Тема: Русский язык среди языков мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Русский язык среди языков мира



Задание №1.

Используя словарь, объясните следующие выражения: забывали язык предков, произошли от общих предков, занимает третье место, русский язык объединяет людей, получил распространение среди народов всей планеты.

Задание №2.

Запомните следующие обороты речи.

мира и дружбы народов

Русский язык является языком

межнационального общения народов РК.

Задание №3.

Прочитайте текст. Какой основной мысли подчинена тема текста?

 

Русский язык среди языков мира

Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось.

В глубокой древности языков было меньше, но потом народы, расселяясь по миру, разделились, забывали и изменяли язык предков. Из одного языка получилось два, потом несколько. Есть поэтому языки – родичи. Они произошли от общих предков как, например, русский, украинский, белорусский.

Есть языки, на которых говорит великое множество людей. Китайским языком пользуется почти одна пятая человечества. Двести семьдесят миллионов – по-русски.

По распространенности русский язык занимает третье место в мире. В настоящее время из всей издающейся на земном шаре литературы 28% печатается на русском языке. ООН официально объявила русский язык в числе шести мировых языков наряду с китайским, английским, испанским, арабским, французским. В настоящее время русский язык изучается более чем в ста странах мира. Владение одним из международных языков, каким является русский, есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. Свободное владение одним из мировых языков расширяет круг деловых партнеров, позволяет получать свежую информацию из самых различных источников. В обозримом будущем русский язык будет оставаться фактором конкурентоспособности Республики Казахстан. Поэтому уровень знания русского языка должен оставаться высоким.

У нас в стране насчитывается 130 языков. Развитие нашего многонационального государства поставило вопрос о языке межнационального общения. Таким языком в нашей стране стал русский язык. Изучая и постигая русский язык и другие языки, к человеку придет новое понимание родного языка, его роли в жизни народа, в развитии культуры.

Русский язык – язык русского народа – объединяет ныне людей, живущих друг от друга за тысячи километров. На нем говорят, читают и пишут многие люди разных национальностей нашей страны. Помогая сближению наций и народностей, русский язык получил большое распространение как язык мира и дружбы народов.

Задание №1.

Допишите вместо точек числительные.

По-английски на земном шаре говорят … миллионов человек, … миллионов говорят по-русски. У нас в стране насчитывается …языков.

Задание №2.

Ответьте на вопросы.

1. Сколько языков существует на планете? 2. На каких языках говорит большое количество людей? 3.Какое место по распространенности занимает русский язык? 5.Сколько языков насчитывается в нашей стране? 6. Какой язык в нашей стране является языком межнационального общения? 7. Какую роль он выполняет? 8.Какова роль русского языка в жизни казахстанца?

Задание №3.

Подготовьте небольшое сообщение на одну из тем, используя в качестве плана данные вопросы:

1. Роль языка в жизни общества.

· Что такое язык?

· Для чего он служит?

· Когда возник язык?

· Почему он мог возникнуть только в человеческом обществе?

· Какую роль играл и играет язык в жизни общества теперь?

· Почему язык называют главным богатством любого государства?

· Почему язык выступает таким же символом, как флаг, герб, гимн?

2. Русский язык – язык межнационального общения, дружбы и единства народов РК.

· Почему мы говорим, что РК – многонациональное государство?

· Как осуществляется связь между людьми разных национальностей в нашей стране?

· Что такое язык межнационального общения?

· Почему русский язык стал языком межнационального общения?

3. Международное значение русского языка.

· Чем определяется мировое значение русского языка?

· Народы скольких стран мира изучают русский язык?

Запомните

Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания и предложения. Словосочетание – грамматическое и смысловое объединение знаменательных слов.

Все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые словосочетания состоят из главного и зависимого слова (русский язык, наш язык, учиться языку, хорошо знать и т.п.).

Сложные словосочетания состоят из трех и более слов, в которых зависимые слова подчинены главному слову словосочетания (наш родной язык, очень трудный язык, успешно изучил язык и т.п.).

Слова в русском языке связываются тремя главными способами связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование - это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (русский язык, человеческое общение, русским языком, многонациональные государства).

Управление – это такой способ связи, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже (изучать язык, законспектирую статью, изучивший язык).

Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу (писать быстро, говорить волнуясь, приехать изучить).

Задание №1.

Выпишите из любого текста темы «Язык и общество» словосочетания, построенные по способу согласования, управления и примыкания.

Задание№2.

Определите в каждом словосочетании главное и зависимое слово. Укажите, какой частью речи они выражены, изменяются ли зависимые слова при изменении главных.

Общественное явление, человеческое общество, разные национальности, большое распространение.

Изучить язык, объединять людей, позволить людям, помогать людям, поставить вопросы.

Говорить медленно, решать творчески, очень распространенный, отвечать уверенно.

Задание №3.

Определите, из каких словосочетаний состоит каждое предложение. Запишите их и укажите способ подчинительной связи.

Основу подготовки любого специалиста составляет преподавание языков. Точно установить количество языков пока не удалось. Многие люди разных национальностей говорят и пишут на русском языке. Студент значительно продвинулся в знании языка.

Задание №4.

Найдите простые и сложные словосочетания, определите в них главное и зависимое слово.

Знание русского языка открывают возможность познакомить своих земляков сокровищницами русского народа. Он должен уметь учиться языку. Очень трудный язык. Брат успешно изучил языки. Я хожу заниматься на курсы английского языка. Хорошая речь напоминает хорошую музыку. Он преподает современный русский язык.

Задание №5.

Выпишите словосочетания в таком порядке: сначала те, в которых главное слово обозначает предмет, затем – признак и действие.

Русский язык, написать сочинение, передают мысли, уровень воды, мировой язык, говорить правильно, говорить по-русски, преподаватель русского языка, современный язык.

язык.

Запомните:

Стиль языка – это разновидность речи, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально – деловые отношения; агитационно–массовую деятельность; науку; словесно – художественное творчество. В каждом из этих сфер общественной жизни используется разновидность литературного языка, или стиль литературного языка. Определить стиль мы можем на основе текста.

Наиболее распространенный текст состоит из нескольких предложений, объединенных общим смыслом и структурой. Одно предложение, даже очень распространенное, сложное, которое является произведением речи, мы, тем не менее, текстом не назовем. Таким образом, текст состоит из двух или нескольких предложений. В тексте различают, по крайней мере, две информации: а) сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом; б) сообщает читателю индивидуально – авторское понимание отношений между явлениями, описанных в пункте а), понимание их причинно–следственных связей, их значимости в социальной, экономической, культурной жизни народа. Эти две информации – о чем говорится и что говорится - в школе называют темой и основной мыслью текста. Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают смысловую цельность. Текст считается завершенным, если его смысл получил исчерпывающее выражение. Такой текст, в правильно оформленном виде имеет начало и конец. Показателем законченности текста является заголовок, отражающий содержание. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль высказывания.

Текст состоит из предложений связанных по смыслу. Чтобы обеспечить связанность при построении текста, нужно расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинен коммуникативной задаче высказывания. Формальными средствами, передающими связность входящих в текст предложений, являются повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, синонимы, антонимы, однокоренные слова, сочинительные союзы. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Известную часть называют темой, новую – ремой или новым. Образующиеся при этом тема – ревматические цепочки могут представлены несколькими моделями.

1. Наиболее распространенной является модель, в которой используется последовательный способ связи предложений. В этом случае рема первого предложения становится темой второго предложения, рема второго – темой третьего и т.д. Например: Язык принадлежит обществу. История не знает ни одного коллектива, ни одного народа, который не пользовался бы языком.

2.Вторая модель представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи: Например: Языков на свете очень много. У нас в стране насчитывается 130 языков. По распространенности русский язык занимает третьеместо в мире. ООН официально объявила русский язык мировым языком.

3.Третий тип модели формируется на базе параллельного способа соединения предложений, только в отличие от второго в нем отсутствует сквозная тема; связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу. Обычно такие построения используются в пейзажных описаниях. Например: За ночь наступила оттепель. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

Задание №1.

Дайте функционально – стилистическую характеристику приведенных ниже предложений.

1. Стилистика – раздел науки о языке, научно изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

2.Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

3.Принимая во внимание ваше объяснение, данная письменная работа по русскому языку будет зачтена.

4.Давеча, братцы, к нам пришел сосед, бедовая голова, присел и задремал.

Задание № 2.

Прочитайте текст. Дайте его характеристику по плану:

1. Основная мысль текста.

2. Тема и основной тип речи.

3. Стиль речи.

4. Средства связи предложений.

 

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы.В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни. (К. Ушинский)

Задание №3.

В следующих словосочетаниях выделите главные слова, определите вид связи.

Выдающийся лингвист, овладеть языком, мыслить по трафарету, консервативный человек, прогрессивная мысль, побудительное предложение, разрешить проблему, соблюдать этикет, главная функция, языковые средства.

Задание №4.

Прочитайте предложения, выделите главные члены предложения.

1. М. В. Ломоносов, В. В. Виноградов, Л. В. Щерба и другие лингвисты занимались проблемой функциональных стилей.

2. Слово стиль заимствовано нами из латинского языка.

3. Научный стиль возник для сохранения и передачи научной информации.

4. Язык художественной литературы опирается на все богатства национального языка.

5. Официально – деловой стиль включает в себя различные документы.

6. Разговорному стилю соответствует устная форма существования речи.

 

Задание №5.

Прочитайте, определите вид связи предложений.

 

а) Мы переходим к новому разделу науки о языке – фонетике. Фонетика изучает звуки речи, соотношение звуков и букв на письме, нормы произношения звуков.

б) Академик Л. В. Щерба принадлежит к числу выдающихся русских лингвистов. Интерес к методике преподавания языков выделяют Л. В. Щербу из всех русских ученых - языковедов. Но фонетике посвящено большое количество работ. И действительно, Л. В. Щерба известен прежде всего как фонетист.

в) Шелестели листья. Шел дождь. На улице пузырились лужи, и казалось, земля в глубине пенится влагой, и сгустки легкой пены вырываются на поверхность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.029 с.)