Составление финансового бюджета предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление финансового бюджета предприятия



Осуществляемое сегодня финансовое планирование деятельно­сти сельскохозяйственных предприятий имеет существенные не­достатки. Основные из них — ртсутствие планов денежных пото­ков и планового баланса (балансового отчета). Вследствие этого не реализуются важнейшие задачи финансового планирования:

установление рациональных взаимоотношений с финансово-кредитными органами (в планах не определяются суммы и перио­ды возникновения потребности в кредитах и займах, а также воз­можность и сроки их погашения; для получения заемных средств и других внешних финансовых вложений приходится составлять отдельные плановые расчеты, практически не увязанные с планом производственно-финансовой деятельности);

анализ качества внутрихозяйственного планирования путем оценки финансового состояния предприятия после реализации производственной и маркетинговой программ (не составляется плановый баланс активов и пассивов, по которому можно опреде­лить будущие платежеспособность, ликвидность, финансовую ус­тойчивость, рентабельность активов и собственного капитала).

Кроме того, не обеспечивается выполнение важнейшего требо­вания финансового планирования — «прозрачность» финансовых и денежных потоков, поскольку формы основных финансовых планов и финансовой отчетности не идентичны.

Чтобы устранить эти недостатки, основные формы внутрихо­зяйственных (внутрифирменных) годовых планов должны отве­чать интересам внешних пользователей и включать: плановый от­чет о прибылях и убытках, план движения денежных средств, пла­новые инвестиционный бюджет и баланс активов и пассивов, называемый также балансовым отчетом и плановым бухгалтерс­ким балансом. Состав вспомогательных финансовых планов (рас­четов, форм) каждое предприятие может определять самостоя­тельно или по рекомендациям МСХ России, в зависимости от ис-

пользуемых методов и методик планирования выручки, затрат, финансовых результатов, амортизации, инвестиций, оборотного капитала (активов и источников покрытия), видов деятельности и способов их финансового обеспечения.

Один из наиболее эффективных методов совершенствования финансового планирования — операционное бюджетирование (бюджетное планирование) и составление на этой базе всех выше­названных финансовых бюджетов.

Бюджетирование — составная часть финансового планирова­ния, то есть процесса определения будущих действий предприя­тия по формированию и использованию финансовых и денежных потоков.Оно состоит из двух этапов.

1 -й этап — составление операционных бюджетов — системы бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для каждого сегмента или отдельной функции предприятия: продаж, производства, произ­водственных запасов и затрат (на материалы, оплату труда, на­кладные, коммерческие и управленческие расходы). Характерная черта операционных бюджетов — сквозные системы смет, со­ставленных по методу начислений («по отгрузке»), и планов дви­жения денежных средств, рассчитанных по кассовому методу («по оплате»).2-й этап — составление общего (основного) финансового бюд­жета: скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы предприятия в целом, объединяющего все блоки операционных бюджетов. На этом этапе формируют-ся основные финансовые планы. Три из них составляют на основе операцион­ных текущих бюджетов — бюджетный (плановый) отчет о прибы­лях и убытках, бюджет (план) движения денежных средств (денеж­ных потоков) и плановый баланс (бюджетный баланс) на конец года, а четвертый — инвестиционный бюджет (бюджет капиталь­ных вложений) — на основе капитального бюджетирования. Именно эти бюджеты обычно используют внешние пользователи при принятии решения о целесообразности инвестирования (пер­вый, второй и четвертый) или кредитования (первый, второй и третий) предприятия.

Бюджетирование — это способ управления производственно-финансовой деятельностью предприятия, основанный на разра­ботке бюджетов по центрам ответственности, организации выпол­нения и контроля с целью достижения намеченных результатов.

Бюджет предприятия можно определить как финансовый план, скоординированный по всем функциям и подразделениям (отде­лам), балансирующий доходы и расходы, поступления и выплаты денежных средств, прирост активов и капитала, официально ут­вержденный руководством на определенный период.

Бюджеты — это важный элемент текущего управления, дей­ствующего в рамках стратегического. Место бюджетирования в системе текущего и стратегического управления можно опреде­лить как пересекающуюся область.

Разделы БП, их хар-ка

В практике хозяйс-й деятельности не сущ-т жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Примерная структуру БП п/п.

1.Концепция бизнеса (резюме).

2.Описание п/п и отрасли.

3.Хар-ка услуг и продукции.

4.Исследование и анализ рынка сбыта.

5.Конкуренция и конкурентное преимущество.

6.План маркетинга.

7.Производственный план.

8.Организационный план.

9.Финансовый план.

10.Финансовая стратегия.

11.Оценка рисков.

Планирование скотоводства

При планировании развития животноводства на предприятии решают следующие основные задачи:

• анализируют эффективность отраслей жив-ва за от­четный период, чтобы выявить причины, тормозящие их разви­тие, разрабатывают плановые орг-эк-е мероприятия по улучшению положения;

• определяют состав животноводческих отраслей, виды живот­ных, устанавливают структуру стада и производственное направление развития каждой отрасли;

• определяют плановые показатели продуктивности живот­ных, план осеменения и получения приплода, а также нормати­вы ежегодной выбраковки маточного стада, живую массу 1 голо­вы реализованного на убой молодняка животных и др пока­затели;

• разрабатывают движение поголовья животных для каждой от­расли (оборот стада), определяют выходное и среднегодовое пого­ловье, объемы производства валовой продукции и ее распределе­ние;

• рассчитывают годовую потребность в кормах и обеспечен­ность ими и калькулируют себестоимость жив-й прод.

План-е всех этих вопросов осущ-ют по каждой от­расли животноводства в отдельности. При этом плановые показате­ли производственной программы по жив-ву рассчитывают исходя из общей потребности предприятия в продукции жив-ва, которая формируется из объема продажи продукции по договорам для государственных нужд, использования ее в качестве сырья для переработки внутри предприятия, а также расхода на производственные нужды (молоко), на общественное питание, для продажи и выдачи своим работникам в счет ОТ, распре­деления по другим каналам.


Планирование растениеводства

Планирование растениеводстве начинают с разработки меро­приятий по улучшению и более эффективному использованию с-х угодий, вовлечению в производство новых земель, повышению доли интенсивно используемых угодий и плодородия почвы, защите почв от эрозии и т. д.

Планирование исп-я земельных угодий начинают с анализа их состояния. Цель анализа — выявить недостатки и обосновать мероприятия по улучшению качества земли, повыше­
нию интенсивности и эфф-ти ее использования.

Баланс земельных угодий и план их использования разрабаты­
вают в такой последовательности:

• уточняют фактический состав видов зем-х угодий на на­чало планируемого периода по данным земельного учета;

• намечают мероприятия по улучшению земельных угодий,

• обосновывают трансформацию зем-х угодий и планиру­ют их использование по отдельным видам (для посева, под пары, пастбища, сенокошение, закладку лесных полос и т. д.);

• определяют площадь отдельных угодий в планируемый пери­од на основе фактического их наличия на начало периода и наме­чаемого перевода (трансформации) из одной категории в другую.

Площадь пашни, используемую под посевы, чистые и сидеральные пары, определяют на основе принятых на с-х предприятии севооборотов. Междурядья садов и других многолетних насаждений, временно используемые под посевы с-х культур, в площадь пашни не включают. Использование сенокосов и пастбищ планируют по их целевому назначению.

Земли краткосрочного использования и арендованные учиты­вают отдельно, по ним трансформация не планируется.

При трансформации земель, закрепленных за с-х предприятием, определяют возможность увеличения площади с-х угодий, перевода экстенсивных земельных угодий в интенсивные: распашка залежей и перелогов, увеличение на этой основе площади пашни; раскорчевка кустарников, осушение заболоченных участков и соответствующее увеличение естественных пастбищ, сенокосов или пашни; перевод богарной пашни в орошае­мую или посадка многолетних насаждений и т. д.

Площадь с-х угодий на перспективу опре­деляют с учетом их трансформации в течение планируемого пери­ода, передачи в аренду другим предприятиям и членам трудового коллектива, ожидаемого выделения земель для организации КФХ.


Планирование кормопроизводства

Планир-е разв-я корм.базы вкл-т реш-е след.вопросов: планир-е потреб-ти в кормах и обеспеч-ть ими; опред-е источ-в поступ-я кормов, прежде всего за счет собств-го кормопроизводства; планир-е заготовки и хран-я кормов; планир-е приготовления и скармливания кормов; опр-е стоимости кормов. Потреб. Опред-ся по каждому виду кормов в физ. их массе (в натуре), а также в к.един., при этом за единицу принята питательная ценность 1 кг овса. Обязательным пок-м плана потреб. в кормах яв-ся расчет необходимого кол-ва переваримого протеина (кормового белка). Потребность в кормах на календар.год для каждой животнов-й отрасли и в целом по животн-ву рассч-ют 2 способами. 1-й способ основан на произведении план-го объема произ-ва каждого вида животнов-й прод-ции и норм расхода кормов, выраженных в корм.един-х, в расчете на 100 кг произв-й прод-ции, на 1000 яиц, а для лошадей на 1 голову. Так опред-ся общ. Потр-сть в кормах по каждому виду прод-ции. Нормы расхода кормов по отдельным видам и группам скота устанав-ют в тесной связи с уровнем продуктивности животных, условиями их содержания другими особен-ми отраслей животн-ва. Потреб. в кормах для произв-ва каждого вида животнов-й прод-ции распред-ся по их видам в соотв-и со структурой год-го расхода, к-х разрабат-ся в п/п на основе рекомендуемых нормативов, с учетом факт.кол-ва кормов на нач.план-го года, намечаемого объема произв-ва кормов в план.году и возможностей их покупки. Одновременно с потреб-ю в кормах опред-ся потреб. в переваримом протеине в соотв-и с рекоменд-ми нормами его содержания в расчете на 1 корм. ед. для разл-х видов скота. В последствии кол-во каждого вида корма в к.ед. переводят в натуральный корм путем деления к.ед. на коэфф-ты питательности кормов в к. ед. По 2 способу потреб. в кормах опр-т исходя из план-го сред.год-го поголовья живот- каждой производ-ой группы и годовых норм расхода кормов по отде-м видам на 1 голову каждой произв-й группы скота и птицы. Год.нормы расхода кормов на 1 голову устанав-т на основе уровня продукт-ти, суточных норм и рационов кормления скота в разные периоды года. Рационы д.быть сбалансированы по переваримому протеину и другим питательным веществам. Умножением сред.год.поголовья разл-х видов скота и птицы на годовые нормы кормления опр-т потреб. в кормах: концентратах, грубых (сено, солома), сочных (силос, корнеплоды), зеленом корме, прочих кормах (молоко, обезжиренное молоко и др.). В качестве исход.инфор-и в расчетах исп-т след.пок-ли: сред.год.поголовье жив-х, вал.прирост ж.м. скота — из оборотов стада; объемы произв-ва молока, шерсти, яиц — из допол-х расчетов, опред-х в год-м плане п/п; нормы расхода кормов на 100 кг прод-ции или 1 гол скота и сред.год-ю структуру рациона жив-х опред-т из норм-х справочников или на основе сред.год-х фактич.данных п/п. Метод, основ-й на нормат-х затратах кормов на единицу прод-ции (первый), позв-ет сэкономить раб.время и избежать многих ошибок в расчетах. После опред-я потреб. в кормах по каждой группе жив-х или на произв-во каждого вида прод-ции опред-т общ.год-ю потреб. в каждом виде корма для отрасли путем суммирования отдельных видов кормов. Общ.потреб. в кормах по видам на календарный год, в свою очередь, распред-ся на два периода: с 1 января до урожая планируемого года; от урожая планируемого года до 1 января будущего года. Это распред-е необходимо для того, чтобы выяснить, сколько кормов потреб-ся на 1 половину план-го года, когда обеспеч-сть ими осущест-ся за счет прошлогоднего остатка. Опред-е потреб. в кормах на 2 пол.календарного года, когда обеспечение кормами будет осущ-ся из урожая план-го года, позв-т более обоснованно подойти к распред-ю растениеводческой прод-ции, опр-ть запасы кормов на конец года. На с/х год кроме потреб. в кормах для произв-ва запланир-й прод-и рассчит-т также страх.фонд. Размер фонда опред-т по концентр.кормам в пределах месячной потреб. — 8—10 %, по сену, соломе, сенажу, корнеплодам— 15, по силосу —20% запланир-й год-й потреб. в этих кормах. Наряду с потреб-ю в кормах для обще-го скота со страх.фондом опр-т необходимые объемы кормов для скота, находящегося в лич.собств-сти раб-ков п\п. Потреб. в кормах рассчит-т, исходя из наличия скота у населения и норм расхода кормов с учетом особенностей рационов кормления в ЛПХ. Используя метод балансовых расчетов по кормам, добиваются установления правильных пропорций в разв-и растениев-х и животнов-х отраслей п/п.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАН-Я ДЕЯТ-ТИ П/Й

Планирование здравоохранения:

Напраленна на решение след задач:

- гарантирован. Обеспечение установл.мед. помощи;

- формирование рынка мед. Услуг

- Развитие отношений фармацевтической промышленности

- Совершен-е и развитие законодательной базы в области здравоохранения

Основ показатели:

- кол-во больничных коек

- врачеб должностей

- мест в санаториях, домов отдыха.

Планирование ЖКХ:

1 жилищное строительство: строительство жилых зданий; обеспечение эксплуатации жилищного фонда.

Сущ-ют 2 вида душевой нормы жилой площади: социальная,санитарная

Комунальное хозяйство:

Использ след. Показатели: объем потребления различных ресурсов

Главным показ. Работы снабжения является средн. Потребл воды городских жителей, обеспеченность водопроводом.

Бытовые обслуживания:

Показатели: Объем реализации бытовых услуг; Объем платных услуг

Учреждения культуры

Осн-е задачи: сохранение действующей сети учреждений; наращивание творческого потенциала; сохранение разв-я нар-го творчества; расширение выставочных работ.

Образование

- подготовка специалистов (контингент студентов, прием и выпуск специалистов, средняя численность учащихся, сменность занятий)


41.Комрьютерные технологии и прикладные программы в практике планирования

Бюджетирование в сложных структурах, какими являются предприятия АПК, должно опираться на информационную базу, сформированную на основе сбора и консолидации финансовых, нефинансовых, прогнозных, плановых и фактических данных.

Для консолидации финансовой отчетности могут использо­ваться различные методы и стандарты: российские, GAAP (обще принятые национальные стандарты США) или МСФО (междуна­родные стандарты финансовой отчетности).

Следует отметить, что для отечественных предприятий АПК актуальные проблемы консолидации финансовых и нефинансо­вых данных следующие:

• расчет перекрестных владений дочерних и зависимых органи­заций, доли меньшинства, элиминирование (исключение влияния показателей при их взаимной зависимости);

• финансовая консолидация с учетом механизмов трансферт­ных оборотов; -мультивалютная консолидация финансовой отчетности; - многомерная консолидация в условиях стремительно изменя­ющегося внутреннего и внешнего окружения предприятия (орга­низационная, управленческая, финансовая, региональная и дру­гие структуры);ь -консолидация с целью предоставления информации различ­ным заинтересованным группам;

• проблемы нефинансовой консолидации.

Ясно, что автоматизация системы бюджетирования на пред­приятиях АПК позволяет значительно повысить скорость и каче­ство подготовки бюджетов. Существенные недостатки: громоздкость, избыточ­ность функций, дороговизна.

Классификации автоматизированных систем бюджетирования по трем призна­кам: По масштабу выделяют следующие автоматизированные систе­мы бюджетирования:

• настольные, позволяющие разрабатывать бюджеты трем— пяти сотрудникам организации, находящимся в одном кабинете (в качестве такой системы можно использовать MS Excel);

• локальные, рассчитанные на работу нескольких десятков пользователей в пределах одного офиса;

• распределенные, предоставляющие возможность работать одно­временно большому числу сотрудников.

По адаптивным возможностям автоматизированные системы бюджетирования разделяются на жесткие, в которых задана жесткая модель бюджета, предполагающая корректировку значений лишь определенных параметров и строго заданную последователь­ность действий при его составлении, и адаптивные, позволяющие модифицировать предложенные финансово-бюджетные модели либо формировать новые, вводить формулы и создавать зависимо­сти между показателями в них.

По стоимости лицензии автоматизированные системы бюдже­тирования делятся на дешевые —до 1000 долл. США, средние — до 10 000 долл., дорогие — свыше 10 000 долл.

Анализ характеристик отечественных автоматизированных сис­тем бюджетирования свидетельствует, что для постановки бюдже­тирования на предприятиях АПК такие системы пока не разработа­ны. Главная причина — сложность таких систем, прежде всего на с-х предприятиях, обусловленная спецификой организации бюджетирования и бухгалтерского учета в них.

Автоматизированная система обеспечивает решение задач, свя­занных с информационным обеспечением принятия упр-х решений на уровне структурных подразделений и пред-я в целом. Она позволяет анализировать тенденции развития предприятий и планировать мероприятия на перспективу; форми­ровать бюджеты различных уровней; отслеживать изменения в ка­чественном состоянии имеющихся ресурсов, что дает возмож­ность своевременно принимать меры; выявлять резервы для повы­шения эффективности производства продукции с целью обеспечения расширенного воспроизводства; за счет применения информационных технологий перераспределять обязанности пер­сонала для обеспечения более глубокого анализа и повыщения ка­чества принимаемых решений, а также усиления функций конт­роля; организовывать оперативную и качественную систему со­ставления отчетности.

Разработанная автоматизированная информационная система включает следующие функциональные подсистемы.

/. Подсистема сбора и обработки маркетинговой информации.

//. Подсистема нормативно-справочной и правовой информации. («Консультант плюс», «Гарант» и т. д.).

III. Подсистема анализа хозяйственной деятельности предприя­тия АПК.

Подсистема составления технологических карт в растение­водстве и животноводстве.

IV. Подсистема бюджетирования.

42.Нормат-е базы дан-х и их исп-е в план-и.

Норм.база-центр-й эл-нт нормативного хоз-ва.В состав норм.базы входит вся совок-ть норм и нормативов(НиН),примен-х в с/х для упр-ия:план-я,прогноз-я,ан-за и учета,рег-ия,орг-и и контроля пр-ва,распред-я и обмена,а также методич-е рекомендации по их разраб-ке.Норм.база формир-ся с учетом опред-х идеологич-х и орг.-методич-х принципов.У любого участника процесса пр-ва,распред-я,будь то товаропр-ль,орган упр-я или др.суб-т эк-ки,д.б.своя индивид-я нормат-я база,сов-ть норм и нормативов.Она м-ет иметь 3вида:норм-е показ-ли,разраб-е и устан-е внеш.средой;разраб.внеш.средой и носящие рекомендат-й,информ-й хар-ер;разраб-е собственником или по его поруч-ю стор-ми орг-ми.Стр-ра совок-ти норм и нормативов нормат-й базы с/х п/п-й м.б.представлена 3мя блоками:исходные норм.показ-ли,производные нормы и норм-ивы,н-мы и н-тивы рег-я пр-ва.1-е предст.собой хар-ки вещественной сути разл-х сторон пр-ва и среды,в кот.оно осущ-ся,св-в среды и предметов труда,самого труда,его прод-ии.Отражают слож-ся з-ты труда,расход осн.видов рес-ов,исп-е ср-в пр-ва и труда,убыль и потери сырья и прод-и,разл-е нормат.-справочные показ-ли.Яв-ся рез-ом опыта,наблюд-я,исслед-я в матер-й сфере пр-ва.Им-т длит.сроки дей-я.Н-тивы 2 блока вкл.в себя производные н-мы и н-тивы,сост.из 2х разделов:потреб-ти в осн.видах рес-сов;результат-х норм и н-тивов.1й раздел сост.и норм и н-тивов зат-т труда,кормов,потр-ти в тракторах и с/х машинах.2й-из норм и н-тивов ур-ти к-ур,продукт-ти жив-х,себ-ти,рент-ти,ПТ,эф-ти исп-ия фондов.3й блок-н-мы и н-тивы рег-ия пр-ва.Он разделен на норм-е показ-ли внутрюи внеш-го происхожд-я и возд-ия.К внутр-м регуляторам отнесены н-мы и н-тивы опл.труда,расчетные цены,н-тивы контроля над сост-ем кап-ла и финансов.Подгруппа норм и н-тивов гос.рег-я вкл-т в себя налоги,платежи и отчисления,цены и тарифы,ставки банк.кредита,компенсац-е выплаты,нормы амортиз-и,соц.н-мы и н-тивы,охр.окр.среды,приватизации и акционирования.Действующие орг.-распорядит-е док-ты по формир-ю рын.нормат-го хоз-ва,его норм.базы устарели,требуют пересмотра.Обеспеч-е в норм.базе перспективных изменений,вытекающих из рын-х отнош-й окажет положит-е влияние на стабилизацию и укрепление экономик в целом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА П/П

Для конкретного производственного формирования основная задача при план-и — обоснование плана производства и реа­лизации продукции по составу, объему, качеству, срокам реализации.

Для этого используют плановые данные по издержкам, прибыли и рентабельности, материально-техническому обеспечению, персо­налу и ОТ и др.

До 90-х годов XX в. развитие нар хозяйства в стране ре­г-сь гос-м путем разработки и утверждения пла­нов эк-го и соц развития. При этом до каждо­го пред-я гос-м плановым органом доводился твердый план (задание) по составу и объему продажи продукции гос-ву с последующим контролем выполнения вышестоящи­ми органами. На базе гос-го портфеля заказов разрабатывались планы производ­ственно-фин-й деят-ти пред-й. Эта форма пла­н-я была в то время важным рычагом гос-го упр-я нар-м хоз-м страны.

В системе централизованного план-я не было необ-ти изучать рынок и спрос на продукцию. Это вело к ориен­тации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от действительности. План был приблизительным, недостаточно обо­снованным, не отвечающим в полной мере эк-м инте­ресам непосредственных исполнителей.

План предусматривал гл обра­зом кол-й рост произ-ва. Эк-е реформы того времени не меняли существа сложившихся методов планово­го упр-я. В экономике стали проявляться за­стойные явления: снижение темпов эк-го роста, замед­ление роста эфф-ти произ-ва, структурные и матери­ально-фин-е диспропорции.

При переходе к рынку 1м из важных элементов эк-й реформы стало расширение прав пред-й в органи­зации предприн-й деят-ти. Появ-ь заин­тересованность пред-й в разработке реал планов и ра­ц-м построении орг-й и упр-й структур, более полном исп-и произ-х воз­можностей, увел произ-ва нужной продукции, сниж затрат и повыш эфф-ти предприн-й деят-ти.

Предоставление с-х товаропроизводителям свободы в предприн-й деят-ти привело к сущ-м изменениям в подходе к внутрипроизв-му пла­н-ю.

1. Первоочередная задача при разработке плана на предприя­тии — изучение и поиск наиболее важных и стабильных каналов сбыта продукции.

2. Разработку плана пред-я необ-мо начинать с самостоятельного обоснования состава, объема товар­ной продукции, каналов реализации, а также предварительного
заключения договоров-контрактов, получения льгот на поставку продукции в фед-й и регио-й продовол-е фонды и др организациям.

3. При внутрипроизв-м план-и необ-мо учитывать конкурентоспособность продукции, новый подход к формированию мат-технического снабжения и требования к орг-и и эфф-ти пред-й деят-ти на пред-и.


ОРГ-Я ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПЛАН-Ю

4 основных этапа осуществ­ления полного цикла мероприятий по разработке планов на пред-и и в его подразделениях:

• Орг-я работы в предплановый период;

• разработка плана на пред-и;

• составление план-х заданий для внутрихоз-х подразделений;

• освоение плана и контроль за его выполнением.

На 1м этапе, непосредственно п-д план-ем, про­водятся след работы.

1.Сбор, обобщение и а-з исходной инф-и о произ­в-й и эк-й деят-ти внутрихоз-х подразделений и с-х предп-я в це­лом по итогам года.

Анализ — важный этап планово-эк-й работы на пред-и, поскольку полученные рез-ты становятся базой для принятия научно обоснованных план-х решений по хоз-м вопросам и разработки планов дальнейшего развития пред-я. Их исп-ют руководители и спец-ты пред­-я в процессе упр-я произв-м. Чем лучше проведен анализ произв-й, эк-й и фин-й деят-ти пред-я, тем объективнее будет план-е и эфф-ть упр-я.

2. План — это тот или иной вариант исп-я ресурсов, оптимизация их исп-я — основной предмет план-я. В предплановый период на основе отчетных данных или путем предварительных расчетов определяют со­стояние пред-я на начало планируемого периода по нали­чию след ресурсов: земли, раб силы, техники, постро­ек, сооружений, поголовья, запасов кормов, семян, удоб, объема незавершенного произ-ва. Опр-ют с какими произв-ми и фин-ми ресурсами пред-е вступает в плановый период.

3. На основе маркетинговых иссл-й решают след задачи:

• какой товар и в каком количестве производить;

• каким образом товар будет произведен;

• кому и на каких условиях можно будет реализовать товар.
Предпринимательский проект (план) пред-я начинается с опред-я объема продаж продукции, формир-я портфеля заказов

Портфель заказов формирует отдел маркетинга пред-я, а при его отсутствии— эк-й отдел. Определяется объем текущих заказов, обеспечивающих работу пред­-я на очередной плановый год. План-е портфеля заказов на более длит срок существенно затруд­нено в связи с неустойчивостью и неопределенно­стью спроса.

Важно иметь надежных и пост-х партнеров со стабильны­ми эк-ми связями и условиями сотрудничества. Долго­срочное договорное сотрудничество обес-ет уверенность в завтрашнем дне, гарантированный сбыт продукции, позволяет видеть перспективу, обусловливает стабильность произ-ва, его устойчивость и прибыльность. Соотв-щие договорные обязательства становятся инструментом план-я, придают планам обязательный, ответственный и стабильный характер. Несогласованность в принципах формирования договоров и пла­нов ослабляет их орг-ное воздействие на субъектов предпринимательской деят-ти.

46. Аналитические исследования – объективная база для разработки обоснованных планов развития предприятий.

Построение любых планов необходимо начинать со сбора информации об объекте планирования.

Аналитическое исследование предприятия включает следующие виды анализа:

- Анализ рентабельности предприятия. Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность.

- Анализ выполнения плана по объему товарной продукции. Значение и задачи анализа выполнения плана по продукции.

- Анализ выполнения плана по объему реализации продукции.

При анализе выполнения плана по объему реализации продукции производят сравнения фактического объема реализации продукции с плановым объемом и определяют абсолютное отклонение от плана и процент выполнения плана.

- Анализ выполнения плана по ассортименту и качеству реализованной продукции. Выполнение плана по ассортименту рассматривается по укрупненным группам, затем по развернутой номенклатуре путем сопоставления фактического выпуска продукции по каждому вида с плановыми и определяется абсолютное отклонение от плана и процент выполнения плана.

- Анализ выполнения плана по объему товарной продукции.

- Анализ сдвигов в структуре ассортимента продукции.

- Анализ выполнения плана по ассортименту и качеству товарной продукции.

47.Методика составления хозрасчетного задания ферме крупного рогатого скота.

В животн-х отраслях в качестве оперативных планов используют декадные, месяч­ные и квартальные задания по производству молока, мяса, яиц, полу­чению приплода, постановке животных на откорм и снятию их с от­корма и др.

При составлении месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточня­ют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержа­ния скота.

Производство мяса в живой массе по месяцам может быть рас­считано на основе помесячного оборота стада. Для этого по каж­дой половозрастной группе устанавливают среднемесячное пого­ловье животных, число кормо-дней по группам скота за месяц и среднесуточный прирост живой массы.

Составляют аналогичные планы по получению приплода, по­становке и снятию жив-х с откорма. Разрабатывают их на ос­нове плана производственно-фин-й деят-ти и хозрас­четных заданий, уточняя показатели годовых планов и заданий на опред-й период в зависимости от изменений условий про­изводства, в т.ч. погодных.

50. Организационный план комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных я количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Содержание анализа хозяйственно-финансовой деятельности включает:

- исследование экономических, технических, технологиче­ских, организационных и других сторон работы предпри­ятия, факторов и причин, их обуславливающих;

- научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением;

- объективная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и достигнутого орга­низационно-технического уровня производства;

- выявление внутрихозяйственных резервов и их использова­ние, недостатков и их устранение в целях дальнейшего по­вышения эффективности работы предприятия;

- контроль за выполнением намеченных мероприятий.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕСС-ПЛАНА ПО ПРОИЗ-ВУ МОЛОКА

Вначале оформляется титульный лист бизнес-плана и приводится аннотация.

В первую очередь, при разработке бизнес-плана по пр-ву молока необходимо поставить цель разработки (идея бизнес-плана) и отразить ее в виде направлений и путей реализации в резюме.

Второй раздел – общая хар-ка с.-х предприятия. Здесь приводятся экон-ие показатели деят-ти п/п за последние 2 – 3 года, а также пок-ли, хар-ие эф-сть использования производ-ых ресурсов. В следующем разделе приводится хар-ка произ-ых с.-х товаров и услуг: отражаются качествен. Хар-ки и эффективность производства отдельных видов прод-ии, отдельно по молочной.

При анализе рынков сбыта продукции (третий раздел) рассматриваются каналы реализации продукции в целом по хозяйству с указанием доли каждого рынка, а также вида, кол-ва и цены реализуемой прод-ии.

В 4 разделе анализируется конкуренция, виды конкурентов, их сильные и слабые стороны по сравнению с рассматриваемым предприятием. На основе показателей SWOT – анализа определяется рейтинг предприятия. В след. разделе намечаются основные направления стратегии маркетинговой деятельности: ценообразование и политика цен, разработка стратегии охвата рынка и четкое прослеживание этапа внедрения на рынок и стратегии сбыта.

В шестом разделе – «Производственный план» внимание уделяется основным моментам пр-ва продукции, транспортным, инженерным и другим связям, а также инфраструктуре предприятия. Также рассматривается технологический цикл производства молока с указанием операций, длительности каждой операции, требований и их обеспечение, требований к технологии и оборудованию. Здесь же производится расчет производ-ых площадей и помещения и уточняется их готовность. Далее приводится перечень необходимого для закупки оборудования с уточнением кол-ва и стоимости единицы и всего.В разделе «Организационный план» приводится организационный график выполнения работ, основанный на календарном плане выполнения работ. Здесь указывается орг.структура управления и кадровое обеспечение п/п с расчетом зар. платы одного работника и на весь персонал п/пкак производственно-промышленный персонал и непроизводственный, после чего рассчитываются на одну тонну продукции (молока).

Оценка рисков предприятия проводится в восьмом разделе. Здесь проводится весь анализ рисков, которым подвержено предприятие После чего разрабатываются мероприятия по их предотвращению, устранению и управлению ими. Фин-ый план включает в себя себестоимости единицы продукции (молока) и составление сметы затрат на капитальные вложения, где предусматриваются расходы на приобретение оборудования, его монтаж, затраты на установку и обслуживание оборудования. Исходя из указанной сметы, определяются источники финансирования проекта (собственные средства, кредит или лизинг), после чего в случае необходимости кредита составляется план обслуживания кредита по годам с указанием суммы возврата и процентов по нему. В заключение составляется финансовый отчет о прибылях и убытках, рассчитывается читая прибыль по предприятию, прибыль от модернизации, срок окупаемости проекта и экономическая эффективность капитальных вложений. Отдельно показывается точка безубыточности.

 

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛАНА

Конкретные рез-ы планов определяются 2 ф-ми:

1 Качество составления экономистами первонач план-х показ соц-эк деят-ти п/п

2 Уровень выполнения принятых рук-вом п/п первон. Плану

Качество планов деятельности определяется – степенью согласованности и удовлетворения интересов потребителей с учетом возможностей и огранич ресурсов.

Доп-е оценки планов: реальность планов означ возможность осущ-я их в ближайш промеж времени; сбалансиров-ть показателей.

Сравнивая соответствие плановых показателей с нормативными м опр-ть: коэф-т направленности планов; степень риска.

Выполнение план-х показателей оценив-ся путем их период-го сравнения с факт-ми показателями по заранее установленным промежуткам времени.

52. Направление совершенствования планирования на предприятии.

Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий. В новых условиях хозяйствования появилась необходимость в обоснованной системе тактического и стратегического планирования. Основным направление совершенствования планирование на предприятии остаётся установление директивного планирования в сочетании с возможностью для работников предприятия проявлять свои личностные качества и потенциал.


53.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ…

Содержание эк-мат-й модели — отражае­мые в ней закономерности процессов Агропром-го произ­водства и эк-х отношений, при к-х эти процессы протекают. Форма модели — колич-е соотношения м-у элементами моделируемых процессов, различные способы выра­жения зависимостей факторов и результатов производства. Наиболее крупные по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.091 с.)