Судебная власть и прокуратура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная власть и прокуратура



В соответствии с концепцией разделения государственной власти, закрепленной в ст. 10 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации является самостоятельной ее ветвью. Она осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами - путем реализации присущих им возможностей и способностей воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Осознание высокой социальной значимости судебной власти, понимание того, что правовое государство без полноценной судебной власти немыслимо, началось в конце 80-х начале 90-х гг. двадцатого столетия. Конституция РФ 1993 г. в гл. 7 закрепила все основные положения такого признания. В России начался процесс принятия конкретных мер (судебная реформа), направленных на повышение авторитета судебной власти, ее самостоятельности и независимости от других ветвей власти, который продолжается и в настоящее время.

Осуществление судебной власти, как уже отмечалось выше, доверяется только специальным государственным органам - судам. Их совокупность, построенная в соответствии с компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, образует судебную систему.

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. (с изм. и доп.) в России образована судебная система, которая включает федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ - высшее звено, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов - среднее звено, районные (городские) суды - основное звено; Военные суды: гарнизонные - основное звено, окружные, флотские — среднее звено и специализированные суды;

арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ - высшее звено;, арбитражные суды округов - среднее звено, арбитражные суды республик, краев,

областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — основное звено.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Среди всех полномочий, которыми наделены суды, доминирующую роль играет правосудие: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Судебные органы осуществляют/ судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) федеральный Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Порядок его формирования и компетенция определяются ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. (с изм. и доп.). К основным задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

Федеральные суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные, административные и иные дела, подсудные1 им.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в этой ветви судов. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает вышеуказанные дела в качестве второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся

обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, - и в качестве суда первой инстанции.

Верховные суды республик, суды краевые, областные, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. И в этом смысле он выступает судом второй инстанции, куда могут обжаловаться решения мировых судей в апелляционном порядке.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов установлены ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г.

Статьей 26 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено образование специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, порядок образования и компетенция которых будут установлены федеральным конституционным законом. Такой закон пока не принят.

Федеральные арбитражные суды являются самостоятельной ветвью судебной системы РФ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законом к их компетенции. Организация и деятельность арбитражных судов урегулированы ФКЗ

«Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1998 г. и вышеупомянутым Законом о судебной системе.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган (ст. 127 Конституции РФ). Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает им разъяснения по вопросам судебной практики, кроме того, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды округов являются вышестоящими инстанциями по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ. В России действует десять таких судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. Федеральные арбитражные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъектов РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ за счет собственных бюджетных средств для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных актов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления Конституции (Уставу), а также для толкования Конституции (Устава) субъекта федерации. Решение этого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Мировой судья является судьей общей юрисдикции. В пределах своей компетенции мировой судья рассматривает гражданские, административные дела и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Институт мировых судей реально стал образовываться в субъектах РФ с 1998 года, после вступления в силу ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г.

 

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие полномочия на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ (ст. 128) судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Мировые судьи, судьи конституционных (уставных) субъектов федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Судебная реформа в России не окончена. В процессе обсуждения находятся Федеральный конституционный закон о федеральных административных судах и Кодекс административного судопроизводства.

В первом законопроекте речь идет о создании специализированных административных судов, которых будут рассматривать дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также дел по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов законопроект относит, кроме того, дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. Предполагается создать примерно 500 межрайонных судов первой инстанции, 21 окружной суд второй инстанции и специализированную коллегию в Верховном Суде РФ в качестве высшей инстанции. Таким образом, "подконтрольные" судам территории не будут совпадать с административными границами ни районов, ни субъектов Российской Федерации. Это делается намеренно, чтобы суды не оказались зависимыми от местных администраций.

Новые суды не могут работать, не имея Кодекса административного судопроизводства. Как известно, Конституцией РФ провозглашены три формы

судопроизводства: административная, гражданская и уголовная. Две реально существуют и работают, очередь за третьей.

Однако создание административных судов зависит не только от принятия сразу этих двух законов (в пакете), в большей степени начатый процесс построения данной судебной системы тормозится из-за отсутствия достаточных средств в федеральном бюджете.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры, полномочия, организация и порядок деятельности которых определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.11.1995 г. (с изм. и доп.) и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура - единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Направлениями прокурорской деятельности являются:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением ими же прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов законам;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры

принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Являясь органом защиты прав, прокуратура в соответствии с ее полномочиями разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.017 с.)