И многообразие семейных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И многообразие семейных функций



ЕСЛИ опираться на три самых общих подхода к

семье, т. е. рассматривать ее как социальный инсти­

тут, как малую группу и как систему взаимоотноше­

ний, можно заметить, что представления о семье все

больше отходят от безусловно признанных строгих

функций, заданных обществом, и все более приближа­

ются к образу семьи как малой группы, в которой

функции, роли и ценности зависят от составляющих

ее личностей. Исходя из этого, в изучении семьи мож­

но отталкиваться от тех потребностей, которые важны

для супругов, создавших семью, и тех, на которые

рассчитывает в отношении семьи общество.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредствен­

но связанная с удовлетворением определенных потреб­

ностей ее членов, называется функцией.

Обсуждая функции семьи, можно согласиться с

мнением Н.Я. Соловьева, полагающего, что «функций

семьи столько, сколько видов потребностей в устойчи­

вой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

Именно этот аспект позволяет отделить семейные

потребности, семейные функции от других, а также и

укрупнить, обобщить их.

По мнению Г. Навайтиса, можно обозначить сле­

дующие основные группы семейных потребностей2:

• создание и поддержание материальных усло­

вий жизнедеятельности семьи;

• потребности в любви и опеке, связанные с

материнством;

Basow S.A. Gender Stereotypes: Traditions and Alternatives

Monterey. 1986. P. 64.

2 Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.

Калининград, 1999.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• потребность в психологической и физической

близости;

• потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления, четко обозначаются

(основные сферы семейного влияния: быт, дети, интим­

ность и семейное общение.

Не возникает сомнения, что те потребности, ко­

торые удовлетворяются в семье, могут быть реализо­

ваны вне семьи, но только семья может все эти по­

требности объединить и удовлетворить в комплексе

(Г. Навайтис). Такая точка зрения помогает лучше по­

нять, в каком случае речь идет о семье, в каком — о

близкой к ней малой группе.

Разные авторы дают неодинаковые наименования

семейным функциям, однако, вся выделяемая автора­

ми совокупность функций довольно схожа.

И.В. Гребенников относит к функциям семьи

репродуктивную, экономическую, воспитательную,

коммуникативную, функцию организации досуга и

отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий отмечают, что

семье принадлежит воспитательная и хозяйственно-

бытовая функции, эмоциональная, а также функции ду­

ховного общения, первичного социального контроля и

сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы (А.И. Харчев, А.И. Антонов)

делят функции семьи на специфические, которые вы­

текают из сущности семьи и отражают ее особенности

как социального явления, и неспецифические, к кото­

рым относят те функции, к выполнению которых се­

мья оказалась принужденной или приспособленной в

определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым отно­

сятся рождение (репродуктивная функция), содержа­

ние (экзистенциальная функция) и воспитание детей

(функция социализации), остаются при всех измене­

ниях общества.

К неспецифическим функциям семьи относят на­

копление и передачу собственности, статуса, организа­

цию производства и потребления, домохозяйство, отдых

и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи,

создание микроклимата, способствующего снятию на­

пряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти фун-

6*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

кции раскрывают исторически преходящую картину

жизнедеятельности семьи.

Для того, чтобы семейные функции успешно реа-

лизовывались в процессе взаимодействия, члены се­

мьи должны выполнять определенные роли.

В отечественной науке понятие функций семьи

соотносится с понятиями семейной роли и структуры

семьи. Такие авторы, как Васильева Э.К., Харчев А.Г.,

Мацковский М.С. и др. определяют функции семьи как

основное содержание совокупности социальных ролей

в семье. Большинство исследователей выделяет семей­

ные роли на основании набора функций семьи как

малой группы, акцентуирует отношения между члена­

ми семьи по поводу распределения ролей и функцио­

нально-ролевой структуры семьи.

Если функции семьи определяют, прежде всего,

содержание семейных ролей в целом, то ролевая струк­

тура характеризуется в первую очередь распределе­

нием ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в

семье каждый ее член и на каких принципах постро­

ены ролевые отношения (кооперация или разделение

функций и т. п.).

При описании ролевой структуры семьи важной

проблемой является выделение ролей. Основное вни­

мание исследователей направлено на изучение ролей,

соответствующих хозяйственно-бытовой и воспита­

тельной функциям. Это роли организатора быта, или

хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль

материально обеспечивающего семью, или кормильца.

Таким образом, нужно отметить, что не встречает­

ся единого перечня основных функций семьи. Обычно

разные авторы предлагают тот или иной набор функ­

ций и терминов, исходя из своей концептуальной мо­

дели. Может быть, не так важны сами перечисления,

но интересно обратить внимание на то, что речь идет

об основных группах потребностей, которые может и

должна реализовывать именно семья. Большинство

авторов в связи с этим используют перечень из 6 —7

функций семьи, таких как функция рождения и воспи­

тания детей, функция духовного совершенствования

родителей, функция эмоциональной поддержки и пси­

хологической защиты. Английский автор Хэвес добав­

164 ляет к ним такие, как достижение определенного со-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

циально-экономического статуса, функцию самовыра­

жения, придание смысла сексуальным связям. Иссле­

дователями подмечено, что авторы ио США и Западной

Европы больше детализируют функцию духовного об­

щения в семье, в то время как литература Восточной

Европы содержит более подробные перечисления фун­

кций семьи, связанных с бытом.

Исследователи сходятся в том, что функции от­

ражают исторический характер связи между семь­

ей и обществом, динамику семейных изменений на

(азных исторических этапах. Современная семья

гратила многие функции, цементировавшие ее в

рошлом: производственную, охранительную, обра-

эвательную и др.

Однако часть функций является устойчивыми к

изменениям, в этом смысле их можно назвать тради­

ционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. Хозяйственно-экономическая. Она связана с

питанием семьи, приобретением и содержанием до­

машнего имущества, одежды, обуви, благоустрой-

ством жилища, созданием домашнего уюта, органи-

ацией жизни и быта семьи, формированием и

асходованием домашнего бюджета. В сфере «до-

машних дел» формируются внутрисемейные отно-

шения, содержание которых определяется видом хо-

зяйственной деятельности. В этих условиях лучше

ознаются мотивационные и волевые компоненты

каждого члена семьи, создаются необходимые пред­

посылки формирования сплоченности семьи, а так­

же определяются возможные конфликтогенные об­

расти взаимоотношений и представляется более

удобная форма ухода от них.

За годы экономических реформ наметилась тенден­

ция к увеличению собственно экономической функции

семьи: появились и множатся семейные предприятия в

различных сферах производственной и непроизвод­

ственной деятельности.

2. Репродуктивная функция. Цельность сексуаль­

ной потребности, обеспечивающей продолжение рода

и любви, как высшего чувства, делает невозможным от­

деление одного от другого. Супружеская любовь в

значительной мере зависит от характера удовлетворе­

ния сексуальных потребностей, особенностей их регу- 165

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лирования и отношения супругов к проблеме деторож­

дения, самим детчм.

В любой сенье важнейшей является проблема

деторождения. В нынешних условиях она сопряжена

с часто неразрешимым противоречием. С одной сто­

роны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с

другой — это неотвратимая масса проблем: от непри-

емлимых условий для жизнеобеспечения детей до

складывающихся со временем деформированных вза­

имоотношений между супругами.

Снижение многодетности, падение рождаемос­

ти, известные симптомы эгоизма при наличии одно­

го ребенка в семье создают новые проблемы для

семьи и общества и указывают на снижение значи­

мости функций сексуальных отношений в семье в

вопросах деторождения.

3. Регенеративная функция (лат. regeneratio — воз­

рождение, возобновление). Она связана с наследованием

статуса, фамилии, имущества, социального положения.

Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных

драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать

под «драгоценностями» ювелирные украшения, их мож­

но передать любому постороннему, а вот такую драгоцен­

ность как альбом с фотографиями чужому человеку не пе­

редашь — только своему, родному).

4. Образовательно-воспитательная (социализа­

ции). Воспитательная функция состоит в удовлетворе­

нии потребностей в отцовстве и материнстве, контак­

тах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

«Семейное и общественное воспитание взаимосвяза­

ны, дополняют друг друга и могут, в определенных гра­

ницах, даже заменять друг друга, но в целом они не­

равнозначны, и ни при каких условиях не могут стать

таковыми. Семейное воспитание более эмоционально

по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо

«проводником» его является родительская любовь к

детям, вызывающая ответные чувства детей к родите­

лям» (А.И. Захаров).

5. Рекреативная функция (лат. recreatio — восста­

новление). Она связана с отдыхом, организацией досу­

га, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Кроме традиционных функций можно выделить

другие, которые возникли в современной семье. Тра-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

диционные функции стали резко ослабляться, но воз­

никла новая, ранее неизвестная — психотерапевтичес­

кая функция. Выделяют две ее стороны: «поглажива­

ющую» — каждый из супругов нуждается в нежности,

психологической поддержке, эмоциональной ласке,

участии со стороны другого; «генерирующую» — спо­

собность супруга вдохновлять другого, готовность к ин­

теллектуальному участию в решении проблем, помощь

круг другу в формировании и оценивании позиций по

тем или иным вопросам, вспомоществование саморе­

ализации и личностному развитию. Брак удачен или

нет в зависимости от функционирования этой функ­

ции, т. е. в настоящее время семейное существование

в значительной степени зависит от сформированнос-

ви и стабильности близких эмоциональных отношений.

Наиболее емко, доброжелательно описывает эту че­

ловеческую потребность, раскрывающую всю суть

брака, Н.К. Рерих в «Детской сказке» (1893)1. Приво­

дим ее полностью.

«В очень известном и большом городе жил старый

царь, вдовец. У царя была дочь—невеста. Царевна да­

леко славилась и лицом и умом, и потому многие весь-

иа хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих же­

нихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и

ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знат­

ных домах и выискивают, чем бы услужить; были раз­

ные люди. Царевна назначила день, когда могут прид­

ти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех,

что каждый надеется предоставить своей жене; царев­

на была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и

каждый считал себя лучше всех других. Один перед

другим хвалились женихи, кто именитым родом за три­

девять поколений, кто богатством, но один из них ни­

чем не хвалился, и никто не знал, откуда пришел он.

Он хорошо умел складывать песни; песни его напоми­

нали всем их молодые, лучшие годы, при этом он гово­

рил красиво и его любили слушать, даже забывая спро­

сить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все

женихи обращались с ним, как с равным.

В назначенный день все женихи оделись получше

и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, жени-

1 Рерих Н.К. Сказки. Л., 1991. С. 17-20

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

хи поклонились царю и царевне. Никого не пустил

вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяже­

лую красную книгу. Князь говорил:

— Царевна, мой род очень знатен. В этой книге

вписано более ста поколений... — И князь очень

долго читал в своей книге, а под конец сказал: —

И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по

палатам моим, а кругом будут образы предков весь­

ма знаменитых.

— Царевна, — говорил именитый воевода, — ок­

рест громко и страшно имя мое. Спокойна будет жизнь

жене моей, и поклонятся ей люди — им грозно имя

мое. — Царевна, — говорил залитый сокровищами за­

морский торговый гость, — жемчугом засыплю жену

мою; пойдет она по изумрудному полю и в сладком

покое уснет на золотом ложе.

Так говорили женихи, но певец молчал, и все по­

смотрели на него.

— Что же ты принесешь жене своей? — спросил

певца царь.

— Веру в себя, — ответил певец. Улыбнувшись,

переглянулись женихи, изумленно вскинул глазами

старый царь, а царевна спросила:

— Скажи, как понять твою веру в себя? Певец

отвечал:

— Царевна! Ты красива и много я слышал об уме

твоем, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры

в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и

каждый день читай в его алой книге имя свое и верь в

алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого

гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золо­

том и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и

верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами зак­

рывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой

книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и куда иду

я — там не читают алой книги и золото там не ценно.

И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю,

куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!..

— Обожди, — прервал певца царь, — но имеешь

ли ты право верить в себя?

Певец же ничего не ответил и запел веселую пес­

ню; улыбнулся ей царь, радостно слушала ее царевна,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

и лица всех стали ясными. Тогда певец запел груст­

ную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны

были слезы. Замолчал певец и сказал сказку; не о вла­

стном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь

разные люди и пришлось им возвращаться назад, и

кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь

голову опустил.

— Я верю в себя, — сказал певец, и никто не

смеялся над ним.

— Я верю в себя, — продолжал он, — и эта вера

ведет меня вперед; и ничто не лежит на пути моем,

эудет ли у меня золото, впишут ли имя мое в алых

книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь са­

мому себе, и с этою верой умру, и смерть мне будет

легка.

— Но ты оторвешься от мира. Люди не простят

тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдешь ты, и холодно

Будет идти тебе, ибо кто не за нас — тот против нас, —

сурово сказал царь.

Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он

о ярком восходе; пел, как природа верит в себя и как

он любит природу и живет ею. И разгладились брови

царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:

— Вижу я, — не сочтут за врага меня люди, и не

оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире,

и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня

сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на

еемле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю, и

не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместив-

ший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе

любви — к человеку? Возлюбивший природу не отло­

­ит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с

пути?

И кивнула головой царевна, а царь сказал:

— Не в себя веришь ты, а в песню свою. Певец же

ответил:

— Песня лишь часть меня; если поверю я в песню

мою больше чем в самого себя, тем разрушу я силу мою

и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как

теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них,

а не для себя. Все я делаю лишь для себя, а живу для

людей. Я пою для себя, и пока буду петь для себя, до­

­оле будут слушать меня Я верю в себя в песне моей;

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

в песне моей — все для меня, песню же я пою для всех!

В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люб­

лю! Весь для всех, все для меня — все в одной песне.

И я верю в себя, и хочу смотреть на любовь. И как пою

я лишь для себя, а песнью моею живлю всех, — так пусть

будет вовеки. Поведу жену в далекий путь. Пусть она

верит в себя и верою этой дает счастье многим!

— Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высо­

кой горы смотреть на восход!.. — сказала царевна.

И дивились все.

И шумел за окном ветер, и гнул деревья, и гнал на

сухую землю дожденосные тучи — он верил в себя».

Психотерапевтическая функция семьи позволяет

ее членам удовлетворять потребности в симпатии, ува­

жении, признании, эмоциональной поддержке, психо­

логической защите.

Поэтически красиво это сумел выразить А. Блок:

Есть минуты, когда не тревожит

Роковая нас жизни гроза.

Кто-то на плечи руки положит,

Кто-то ясно заглянет в глаза...

И мгновенно житейское канет,

Словно в темную пропасть без дна...

И над пропастью медленно встанет

Семицветной дугой тишина..

По мнению А.И. Захарова, в семье, как в интимной

первичной группе, предполагается эмоциональное

влечение ее членов друг к другу — уважение, предан­

ность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способ­

ствуют интимности, доверительности в семейных от­

ношениях, прочности семейного очага.

■ Семейные роли к внутрисемейная

Ролевая структура

Природой и обществом каждый мужчина подготав­

ливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщи­

на — женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной

и женщиной в семье определяются экономическим

строем общества. Матриархат имел свою экономичес-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

кую основу, патриархат — свою. Однако, и в том, и

в другом случае семья была авторитарной. Превос­

ходство одного пола над другим пронизывало всю се­

мейную жизнь. Вместе с тем существование семьи,

где осуществляется два уровня руководства материн­

ское и отцовское, все вопросы решаются супругами

сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда

происходит переоценка ценностей, возрастает интерес

к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом присталь­

ного внимания со стороны разных отраслей науки.

Многие проблемы лежат на стыке социально-психоло­

гического и социологического аспектов изучения се­

мьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются

семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация

социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей

и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на

него, социальные психологи могут исследовать «лич­

ностную окраску», которую приобретают семейные

роли в конкретном проявлении.

Понятие семейной роли в отечественной науке

опирается на представления отечественных авторов о

социальной роли. Социальная роль понимается, преж­

де всего, как функция социальной системы, «модель

поведения, объективно заданная социальной позицией

личности в системе объективных или межличностных

отношений»1.

Роль — это «социальная функция личности, соот­

ветствующая принятым нормам, способ поведения

людей в зависимости от их статуса, или позиции в об­

ществе, в системе межличностных отношений»2.

Трансформация ролевых отношений в семье явля­

ется важнейшей стороной современной перестройки

брачно-семейных отношений. Неопределенность норм,

регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в

том числе ролевые, отношения, ставит перед современ­

ной семьей ряд социально-психологических проблем.

1 Краткий словарь по социологии /Под ред. Д.М. Гвишиани.

Н.И. Лапина. М, 1989.

2 Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-

Шевского. М, 1990.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Важнейшими из них являются проблемы «выбора»

каждой семьей способа ролевого взаимодействия и

формирования отношения членов семьи к разным сто­

ронам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи

является одной из главных сторон ее становления как

социальной и психологической общности, адаптации

супругов друг к другу и выработки стиля семейной

жизни. В условиях существования разных норм и об­

разцов ролевого поведения этот процесс тесно связан

с межличностными отношениями супругов и их уста­

новками. В настоящее время качество межличностных

отношений супругов определяется, прежде всего, тем,

как воспринимают их сами супруги, насколько благо­

получными и успешными они их считают. Однако до

настоящего времени остается мало изученным вопрос,

как воспринимают молодые люди свой брак, и какое

место занимают в этом их ролевые отношения.

Можно сказать, что возможность включения чле­

нов пары в совместную деятельность предстает в виде

такого сочетания личностных и поведенческих харак­

теристик, которое Б. Мурстейн, автор, получивший

широкое распространение в области исследования

развития эмоциональных отношений теории «стимул-

ценность-роль», назвал ролевым соответствием.

Т. е. соответствие друг другом взятых на себя членами

пары межличностных ролей и наличие базы для со­

вместного взаимодействия с другими людьми, соци­

альными системами или предметным миром. База эта

видится автором в определенном сочетании личност­

ных характеристик членов пары, например, потреб­

ность в доминировании у одного из партнеров, сочета­

ющаяся с потребностью в подчинении у другого.

В зарубежной психологии рассмотрение семей­

ных ролей составляют понятия половых ролей, поло-

ролевой системы, полоролевой дифференциации. Под

половыми ролями большинство авторов понимает си­

стему культурных норм, определяющих допустимые

способы поведения и личностные качества на основе

половой принадлежности. Иногда эту систему назы­

вают полоролевой системой.

Полоролевые системы — это культурные ожида­

ния относительно социальных ролей, социальных дея-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

тельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основ­

ной линией дифференциации ролей мужчин и женщин

в западной культуре является линия «дом — работа».

От мужчины традиционно требуется, в первую очередь,

чтобы он стал профессионалом, занятым на постоян­

ной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рас­

сматриваться им как нечто подчиненное, второстепен­

ное по отношению к работе. На женщину возлагается

ответственность за дом, семью, детей, профессиональ­

ная деятельность допускается, но как нечто второсте­

пенное по отношению к семье в той мере, в какой она

не мешает основному назначению женщины. Такая

дифференциация ролей мужчин и женщин часто на­

зывается полоролевой дифференциацией. Из разделе­

ния социальных ролей мужчин и женщин непосред­

ственно следует и образец распределения семейных

ролей. На мужчину ложится ответственность за мате­

риальное обеспечение семьи, на женщину — ответ­

ственность за воспитание детей и ведение хозяйства.

Такой ролевой модели придерживаются большинство

зарубежных исследователей.

Такие авторы, как Най Ф.И., Плек Дж., Сканцо-

ни Дж. и др., рассматривают распределение ролей

как ядро полоролевой дифференциации в семье. Эти

понятия представляются очень важными для пони­

мания, в частности, семейных ролей и недостаточно

изученными в отечественной науке.

Но в последнее время в работах зарубежных ис­

следователей главными предметами анализа являются

факторы и следствия, во-первых, принятия женщиной

роли кормильца семьи, во-вторых, участия мужа в

ведении хозяйства и воспитания детей. В исследова­

нии был выделен ряд факторов, влияющих на «выбор»

семьей того или иного способа ролевого взаимодей­

ствия, а также на традиционность/эгалитарность ро­

левых установок. Это, например, социально-демогра­

фические факторы, принадлежность к социальному

классу, стадия семейного цикла, факт работы жены

и т. д. (Хоффман Л.В., Най Ф.И., Торнтон А. и др.).

Логическим дополнением изучения факторов, воз-

Действующих на ролевые отношения в семье, является

анализ зарубежными авторами своего рода «след­

ствий» выбранного семьей ролевого образца. В про-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

веденных исследованиях показаны отрицательные по­

следствия традиционной ролевой модели и для женщин,

и для мужчин (Голдберг Н., Сканцони Дж., Фокс Г.Л.

и др.), продемонстрированы трудности, с которыми стал­

киваются семьи, принявшие эгалитарный образец рас­

пределения ролей (Раппопорт Р., Бергер М. и др.),

выявлено влияние сферы ролевых отношений на удов­

летворенность супругов своим браком. Обнаружено,

что значение той или иной ролевой модели для супру­

гов во многом определяется согласованностью их ро­

левого взаимодействия, идеалов и ожиданий (Боуэн Г.Л.,

Отнер Д.К. и др.).

Для социально-психологического анализа ролей

в современной семье первостепенное значение име­

ет вывод отечественных и зарубежных исследова­

телей о неопределенности норм, регулирующих в

настоящее время брачно-семейные, в том числе ро­

левые, отношения. Такая ситуация ставит перед

семьями ряд социально-психологических проблем.

Каждому партнеру в семье в целом приходится «вы­

бирать» какой-либо образец ролевого взаимодей­

ствия из множества существующих.

Проблема выбора, принятия семьей того или

иного ролевого образца неотделима от формирова­

ния отношения членов семьи к этому образцу, к

своей роли в семье и к выполнению ролей другими

членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает

как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя

возрастающую долю заботы о них. Неизжитые еще

представления о роли отцовства нередко сводятся к

представлению о суровом и жестком главе семьи, рас­

пределяющем награды и наказания; на практике отцу

отводится роль «палача», приводящего в исполнение

приговор матери («Вот подожди — придет отец...»).

Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль

отца как главы семьи сменяется ролью более уравно­

вешенного, стабильного, сильного друга жены и детей:

от него ожидаются сдержанность в проявлении чувств,

при безусловном наличии этих чувств. Вклад отцовства

в воспитание детей связывают с стратегическим пла­

нированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляю­

щуюся в справедливой и беспристрастной оценке по-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ложительных и отрицательных событий, и партнер­

ством по играм.

Между тем, меняется и роль матери в семье — на

общении с детьми сказывается «эмансипационная

маскулинизация» женского поведения, благодаря ко­

торой женщина нередко стремится доминировать и над

мужем, и над детьми. Исконно значимым вкладом ма­

теринства в воспитание детей является — уход за деть­

ми, забота о них и своевременная и полноценная эмо­

циональная поддержка.

Вклад матери и отца не определяется количествен­

ной меркой «больше — меньше», но существенно зави­

сит от общей атмосферы в семье, системы отношений

взрослых членов семьи друг к другу и ребенку. В целом

же в гармоничной семье мать с раннего возраста обу­

чает ребенка тому «как», а отец — тому «что»; отец учит

детей быть «кем-то», а мать — «кем-то для кого-то».

Как отечественные, так и зарубежные исследовате­

ли указывают, что правила ролевого поведения и роле­

вого отношения в семье устанавливаются в процессе

жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с меж­

личностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию Алешиной Ю.Е. основ­

ных ролей в семье:

1. Ответственный за материальное обеспечение

семьи.

2. Хозяин — хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных

связей.

9. Роль «психотерапевта»1.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нуж­

но отметить, что одна роль может существовать только во

взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы

исполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-

то исполнял роль сына или дочери. Семейные роли дол-

1 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование. М, 1994.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

жны создавать систему, которая приближалась бы к

непротиворечивой и могла удовлетворить многие психо­

логические потребности. Однако, нужно отметить, что

такая сложная система семейных ролей не может быть

не противоречивой. Важно определить, насколько про­

тиворечивость семейных ролей разрушительна, и в ка­

кой мере сама семья ее регулирует. Существенным мо­

ментом является, насколько мнение члена семьи о своей

роли совпадает с представлением о ней других.

Различные нарушения функций семьи могут про­

исходить вследствие всевозможных обстоятельств.

Существует множество факторов, которые могут спо­

собствовать подобным нарушениям: особенности лич­

ности членов семьи, характер взаимоотношений меж­

ду ними, определенные условия жизни семьи.

Существует ряд обстоятельств, делающих пробле­

му ролевой внутрисемейной структуры особенно акту­

альной для современной семьи. Что такое традицион­

ная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде

всего, две различные системы распределения внутри­

семейных ролей. Так, традиционная семья — это семья,

где за супругами в соответствии с их полом закреплены

определенные роли — жена исполняет роль матери и

хозяйки, муж в основном ответствен за материальное

обеспечение и сексуальные отношения.

В эгалитарной семье фактически все роли распре­

деляются между мужем и женой преимущественно

поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей

лежит ряд переходных форм, где также имеется своя

специфическая структура семейных ролей. Таков, на­

пример, брак-супружество, где жена, хотя и выполня­

ет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное

внимание уделяет также выполнению роли друга (пси­

хотерапевта) по отношению к мужу.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого,

важнейшими характеристиками семьи являются не

только ее функции, но также ее структура, анализ кото­

рой позволяет ответить на вопрос, каким образом реа­

лизуются функции семьи: кто осуществляет руководство

и кто исполнение, как распределены между членами

обязанности и права. С точки зрения структуры семьи

можно выделить такие семьи, где руководство и орга­

низация всех ее функций сосредоточены в руках одно-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

го члена семьи (авторитарная и деспотичная мать). Раз­

личной может быть структура семьи с точки зрения того,

как в ней распределены обязанности: большинство обя­

занностей лежат на одном из членов семьи или обязан­

ности распределены равномерно.

«Нарушение структуры семьи — это такие особен­

ности структуры, которые затрудняют или препятству­

ют выполнению семьей ее функций. По этой причине

нарушением структуры отношений в семье следует

признать семейный конфликт, препятствующий выпол­

нению семьей различных ее функций»1. Вследствие

развода супругов, например, может оказаться нару­

шенной эмоциональная функция семьи: ребенок не

получает эмоциональной поддержки отца или получа­

ет ее, но недостаточно.

Таким образом, существенное значение оказывает

функционально-ролевая структура семейных отноше­

ний для успешного развития брака.

В настоящее время традиционные нормы функци­

онально-ролевых отношений постепенно уступают

место современным.

Современные нормы предполагают не единый для

всего общества способ построения функционально-роле­

вых отношений в семье, а дифференцированный для раз­

ных семей, не жесткое закрепление функций за каждым

членом семьи по заранее заданным образцам роли, а гиб­

кое распределение обязанностей. Ролевые и функциональ­

ные отношения в семье устанавливаются на основе «при­

обретенных» критериев, таких как личные склонности,

способности, опыт, желания, добровольное согласие, сте­

пень занятости в производственной сфере и т. д.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что такое тендерные стереотипы и чем обусловле­

но их существование?

2. Проанализируйте последствия функциональной

дезорганизации семейной жизни.

3. Охарактеризуйте предназначение семьи и ее ос­

новные функции.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.

Л., 1990.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Глава 5

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

■ Динамика и периодизация семейной жизни

Перемены — это то, что присуще каждой семье.

Кроник А. и Кроник Е. называют шесть основных со­

бытий, под влиянием которых изменяется линия семей­

ных отношений. По убыванию — это рождение ребен­

ка, начало работы, получение квартиры, вынужденная

разлука, начало совместной жизни, ссора с родителя­

ми. Упрочение чувства супружеского Мы происходит

главным образом в связи с началом совместной жизни

и получением квартиры. После этих событий линия

отношений всегда круто идет вверх. Рождение ребен­

ка приводит к таким же последствиям в 58% случаев,

а в 15% — напротив, увеличивает дистанцию между



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.419 с.)