувствительной связь между разумом и чувствами, чувствами и моральнымсознанием, эмоциональным отношением к окружающему миру и действительностью.Содержание, характер, направленность мышления подростка глубоко отражаютсяна его эмоциональном состоянии, порождая не только интеллектуальные чувства,но и накладывая отпечаток на нею духовную жизнь, создавая то, что я назвалбы чувством полноты духовной жизни. Задача учителя состоит в том, чтобыумственный труд (а он является определяющим D жизни подростка) былдеятельностью, проявлением активных сил души, самоутверждением исамопознанием человека. Настоящее мастерство учителя-воспитателяраскрывается в том, что под его руководством в процессе обучения подростоквыражает себя. Определяющим эмоциональное состояние является отношение ксамому себе, видение самого себя в сложном, многогранном окружающем мире.Выражение себя - очень сложная и нелегкая сфера воспитания и самовоспитания.Она не может ограничиваться только уроками. Обучение, приобретение знаний -это многогранная умственная, трудовая общественно полезная деятельность. Мыстремились, чтобы она десятками, сотнями нитей была связана со сложной иразнообразной интеллектуальной жизнью подростка, с его трудовым и идейнымсамоутверждением. Чем больше подросток углубляется в мир знаний и труда, тембольше он ощущает себя человеком, творческой личностью. Мы заботились о том,чтобы приобретение знаний связывалось с творческим их применением, чтобызнания не оставались мертвым грузом. Особенно целесообразно было осуществитьэто воспитательное задание по отношению к тем подросткам, которым знаниядоставались нелегко. Старательность и трудолюбие Петрика, Нины, Славкадержались на тоненькой ниточке эмоционального стимула; как только перерветсяэта ниточка - ничего не останется, учеба их превратится в тяжелую,непосильную повинность. Как важно, чтобы эта ниточка делалась крепкой инадежной, чтобы человеку не грозило разочарование! Мы пришли к выводу:подросток, каким бы посредственным ни был общий уровень его способностей, вчем-то одном должен достигать, переживать значительный успех, чувствоватьсебя в чем-то настоящим творцом, властителем знаний. Это как раз и являетсяпрочным основанием того, что связывает человека со школой, с мироминтеллектуальной жизни, с человеческой культурой вообще. Славко с большимитрудностями разбирался в закономерностях исторической науки. Ему было труднопонять обобщающую истину. И в математике мальчику трудно было "поймать"переход от реальных вещей и фактов к абстрактной закономерности:алгебраическая формула или теорема были для него тайной за семью печатями.Нужно было найти в умственном труде, в интеллектуальной жизни ту сферу, вкоторой бы подросток ощутил себя настоящим творцом. Мы нашли две сферы.Первое - это чтение научно-популярной литературы о странах и народах мира.Славко увлекся такими книгами; постепенно у него собралась библиотека, онстал в коллективе знатоком географии и этнографии. Часами он мограссказывать товарищам о народах Индонезии, островах Индийского океана,Африки, об их культуре, быте, традициях. Второе - это изготовление моделейгеометрических фигур. Учитель учил Славка передавать объемные ипространственные представления, связанные с теоремами, в моделях,изготовленных из пластмассы, стекла. Увлекшись этой работой, подросток сталпонимать сущность абстрактных истин. Упорным трудом, изучением учебников ондобился того, что геометрия стала его любимым предметом. С каждым годомкрепла нить, которая связывала Славка с интеллектуальным трудом, со школой.Он ощущал свою полноценность, не терялся перед трудностями. Петрик согромными трудностями осмысливал грамматические правила, допускал грубыеошибки. Сочинения по литературе долгое время казались ему чем-тонепостижимым. Много раз мы ходили с ним в поле, к пруду, в лес ивсматривались в цвета и оттенки, вслушивались в звучание музыки природы.Постепенно мальчику стали открываться тонкости слова. Для меня было большойрадостью, что в глазах мальчика исчезло выражение равнодушия. Пробудилсяинтерес к творчеству. Я читал сочинения-миниатюры, сложенные тут же, средиприроды; мальчик зажигался желанием сказать и свое слово о картинах иявлениях, которые вдохновляли меня; мое вдохновение передавалось ему.Отражение знаний в эмоциях - важное условие перехода знаний в убеждения,условие становления убежденности и мировоззрения. Эмоциональное состояниеимеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизньподростка. В годы отрочества ум особенно чувствителен к эмоциональномусостоянию. Тысячи фактов убедили меня в том, что жизнерадостноемировосприятие, чувство власти над вещами, явлениями и истинами, уверенностьв своих силах пробуждают новые родники памяти, мысли, сообразительности.Полнота духовной жизни - понятие широкое и многогранное. Благотворным, но, ксожалению, еще малоизученным источником полноты духовной жизни подросткаявляется творческий труд, в котором органически сливаются мастерство рук изнания. В понятие ^деятельность" мы вкладываем как раз то слияние творчестваума и руки, в котором рождается полнота духовной жизни. Мы добивались, чтобыу каждого подростка была своя любимая, интересная, волнующая работа; чтобычувство, рождающееся в этой работе, переносилось на обучение, на моральныеотношения в коллективе. Условием этого переноса не обязательно должна бытьнепосредственная связь работы с теоретическим материалом, который сейчасизучается на уроках. Работа обогащает интеллектуальную жизнь и усиливаетинтерес к учебе независимо от того, как она связана с программой, спроцессом обучения. Наоборот, очень важно, чтобы творческая работа рукспособствовала расширению сферы познания.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.004 с.)