Многообразные методы принятия решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразные методы принятия решений.



В этом определении выделено главное назначение (цель), состоящая в новом решении определённой проблемы, и указаны функциональные элементы, составляющие суть творческого процесса и раскрывающие многообразие его структурных форм реализации. Без всего этого определение неполноценно и не обладает действенностью: без указания результата (решения проблемы) понятие творчества остаётся беспредметным, творчеством ради творчества или достижения неведомого результата. А значит, проблема должна быть определена как расхождение (противоречие) между желаемым и действительным состоянием системы. Именно системы, с привлечением системного подхода, позволяющего наиболее полно, цельно, всесторонне сделать анализ и выявить главные противоречия. Данную систему следует рассматривать в развитии на основе объективных законов её функционирования и совершенствования, в том числе с учётом преемственности в удовлетворении старых и новых условий существования. Выбор достаточной системы, выделение её из внешней среды с учётом ограничений и связей является важнейшим творческим моментом, ибо здесь гипотетически закладывается автором (творцом) возможность решения данной проблемы на новом уровне с помощью некоторых управляемых автором средств. Сразу редко удаётся выбрать наиболее удачную систему, и поэтому этот процесс становится многоцикловым спиралеобразным, оставаясь целенаправленным, активным. Всё здесь сначала решается на функциональном уровне (в функциональных модулях), т. е. функции (содержанию) отдаётся предпочтение перед структурными формами. При этом сохраняется на последующих этапах возможность творческого выбора эффективной структуры из большого разнообразия структурных форм, способных реализовать желаемую функцию. Иными словами, таким путём создаются благоприятные возможности для творческого поиска наиболее эффективной структурной формы, лучшим образом соответствующей содержанию (функции).

На этом этапе могут успешно использоваться известные многообразные методы и алгоритмы принятия решений. В литературе описаны десятки, но все они имеют одну функциональную сущность: анализ ситуации (системы) - выявление противоречий системы - преодоление противоречий - оценка (осмысление) принятого решения.

Заметим, что в ряде случаев последнему этапу принятия решения (оценке результата) часто не уделяется должного внимания. Ведь известно, что решение одной проблемы неизбежно порождает другие. Без осмысления и предвидения последствий нельзя эффективно оценить принимаемое творческое решение.

Конечно, существуют творческие решения, в которых результат достигнут при неполном использовании триады творчества, но автор уверен, что отсутствующая часть была выполнена как-то интуитивно.

Предложенная формулировка творчества обладает полнотой и имеет активную сознательную действенную направленность, которая позволила использовать её не только в научной и практической деятельности автора, но и в учебном образовательном процессе с развитым методическим обеспечением и конкретизацией. Предложенный подход фактически не только содержит определение творчества, но и вариант практического алгоритма творчества. Пользуясь им, автор и его коллеги получили, например, новые приоритетные результаты.

В чём состоит отличие предлагаемого понимания творчества от известных в литературе? Каждая из составляющих концепции творчества (системной триады) известна, но каждая из них преподносится, как правило, изолированно, вне связи с другими, как самостоятельный творческий процесс, т. е. они не составляют единой цельной концепции творчества.

Действительно, есть ряд книг [28-38] по системному подходу, но в них не рассматриваются законы развития и функционирования систем, методы принятия решений и часто рассматриваются безотносительно к процессу творчества.В некоторых работах изучаются законы развития технических систем (антропогенного мира), при этом они не привязываются с системным подходом и методами принятия решений.

Есть учебные пособия по системотехнике, но в них обходят молчанием существование объективные законы развития технических систем, их сущность. В многочисленных учебных пособиях предлагаются разнообразные методы принятия решений, но опять-таки без связи с системным подходом, при этом многое теряется в постановке задачи, во взаимосвязи и целостности проблемы и ряде других вопросов. Есть справочное пособие по конструированию, в отдельных частях которого есть понятия каждого из составляющих предложенной триады творчества, но нет единой взаимосвязанной методологии.

К сожалению, нет ни одного вузовского учебника системного типа, обучающего творчеству. В настоящее время, по мнению автора, назрела потребность в научном обобщении творчества как процесса и осуществима реальная возможность такого обобщения как практической методологии. Ею достаточно просто можно овладеть в два этапа. На первом этапе ознакомиться с философско-методологической сущностью данной концепции творчества, а на втором – осмыслить её применительно к своей конкретной специальности («пропустить через своё дело»).

2. Практические рекомендации

· Исходя из выявления и определения потребности cформулировать проблему, затем подбирать и создавать соответствующую систему на основе функционально-структурного подхода.

· Искать и находить взаимосвязь явлений и частей в данной системе.

· Вскрыть противоречия в функционировании и развитии систем.

· Для преодоления данных противоречий находить и использовать условия их единства (может быть компромисс или противоречия. (Помня о борьбе противоположностей, не забывать об их единстве).

· При выборе (поиске) системы, охватывающей проблемную ситуацию, отдавать предпочтение сначала функциональному уровню (т. е. сначала определять функциональный состав – целостность системы), а затем выделить многообразие ее структурных форм, обеспечивающих возможность ее оптимизации (или, по меньшей мере, перебор вариантов).

· При выборе системы целесообразно заранее определить возможные переменные параметры, управление которыми позволит достичь желаемого решения; какие из неизменяемых параметров можно перевести в разряд переменных (управляемых).

· Переходить от изолированных друг от друга антропогенных элементов и внешней среды к системам САУ, развитию интеллектуальных систем. Создание САУ – пример активной реализации творческого системного подхода. Перерастание отдельных явлений и частей в САУ – закономерность развития систем.

· Определить источник энергии, необходимый для функционирования (управления) системы, который может определен как изъятие части энергии внешнего воздействия на систему или возможного перераспределения внутренней энергии системы между ее элементами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)