Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции.



Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.

Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 1) теоретическая реконструкция, 2) изучение научных школ, 3) изучение архивных материалов, 4) интервью, 5) анализ научных ссылок, 6) биографический и автобиографический методы и др.

Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.

Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.

Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.

Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.

Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.

Задачи истории психологии.

1)изучить закономерности развития знаний о психике.

2)раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы).

4)изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

 

Ф. Бэкон как основатель эмпиризма.

 

Фрэнсис Бэкон (1561 ‑ 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для создания новой науки о сознании.

В своей работе «Новый орган или истинные указания для истолковывания природы» обосновал эмпирический метод познания – природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законом. Методом, адекватно раскрывающим природу, Бэкон считает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявляя правила перехода от частного к общему. Учение
Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования. Человек – часть природы и подчиняется ее законам.

 

 

Психология Спинозы.

 

Новое решения проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 ‑ 1677). Главное сочинение – «Этика».Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования.

Однако Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т.е. ей свойственно существовать. Отсюда Спиноза выводит следующие свойства субстанции:

· она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя.

· она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей.

· в ней нет целей, она действует только по необходимости, т.е. в соответствии с объективными закономерностями.

Субстанцию Спиноза называл Богом или природой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для Бога в обычном смысле слова в системе Спинозы не остается места. Философия Спинозы – материалистична.

Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления в другом – протяжения.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

 

Логотерапия В. Франкла.

 

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, то Франкл добавлял к этим причинам отсутствие смысла жизни, алкоголики и другие наркоманы — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

 

Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.

Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 1) теоретическая реконструкция, 2) изучение научных школ, 3) изучение архивных материалов, 4) интервью, 5) анализ научных ссылок, 6) биографический и автобиографический методы и др.

Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.

Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.

Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.

Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.

Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.

Задачи истории психологии.

1)изучить закономерности развития знаний о психике.

2)раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы).

4)изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.013 с.)