Образ Киева в кантатно-ораториальных произведениях Леси Дычко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Киева в кантатно-ораториальных произведениях Леси Дычко



Кантата «В Киеве зори» Леси Дычко состоит из трех разделов. Композиторский отбор источников стал решающим в создании «сюжета» кантаты. Именно текст подсказал жанровое решение каждой части. А многозначность поэтической канвы не только способствовала воссозданию исторического образа Киева, но и позволила построить главную концепцию произведения: показать рельефный, многогранный, яркий образ Киева, в котором будто сплелись характерные черты исторических событий, национального характера, художественного мировоззрения народа. Проявление сюжетной основы кантаты дает возможность обосновать логику построения и взаимосвязи частей произведения. По мнению Н.Степаненко, в воссоздании образа Киева можно выделить три уровня:

1. Целостно-обобщающий (символический).

2. Символико-временной (дискретный, где каждая часть - страница истории).

3. Сквозной, персонифицированный (образы-символы, образы людей - Настя-барышня, Оксана, рассказчики, пан-капитан, парни, казаки) [Степаненко, с. 10].

Тексты кантаты, представляющие различные песенные жанры, автор связывает в единый организм, в котором переплелись такие исторические срезы: язычество («Купала» - IV часть), период национально-освободительной борьбы (XV в. - XVII вв. - І часть, петровская эпоха (XVIII в. - II часть). Однако композитор не стремится дать хронологическую последовательность в развертывании исторической судьбы Киева.

Анализ поэтического ряда, в котором исторические срезы Киева представлены картинно-отдельно и хронологически непоследовательно, вызывает ассоциации с природой летописания. Особенности этого метода, по Н.Степаненко, состоят в следующем:

1. Обращение Леси Дычко в историю, прошлое напоминает взгляд летописца на события с высоты «вечного», установленного навсегда, смысла. С таким взглядом композитора на историю связан и характерный семантический ряд кантаты: героика, победа, плач, радость, сила жизненной энергии славянского мировоззрения. Многоплановость решения образных уровней создает целостный образ Киева, перекликается с «широким видением» (Д. С. Лихачев) людей Киевской Руси.

2. Исторические периоды каждой части кантаты в поэтическом ряду стоят на далекой временной удаленности. Эта дистанция формирует объективный композиторский подход, поэтизирует историческое прошлое. Аналогичная ситуация наблюдалась и в средневековой литературе, и живописи.

3. Взгляд композитора на отдаленные и разведенные во времени исторические срезы Киева напоминает характерные для летописи смешивания политических, экономических, социальных, географических, дипломатических, военных, этнографических и других важных сведений различных периодов времени. Летопись создавала впечатление необъятности событий человеческой истории, ее непостижимости и величия [Степаненко, с. 11].

Летописной поэтике присущи также некоторые другие особенности, которые проявляются в кантате: присутствие «ландшафтного» взгляда на объект (сочетание различных событий в рассказе без очевидной прагматичной связи, без сюжетной мотивировки); резкая модуляция от «массовых сцен» к одному (женскому) образу и наоборот, с соблюдением одинакового отношения к временному развертыванию того или иного исторического образа Киева; композиционное решение по анфиладному принципу построения летописи, в котором новые части, присоединяясь к предыдущим, сохраняют свою самостоятельность и др. Дополнительно выявляются некоторые особенности природы фольклорных текстов: принцип параллелизма, который определяет контрастное соотношение частей; мотив названия, несущий новую информацию в фольклоре.

Либретто кантаты (первый этап творческой работы автора) запрограммировало и ее музыкальное решение, в котором значительно расширилась историческая панорама сюжета и углубилось его образное наполнение. В музыкальном прочтении отобранных текстов ощутимо глубокое знание Лесей Дычко фольклора, поэтика которого обусловила ассоциативные планы, обогатила и расширила образно-смысловые горизонты произведения. С этим связаны и внемузыкальные ассоциации с другими видами искусств, которые дополняют эмоционально-образный спектр кантаты. Среди особенно важных моментов фольклорной поэтики, которые стали главными ориентирами для композитора, наиболее выделяются следующие: этическое наполнение, коллективная природа фольклора - использование общедоступного традиционного «языка образности» («готового фонда»); явление типизации - многозначность восприятия народной песни по принципу аналогии. В связи с этим появляются и фольклорные источники в каждой части кантаты. Так, эпическая героико-патриотическая «доминанта» части обусловлена ​​жанровым синтезом, результат которого - историческая песня. Создав собственную версию поэтического текста, Леся Дычко выбрала подсказанный фольклором путь жанрового синтеза, который связывает Времена (обобщенный, единый для всех времен героический, воинский образ) и разрушает локальность исторического колорита. Так, например, последняя интонация зачина («В чистом поле») вобрала много интонаций: былины, думы, протяжной, исторической песни. Однако в интонационной драматургии из всего общеславянского обобщающего фонда более отчетливо проявляются такие жанровые составляющие как интонации думы и плача, усиливающие экспрессию выражения в кульминационных моментах. Благодаря этому история приближается и уже не говорится, а изображается.

В этом важную роль играет также и структурно-композиционная особенность І части, в которой сочетаются два принципа фольклорной поэтики: «цепная композиция» (прослеживается на уровне поэтического ряда) и композиция «ступенчатого сужения образа» (музыкальный и поэтический ряд). Периодическое включение «щедрого вечера» формирует одну из важных особенностей драматургии: временную двуплановость. Прошлое косвенно присутствует и в воспоминаниях рассказчиков, собравшихся будто на «вечерницы» в Нынешнему. Это создает определенный композиционный ритм музыкальной драматургии целого [Степаненко, с. 11].

Своеобразную дилогию создают I и II части, соединенные по принципу «дополняющего контраста», что напоминает фольклорный композиционный принцип поляризации. Сопоставление военного и мирного времени позволило композитору многогранно представить образ народа - его волевые и устойчивые качества. Тексты I и II части, читаемые в либретто кантаты в одной временной плоскости, в музыке отнесены к различным хронологическим срезам: ХV-XVII вв. (I ч.) - XVIII вв. (II ч.). Благодаря «обобщению через жанр» в кантату введена новая стилевая координата эпохи русского и украинского Просвещения. Этот «музыкальный документ» - виватный кант «Радуйся, Русская земля». Тем самым композитор разрушает привычный стереотип: поэтический текст щедровки «прочитан» через мотив петровского канта. В аналитическом разделе выясняется родство кантов со щедровками.

III часть кантаты продолжает ее сюжетное развертывание: тему сватовства, впервые появившуюся во II части («выберем пани лимирянку тебе молодому») конкретизирует женский образ. Музыкальное прочтение текста веснянки (или гаивки) углубляет его образное содержание. В нем будто выделяются следующие уровни: 1) образ Оксаны, которая мечтает о счастливой девичьей судьбе; 2) обобщенный образ матери, сестры, любимой (музыкальное решение 1 раздела с зачином - оплакивание воинов); 3) образ родной земли, метафора к образу Родины. Выявляется общность: а) интонационных источников, достигающих одного «готового фонда» (плач, дума, древнеславянский материал); б) образного мира (пространство, даль); в) тематического материала (возврат темы флейты и ламентозной интонации из 3 раздела I части). Это создает микроцикл эпического повествования, симметрию.

IV часть - завершение кантаты, прославление жизни, картина языческого праздника («Купала»). Двухорное решение, введение дополнительного иструментария, что расширяет и уплотняет оркестровый ряд, представляют монументальность, особенно заметную на фоне камерной III части. Композитор достигает ощущения масс привлечением к событиям праздника «Купала». Это объясняется тем, по мнению Н.Степаненко, что «настоящее время обрядового ритуала принадлежало к действительно настоящему времени: народная игра не «изображала» того, что было в прошлом, а становилась настоящим действом - церемонией совершения праздника [Н.Степаненко, с. 13].

На сюжетном уровне логично продолжается тема брака (II-III части). Здесь она зашифрована в шутливой форме. Это своеобразная дразнилка, в которой идет игра между девушками и молодыми парнями - выбор суженого.

Театральное начало проявляется в различных частях по-разному и достигается присутствием рассказчиков; монтажными перебивками, способствующими рельефному сочетанию двух времен; тембровой режиссурой; внезапностью введения крупного плана (перевод камеры на личность); изменением временного ракурса; изменением активно-событийного развертывания сюжета - статикой.

Живопись и народно-прикладное искусство - еще одна координата, которая расширяет смысловые горизонты кантаты. Искусствоведы отмечают родство мотивов колядок, щедровок и художественного оформления книг, настенных росписей, орнаментальных украшений. Прямое или косвенное сходство наблюдается на уровне композиции, средств выразительности (изменение планов в орнаменте, сочетание интенсивных тонов с пастельными, лаконизм, переход рельефов от плоскостного изображения к сплетению разнообразных «выпуклых планов», использование фольклорных мотивов). Возникают аналогии и с украинской живописью эпохи барокко, преемственно связанной с древнерусской живописью: совмещение некоторых времен и событий на одной плоскости способствует всестороннему охвату исторической панорамы, декоративности (наличие герба, панегирической надписи, пейзажа за окном, парчевой одежды). То же наблюдается и в I части кантаты: «золотое кресло», «голубая лента», «золотое яблоко», традиции надписей-рассказов, сопровождающие изображения (функция «щедрого вечера») и др.

Оратория «И нарекоша имя Киев» Леси Дычко состоит из четырех разделов.

Композитором осуществлено изучение поэтических текстов оратории («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Новгородская летопись»). Именно их отбор является эскизом для создания исторического образа. В сюжетной канве оратории «участвуют» герои как фольклорного, так и исторического происхождения, которые стали легендарными: Кий, Щек, Хорив, Лыбидь (І ч.), Аскольд, Дир, Олег, Игорь (II ч.), Владимир (IV ч.), Ярослав Мудрый (VI ч.). В композиторском отборе они, как действующие лица, имеют ключевое значение в воспроизводстве исторического образа Киева и всей древнерусской культуры.

В оратории присутствуют также: массовый образ славян и исторически неперсонифицированные «персонажи» - девушки, жены. Например, III и V части - это части-состояния, лишенные конкретной сюжетности. Они являются эмоционально-образными обобщениями, которые способна выразить именно музыка.

Кроме княжеских фигур, в оратории участвует и летописец. С одной стороны, он выступает как литературный Автор XII века, а с другой - его устами говорит и современный Автор в лице композитора. Введение летописца означало для Леси Дычко своеобразное подражание отечественной традиции, ее продолжение и определенный исторический знак вечного, достоверного, устойчивого. В обобщенных образах Никона и Нестора композитора также привлекло то, что они - первые историки, создали первую систематическую историю своего времени, стали создателями самой формы летописания. Ее природа сказалась также и на сюжетном уровне оратории. Это и: хронологичность, в которой «рассказ проникнут движением от прошлого к современному» (в оратории - от Кия - до Ярослава). В центре исторической судьбы древнерусского государства - Киев как город, устойчивая опора, центр центральных исторических событий – прошлое, которое для летописца никогда не было отдаленным, поскольку летопись фиксировала преимущественно происшествия еще не «застывшего» Настоящего [Степаннко, с. 14].

В связи с этим особенно значима роль летописца, выступавшего не только как наблюдатель и предвзятый фиксатор, но и как соучастник, который реагирует на описываемые события. Композитором используются особенности речи древнерусского человека, что выражено прямой речью в литературе. В оратории (II часть) - включение прямой речи подчеркивает правдивость происходящего; г) актуальность и историчность подачи, создающих эффект реагирования, ведь летописи присуще именно историческое отношение как к событиям прошлого, так и к событиям современности; как связующее звено в сочетании прошлого и современности. Таким своеобразным «цепным дыханием» для летописцев была так называемая «родовая теория» - летописное установление хронологической последовательности событий и дат. Главный интерес летописцев сосредотачивался на поступках князей. В оратории это выразилось в композиторской режиссуре - отборе княжеских фигур и музыкальном оформлении к становлению древнеславянской народности в портрете каждого из них. Однако, как и в летописи, здесь при «ландшафтном взгляде» история монтируется из фрагментов разновременных сообщений и, в конечном счете, создает реконструкцию событий на уровне целого.

Надо выделить еще одну особенность летописи - наличие разножанровых стилистических систем. По мнению исследователей, летопись относится к «объединяющему жанру» древнерусской литературы, для которого типичным является сочетание различных жанров.

Анализ текстов оратории «И нарекоша имя Киев» в аспекте целостной структуры сюжета, осуществленный Н.Степаненко, позволяет утверждать, что в литературной программе оратории также появились признаки и сочетание разных жанров. Для Леси Дычко все эти моменты открылись в событиях, связанных с кульминационными поворотами в судьбе государства (основание Киева, принятие христианства, правление Ярослава Мудрого и др.). Используются и особенности легенды: фантастическое начало сливается с реальным, Прошлое с Настоящим и Будущим. В этом - свежесть, незыблемость и вечность идей легенд для современности.

Выводы

1.Музыкальное мышление как синтез чувственности и рациональности, будучи в своей основе рациональным явлением, «проектом разума», направлено в первую очередь на живую субъективность в единстве сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Музыкальное мышление формирует тип культуры, все значимые культурные факты формировались под влиянием художественных установок и формировали определенный культурный идеал. Музыкальное мышление композитора раскрывает культурные ценности в двуединстве универсальности и конкретности, абсолютности и обусловленности, абстрактности и конкретности, целостности и локальности. Ценности, продуцируемые музыкальным мышлением композитора и имеющие общечеловеческое знание, есть смыслы, которые композитор воплощает в своем творении и которые он воспринимает в качестве ценности для себя самого.

2. Леся Дычко стала знаковой фигурой в музыкальном искусстве Украины второй половины ХХ века. Самые яркие достижения композитора связаны с жанрами хоровой музыки как новой страницы в эстетике современного хорового искусства. По характеру своего дарования Леся Дычко - тонкий, проницательный и страстный лирик. При этом лирика ее земная, жизненная, проникнута искренней задушевностью. Представляется, что важнейшим выразительным средством композитора является мелодика - удивительно гибкая, распевная, будто льется из самого сердца. Каждая попевка или отдельная интонация - это отзвук живого настроения, полный

3.Фольклорный материал получает индивидуальное прочтение и авторское переосмысление. Опираясь на образцы народно-песенного творчества и используя новые достижения современной композиторской техники, Леся Дычко создала свой неповторимый стиль, где проявились яркие черты украинского национальной ментальности, отраженной в обычаях и обрядах, склонность к кордоцентричности, «философии сердца», высокий этос и тонкое чувство единства человека с окружающим его миром природы, мифопоэтичностью мироздания. В органическом использовании фольклора и его трансформации основной акцент придается не только формированию новой образности, но и прежде всего актуализации его содержания, его семантическом нагрузке.

4. В творчестве композитора зримо проступают связи с древнейшими образцами древней музыки: старинными пластами календарно-обрядовых, лирико-эпических жанров и трансформацией аутентичных фольклорных основ. Здесь преобладает яркая образность, стремление отразить гармонию человека и природы («Четыре времени года», «Солнечный круг», «Здравствуй новый добрый день!»). Многочисленные страницы музыки для детей свидетельствуют об огромном значении в ней лирического фактора - одной из важнейших художественных сфер украинской музыки.

5. Оперы «Золотослов» и «Рождественское действо» Леси Дычко стали своеобразным итогом эволюции стиля и кульминационным этапом развития неофольклорних тенденций композиторского творчества. Воздействуя на этот жанр, неофольклорная стилистика обогатила концепцию, драматургию и музыкальный язык каждой оперы в частности. Ведь автор объединяет идею синкретизма древней мистерии и ритуального действа и синтетические возможности оперного жанра. Обновляя жанровые основы оперы, Л. Дычко акцентирует главную роль хоровой партии, имеет ведущее драматургическое и композиционное значение для развития целого произведения. Именно в ее хоровой партии воплощаются новаторские приемы звукоподражания, гармонического наслоения, политональные наложения, ставшие яркими признаками авторского стиля еще в ранних хоровых произведениях. Поэтому можно говорить об операх как новом уровне развития хорового жанра.

Оперно-хоровое творчество Леси Дычко занимает ведущее место в современной музыке второй половины XX - начала XXI века. Композитор не только искусно продолжила отечественную хоровую традицию, но и значительно обогатила ее своими собственными новаторскими идеями, которые особенно ярко проступили в операх «Золотослов» и «Рождественское действо». Синтез национальной традиции и новаторства, ставший основой собственного композиторского стиля Дычко, позволил обновить традиционные оперные жанры и схемы, и самобытно воплотить идею духовного единства поколений украинского народа.

6. Кантата Леси Дычко «Червона калина» отражает мироощущение, присущее украинцам с позиций современного мышления. В целом для воплощения рыцарско-волевого начала используются взаимопроникновение горизонтали и вертикали, созвучия нетерцового строения или с добавленными тонами, полигармония, «аккорды-тональности» и, вместе с тем, классически-тональные звучания, фактурные наслоения, элементы речитации т.п.. Музыкально-языковое воплощение рыцарско-волевого как отдельной образной сферы, его усиливающаяся динамика в архитектонике произведения, показывает доминирующую роль волевого в семантике кантаты, ярко демонстрируют значение «Красной калины» как художественного подчеркивания рыцарско-волевого элемента в структуре украинского национального характера.

7. В Литургиях использованные церковные песнопения, интонации украинского народного мелоса переосмыслены собственным композиторским видением. Новейшие средства выразительности отводят эти произведения от узколокальных в измерения общечеловеческих ценностей, подносят к уровню поистине вселенского значения.

8. В кантате «В Киеве зори» и оратории «И нарекоша имя Киев» композитором создан образ Киева. Обращение Леси Дычко в историю, прошлое напоминает взгляд летописца на события с высоты «вечного», установленного навсегда, смысла. С таким взглядом композитора на историю связан и характерный семантический ряд кантаты: героика, победа, плач, радость, сила жизненной энергии славянского мировоззрения. Многоплановость решения образных уровней создает целостный образ Киева, перекликается с «широким видением» людей Киевской Руси.

В многочастные композициях этих произведений, полных контрастов и драматизма, стилевые обобщения на почве музыкально-лексических и поэтических образцов древних эпох «доходят» до слушателя сквозь призму новейших технических и исполнительских приемов, с помощью которых автор достигает ярких смысловых эффектов. Последовательное понимание возможностей взаимосвязей между средствами различных родов искусства роднит концепции произведений Л. Дычко с принципами глобального синкретизма как определяющей свойства архаического творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.017 с.)