Агрессия как причина вмешательства родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агрессия как причина вмешательства родителей



во взаимоотношения детей. Соперничество также яв­

ляется формой влияния на поведение родителей. Ссо­

ры и драки дают возможность детям захватить внима­

ние родителей. Родители влияют на отношение между

детьми своим поведением. Если они ведут себя таким

образом, что не дают детям получить удовольствия от

своих ссор, то они помогают улучшить характер детс­

ких отношений. Часто родители вмешиваются в ссоры

детей в качестве судьи, стараясь помирить или рассу­

дить детей. Изучая последствия родительского вмеша­

тельства в драки между детьми в семье, Фельсон обна­

ружил, что дети проявляют больше физической или

вербальной агрессии против единственного брата или

сестры, чем против всех остальных детей, с которыми

они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с

братом или сестрой являются основополагающими для

научения агрессивному поведению. Исследователи

подчеркивают важность взаимоотношений между бра­

тьями и сестрами для развития агрессии. Было отме­

чено, что наличие насилия во взаимоотношениях меж­

ду детьми в одной семье оказывает большее, чем все

остальные семейные взаимоотношения, влияние на

социализацию индивида, результатом которой стано­

вится усвоение силовых моделей поведения. Паттер-

сон сообщает, «братья и сестры — это учителя в том

самом процессе, который разрушает им жизнь».

Некоторые исследователи изучали эффект от вме­

шательства родителей при агрессии между братьями и

сестрами. Они утверждают, что подобный шаг со сторо­

ны родителей может на самом деле потворствовать

развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах

более слабых могут ожидать, что родители примут их

сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с бо­

лее сильным противником. Подобное вмешательство

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

родителей приводит к тому, что младшие дети первыми

выходят на тропу войны и в течение длительного вре­

мени держат осаду старших братьев и сестер. Отсюда

вывод — без родительского вмешательства агрессивные

взаимоотношения между детьми редки по причине не­

равенства сил, обусловленного разницей в возрасте.

Таким образом, своеобразной микросредой персо­

нального развития и влияния является семья. С одной

стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает

азы человеческой культуры: физической, интеллекту­

альной, экономической, нравственной, эстетической...

Однако, с другой — воспитание — процесс целенап­

равленного воздействия на развитие личности челове­

ка согласно идеалам и задачам, сложившимся в обще­

стве. Вот почему однозначно: гражданин общества

начинается в семье.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие факторы влияют на становление материнства?

2. Перечислите типы и детерминанты родительского

отношения.

3. Назовите известные вам методы диагностики дет-

ско-родительских отношений.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

СЕКСУАЛЬНОСТЬ В СУПРУЖЕСТВЕ

■ Проблема взаимоотношения подов и тендерные

Исследования

Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавший­

ся мужским, активно и успешно осваивается женщина­

ми. Создаются различные движения, например движе­

ние феминисток, разрабатываются учебные программы,

печатаются публикации по проблеме защиты прав жен­

щины в политико-экономическом мире, читается междис­

циплинарный курс «Эволюция женской личности», в

США выходит журнал «Psychology of Women Quarterly».

В нашей стране данная проблема разрабатывалась не

со стороны восстановления прав женщины для саморе­

ализации, а в межличностном плане и семейной психо­

логии. Разное восприятие одних и тех же явлений муж­

чинами и женщинами, а также противопоставление

условий, предполагающих взаимодействие полов, ши­

рокий спектр социальных ролей, постоянно меняющих­

ся, нередко встречающаяся жесткая приверженность

традиционным полоролевым стандартам ведут к конф­

ликтам как прямым, так и скрытым.

Данная проблема фигурирует и в вопросе полового

воспитания детей: нужно ли прививать четкие понятия о

мужественности и женственности или воспитывать детей

в духе андрогинии, что тесно связано с проблемой пола во

взрослом состоянии. Таким образом, понимание и приня­

тие отличий противоположного пола не только как нор­

мального явления, но и как ценности является проблем­

ным вопросом для различных отраслей психологии.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В биологических, социальных и психологических

науках определение пола неоднозначно.

В строгом смысле пол «совокупность морфологи­

ческих и физиологических особенностей организма,

обеспечивающих половое размножение, сущность ко­

торого сводится, в конечном счете, к оплодотворению».

«Пол» и «половые» свойства обозначают явление,

связанное с дифференцировкой и различением мужчи­

ны и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свой-

тва подразумевают сексуально-эротические свойства.

Под:

а) биологический — совокупность контрастирующих

генеративных признаков особей одного вида;

б) социальный — комплекс соматических, репродук­

тивных, социокультурных и поведенческих харак­

теристик, обеспечивающих индивиду личный, со­

циальный и правовой статус мужчины и женщины.

«Гендер» (от лат. «род») — обозначение пола как

социального понятия и явления; вся совокупность

свойств, отличающих мужчину от женщины (в отличие

от чисто биологического понимания пола «sex» в анг­

лоязычной литературе). В гносеологическом плане «ген-

дер» — от греческого «генос» — происхождение, ма­

териальный носитель наследственности, рождающийся.

Соответствует русскому понятию «род».

В психологии отношение в самом общем виде это

взаиморасположение объектов и их свойств. Общий тип

отношений составляют общественные отношения как

взаимосвязи между социальными общностями и их свой­

ствами, возникающими в процессе совместной деятель­

ности. Общественные отношения могут быть классифи­

цированы в соответствии со сферой рассмотрения.

Выделяют семейные отношения (на уровне социальных

общностей); производственные отношения (на уровне

занятых той или иной деятельностью групп); межлич­

ностные отношения (на уровне взаимосвязей между

людьми в группах); внутриличностные отношения (на­

пример, эмоционально-волевые установки субъекта по

отношению к себе или аффективное отношение к кому-

либо другому) и др.

Так как нами рассматриваются отношения полов

в аспекте психологии различий, то важно рассмотреть

тот путь, которым мужчина и женщина приходят к спе-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

цифическим проявлениям в межличностных и меж­

групповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится

к тому, что пол, половая принадлежность человеку да­

ется чисто биологически. Но половая идентичность, то

есть осознанная принадлежность к определенному

полу, — результат сложного биосоциального процесса,

соединяющего онтогенез, половую социализацию и раз­

витие самосознания. Процесс этот, начинающийся с

момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд

последовательных стадий, каждая из которых выполняет

свои специфические задачи, причем результаты таких

критических периодов принципиально необратимы.

Основные этапы и компоненты половой дифферен­

циации рассмотрены ведущим американским сексоло­

гом Д. Мани. Основная идея Мани в том, что для созда­

ния самца требуются дополнительные усилия. Природа

в основном заботится о создании самки. На всех крити­

ческих стадиях развития, если орган не получил допол­

нительного сигнала или команд, половая дифференци-

ровка автоматически идет по женскому типу. То есть

социальные факторы и самосознание лишь надстройка

над тем, что каждому дано природой.

Мани описал формирование хромосомного или

генетического пола, определяющего будущую генети­

ческую программу организма, в частности дифферен­

циацию его половых желез и гормонального пола за­

родыша, определяющего дифференциацию внутренних

репродуктивных органов (внутренний морфологичес­

кий пол) и наружных гениталий (внешний морфологи­

ческий пол или генитальная внешность), а также не­

рвных механизмов, в дальнейшем регулирующих

маскулинное или феминное поведение особи.

В постнатальном онтогенезе: генитальная внеш­

ность задает определенную программу взрослым, де­

терминируя определение акушерского (или паспорт­

ного) пола новорожденного, что, в свою очередь,

сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской

или женской, он должен воспитываться (пол воспита­

ния)». Таким образом, начинается половая социализа­

ция ребенка, то есть обучение ребенка половой роли

Половая роль — некоторая система предписаний,

модель поведения, которую должен усвоить и которой

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

должен соответствовать индивид, чтобы его признали

мужчиной или женщиной.

Половая социализация всегда зависит от норм и

обычаев соответствующего общества, культуры. В нее

входят:

• система дифференциации половых ролей, то есть

половое разделение труда, специфические полоро-

левые предписания, права и обязанности мужчин

и женщин;

• система стереотипов маскулинности и феминнос-

ти, то есть представления о том, какими являются

или должны быть мужчины и женщины.

Маскулинность и фемининность (от лат.

masculinus — мужской и femininus — женский) — нор­

мативные представления о соматических, психических

и поведенческих свойствах, характерных для мужчин

и женщин; элемент полового символизма, связанный с

дифференциацией половых ролей. Обыденное созна­

ние склонно абсолютизировать психофизические и со­

циальные различия полов, отождествляя маскулинность

с активно-творческим, социальным, а фемининность —

с пассивно-репродуктивным, природным началом.

Половая идентичность — единство поведения и

самосознания индивида, причисляющего себя к опре­

деленному полу и ориентирующегося на требования

соответствующей половой роли.

Половая идентичность основывается на соматичес­

ких признаках (образ тела) и на поведенческих и харак­

терологических свойствах, оцениваемых по степени их

соответствия нормативному стереотипу маскулинности

или фемининности. Половая идентичность связана с си­

стемой личности.

В 1,5 года ребенок знает свою половую принад­

лежность.

К 3 — 4 годам различает пол окружающих людей,

часто ассоциируя его со случайными внешними

признаками.

В 6 — 7 лет окончательно осознает необратимость

половой принадлежности, и в зависимости от пола по

собственной инициативе дети выбирают разные игры

и партнеров.

Большое значение в половой социализации играет

общество сверстников как своего, так и противоположно­

го пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сверстники подтверждают, укрепляют или ставят под

вопрос его половую идентичность и полоролевые ори­

ентации.

Пубертатный период является критическим из-за

того, что обнаруживается и закрепляется не только поло­

вая, но и сексуальная идентичность, психосексуальная

направленность личности.

Таким образом, человек осознает себя мужчиной или

женщиной в свете биологических и социальных факто­

ров, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При

несовпадении биологических и социокультурных (пол

воспитания) детерминант пола конечный результат, то

есть половая идентичность субъекта, практически не­

предсказуем.

Вопрос о психологических особенностях и разли­

чиях представителей мужского и женского пола более

сложен, чем вопрос об их биологических и физических

различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины

в широкой сфере деятельности порой позволяет ста­

вить под сомнение наличие специфических половых

психологических особенностей и на этом основании

пренебрегать их изучением. Но, признавая специфи­

ческие отличия полов, многие исследователи интере­

суются вопросом их происхождения.

В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сфор­

мулирован принцип, по которому в схватке побеждает

или выживает особь с признаками, способствующими со­

хранению всего вида. Поэтому, у самки должны быть раз­

виты качества, способствующие вынашиванию и выра­

щиванию детеныша, а у самца те, которые помогают

защитить семейство. Так как беременность делает самку

уязвимой, и в период вынашивания она нуждается в за­

щите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто

не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен

быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная

нежность в мужчине отрицательно сказывается на спо­

собности драться в нужный момент. А избыток агрессив­

ности у женщины сокращает количество беременностей.

Итак, биологическая теория Дарвина объясняет, по­

чему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в

женщине заботливость.

В психоаналитической теории 3. Фрейдом выде­

лены психосексуальные стадии развития ребенка. От-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ношения с другим полом и к себе зависят от того, ус­

пешно прошел индивид соответствующую стадию или

у него произошла фиксация.

Например, взрослые мужчины с фиксацией на фал­

лической стадии стремятся добиваться успеха и посто­

янно пытаются доказать свою мужественность и поло­

вую зрелость. Они убеждают других в том, что они

«настоящие мужчины». У женщин такая фиксация при­

водит к склонности флиртовать, обольщать, к беспоря­

дочным половым связям, хотя они могут казаться

наивными и невинными в сексуальном отношении. Не­

которые женщины, наоборот, могут бороться за главен­

ство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчи­

выми, напористыми и самоуверенными.

Пройдя эдипов комплекс, мужчина подавляет свои

сексуальные желания в отношении матери, и начинает

идентифицировать себя с отцом, что позволяет мальчику

приобрести набор ценностей, моральных норм, устано­

вок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающе­

го для него, что это значит — быть мужчиной.

Прохождение комплекса Электры обеспечивает де­

вочке, становящейся более похожей на мать, символи­

ческий доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шан­

сы выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее

некоторые женщины мечтают о первенце — мальчике,

феномен, который ортодоксальные фрейдисты интер­

претируют как выражение замещения пениса.

На генитальной стадии в раннем подростковом воз­

расте индивидуумы проходят через «гомосексуальный»

период. Новый взрыв сексуальной энергии направлен

на человека одного с ним пола. Хотя явно гомосексу­

альное поведение не является универсальным опытом

этого периода, подростки предпочитают общество свер­

стников одного с ними пола. Человек, прошедший все

стадии, приобретает генитальный характер — идеаль­

ный тип личности в психоаналитической теории, ха­

рактеризующийся зрелостью и ответственностью в со­

циально-сексуальных отношениях.

По Фрейду, биологическая природа предопреде­

ляет зависть к пенису у девочек к мальчикам. Из это­

го следует вывод, что более полноценным является

мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать,

чаще в подсознательной сфере, некоторая враждеб-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ность к противоположному полу, что будет мешать ей

реализовывать себя.

Социокультурная теория К. Хорни: Хорни не согла­

шалась почти ни с одним положением Фрейда в отноше­

нии женщин. Она возражала против главного основания

аналитической концепции в различиях между полами,

заключающегося в строении гениталий и выдвинула свою

теорию, учитывающую другое важное биологическое

отличие — различную роль мужчины и женщины с точ­

ки зрения репродуктивной функции и влияния социо­

культурных факторов. По Хорни, способность к материн­

ству у женщины имеет физиологическое преимущество.

Бессознательно это проявляется в мужской психике как

сильнейшая зависть мальчика к материнству. Но зависть

мужчины имеет большие возможности для успешной суб­

лимации, чем зависть девочки к пенису. И эта зависть

служит одной из основных движущих сил формирова­

ния культурных ценностей. Невероятная сила импульса

мужчины к творчеству в любой области, ощущение в не­

значительности собственной роли в сотворении живого

существа, подталкивает его постоянно к сверхкомпенса­

ции за счет других достижений.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по

сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь ос­

новывается на экономической, политической и пси­

хосоциальной зависимости от мужчин. Исторически

сложилось так, что к женщине относились как к су­

ществу второго сорта, не признавая равенство ее прав

с правами мужчин и, воспитывая так, чтобы она при­

знавала мужское «превосходство». Наша культура —

это мужская культура, которая не способствует рас­

крытию женщины и ее индивидуальности. Как бы

женщину не превозносили в роли матери или возлюб­

ленной, с точки зрения человеческих или духовных

ценностей на первом месте всегда оказывается муж­

чина. К. Хорни доказывала, что многие женщины стре­

мятся стать более маскулинными из-за стремления к

власти и привилегиям. В желании быть мужчиной

могут выражаться желания обладать всеми теми ка­

чествами или привилегиями, которые наша культура

считает маскулинными, такими как — сила, смелость,

независимость, успех, сексуальная свобода, право вы­

бирать партнера.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Весь комплекс чувств и фантазий, содержанием

которых является ощущение женщины своей дискри­

минации, ее зависть к мужчине, ее желание быть муж­

чиной и отвергнуть женскую роль» мешает женщине

разглядеть свои достоинства. Даже материнство вос­

принимается как лишняя обуза. Все оценивается с муж­

ской, абсолютно чуждой, точки зрения, и поэтому жен­

щине приходится признать свою несостоятельность. Но

желание быть мужчиной «ослабляет чувство себя, а

подавленная женственность в тех или иных пережи­

ваниях непременно напоминает ей о женской роли.»

Особенностью мужской психики является подсоз­

нательное недоверие к женщинам. К. Хорни считала,

что это порождено обидой и тревогой, во все времена

мешающим отношениям между полами. Тревога заклю­

чается в страхе перед женщиной, который глубоко уко­

ренен в сексуальности... Например: мужчина боится

только сексуально привлекательных женщин, которых

как бы страстно он ни желал, пытается держать в пови­

новении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается

величайшее уважение, даже в тех культурах, где моло­

дых женщин боятся и поэтому подавляют. К. Хорни

приводит пример целого ряда табу, существующего в

первобытных племенах и связанного с менструацией,

беременностью и родами, культа Девы наряду со сжи­

ганием ведьм. Этот страх скрывается как в чрезмерном

превозношении женщин, так и в презрительном отно­

шении. То есть мужчина в большей степени сексуально

зависит от женщины, так как у женщины часть сексу­

альной энергии передана продуктивным детородным

процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересова­

ны в том, чтобы держать женщин в зависимости. Эти

факторы, имеющие психогенную природу и относящи­

еся к мужчине, по-видимому, лежат в основе великой

борьбы за власть между мужчиной и женщиной.

Таким образом, К. Хорни обрисовывает отношения

полов как недоверительные, что проистекает из соци­

ально-культурных условий и которые можно просле­

дить, анализируя исторические факты и письменные

источники. Она по-своему объясняет причину недове­

рия и отвечает на вопрос, почему вообще возникает эта

борьба между полами: во все времена более сильная

сторона будет создавать идеологию, помогающую ей

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

удержать свою позицию и сделать эту позицию прием­

лемой для более слабой. В этой идеологии особенности

слабой стороны будут трактоваться, как неполноцен­

ность и будет доказываться, что эти отличия неизмен­

ные, фундаментальные. Богом данные.

Близок к К. Хорни во взглядах на отношения при­

роды половых различий А. Адлер, объясняющий их

сначала стремлением к власти, а затем стремлением к

превосходству, и полагавший, что заблуждения отно­

сительно неполноценности женщин и превосходстве

мужчин постоянно разрушают гармонию между пола­

ми. Адлер связывает неудовлетворенность женщин

своим положением с очевидными преимуществами

мужчин, которые привели к таким нарушениям в пси­

хическом развитии женщин, что в настоящее время

наличествует почти всеобщая неудовлетворенность

женской ролью. Он считал, что различию между му­

жественными и женственными чертами нельзя найти

оправданий. По его мнению, важность мужского нача­

ла усилилась разделением труда. Доминирующее муж­

ское начало направляет деятельность женщины таким

образом, что мужчины, как кажется, получают от жиз­

ни максимум удовольствия, в то время как женщинам

поручают те дела, которых мужчины предпочитают

избегать, но само разделение возникло стихийно, в иде­

але, чтобы заниматься тем, для чего люди лучше при-

с п о с о б л е н ы.

Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона

поиск идентичности может быть трудным процессом

для определенных групп людей и зависит от окруже­

ния человека. Например, молодым женщинам трудно

достичь ясного ощущения идентичности в обществе,

которое рассматривает женщин, как людей второго

сорта. С точки зрения Эриксона, феминистское дви­

жение получило большую поддержку из-за того, что

общество до недавнего времени препятствовало уси­

лиям женщины достичь позитивной идентичности, то

есть неохотно предоставляло женщинам новые соци­

альные роли и новые позиции в сфере занятости.

Подобные трудности можно наблюдать у групп соци­

альных и сексуальных меньшинств.

Кризис идентичности, как фиксация на этой стадии,

мешает выбрать карьеру или продолжить образование.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В исследовании М. Кана проверялось предположе­

ние о том, что чувство идентичности облегчает созреваю­

щей личности развитие способности к интимности. Он

выявил, что у мужчин достижение интимности тесно свя­

зано с решением жениться, не жениться. В этом плане

достижение идентичности, основанное на традиционно

мужских ролевых особенностях американской культуры,

является решающим. Женщины могут быть тесно связа­

ны с социальными предписаниями, необходимости выйти

замуж, поэтому достижение идентичности имеет мало

общего с замужеством. В то же время достижение иден­

тичности у замужних женщин больше влияет на стабиль­

ность супружеских отношений. Идентичность, основан­

ная неумении справляться с тревогой, и умении выражать

чувства открыто, способствует стабильности брака.

Согласно юнгианской теории личности, каждый

человек несет в себе мощные первичные психические

образы — архетипы, под влиянием которых люди реа­

лизуют в своем поведении универсальные модели вос­

приятия, мышления и действия в ответ на какой-то

объект или событие. Юнгом описаны многие архетипы,

но для проблемы отношения полов интересны такие

архетипы как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость.

Персона — публичное лицо, то есть то, как мы про­

являем себя в отношении с другими людьми. Обозна­

чает много ролей, которые мы проигрываем в соответ­

ствии с социальными требованиями, это и половые

роли мужчины и женщины и те социальные роли,

которые исполняют мужчины и женщины в обществе.

Тень — подавленная, дурная и животная сторона

личности. Содержит социально неприемлемые и агрес­

сивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В отно­

шениях между полами это то, что «не принято показывать».

Анима — «душа» — представляет внутренний об­

раз женщины в мужчине, его бессознательную женс­

кую сторону или персонифицирующее женское нача­

ло — смутные чувства и настроения, пророческие

предчувствия, восприимчивость к иррациональному,

способность любить, чувство природы и т. п.

Анимус — «дух» — внутренний образ мужчины в

женщине, ее бессознательная мужская сторона, персо­

нифицирующая физическую силу, инициативу, органи­

зованное действие, духовную глубину и рациональность.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Основанный на том биологическом факте, что в

мужчине и женщине выражены и мужские и женские

черты, этот архетип эволюционировал на протяжении

многих лет в коллективном бессознательном как резуль­

тат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Многие мужчины до некоторой степени феминизиро­

вались в результате многолетней совместной жизни с

женщиной, а для женщины является верным обратное.

Выражение этих архетипов должно быть гармоничным,

не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить раз­

витие личности в направлении самореализации.

Мужчина должен выражать свои феминистские ка­

чества наряду с маскулинными, а женщина должна соче­

тать в себе фемининность наряду с маскулинностью. Если

эти необходимые атрибуты не развиваются, результатом

может быть односторонний рост и функционирование.

Развитие личности происходит в направлении са­

мореализации посредством уравновешивания и интег­

рирования различных элементов личности.

Теория К. Юнга наиболее сложна в теории личности

и лишь затрагивает проблемы отношения полов, но она

является современным вариантом воззрения на природу

человека как андрогинной через образ первоначальной

бесполости или двуполости младенца. Понятие андроги­

ния было введено американским психологом С. Бем для

обозначения людей, успешно сочетающих как традици­

онно мужские, так традиционно женские психологичес­

кие качества. Но само представление об андрогинной

природе человека было представлено еще древнегречес­

ким философом Платоном в «Пире», и продолжено у

многих философов, в том числе и у Бердяева.

Особый взгляд на природу психологического разли­

чия полов представлен у О. Вейнингера. По его мнению,

первоначальна половая недифференцированность эмбри­

онального развития человека, растения или животного.

Дифференциация, разделение полов никогда не

будет закончено. Он признает, что все половые призна­

ки женщины имеются у мужчины. И наоборот, все муж­

ские признаки имеются у женщины, «хотя бы в слабом

развитии». Таким образом, мужчина и женщина явля­

ются двумя субстанциями, распределенными в самых

разнообразных смешениях в живых индивидуумах...

Можно сказать, что в области опыта нет ни мужчины,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ни женщины, существует только мужественное и жен­

ственное... Нет ни одного живого существа, которого

можно было бы отнести только к одному или иному полу.

В действительности встречается лишь колебание меж­

ду двумя крайними точками, на которых нам не найти

ни одного живого существа. В живой жизни встречают­

ся индивидуумы, лишь приближенные к этим полюсам.

Таким образом, авторы различных теорий личнос­

ти подходят к проблеме отношений между полами с

разных позиций, обуславливая природу различия то с

биологической, то в большей степени с социально-куль­

турной точки зрения. Недостаток большинства данных

теорий в том, что они основаны на клинических наблю­

дениях, на работе с невротическими личностями, и

поэтому скорее объясняют различие в поведении оп­

ределенных групп людей. Но ценность их в том, что

они дают различные, порой противоречащие друг дру­

гу, обоснования данной проблемы. Сам человек очень

многолик в своих проявлениях, противоречив, и в рам­

ках одной теории невозможно и, наверное, не нужно

разбирать его до конца.

К этому можно добавить, что 50—60-е гг. XX в. были,

как указывает И.С. Кон, периодами жаркого спора меж­

дучисто биологическими и чисто социальными предпо­

ложениями о различиях между полами. Психологичес­

кие различия определялись то влиянием хромосомной

патологии, то детерминировались гормонально. Теорию

научения, в которой говорилось лишь о важности вос­

питания, социального окружения и не учитывались био­

логические факторы, опровергали случаи, когда дети,

названные и воспитанные в соответствии с полом их

наружных гениталий, вели себя по типу противополож­

ного пола, а в пубертатном возрасте у них появились

вторичные признаки этого пола, оправдывающие их

прежнее атипичное поведение. По словам Кона «био­

логия пересилила воспитание».

Многие исследователи, рассматривая проблему

отношения полов, нередко обращались к мифам, сказ­

кам, пословицам и другим примерам житейской муд­

рости, пытаясь ответить на вопрос, какова природа

различий между полами.

Анализируя древние мифы, в них выделяют общую

Установку по отношению к определению мужского и

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

женского. Мужчина олицетворяется как носитель актив­

ного, социально творческого начала, а женщина — как

пассивно-природная сила. В древнекитайской мифоло­

гии наиболее ярко представлено это положение через

полярные космические силы женского начала «инь» и

мужского «янь», взаимодействие которых делает возмож­

ным существование Вселенной. В большинстве мифов

Земля, Луна и вода олицетворяют женское начало, а

Солнце, огонь — мужское. Казалось бы, это и есть объяс­

нение реальных отличий, но это противопоставление

лишь из серии бинарных оппозиций, с помощью кото­

рых мифологическое сознание пытается упорядочить

жизненный мир, разделяя его свойства на положитель­

ные и отрицательные. Как указывает Кон, представле­

ния о женском начале как пассивном не универсальны.

Например, в тантризме мужское начало как недиффе­

ренцированный абсолют должен быть разбужен женс­

кой энергией, активной творческой силой.

Во многих мифах можно встретить образы богов,

обладающих женскими и мужскими свойствами (Гер­

мафродит), божеств с двойным набором гениталий и

других половых признаков (Шива, бородатая Афроди­

та). На первый взгляд это отражение индивидуальной

патологии, но эти примеры — образы богов, то есть это

возведено в культ, и имеет более глубокое значение.

И.С. Кон делает вывод о глубокой асимметрии в

принципах описания и критериях оценки мужчин и

женщин: мужчина, главным образом, рассматривается

как активное, культурное начало; воспринимается и оце­

нивается по своему общему положению, роду занятий,

социальным достижениям. Женщина — как пассивная,

природная сила; рассматривается ее роль в системе

семейно-родственных отношений как матери, жены,

сестры. В ней подчеркиваются такие качества — плодо­

витость, целомудрие, верность и другие свойства темпе­

рамента, характера, внешности. Ум упоминается как

мудрость, но не сама по себе, а служит «главным аргу­

ментом в ее отношениях с мужскими персонажами».

Таким образом, в теориях личности можно просле­

дить проблему отношения полов, поднимаемую для

обсуждения в разных аспектах, то есть для рассмотре­

ния данных положений можно выделить несколько

критериев или вопросов:

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• то, как разные исследователи показывают путь

формирования специфических черт, присущих

тому или иному полу;

то, в каком ракурсе они определяют отношения

между полами (например, борьба или договор);

на какую основу авторы ставят различия между пола­

ми (биологическую или социально-культурную), и, сле­

довательно, вьеделяют одну, самую важную основу или

несколько факторов, влияющих на различия.

Исследование гендерных представлений эволюци­

онирует от собственно женских исследований к соб­

ственно тендерным.

Выделяют 3 этапа гендерных исследований:

1 этап «алармистский» — андроцентрическое откло­

нение в общественных науках, критика интерпретаци­

онных возможностей социальных теорий с мужской точ­

ки зрения; дефектность традиционной эпистемологии.

2 этап «феминистской концептуализации» — ори­

ентация в феминистской теории и практике.

3 этап «постфеминистский» — параллельные муж­

ские исследования, необходимость анализа того, как

гендер присутствует, конструируется и воспроизводит­

ся в социальных процессах.

В круг тендерного анализа входят оба пола, их отно­

шения между собой и их взаимосвязи и взаимодетерми­

нации с социальными системами разных уровней.

Современное состояние гендерных исследований

характеризуется широким, но слабо структурирован­

ным полем концептуализации и дефиниций.

Выделяют три направления современных гендер­

ных исследований:

1) Гендер как инструмент социального анализа.

2) Понимание тендера в рамках женского исследования.

3) Гендер как культурологическая интерпретация.

ТА. Гурко излагает первые опыты анализа отече­

ственной культуры с опорой на теорию социальной

конструкции тендера и теорию гендерных систем1.

Гендер рассматривается как одно из базовых изме­

рений социальной структуры общества наряду с клас­

совой принадлежностью, возрастом и другими харак-

' Гурко Т.А. Тендерная социология //Социология в России. М., 1996. С 169-1Q4 F

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

теристиками, организующими социальную систему. Он

характеризует социальный статус, который определя­

ет индивидуальные возможности образования, профес­

сиональной деятельности, доступа к власти, сексуаль­

ности, семейные роли и репродуктивное поведение.

Социальные статусы действуют в рамках культурного

пространства данного сообщества, что означает соот­

ветствие тендеру как статусу тендерной культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.407 с.)