Органы законодательной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы законодательной власти



Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов РФ).

Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации (ФС РФ).

Являясь народным представительством (обеспечивается выборами), Федеральное Собрание РФ выражает его политическую волю посредством самостоятельно принимаемых наиболее ответственных решений. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка и формирования правового государства

Федеральное Собрание РФ - постоянно действующий орган и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно и открыто. Палаты могут собираться и совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств (ч. 3 ст. 101 Конституции РФ). Различная компетенция палат, предусмотренная Конституцией РФ, обеспечивает систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания РФ. Внутренняя структура и организация Федерального Собрания РФ определяется регламентом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ): по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Так как в составе Российской Федерации 89 субъектов, то всего членов Совета Федерации - 178.

Совет Федерации первого созыва (1993 г.) был избран сроком на два года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Членом Совета Федерации данного созыва мог стать гражданин РФ, достигший к моменту выборов 21-летнего возраста.

После принятия 5 декабря 1995 г. ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации представителями стали входить - главы законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (по должности).

Этот порядок формирования Совета Федерации был изменен новым ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом на срок полномочий этого органа. Кандидатуры для избрания представителя могут вноситься как председателем, так и группой депутатов (не менее одной трети от общего числа депутатов) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается решением высшего должностного лица субъекта РФ на срок его полномочий. Это решение в трехдневный срок со дня его вынесения должно быть направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти того же субъекта РФ и вступает в силу, если против него не проголосует две трети от общего числа депутатов данного законодательного (представительного) органа. Полномочия члена Совета Федерации РФ могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

В соответствии со ст. 101, 102, 106 Конституции РФ к компетенции Совета Федерации относятся:

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального
прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- обязательное рассмотрение законов по вопросам федерального
бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, таможенного
регулирования, ратификации и денонсации международных договоров
РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира,
принятых Государственной Думой;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения,
чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ
за пределами территории России;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Избираются они по различным системам. Одна половина палаты, т.е. 225 депутатов, избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства избирателей, другая (также 225 депутатов) - на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу по числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Государственная Дума первого созыва была избрана в 1993 году сроком на два года в соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ.

Государственная Дума второго созыва формировалась уже в соответствии со специально принятым 21 июня 1995 года ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В настоящий момент действует ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за ПО дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. В случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями, имеющими в соответствии с ФЗ «О политических партиях" от 11.07.2001 г. право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов, а также избирательными блоками.

В одномандатных избирательных округах в поддержку каждого кандидата необходимо получить не менее одного процента общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.

Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств.

Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

К распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее трех и за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Иные федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу допускаются в порядке убывания: 1) если за вышеуказанные федеральные списки (пять и более процентов) подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, и до того, как общее число поданных голосов избирателей не превысит в совокупности 50 процентов от принявших участие в голосовании; 2) если менее чем за три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по

федеральному избирательному округу, подано в совокупности более 50 процентов голосов до того, как общее число федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех.

В соответствии со ст. 103, 105 Конституции РФ к компетенции Государственной Думы относятся:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка РФ (Банка России);

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека1;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от
должности.

Законодательную (представительную) власть в субъектах РФ осуществляют: парламенты республик, именуемые по разному (например, Народный Хурал Республики Бурятия, Законодательное Собрание Карелии, Государственное Собрание Башкортостана, Парламент Кабардино-Балкарии, Народное Собрание Дагестана и т.п.); думы, законодательные собрания и т.п. - в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (например, Законодательное собрание Нижегородской области, Калининградская областная дума, Псковское областное собрание).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ избираются на основе всеобщего прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок формирования и численный состав определяются конституциями

республик, уставами других субъектов РФ, их законодательством о выборах в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. (с изм. и доп.).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ в рамках своей компетенции должны и могут осуществлять в регионах деятельность в области конституционного, экономического, социально-культурного строительства, внешних сношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.019 с.)