Производственные технологии и товароведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственные технологии и товароведение



Производственные технологии и товароведение

 

Учебно-методическое пособие к самостоятельному изучению

дисциплины для студентов специальностей «Маркетинг» и «Логистика»

 

 

Минск 2011

 

 

ББК

П

 

 

Рекомендовано кафедрой технологии важнейших отраслей промышленности

 

Мочальник, И.А. Производственные технологии и товароведение / И.А. Мочальник, М.В. Самойлов: Учебно-методическое пособие. - Минск: БГЭУ, 2011. - 58 с.

 

ISBN

 

В учебно-методическом пособии изложено тематическое содержание учебного материала по дисциплине «Производственные технологии и товароведение», приведен порядок изучения дисциплины «Производственные технологии и товароведение, включая методики проведения практических и лабораторных занятий, а также порядок организации самостоятельной работы, приведен перечень изучаемых тем практических и лабораторных занятий, перечень изучаемых вопросов, а также контрольные вопросы для подготовки к практическим и лабораторным занятиям.

Учебно-методическое пособие рассчитано для практической помощи студентам специальностей «Маркетинг» и «Логистика» при подготовке к проведению и к проведению практических и лабораторных занятий по дисциплине «Производственные технологии и товароведение».

 

Ó Белорусский государственный

экономический университет

СОДЕРЖАНИЕ

  ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………  
  Содержание учебного материала…………………………………  
Тема 1 Теоретические основы производственных технологий и товаро­ведения…………………………………………………………………………  
Тема 2 Основы технологии машиностроительного производства, общая характеристика металлопродукции…………………….…  
Тема 3 Продукция химической и нефтеперерабатывающей промышленно­сти, основы технологии ее производства……..…  
Тема 4 Строительные материалы и изделия, основы технологии их про­изводства………………………………………………………..  
Тема 5 Продукция легкой промышленности и основы технологии ее производства…………………………………………………..……  
Тема 6 Продукция пищевой промышленности и основы технологии ее производства…………………………………………………..……  
Тема 7 Прогрессивные технологические процессы……………………  
  Порядок изучения дисциплины «Производственные технологии и товароведение»……………………………………..  
  Методика проведения практических занятий…………………….  
  Методика проведения лабораторных занятий……………………  
  Организация самостоятельной работы……………………………  
  Тематика практических занятий…………………………………..  
Раздел I Теоретические основы дисциплины «Производственные технологии и товароведение»……………………………………..  
Тема 1 Общие сведения о классификации товаров……………………….  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 2 Основы технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия промышленной продукции…………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 3 Закономерности формирования и развития технологических процессов……………………………………………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Раздел II Технология производства и потребительские свойства продукции технического назначения. Металлы и металлопродукция………………………………………………….    
Тема 4 Свойства металлов и сплавов, применяемых в машиностроении.  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 5 Основы технологии и потребительские свойства стали…………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 6 Основы технологии и потребительские свойства цветных металлов и сплавов…………………………………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 7 Основы технологии и потребительские свойства продукции машиностроительного производства……………………………...  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Раздел III Основы технологии и потребительские свойства продукции химической и нефтехимической промышленности……………...  
Тема 8 Основы технологии и потребительские свойства продукции неорганического синтеза…………………………………………...  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Тема 9 Продукция нефтехимии. Основы технологии и потребительские свойства нефти и нефтепродуктов………………………………...  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
Раздел IV Основы технологии и потребительские свойства продукции строительных материалов………………………………………….  
Тема 10 Основы технологии и потребительские свойства продукции стекольной промышленности……………………………………...  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  Тематика лабораторных работ…………………………………….  
  Лабораторная работа №1 «Определение показателей качества воды»………………………………………………………………..  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  Лабораторная работа №2 «Изучение структуры чугунов и сталей»………………………………………………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  Лабораторная работа №3 «Определение твердости конструкционных материалов»……………………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  Лабораторная работа №4 «Определения свойств строительных материалов»…………………………………………………………  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  Лабораторная работа №5 «Определите свойства строительной извести»……………………………………………………………...  
  Перечень изучаемых вопросов…………………………………….  
  Контрольные вопросы……………………………………………...  
  ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………  
  Приложения…………………………………………………………  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Производственные технологии и товароведение» является одной из базовых и предназначена для технологической и товароведческой подготовки будущих специалистов в сфере маркетинга и логистики.

Цель дисциплины «Производственные технологии и товароведение» - ознакомить студентов с технологическими основами производства и потребительскими свойствами основных товарных групп, характерных для рынка Республики Беларусь. Знания о товарах, факторах формирования их потребительских свойств, оценки соответствия продукции, определения ее качества и конкурентноспособности являются основопологающими для последующего изучения дисциплин специальностей.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление о:

- технологии как базовом звене современного производства;

- принципах осуществления прогрессивных технологических процессов;

- товарах потребительского и производственно-технического назначения, факторах формирования их потребительских свойств;

- принципах классификации, стандартизации, оценки соответствия и товарной продукции, оценки ее качества.

Будущие специалисты должны знать также общие закономерности формирования, функционирования и развития технологических процессов; технологические основы производства продукции, выпускаемой в Республики Беларусь; основные свойства и качественные характеристики товаров потребительского и производственного назначения; технические нормативные правовые акты (ТНПА), регламентирующие качество товаров потребительского и производственно-технического назначения. Необходимо также уметь проводить анализ и технико-экономическую оценку технологических процессов; определять рациональные способы и методы хранения, транспортирования и реализации изделий потребительского и производственно-технического назначения; разрабатывать мероприятия по предупреждению возникновения дефектов, порчи, поломки товаров т.е. сохранения их качества в процессе продвижения. И наконец, владеть важнейшими категориями курса, технической терминологией и понятиями; методикой параметрического описания и оценки технологических процессов; стандартными методами исследования свойств товаров и оценки их качества.

Методология дисциплины строится таким образом, чтобы студенты могли научиться связывать категории дисциплины «Производственные технологии и товароведение» с категориями дисциплин специальностей. Тесная связь курса с другими дисциплинами должна способствовать формированию единого научного мировоззрения.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для оказания практической помощи при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, а также для самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1 Теоретические основы производственных технологий и товаро­ведения

 

Предмет курса, его цели и задачи, связь с профилирующими дисципли­нами, роль в подготовке специалистов в сфере маркетинга и логистики.

Понятие технологического процесса. Структура и организация техноло­гических процессов. Параметры и важнейшие технико-экономические показа­тели технологического процесса. Материальный и энергетический балансы технологического процесса.

Динамика трудозатрат при развитии технологических процессов. Рацио­налистическое развитие технологических процессов и его закономерности. По­нятие уровня технологии. Эволюционное развитие технологических процессов и его закономерности. Революционное развитие технологических процессов и его закономерности.

Технологическая структура общественно производства. Общие принципы классификации технологических процессов. Физические, химические, биологи­ческие процессы в технологии, их общая характеристика.

Понятие товара. Классификация товаров, её принципы, признаки и общие правила классификации товаров. Виды классификации товаров, их ха­рактеристика. Международные и национальные товарные номенклатуры, их характеристика. Кодирование товаров, назначение, принципы, виды кодирова­ния. Естественные и потребительские свойства товаров. Техническое нормиро­вание и стандартизация товаров. Оценка соответствия и сертификация товаров.

Производства

 

Общие сведения о легкой промышленности, ее продукции, технологиче­ской структуре, технологических особенностях. Общая классификация и по­требительские свойства изделий легкой промышленности.

Общие сведения о текстильных товарах, их классификация. Основы тех­нологии производства текстильных волокон и нитей (натуральных и химиче­ских). Основные этапы производства пряжи. Основы технологии ткацкого про­изводства. Классификация и общая характеристика ассортимента хлопчатобу­мажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Оценка качества текстиль­ных изделий. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение текстиль­ных материалов.

Основы технологии трикотажного производства. Отличия трикотажных полотен от тканей, преимущества трикотажных полотен перед тканями. Клас­сификация и групповая характеристика ассортимента трикотажных товаров: верхнего трикотажа, белья, чулочно-носочных, перчаточных изделий, головных : уборов. Оценка качества трикотажных изделий. Маркировка, упаковка, транс­портирование и хранение трикотажных изделий.

Основы технологии нетканых текстильных материалов. Классификация и групповая характеристика ассортимента нетканых текстильных материалов. Оценка качества нетканых текстильных материалов и изделий. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение нетканых текстильных материалов и изделий.

Основы технологии производства швейных изделий. Классификация и групповая характеристика ассортимента швейных изделий. Оценка качества швейных изделий, система и принципы определения сортности швейных изде­лий. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение швейных изделий.

Основы технологии производства обуви. Классификация и краткая харак­теристика ассортимента кожаной, полимерной и валяной обуви бытового на­значения. Потребительские свойства обуви. Оценка качества обуви. Маркиров­ка, упаковка, транспортирование и хранение кожаной, полимерной и валяной обуви.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

 

Учебными планами на изучение дисциплины «Производственные технологии и товароведение» отводится всего 110 часов, из них всего часов аудиторных 84 часа, в том числе лекций 44 часа, практических занятий 20 часов, лабораторных занятий 20 часов, на самостоятельную работу – 26 часов.

Перечень изучаемых вопросов

1. Классификация товаров, ее принципы и значение.

2. Признаки и общие правила классификации. Виды классификации и их характеристика.

3. Международные товарные номенклатуры, их характеристика.

4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

5. Практическая работа с ТН ВЭД РБ и ОКП РБ.

6. Практическое выполнение индивидуальных заданий по кодированию промышленных и сельскохозяйственных товаров.

Контрольные вопросы

1. Что такое классификация? Дайте определение.

2. Изложите значение классификации товаров.

3. С какой целью необходимо знать взаимозаменяемость товаров?

4. Назовите ступени классификации от высших к низшим.

5. Что называется «группировкой» товара? Чем отличается группировка от классификации?

6. Что такое вид товара, класс товара?

7. Дайте определения понятиям: артикул, ассортимент, номенклатура.

8. Какими количественными показателями характеризуется ассортимент?

9. Изложите признаки классификации товаров.

10. Изложите и охарактеризуйте системы классификации товаров.

11. Назовите виды классификации товаров.

12. Дайте характеристику экономико-статистической классификации товаров.

13. Приведите и опишите структуру Общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции РБ (ОКП РБ).

14. Дайте характеристику и структуру (состав) торгово-товароведной классификации.

15. Что такое стандартная классификация товаров? Чем она представлена?

16. Изложите структуру международной классификации стандартов (МКС).

17. Назовите номенклатуры товаров, обращающихся в мировой торговле.

18. Дайте характеристику номенклатуры гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС).

19. Приведите назначение НГС и объекты классификации.

20. Перечислите уровни классификации товаров в НГС.

21. Укажите цифровое обозначение уровней классификации по НГС.

22. Назовите номенклатуры, на которых построена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РБ (ТН ВЭД РБ).

23. Изложите назначение ТН ВЭД РБ.

24. Перечислите уровни классификации товаров по ТН ВЭД РБ.

25. Укажите цифровое обозначение уровней классификации по ТН ВЭД РБ.

 

Литература: [2], [3].

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Сущность, цели и задачи стандартизации. Научно-методические основы стандартизации. Международная стандартизация.

2. Государственная система стандартизации Республики Беларусь, ее характеристика. Категории и виды стандартов. Обозначение стандартов.

3. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Основные положения закона.

4. Сущность, цели и задачи сертификации промышленной продукции. Общая характеристика национальной системы оценки соответствия Республики Беларусь.

5. Основные виды и схемы сертификации, их назначения, специфика.

6. Изучение структуры каталога технических нормативных правовых актов в области стандартизации (ТНПА).

7. Практическое выполнение индивидуальных заданий по определению стандартов на определенные виды продукции, используя международную классификацию товаров (МКС).

Контрольные вопросы

 

1. Что такое стандартизация? Дайте определение.

2. Охарактеризуйте научно-методические основы стандартизации.

3. Укажите объекты стандартизации.

4. Изложите цели стандартизации.

5. Назовите задачи стандартизации.

6. Приведите самые представительные международные организации по стандартизации, дайте характеристику.

7. В состав каких международных организаций входит Республика Беларусь?

8. Охарактеризуйте состав и структуру международных организаций по стандартизации.

9. Укажите и охарактеризуйте категории ТНПА Республики Беларусь.

10. На какие объекты и виды продукции, деятельности распространяются ТНПА Республики Беларусь?

11. Какой основной документ в Республике Беларусь определяет и характеризует порядок стандартизации в нашей стране? Дайте ему краткую характеристику.

12. Изложите назначение Государственной системы стандартизации Республики Беларусь. Что входит в ее состав?

13. На чем основан Закон Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации?

14. Изложите наиболее принципиальные положения закона о техническом нормировании и стандартизации.

15. Охарактеризуйте основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь.

16. Охарактеризуйте назначение важнейших ТНПА.

17. Укажите и охарактеризуйте виды стандартов.

18. Приведите и охарактеризуйте обозначение стандартов.

19. Что такое сертификация? Что она гарантирует потребителю?

20. Изложите и охарактеризуйте системы классификации.

21. Изложите и охарактеризуйте виды сертификации.

22. Какой вид сертификации вводится государством?

23. Что такое сертификат?

24. Укажите и охарактеризуйте схемы сертификации.

25. Где регистрируются объекты сертификации?

 

Литература: [2], [3].

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Общие сведения о технодинамике.

2. Понятие технологического процесса.

3. Параметры технологического процесса.

4. Динамика трудозатрат при развитии технологического процесса.

5. Решение задач по анализу динамики развития технологического процесса.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое технологическая динамика?

2. Что является базовым звеном, с которого необходимо начинать совершенствовать производственную систему?

3. Дайте определение производственной системы.

4. Укажите факторы, образующие производственную систему.

5. Что такое производственный процесс?

6. Что такое технологический процесс?

7. От каких факторов зависит характер технологического процесса?

8. Укажите и охарактеризуйте параметры технологического процесса.

9. Для каких целей используются частные параметры?

10. Для какого анализа используются единичные параметры?

11. Назовите и охарактеризуйте важнейшие единичные параметры.

12. Укажите и охарактеризуйте интегральные параметры технологического процесса.

13. Какие балансы используются при технико-экономическом анализе?

14. К каким параметрам относятся живой труд и прошлый труд?

15. Что такое живой труд?

16. Что такое прошлый труд?

17. Какие трудозатраты расходуются на производство любого вида продукции?

18. Укажите возможные варианты динамики трудовых затрат при развитии технологических процессов.

19. Назовите тупиковые варианты технологических процессов. Почему их относят к тупиковым?

20. Приведите прогрессивные варианты развития технологических процессов. Почему они относятся к прогрессивным?

21. Какой из вариантов развития технологического процесса относится к неограниченному варианту и почему?

22. Какой из вариантов развития технологического процесса относится к неограниченному варианту и почему?

23. Приведите структуру технологического процесса. Дайте определение технологической операции.

24. Что такое технологический и вспомогательный переходы; рабочий и вспомогательный ходы?

25. Какие бывают процессы по способу организации? Приведите примеры.

26. Какие процессы являются наиболее экономичными и почему?

27. В чем особенность непрерывных процессов?

28. Назовите основные варианты развития технологических процессов.

29. Дайте определение эвристическому варианту развитие технологического процесса, и какие черты для него характерны?

30. Дайте определение рационалистическому варианту развития, и какие черты для него характерны?

31. Охарактеризуйте закон рационалистического развития.

32. Укажите математическую модель рационалистического пути развития.

33. Что такое уровень технологии? С количественной стороны, что определяет уровень технологии?

34. Чем определяется уровень технологии технологического процесса?

35. Изобразите графически траекторию рационалистического развития и ее поясните

 

Литература: [1].

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Понятие о металлических материалах. Классификация металлов.

2. Внутренняя структура металлов, ее влияние на свойства металлов и сплавов. Понятие об анизотропии.

3. Кристаллизация металлов. Понятие об аллотропии.

4. Металлические сплавы, их строение и кристаллизация.

5. Диаграмма состояния – «железо-углерод».

6. Изучить физические свойства металлов (Приложение 2).

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите характерные свойства металлов.

2. Чем обусловлены характерные свойства металлов?

3. Почему металлы хорошо проводят тепло и электрический ток?

4. Чем отличаются металлы от аморфных тел?

5. Какое агрегатное состояние имеет абсолютное большинство металлов при комнатной температуре?

6. От чего зависят свойства металлов?

7. Что является особенностью всех металлов?

8. Какой способ получения обычных сплавов является наиболее распространенным?

9. Почему сплавы применяются в технике значительно шире, чем простые металлы?

10. Как происходит процесс перехода металла из жидкого состояния в твердое и наоборот?

11. Почему сплавы на основе железа получили наибольшее распространение в технике?

12. Чем отличаются сплавы от простых металлов?

13. Укажите двойные сплавы представляющие сочетание двух металлов.

14. Укажите двойные сплавы, представляющие сочетание металла и неметалла.

15. Что представляет собой легирующий компонент?

16. Почему чистое железо не находит применения в технике?

17. Укажите легкоплавкие металлы.

18. Укажите, какие материалы относятся к аморфным.

19. К каким сплавам по числу компонентов относятся сталь и чугун?

20. Приведите отрасли техники, где цветные металлы наиболее широко применяются.

21. В чем заключается основное отличие сталей от чугунов по химическому составу?

22. Чем объясняется высокая электропроводность металлов?

23. Что такое анизотропия?

24. Что такое аллотропия?

25. В чем сущность вторичной кристаллизации?

26. Какие типы сплавов образуются при затвердевании жидкого раствора?

27. Укажите, к какому типу сплавов относится аустенит?

28. Какую структуру имеют сплавы – механические смеси?

29. Какими свойствами обладают сплавы – механические смеси?

30. Какую структуру имеют сплавы – твердые растворы?

31. Какими свойствами обладают сплавы – твердые растворы?

32. Какая структура сплавов – химические соединения?

33. Какими свойствами обладают сплавы – химические соединения (Fe3C).

34. Какими технологическими свойствами обладают сплавы – механические смеси?

35. Какими технологическими свойствами обладают сплавы – твердые растворы?

36. Чем обуславливается выбор металлических материалов для изготовления деталей машин и механизмов?

37. Как определяется тип кристаллических решеток металлов?

38. Как определяются внутренние пороки металлов?

39. Какой металл обладает самой низкой температурой плавления?

40. Имеют ли аморфные тела определенную температуру плавления?

41. Перечислите физические свойства металлов. Дайте определения этих свойств.

42. Укажите механические свойства металлов. Дайте определение этих свойств.

43. Укажите технологические свойства металлов. Дайте определение этих свойств.

44. Назовите тугоплавкие металлы.

45. Какие металлы являются наилучшими проводниками электрического тока?

46. Почему сплавы алюминия и магния нашли широкое применение в авиастроении?

47. В каких координатах строится диаграмма состояния двойных сплавов (Fe –C)?

48. Какой существует метод построения диаграмм состояния?

49. Приведите структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. К каким типам сплавов они относятся?

50. Какими способами получают углеродистые конструкционные стали?

 

Литература: [1], [4].

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Сталь – основной материал современной техники. Влияние химического состава на качество углеродистой стали.

2. Основы технологии производства стали.

3. Классификационные признаки стали.

4. Стали углеродистые, их разновидности, области применения, маркировка по ТНПА. Научиться читать марки стали и их цветовую маркировку [3].

5. Практическое выполнение индивидуального задания по маркировке металлов и металлопродукции.

6. Изучить сравнение обозначения марок конструкционных сталей по международным стандартам (Приложения 3, 4, 5).

Контрольные вопросы

 

1. Что такое сталь? Приведите химический состав стали. Чем отличается сталь от чугуна?

2. В чем сущность процесса получения стали?

3. Укажите способы получения стали. На чем они основаны?

4. В чем достоинство и недостаток конвертерного способа получения стали? Какое топливо используется при конвертерном способе производства стали?

5. Укажите разновидности мартеновского способа производства стали. Какое топливо применяется при этом способе?

6. Какая рабочая температура в мартеновской печи и в чем недостаток мартеновского способа производства стали?

7. Какие установки применяются при производстве электростали? Укажите рабочую температуру и в чем достоинство этого способа производства стали?

8. Охарактеризуйте исходные материалы для выплавки стали в электропечах. Укажите рабочую температуру при этом способе производства стали.

9. Что такое раскисление стали?

10. Укажите виды сталей по химическому составу, их применение.

11. Какие требования предъявляют к инструментальным сталям?

12. Какие по качеству бывают инструментальные стали? Укажите марки.

13. Какие по качеству бывают углеродистые конструкционные стали? Приведите примеры.

14. Какие требования предъявляют к конструкционным сталям?

15. Сколько содержится углерода в углеродистых конструкционных сталях?

16. Какое содержание углерода в углеродистых инструментальных сталях?

17. Укажите, какие бывают стали по степени раскисления?

18. Что такое раскисление стали?

19. Укажите, какие бывают стали по структуре?

20. Приведите структуру инструментальных сталей?

21. Укажите температурный режим работы углеродистых инструментальных сталей?

22. Приведите и охарактеризуйте марки конструкционной качественной стали.

23. Приведите и охарактеризуйте марки стали обыкновенного качества.

24. Что такое автоматная сталь? Укажите ее химический состав.

25. Каким способом выплавляют автоматную сталь?

26. Приведите и охарактеризуйте марки углеродистой инструментальной стали.

27. Каким способом выплавляют конструкционную качественную сталь?

28. Укажите способы повышения качества стали?

29. Почему повышается качество стали при термообработке?

30. Почему повышается качество стали при легировании?

 

Литература: [1], [4].

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Общие сведения о цветных металлах. Классификация цветных металлов.

2. Алюминий, его свойства, применение и технология производства. Торговые сорта алюминия.

3. Литейные и деформируемые сплавы на основе алюминия. Маркировка согласно ТНПА.

4. Титан, свойства, применения и технология производства.

5. Торговые сорта титана и титановых сплавов. Маркировка согласно ТНПА.

6. Медь, ее свойства, применение и технология производства. Торговые сорта меди.

7. Медные сплавы: латуни и бронзы. Маркировка согласно ТНПА.

8. Работа с ТНПА на цветные металлы и сплавы на их основе.

Контрольные вопросы

а) Алюминий и сплавы на его основе.

1. В виде каких руд алюминий находится в природе?

2. Изложите способы получения глинозема. Какой из способов получил наибольшее применение? Почему?

3. Каким образом получают металлический алюминий из глинозема, полученного после прокаливания гидрата оксида алюминия?

4. Какое место занимает алюминий по распространенности в природе среди металлов, а также среди других элементов кроме металлов?

5. Чем обусловлено широкое использование алюминия?

6. Укажите отношение алюминия к атмосферной коррозии.

7. Что оказывает влияние на свойства алюминия?

8. Укажите технологические свойства, характерные для алюминия.

9. Как влияют примеси на свойства алюминия?

10. Что происходит при легировании алюминия?

11. Укажите, какие бывают изделия из алюминиевых сплавов по способу изготовления?

12. К каким видам сплавов относятся алюминиевые сплавы с гомогенной структурой?

13. Как называются сплавы на основе алюминия, у которых повышается прочность при термической обработке?

14. К каким группам сплавов относятся сплавы под названием «дюралюмины»?

15. Какое основное технологическое свойство характерно для деформируемых алюминиевых сплавов?

16. Приведите марки первичного алюминия.

17. Какие алюминиевые сплавы не упрочняются термической обработкой?

18. К какой группе сплавов относятся сплавы под названием «магналии»?

19. Какими свойствами обладают неупрочняемые термической обработкой алюминиевые сплавы?

20. Как повысить прочность неупрочняемых термической обработкой алюминиевые сплавы?

21. Назовите деформируемые алюминиевые сплавы, упрочняемые термической обработкой.

22. Назовите литейные, термически упрочняемые алюминиевые сплавы.

23. Характерна ли отражательная способность для алюминия?

 

b) Титан и сплавы на его основе.

1. Чем объясняется широкое применение титана и его сплавов в технике?

2. Какое место занимает титан по распространенности в природе среди металлов?

3. С какими химическими соединениями титан интенсивно взаимодействует?

4. Укажите аллотропные модификации титана.

5. Приведите промышленные руды для производства титана.

6. Каким образом получают титановые концентраты?

7. Каким образом восстанавливают титан из двуокиси?

8. Приведите состав губчатого титана.

9. С какой целью применяют вакуум при получении слитков титана из титановой губки?

10. От чего зависят механические свойства титана?

11. Приведите технологические свойства титана.

12. Какие недостатки присущи титану?

13. Можно ли титан обрабатывать резанием?

14. В каких случаях титан и его сплавы устойчивы против коррозии?

15. Как удалить примеси из губчатого титана?

16. Как получить титан повышенной чистоты?

17. Приведите марки губчатого титана.

18. Приведите классификацию титана по структуре.

19. Какие бывают титановые сплавы по способу изготовления изделий?

20. Чем обусловлена необходимость получения титановых сплавов?

21. Где нашли наиболее широкое применение титан и сплавы на его основе?

22. Чем обусловлено сдерживание применения титана в технике?

23. По относительной плотности, к каким металлам относится титан?

24. В чем заключаются трудности в получении титана?

c) Медь и сплавы на ее основе.

1. Какой металл превосходит медь по электропроводности?

2. Укажите положительные технологические свойства меди.

3. Приведите физические свойства меди.

4. Какие факторы оказывают влияние на свойства меди?

5. Что влияет на пластичность меди?

6. По каким свойствам сплавы меди превосходят чистую медь?

7. Как изменяются механические свойства меди с увеличением содержания примесей?

8. Почему медь применяется в химической промышленности для защитных покрытий?

9. При обработке давлением (прокатке, волочении) какие свойства меди повышаются?

10. Какую кристаллическую решетку имеет медь?

11. В марках торговой меди М1р, М2р, М3р, что указывает «р»?

12. Чем отличаются латуни от чистой меди?

13. Что дешевле латунь или медь? Почему?

14. Что такое черновая медь? Приведите состав.

15. Для чего проводят рафинирование меди?

16. Какими свойствами обладают однофазные -латуни, содержащие до 40% меди?

17. Какими свойствами обладают двухфазные () латуни, содержащие более 40-45% цинка?

18. Какое количество цинка содержится в латунях, применяемых в практике?

19. При каком процентном содержании цинка латунь обладает максимальной пластичностью?

20. При каком процентном содержании цинка латуни обладают максимальной прочностью?

21. Как называются марки латуни, содержащие наибольшее процентное содержание меди (Л96, Л90)?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.236 с.)