Семинар 2. История психологии труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. История психологии труда



Вопросы:

1. История индустриальной психологии в России (20 – 30-е гг.).

2. Рефлексология В.М.Бехтерева.

3. Эргология и эрготехника В.Н.Мясищева.

4. Учение о доминанте А.А.Ухтомского.

5. Учение о личности и индивидуально-психологических различиях в работах А.Ф.Лазурского.

6. Концепция научного управления Ф.У. Тейлора и науки о труде.

7. Хотторнские эксперименты

8. Организационное становление индустриальной психологии в США и странах Европы.

Литература

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.612.

История советской психологии труда: Тексты (20 – 30-е гг. XX в.). – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С.50 – 67, 76 – 112, 127 – 140.

Мюнстерберг Г. Основы психотехники: В 4 ч. СПб.: Алетейя, 1996. Ч. 3. С.578.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 ()с.15-54

Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебн. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Семинар 3. Субъект труда и его структура

Вопросы:

1. Понятие «субъект труда», существенные признаки субъекта труда. Субъект труда как главный компонент эргатической системы.

2. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные и результативные.
Психические регуляторы труда: образ объекта (чувственный, репрезентативный конкретный, репрезентативный отвлеченный).

3. Психические регуляторы труда: образ субъектно-объектных отношений.

4. Понятие «потребность» и потребностные состояния.

5. Понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональные отношения».

6. Понятие «характер», «направленность личности», «мировоззрение».

7. Свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально важные качества – свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, характеристики психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные особенности).

8. Способности (Теплов). Общие и специальные профессиональные способности.

 

 

Литература

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.612.

Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Учебно-методическое пособие.Самара.СамГПУ,2000,185 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 (с.108-152)

Семинар 4. Психологическая теория деятельности

Вопросы:

1. Категория деятельности в психологии. Деятельность, сознание, личность.
Психологическая теория деятельности.

2. Системный подход в психологии труда. Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности.

3. Понятие «макроструктура деятельности». Деятельность и действие; мотив и цель; операция и условия.

4. Понятие «мотив». Потребностно-мотивационный слой деятельности.

5. Понятие «ведущая деятельность»: критерии, виды ведущей деятельности.

6. Функциональный анализ деятельности. Выделение функциональных подсистем: потребность, мотив, цель, задача, объект, предмет, средства, условия, контроль, оценка, продукт (по Э. Мильману).

 

Литература

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. – С. 50 – 254.

Муздыбаев К.Н. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Знание, 1993.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 (с.69-80)

Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/Под.ред.А.А.Деркача. М.: Красная площадь, 1996.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994

Семинар 5. Человек и труд

Вопросы:

1. Понятия «эргатическая система» и «эргатическая функция».

2. Понятия «средства труда», «орудия труда» и их разновидности. Внешние объективизированные (вещественные и функциональные) и внутренние средства трудового поста. Виды эргатических функций. Трудовая функция и функция средств труда.

3. Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место». Провести общий анализ составляющих трудового поста.

4. Цели труда (объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности); цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

 

Литература

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.612.

Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Учебно-методическое пособие.Самара.СамГПУ,2000,185 с.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 (с.153-160)

Семинар 6. Человек и труд

Вопросы:

1. Понятие об умственных действиях. Примеры умственных действий.

2. Применение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при оценке степени автоматизации действий. Ориентировочная и исполнительная части действия.

3. Навык и умение в трудовой деятельности. Автоматизация навыка.

4. Условия труда (профессиональная среда).

5. Обзорная характеристика основных разновидностей объективных условий труда (физических, социально-экономических, организационных) в различных трудовых процессах.

6. Условия труда (профессиональная среда).

7. Характеристика основных разновидностей объективных условий труда (физических, социально-экономических, организационных) в различных трудовых процессах.

8. Занятость и безработица. Экономико - психологический анализ.

 

Литература

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.6128.

Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Учебно-методическое пособие.Самара.СамГПУ,2000,185 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 (с.108-152)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.01 с.)