Понятие психосексуального развития ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психосексуального развития ребенка.



Одним из основных открытий, сделанных в психоло­

гии детства, было раскрытие 3. Фрейдом природы и

динамики детской эротики. Миф об асексуальности

детства, веками существовавший в европейской куль­

туре, был развеян основоположниками психоанализа.

В классическом психоанализе выделяют следую­

щие стадии психосексуального развития: оральную,

анальную, эдипову (фаллическую), латентную и пубер­

татную (генитальную). Названия стадий связаны с

обозначением тех зон тела ребенка, которые «ответ­

ственны» в каждый момент его развития за получение

наибольшего удовольствия от удовлетворения влечений

и функционирования своего тела.

Под психосексуальным развитием в психоанализе

обычно понимается движение ребенка от инфантиль­

ных способов удовлетворения влечений к более зре­

лым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексу­

альный контакт с человеком противоположенного пола.

Однако в отечественной психологии психосексу­

альное развитие понимается несколько шире и счита­

ется, что способность к установлению «взрослого» сек­

суального контакта является итогом этого развития.

Психосексуальное развитие человека — это про­

цесс овладения им энергией собственных влечений,

движение к эмоциональной зрелости и обретению, как

психологической автономии, так и способности к эмо­

ционально-близким контактам с другими людьми1.

Психосексуальное развитие человека не заканчи­

вается в момент наступления половой зрелости в биоло­

гическом смысле слова, а продолжается всю жизнь, в ходе

решения задач личностного и эмоционального развития,

создания семьи, воспитания детей, которое позволяет

взрослому вернуться к неизбежным проблемам собствен­

ного детства и получить второй шанс на их разрешение,

воспитывая собственного ребенка. В конечном итоге,

последней стадией психосексуального развития челове­

ка является продуктивная и здоровая старость.

Следовательно, психосексуальное развитие пред­

ставляет собой движение по жизненным фазам, при-

1 Лосева В.К., Лунъков А.И. Психосексуальное развитие ребен­

ка. М., 1995.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

чем переход с одной фазы на другую сопровождается

отказом от преимущественного использования тех

форм удовлетворения эмоциональных и витальных

потребностей, которые давали наибольшее удовлетво­

рение на предыдущей фазе, ради освоения новых.

Особенно это ярко видно на примере психосексу­

ального развития в детском возрасте. Именно в дет­

стве закладываются предпосылки многих сексуальных,

эмоциональных и коммуникативных проблем, с кото­

рыми впоследствии сталкивается взрослый человек.

Следы неизжитых детских психотравм могут исказить

жизнь взрослого человека.

Оральная стадия. В настоящее время все большее

распространение получает точка зрения, что психосек­

суальное развитие ребенка, понятое как развитие его

эмоций, влечений и способности получать удовольствие

от функционирования собственного тела, начинается

еще до рождения.

3. Фрейдом развенчан миф о «золотом веке» детства,

не знающем конфликтов и «темных» влечений. Однако в

70-е гг. XX столетия в работах микропсихоаналитика

С.Фанти был развенчан миф о «золотом веке» пренаталь-

ного периода, когда мать и дитя якобы находятся в полном

биологическом и психологическом симбиозе и потребно­

сти будущего ребенка удовлетворяются автоматически без

всякого усилия с его стороны'.

Микропсихоанализ показал, что никакого прена-

тального симбиоза нет, что мать и будущее дитя со­

стоят в сложных, а часто и конфликтных отношениях,

и что ребенок рождается на свет, уже имея эмоцио­

нальный опыт борьбы и конфронтации. Внутри мате­

ринского организма идет «утробная война», т. е. идет

взаимная агрессия организма матери и эмбриона. Эм­

брион представляет собой отдельное человеческое су­

щество. Мать передает ребенку физическое и психи­

ческое состояния, а так же бессознательные страхи.

Ребенок реагирует на изменения во внешней среде (за­

грязнение воздуха, температурные колебания, шум

и т. д.) и на сексуальную жизнь матери — клеточным

эротизмом. Именно в пренатальный период заклады­

ваются основы сексуальности. С этой точки зрения,

1 Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

«травма рождения» (О. Ранк, С. Гроф) является не

первой психотравмой в жизни младенца.

Принято считать, что ребенок рождается на свет

абсолютно беспомощным. Это не совсем верно. Дело в

том, что свою беспомощность ему еще предстоит «от­

крыть» и одновременно найти средства спасения от

нее в контакте с матерью — первым в его жизни взрос­

лым. Ребенок обнаруживает свою беспомощность с мо­

мента неудовлетворения своих потребностей в пище,

тепле и контакте. Все эти потребности удовлетворяют­

ся им совместно с матерью в акте грудного вскармли­

вания, который является наиболее эмоционально зна­

чимым моментом его жизни на этой фазе развития.

Основной зоной тела, которая в этот момент явля­

ется ответственной за получение удовольствия, явля­

ется зона рта. То, что младенец получает при грудном

вскармливании удовольствие, сходное с эротическим

у взрослого человека, доказывается уже тем, что у

младенцев мужского пола может наблюдаться эрекция

во время вскармливания.

На оральной стадии все потребности младенца удов­

летворяются матерью, и кажется, что природа не оста­

вила ему пространства для собственной автономии, для

самостоятельного получения удовольствия. Но и это не

совсем так. Уже в грудном возрасте дети, исследуя соб­

ственное тело, часто играют со своими гениталиями. Это

совершенно естественное явление для грудного ребен­

ка, и, более того, оно вносит положительный вклад в его

эмоциональное развитие. Ведь именно игра со своим

телом дает ребенку опыт, что он может доставлять себе

удовольствие сам, без помощи взрослого, что заклады­

вает основу для чувства личной автономии в будущем.

Как показала Анна Фрейд, определенное количе­

ство аутоэротической стимуляции совершенно необхо­

димо ребенку для его нормального развития!. Поэтому

никакие запреты со стороны родителей в этом отно­

шении неуместны. Стремление родителей пресечь игру

со своими генеталиями у грудного ребенка могут по­

служить впоследствии источником формирования пас­

сивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных

и сексуальных нарушений.

' Фрейд А Введение в технику детского психоанализа. М., 1993.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

На этой стадии ребенок еще не отделяет себя пси­

хологически от матери, а свое тело — от ее тела. Дефи­

цит тактильного контакта с матерью на этой стадии

приводит к серьезным нарушениям сексуального по­

ведения. Особую опасность представляет для будуще­

го сексуального развития человека ситуация, когда на

оральной стадии своего развития младенец находится

большую часть времени не просто в изоляции и отры­

ве от матери, а в обстановке, где приближение взрос­

лого означает болезненные процедуры, как, например,

в больнице. У такого человека может надолго остаться

неосознаваемый страх перед телесным контактом с

другими людьми. Поэтому пребывание ребенка груд­

ного возраста в больнице во всех случаях должно быть

организованно как совместное с матерью.

Чрезмерно сильные положительные или отрица­

тельные подкрепления на каждой из фаз психосексу­

ального развития могут стать источником так называ­

емых фиксаций, связанных с потребностью постоянно

возвращаться именно к тому способу удовлетворения

влечений, который оказался связанным со сверхсиль­

ной стимуляцией — как позитивной, так и негативной.

Например, если ребенок был резко и грубо отнят

от груди, то у него может сформироваться фиксация

постоянного возвращения к «оральным удовольствиям»

в форме желания постоянно что-нибудь жевать, «зае­

дать» чувство одиночества и т.д. Иными словами, чело­

век пытается «добрать» то, что не добрал на соответ­

ствующей стадии развития.

И, наоборот, если удовольствия, испытанные ре­

бенком на предыдущей стадии развития, оказались

намного более сильными, чем обещает последующая

стадия, то у человека может возникнуть бессознатель­

ное стремление постоянно возвращаться к уже про­

веренным способам удовлетворения витальных по­

требностей. В этих случаях говорят о регрессии, как

о возврате к более инфантильному раннему способу

удовлетворения влечений. А.Фрейд отмечает, что раз­

витие ребенка протекает неравномерно и определен­

ное количество регрессий необходимо для нормаль­

ного развития, так как дает «передышку», «легкий»

способ получения положительных эмоций и снижает

чувство тревоги.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Итак, основным результатом оральной стадии пси­

хосексуального развития является открытие ребенком

Другого, способность получать удовлетворение от эмо­

ционального контакта с матерью и готовность испы­

тывать радость от телесного контакта. Чувство базис­

ного доверия (или недоверия) к другому человеку,

означающего для ребенка на данной стадии весь мир

в целом, определит на долгие годы, как будут склады­

ваться его эмоциональные и сексуальные контакты с

другими людьми.

Анальная стадия. На этой стадии внимание ребен­

ка смещается с зоны рта на область сфинктеров, кото­

рыми в это время ребенка обучают управлять в ходе

обучения навыками опрятности. Именно от эффектив­

ности овладения этими навыкам на этой стадии зави­

сит эмоциональное благополучие ребенка.

В этот момент он впервые в своей жизни сталки­

вается с социальной нормой и от того, насколько ус­

пешным для него окажется данный период, во многом

будет определяться его отношение к социальным нор­

мам вообще.

На самом деле у ребенка нет никакой биологичес­

кой потребности, которая заставляла бы его стремить­

ся произвольно регулировать акты мочеиспускания и

дефекации. Поэтому овладение этим навыком опреде­

ляется исключительно психологическими потребностя­

ми в сохранении любви матери, стремлении к поощре­

нию и избеганию наказания.

Эмоциональное отношение к матери на этой ста­

дии характеризуется амбивалентностью: одновремен­

ным сосуществованием любви и ненависти, агрессив­

ностью и потребностью в близости. В это время ребенок

часто становится упрямым, негативистичным, на все

говорит «нет», совершает агрессивные действия в ад­

рес матери (пытается ее укусить, ударить, толкнуть).

Это связано с тем, что ребенок как бы проверяет чув­

ства мамы «на прочность» — любит ли она его по-пре­

жнему или нет. Ведь ребенку не понятно, почему мама,

которая до сих пор удовлетворяла его потребности,

вдруг начинает что-то требовать от него.

Если постоянно помнить, что именно потребность

сохранить любовь матери является стимулом к обу­

чению новому навыку, то станет очевидным, что ре-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

бенку надо быть постоянно убежденным в наличии

этой любви. И наоборот, если почему-либо ребенок

решит, что мама его уже не любит, тогда стимулом к

освоению навыка опрятности окажется только страх,

Такого рода бессознательная установка, вынесенная

из этого периода детства, определяет поведение тех

детей, которых ничему нельзя научить кроме как

через угрозу.

Это происходит в тех случаях, когда мать чересчур

«серьезно» реагирует на агрессию ребенка в свой ад­

рес. Например, обижается и несколько дней не разго­

варивает с ним. За эти несколько дней ребенок уже

успевает забыть, за что его наказали, однако непрерыв­

но чувствует себя брошенным и нелюбимым. Это, в свою

очередь, возобновит вспышки агрессии и создаст ситу­

ацию порочного круга. Конечно, не означает это, что

агрессивные действия ребенка в адрес матери или дру­

гих взрослых нужно полностью игнорировать. Наилуч­

шим способом будет перевод деструктивных тенденций

ребенка в игровую деятельность (игры типа «построить

и разрушить») и объяснение ему, что наносить вред

людям и другим живым существам нельзя. Также адек­

ватными играми на этой стадии являются игры с водой,

песком, наливанием и выливанием, а также рисование.

Чрезмерный страх ребенка на этой стадии «быть гряз­

ным», что-нибудь «испачкать», может выступить бессоз­

нательным барьером впоследствии. Нередко родители,

сами испытавшие травмирующий опыт на анальной

стадии, прививает ребенку чрезмерное чувство беспо­

койства по поводу навыков опрятности, воспитывают его

в обстановке излишнего педантизма. Это может стать

причиной невроза навязчивых состояний в будущем.

В такой ситуации в помощи нуждается не только ребе­

нок, но и его родители.

Отметим, что основным психологическим механиз­

мом управления ребенком на этой стадии является

возбуждение чувства стыда как ощущение собствен­

ной неадекватности внешним нормам и требованиям.

Надо отметить, что люди, не очень благополучно про­

шедшие этот жизненный этап, на долгие годы сохра­

няют ощущение «неприличности» всего, что связано с

их телом, что затрудняет для них нормальную сексу­

альную жизнь.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Другим негативным последствием эмоциональной

травмы, полученной на этой стадии, может быть тен­

денция отреагирования агрессивных импульсов взрос­

лым человеком в адрес наиболее значимого лица. Не­

редки случаи, когда человек испытывает трудности в

создании семьи потому, что в его жизни повторяется

одна и та же история. Как только отношение с партне­

ром становятся достаточно серьезными, глубокими и

близкими, он импульсивно и как бы против своей воли

делает что-то, оскорбляющее, обижающее или унижа­

ющее партнера, в результате чего отношения рушатся.

Так подобные люди теряют самых дорогих и значимых

людей. Они тяжело переживают это, но самостоятель­

но изменить свое поведение не могут. Причем такое

«отвергающее» поведение у них никогда не встреча­

ется по отношению к эмоционально нейтральным или

неприятным лицам.

Нетрудно усмотреть в этом поведенческом стерео­

типе следы фиксации на неблагоприятно пройденном

этапе «проверки мамы на прочность». Как правило, та­

кие люди были жестоко наказаны за попытку агрес­

сивного отреагирования в адрес мамы. Впоследствии

они пытаются бессознательно доиграть эту ситуацию

до благоприятного конца, убедиться, что их любят не­

смотря ни не что.

Поэтому задача овладения своими агрессивными

импульсами, решение проблемы собственной амбива­

лентности — наиболее значимый итог анальной стадии.

В ходе столкновений с первыми нормами, запрета­

ми и ограничениями у ребенка может появиться инте­

рес к своим гениталиям, как регрессивная реакция,

гарантирующая положительное переживание. Путь ус­

трашений и запретов здесь опасен и бесперспективен.

Даже рекомендации «уделять больше внимания», «со­

здавать ему больше удовольствий», «стараться не остав­

лять его одного», как правило, не дают эффекта. Эти

способы родительского поведения укрепляют у ребен­

ка ощущение, что все удовольствия исходят от взросло­

го, а именно компенсацией такого ощущения и являет­

ся онанизм. Также «отвлекающее» поведение родителей

вызывает чувство вины, представление о самоудовлет­

ворении как о чем-то «плохом». Самое лучшее — дели­

катно не замечать. Единственное, что стоит сделать —

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

это дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в

присутствии других людей неприлично. Тем самым

родители дают ребенку неявное разрешение получать

самоудовлетворение в одиночестве. При таких услови­

ях детский онанизм проходит сам собой, по мере рас­

ширения возможностей получения удовольствий от

жизни, не прибегая к помощи взрослых.

Неблагополучно пройденная анальная стадия мо­

жет оставить след в развитии личности в форме бес­

сознательных садомазохистских установок, тенденций

навязчиво проигрывать в жизни роль постоянной

жертвы или постоянного преследователя.

Часто родители, жестко контролирующие все телес­

ные проявления ребенка на этой стадии, впоследствии,

на стадии пубертата, дают столь же жесткой запрет на

сексуальность как таковую. Такие родители, жестоко

подавив первый протест ребенка на анальной стадии и

столь же жестко запретив эмоциональные контакты со

сверстниками противоположенного пола в подростко­

вом возрасте, создают предпосылки для формирования

либо садистского, либо мазохистского поведения.

Садист, стремясь пережить силу и могущество и

оказавшись бессильным перед преодолением родитель­

ского запрета на секс, замещает его тем запретом, ко­

торый он может преодолеть, т.е. запретом на жесто­

кость. «Если маму в детстве обижать было нельзя (3 — 4

года), а секс, как говорила мама, все равно «грязен», то

почему же нельзя отыграться на партнере?» — вот

бессознательное заключение, которое приходит са­

дист. Он как бы проверяет то, что «не успел» прове­

рить в детстве — до какого предела можно дойти, не

оказавшись брошенным.

Мазохисту же нужно наказывать себя болью, чтобы

низить свое детское, бессознательное чувство вины за

свою агрессивность к матери. Боль может носить не обя­

зательно физический, а часто психологический характер.

Если садист проверяет «на прочность» партнера,

то мазохист — самого себя, а именно — что готов вы­

нести ради «любви». Садист глубоко сомневается в том,

что его могут полюбить другие, а мазохист столь же

глубоко сомневается в своей способности любить дру­

гих (для начала в детстве, — собственную мать). И тому

и другому нужны сверхсильные доказательства.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Итак, садомазохистскую пару объединяет борьба с

общими для них запретами на агрессивность и сексу­

альность. И преодолеть они их могут только благодаря

«использованию» сверхсильных стимулов, лежащих за

пределами собственной эротики (боль, страх, униже­

ние). Ведь все эти переживания можно испытать и вне

сексуальной ситуации. Но истинная эротика двух лю­

бящих друг друга людей не должна быть замутнена

подобными чувствами.

Эдипова стадия. Для ребенка начало данной ста­

дии психосексуального развития характеризуется тем,

что если раньше основные драматические коллизии его

жизни разыгрывались в его диадических отношениях

с матерью, то теперь он внезапно обнаруживает себя

в «треугольнике», включающем отца. При этом ребе­

нок начинает осознавать специфические отличия роли

отца от роли матери в его жизни. Природа этого отли­

чия изначально не ясна ребенку.

У детей, находящихся на этой стадии, возникает

интерес к различиям полов, своему происхождению,

сексуальным отношениям родителей, других взрослых.

С этим связаны попытки подглядывания за обнажен­

ными взрослыми.

Одновременно обостряется интерес к атрибутике

своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди

разного пола выполняют различные функции в семье

и за ее пределами и пользуются разной одеждой и

предметами. В освоении собственной психосексуаль­

ной роли ребенку помогает ролевая игра (в «войну»,

«дочки-матери» и др.).

На этой стадии чувства к родителям обоего пола

носят амбивалентный характер: родитель своего пола

воспринимается и как пример для подражания и как

конкурент в борьбе за внимание родителя противопо­

ложенного пола. Столь же противоречивые чувства

направлены и на родителя противоположного пола.

Стремясь разрешить эти противоречия, ребенок

при нормальных условиях развития, подражая об­

разцам поведения людей своего пола, осваивает

культурно-одобряемые образцы поло-ролевого пове­

дения. В этом возрасте ребенок обнаруживает, что

внимание матери уже не принадлежит ему одному

целиком.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Большинство детей на этой стадии используют

атрибутику своего пола (одежду, игрушки и др.) в це­

лях хвастовства. Если родители не дискредитируют в

глазах ребенка его пол (например, не говорят, что они

хотели мальчика, а получилась девочка), то ребенок с

радостью включаются в игры, дающие ему новое чув­

ство взрослости, в которых имитирует действия взрос­

лых своего пола.

Серьезную ошибку допускают родители, считаю­

щие подобные игры «не серьезными». В подобных се­

мьях мама может разочарованно сказать девочке, иг­

рающей с куклой: «Ты бы лучше книжку почитала или

сыграла с папой в шахматы», делая акцент прежде

всего на интеллектуальное развитие ребенка.

Не испытав на Эдиповой стадии гордости от при­

надлежности к своему полу, ребенок может вырасти

робким и неуверенным в себе.

Другой отличительной чертой этого периода явля­

ется возникновение эротически окрашенных игр меж­

ду детьми разного пола.

Подглядывание, хихиканье, игры с «раздеванием»

(в «семью», в «доктора») недвусмысленно свидетель­

ствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно

осведомлены о том, какие части тела считаются интим­

ными и что их следует скрывать от людей противопо­

ложного пола и вообще от посторонних глаз. Эта нор­

ма социальной жизни, как и всякая норма, на первых

порах вызывает у детей чувство протеста. Отреагиро­

вать свой протест дети стремятся опять-таки в игре.

Такие игры окрашены эротически и не предназначе­

ны для взрослых глаз. Это совершенно нормальное

явление для данного возраста. За подобные игры ре­

бенка не нужно наказывать, стыдить, выставлять на

посмешище. В противном случае, поведение взрослого

оставит в душе ребенка неизгладимую травму, которая

может отразиться на его сексуальной жизни в даль­

нейшем. Неразумно также и отсутствие всяческих ог­

раничений, состоящее в том, что детям позволяется

открыто играть в сексуальные игры. Ребенок, не убе­

дившийся в том, что взрослый прочно стоит на страже

его телесной неприкосновенности, может ощутить себя

не защищенным и вырасти боязливым и робким, преж­

де всего в сексуальном отношении. Более активные

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

дети, не столкнувшиеся с запретами взрослых, огра­

ничивающих возможность прикосновения к телу дру­

гого человека, могут вырасти жестокими и садистич-

ными, а иногда и склонными к сексуальному насилию.

Эротическая игра — это межличностная ситуация,

и, как во всякой социальной ситуации, в ней действу­

ют социальные нормы, знанию которых ребенка дол­

жен обучить взрослый. Впоследствии ребенку еще

предстоит сделать шаг к преодолению ограничений на

сексуальность, отстаивая свое право на интимность, и

это даст ему ощущение своей взрослости. А для малень­

кого ребенка это ощущение взрослости дается именно

умением и способностью соблюдать ограничения, раз­

деляемые миром взрослых. Что не исключает желание

этих взрослых обхитрить и тайно эти нормы нарушать.

И это тоже законное право ребенка.

Итак, итогом Эдиповой стадии является не только

присвоение ребенком психосексуальной идентичнос­

ти посредством ролевой игры, но и формирование ин­

фантильных «концепций» о различиях и взаимоотно­

шениях полов. Это на время снижает интерес к

проблемам пола и создает предпосылки для перехода

на следующую стадию.

Латентная и пубертатная стадии. Начало латент­

ной стадии обычно совпадает с началом школьного

обучения в большинстве стран мира. У ребенка появ­

ляются предметные интересы, лежащие за пределами

родительского «треугольника». Появляется желание

больше узнать о мире вне семьи. Интерес к сексуаль­

ным проблемам на этой стадии у ребенка снижается.

Приступая к школьному обучению и входя в новые

для себя группы, ребенок неминуемо узнает, что нор­

мы, существующие в его семье, могут отличаться от

тех, которых придерживаются другие люди. Так на этой

стадии расширяется социальная компетентность ре­

бенка, наряду с расширением его знаний о мире при­

роды и человеческой культуре.

Следующая стадия — пубертатная — совпадает с

наступлением половой зрелости.

На этой стадии происходят качественные изменения

в сексуальной организации. Сексуальная энергия кон­

центрируется на чувствах и мыслях, касающихся гени­

талий, появляется интерес к противоположному полу.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Вновь оживающие влечения снова стимулируют

интерес к проблемам пола, но уже на новом уровне.

Основная задача пубертатной стадии психосексуаль­

ного развития — рождение у подростка потребности в

эмоциональной эмансипации от родителей через об­

ретение объекта «первой любви». Конечно, задача эмо­

циональной эмансипации не решается полностью в

пубертатном периоде. На этой стадии важно лишь,

чтобы подросток ощутил в себе саму способность по­

любить кого-то за пределами собственной семьи, пе­

ренося на этого человека всю свою энергию.

Если в ранней юности человек легко отказывается

от первой любви, предпочитая ценности детско-роди-

тельских отношений или отношений со сверстниками

своего пола, то вне зависимости от уровня его физио­

логической зрелости можно говорить о задержке пси­

хосексуального развития.

В этом случае возникают проблемы во взаимоотно­

шениях с представителями противоположного пола,

сексуальные проблемы, проблемы в создании собствен­

ной семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.245 с.)