Тема 6: текст как единица обучения связной речи. Человек и природа. Природа моего края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: текст как единица обучения связной речи. Человек и природа. Природа моего края.



Грамматика: Деепричастие. Деепричастный оборот. Конструкции со значением условия, уступки в простом и сложном предложении.

Задание № 1.

Ознакомьтесь со значением слов, запишите их. Составьте с ними предложения.

1. Акватория – участок водной поверхности в установленных границах района моря или порта.

2. Атмосфера – газообразная оболочка Земли и других небесных тел, солнца и звезд.

3. Глобальный – всеобщий, относящийся к территории всего Земного шара,охватывающий весь Земной шар.

4. Антропогенный фактор – явление, обстоятельство, возникающее в результате деятельности, воздействия человека на природу.

Задание № 2

Подберите к словосочетаниям противоположные по значению понятия: вредное воздействие, загрязнение воздуха, защита биосферы, запрещение испытаний, охрана природы, возрастание антропогенного воздействия.

Задание №3.

Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний. Составьте с ними предложения.

Современная эпоха, глобальная проблема, комплексное изучение, рациональное использование, окружающая среда, природные ресурсы.

Задание №4.

Поставьте словосочетания в нужном падеже.

Оградить (что?) – окружающая среда; оградить (от чего?) – загрязнение, вредное влияние; загрязняется (чем?) – оксиды, серы, и азота; уменьшается (что?) – пастбище; речь идет (о чем?) – загрязнение атмосферы, море, земля.

Задание №5

Ответьте на вопросы, используя словосочетания и конструкции, данные в скобках.

· Почему проблема охраны окружающей среды волнует общественность всего мира? (кризис во взаимодействии природы и человека)

· Как можно решить проблемы охраны окружающей среды? (при условии совместных усилий всех государств, всех людей планеты).

Задание №6.

Прочитайте высказывания о природе. Разделяете лы вы их точку зрения? Почему?

· Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать против ее загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь – озеленять, очищать, обмывать, спасать.

Игорь Шкляровский, писатель

· Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только “потребителем” природы, но и ее покровителем, ее сотворцом. Сегодня не только мы зависим от природы, но и она от нас.

 

Ч. Айтматов

Задание №7.

Прочитайте текст. Ответьте на основе прочитанного, почему в последние годы много говорят об охране окружающей среды.

Планета людей

Слышу я Природы голос:

“В вашей власти, в вашей власти, чтобы все

не раскололось на бессмысленные части”.

Леонид Мартынов

Современная эпоха поставила перед человечеством проблемы нового типа – глобальные. Значение таких глобальных проблем современности, как борьба с голодом, ликвидация опасных заболеваний, освоение Космоса и Мирового океана, комплексное изучение и рациональное использование природных ресурсов, развитие энергетики, охрана окружающей среды, постоянно растет.

Однако трудно назвать глобальную прблему, которая, так или иначе, не была бы связана с экономикой. Глобальные проблемы касаются всей мировой экономики, и они могут быть решены лишь при условии совместных усилий всех государств и в масштабах всемирного хозяйства в целом, при поддержке и понимании всех людей планеты, при сохранении мира на Земле.

Глубокие сдвиги в общественном развитии современного мира, возникшие под воздействием научно – технической революции, придали необычайную остроту проблеме взаимоотношений человека и природной среды. Речь идет о загрязнении атмосферы, морских акваторий и пресноводных водоемов, нарушении почвенного покрова и ценных ландшафтов, уменьшении пастбищ, истощении в ряде районов водных и лесных ресурсов, уменьшении численности животных...

Атмосфера во многих местах земного шара все большей степени загрязняется оксидами серы и азота, углевода, пылевидными частицами. В водоемы и реки непрерывно поступают нефть, отходы нефтепродуктов, химической промышленности и других производств... Почвенный покров повсеместно наполняется различными пестицидами, засоряется промышленными отходами, мусором.

Проблема охраны окружающей среды – комплексная проблема. Ее оптимальное решение невозможно без организации комплексного учета социальных, экологических, технических, экономических, правовых и международных аспектов.

Экологические исследования, проведенные в последние десятилетия во многих странах мира, подтвердили возрастающее разрушительное воздействие антропогенного фактора на окружающую среду.

Это привело ее на грань кризиса. Особенно угрожающий характер приобрела проблема загрязнения незаменимых природных ресурсов: воздуха, воды и почвы. И в настоящее время без широкого сотрудничества всех людей доброй воли невозможно добиться улучшения отношений природы и общества.

Задание №1.

Ответьте на вопросы, опираясь на материал текста “Планета людей”.

1. Какие вопросы поставила природа перед человечеством в современную эпоху?

2. При каком условии могут быть решены глобальные проблемы мировой экономики?

3. В чем проявляется кризис окружающей среды?

4. Для чего необходимо сотрудничество всех людей доброй воли?

5. Что вы можете добавить нового к данной проблеме?

6. К какому стилю речи относится текст?

Задание №2.

Докончите предложения, используя словосочетания из справок. К полученным предложениям поставьте вопросы.

К нарушению экологического равновесия в природе приводит...

При бесконтрольном и варварском отношении к природе человечество может привести...

В интересах настоящих и будущих поколений принимаются меры...

Для справок:

Возрастающее разрушительное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; планету к катастрофе; для охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира.

Задание №3.

К данным словосочетаниям подберите антонимы. Составьте с ними предложения.

Недоброкачественная вода -

Непродуманная химизация –

Бесхозяйственное отношение –

Безответственное решение –

Задание №4.

Составьте карту “болевых точек” экологического неблагополучия нашей республики.

Задание №5

Прочитайте высказывание. Выскажите свое отношение к затронутому вопросу.

Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры как и все прочее. Не хранить природу – это то же, что не хранить родную культуру. Пейзаж – выражение души народа. (академик Лихачев)

Задание №6.

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки, объясните их значение,загадки отгадайте: а) Снег питает землю, земля – народ. б) Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. в) Сперва потрудись, потом хвались, радуйся и веселись.

Загадки:

1. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал.

2. Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех.

Тема: Красная книга

Задание №1.

Прочитайте текст “Красная книга”, значения незнакомых вам слов определите по словарю.

Запишите эти слова, составьте с ними предложения.

Непосредственный – прямо следующий после кого-чего-нибудь.

Ограниченный – небольшой

Инициатива – начинание

Подвид – подразделение внутри одного вида.

Флора – растительный мир.

Фауна – животный мир.

Задание №2

С данными словами составьте предложения: документ, опасность, птицы, территория, охрана, восстановлена, бережный, инициатива, подвид, ресурс, земноводный, предупреждающий, численность, международный союз, редкие виды, исчезновение, грозит, конкретный, внимание, загрязнение, предпринимать, меры, флора, фауна.

Задание №3

К данным словам подберите,где это можно, антонимы и синонимы:

Исчезнуть, начинать, мир, белый, холодный, маленький, быстро, спасать.

Задание №4.

Подберите к данным словам однокоренные слова:

Цвет, книга, опасность, молоко, охрана, мир, птица, рыба, животное.

Задание №5.

Определите, от каких слов образованы сложные слова: своеобразный, млекопитающий, земноводный, водоплавающий, парнокопытный, вечнозеленый, полноводный, быстрорастующий.

Задание №6.

Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, озаглавьте.

Красная книга.

Красная книга – это своеобразный документ. Красный цвет ее обложки как бы предупреждает об опасности, надвигающейся на животных и растения. Страницы книги красные, белые, зеленые и желтые. На красных помещены виды животных, которые могут исчезнуть с лица Земли, если не предпринимать специальных мер. На белых – редкие виды, которым непосредственно не грозит исчезновение, но их число уменьшается или обитают они только на ограниченной территории. Желтые страницы – это страницы, на которые занесены виды, резко уменьшающиеся в числе. Виды животных, численность которых восстановлена благодаря охране и бережному отношению к ним, помещены на зеленых страницах.

Инициативу по спасению исчезающих видов животных - проявил Международный союз охраны и природных ресурсов.

Международная Красная книга вышла в свет в 1963 году. Первый том посвящен млекопитающим, второй том – птицам, третий том – земноводным пресмыкающимся. В эту книгу внесено 220 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 7 подвидов птиц, 98 видов и подвидов пресмыкающихся, 40 видов и подвидов земноводных, 193 вида и подвида рыб.

Красный цвет - запрет сигнала, понятный людям всего мира.

Красная книга – сигнал тревоги, предупреждающий о том, что каким – либо организмам (животным или растениям) угрожает исчезновение. Красная книга имеет цель привлечь внимание общественности к охране конкретных представителей нашей флоры и фауны.

Задание №1.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Для чего нужна Красная книга?

2. Какого цвета страницы в Красной книге и почему?

3. Какая организация борется за сохранение природных ресурсов?

4. В каком году вышла в свет Международная Красная книга?

5. Какое участие Вы принимаете в сохранении природы?

Задание №2.

Перескажите текст “Красная книга”, используя данные конструкции, словосочетания:

Инициатива, подвид, флора, фауна, исчезновение, млекопитающиеся, земноводный, быстрорастущий, вечнозеленый, исчезнуть с лица земли, предупреждает об опасности, грозит исчезновение, бережное отношение.

Задание №3.

Выпишите из текста “Красная книга”, важные, по вашему мнению, пункты.

Задание №4

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки, объясните их значение:

а) Цветы плохо растут без солнца, дети – без отцовского присмотра. б) Рыба ищет воду, где глубже, а человек – где лучше. в) Где вода – там и жизнь. г) Лес и вода - брат и сестра. д) Растение – земли украшение. ж) Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

Задание №5

Какова основная идея данной цитаты, и в какой части текста “Красная книга” можно добавить эту мысль.

“Трудно уберечь природу от загрязнения заводов, но еще труднее спасти ее от самого человека”.

Задание №6.

Найдите в тексте “Планета людей” и выпишите слова и обороты, выражающие предостережение и запрет.

Задание №7.

Провести диспут по проблемам экологии. Напишите сочинение на тему “Человек и природа” (об охране природы).

Задание №8

Расскажите об экологических проблемах вашего края, используя данные слова и словосочетания: природа, загрязнение, смог, вырубка, лесополоса, заводы, фабрики, выхлопные трубы, территория, охрана, животные, сайгаки, земноводные.

Задание №9

Напишите рассказ на тему: “Поход в горы (лес, на речку)”, используя данные словосочетания: не кричать, не шуметь в лесу, не ломать ветки, не пугать, не обижать зверей и птиц, не забывать, немножко моркови, капустных листьев, сухарей для друзей, не разрушать муравейников, не топтать траву, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор.

Задание №10.

Составьте предложения с данными словосочетаниями:

Волчье логово, у вороньего гнезда, о соловьиной трели, сорочья трескотня, у медвежьей берлоги, журавлиные стаи.

Задание №11.

Прочитать текст: “В интересах настоящего и будущих поколений”, определить основную идею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.026 с.)