Вопрос 4. Этапы проведения групповой справочно-информационной консультации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Этапы проведения групповой справочно-информационной консультации



1. Установление контакта с группой.

2. Оперативное получение информации о профессиональных ин­тересах и склонностях слушателей посредством применения диагно­стических методик.

3. Общий обзор мира профессий.

4. Анализ психологических портретов конкретных профессий.

5. Сопоставление выявленных индивидуально-психологических особенностей слушателей с требованиями профессий.

6. Информирование о ситуации на рынке труда, вакансиях.

7. Информирование о возможных направлениях профессиональ­ного обучения, поиска работы и трудоустройства в соответствии с интересами и склонностями слушателей.

Данная схема носит общий характер. В зависимости от ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение групповой профконсультации.

2. Укажите цели и задачи групповой консультации, ее преимущества, виды.

3. Назовите группы участников групповой профконсультации.

4. Основные этапы справочно-информационной консультации.

 

Заключение

Уважаемые студенты! Вы ознакомились с курсом лекций по учебной дисциплине «Организация работы профконсультанта». Надеемся, что представленный материал был вам полезен, в том числе и для подготовки к практическим работам и зачету.

В современных условиях знание профориентационной работы важны для будущего профессионального психолога, работающего в любой сфере деятельности. Применение рассмотренных технологий работы позволит вам перейти к более углубленному профессиональному консультированию, наиболее полно обеспечивающему активизацию процесса профессионального самоопределения граждан.

Конечно, наш курс лекций не претендует на полноту охвата всего имеющегося материала в области профессиональной деятельности профконсультанта, здесь рассмотрена только часть актуальных научных и практических проблем. Представленные технологии могут послужить экспериментальной базой для совершенствования и развития профориентационных услуг гражданам, обращающимся за помощью к психологу профконсультанту. Более подробную информацию вы можете получить, ознакомившись с трудами отечественных и зарубежных исследователей, часть работ названа в библиографическом списке к курсу лекций.

Надеемся, что данная проблематика вас заинтересовала, подтолкнула к размышлениям о роли психолога профконсультанта на современном этапе развития общества. Полученный материал может быть использован вами в ходе производственных практик.

 

Желаем успехов в дальнейшем изучении профориентологии!

Темы контрольных работ

 

 

1. Возможности и ограничения эмпатического слушания в индивидуальной профконсультации различных групп клиентов.

2. Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта и клиента в индивидуальной профконсультации.

3. Представление об эффективности профконсультационной помощи у психологов профконсультантов и различных групп клиентов.

4. Динамика изменения представлений о сущности профконсультационной помощи у клиентов как фактор эффективного консультирования.

5. Психологические особенности ценностно-смыслового развития психолога-профконсультанта с разным стажем консультативной работы.

6. Психологические особенности становления профессионального самосознания профконсультантов, работающих в государственных и коммерческих организациях.

7. Профессиональные деструкции в работе профконсультанта.

8. профессиональные стереотипы в деятельности профконсультанта.

9. Психологические условия взаимодействия школьных психологов с семьей по вопросам профессионального самоопределения подростка.

10. профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблема самоопределяющегося человека.

11. Влияние средств массовой информации на профессиональные выборы подростков.

12. Психологические условия взаимодействия школы и предприятия в профориентационной работе с подростками.

13. Психологические условия эффективного использования активизирующих методик в профориентационной работе.

Примерный перечень вопросов к зачету

 

1. Психологические причины возникновения профориентации.

2. Предмет и задачи профориентологии.

3. Общие организационно-управленческие принципы профориентации и условия их реализации.

4. Принципы практического использования конкретных методов работы.

5. Система этических принципов профессионального и личностного самоопределения профконсультанта.

6. Оценка эффективности профориентационной помощи.

7. Основные стратегии профконсультирования.

8. Основные формы и модели профориентационной работы.

9. Основные направления деятельности профконсультанта: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка.

10. Клиентура профессионального консультирования.

11. Профконсультант как профессия, специальность и должность. Примерные должностные инструкции психолога-профконсультанта, функциональные обязанности.

12. Особенности трудовой деятельности в различных организационных системах.

13. Профконсультант в школе.

14. Профконсультант в службе занятости.

15. Типы профконсультаций. Основные группы профориентационных методов

16. Этапы профессиональной консультации.

17. Особенности профконсультационной помощи учащимся и выпускникам общеобразовательных школ.

18. Медицинский и психофизиологический аспект профконсультации молодежи.

19. Особенности профконсультирования инвалидов.

20. Переориентация взрослого населения к смене профессии.

21. Цели и задачи индивидуальной профконсультации.

22. Основные цели, задачи, содержание групповой профконсультации.

23. Принципы психологического исследования.

 

 

Библиографический список

 

 

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Изд. 6-е, перераб и доп. – М.: Академический проект, 2003. – 496с.

2. Бекоева, Д.Д. Практическая психология [Текст] /Учеб. Пособие. / Д.Д. Бекоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.

3. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s02.shtml

4. Бубнова, С.С. Психологические аспекты профессионального консультирова­ния [Текст] / С.С. Бубнова // Психологический журнал, 1990, т.11, №1.- С. 25-29.

5. Воронин, И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков / И.В. Воронин //Психологическая наука и образование. - 2007. - №5. [Электронный ресурс] – режим доступа psyjournals.ru

6. Вачков, И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «Психолог» [Текст] / учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 464с.

7. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. – Киев: 1988. - 189с.

8. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов: Сборник №5. Про­фессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов [Текст] // Л.П. Храпылина, Л.Н. Чикинова; Под ред. С.Н. Кавокина. - М.: 1996.- 48 с.

9. Зеер, Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика [Текст] Учеб. Пособие для высшей школы. – М.: Деловая книга, 2004. - 192с.

10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] /Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: 1997. – 204с.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] /Э.Ф. Зеер Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с.

12. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебно-методические пособие для социальных работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом [Текст] / Ф.С. Исмагилова. - М.: Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2003. - 256с

13. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация: методи­ческое пособие [Текст] /Сост. Е.С. Балашова, Р.А. Белобородко, М.П. Коровина, Н.М. Панкова. – Л.: 1990. - 205с.

14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304с.

15. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни [Текст] методические рекомендации / - М.: ЗАО «Экон-информ», 2003. - 144с.

16. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.academia moscow.ru/news/publisher/?id=577

17. Наумова Е.Л. Психологическая компетентность профконсультанта: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 15с

18. Организация работы справочно-консультационного пункта: методическое пособие [Текст] / В.И. Андреев, И.А. Волошина, М.В. Герасимова и др.; Под ред. М.А. Моисеева, М.В. Бубнова. - М.: Логос, 2001. – 180с.

19. Основы профориентологии: [Текст] Учеб. пособие для вузов /Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова - М.: Высш. шк., 2005. - 159с.

20. Особенности профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью [Текст] методическое пособие / Н.В. Селина. - Красноярск: Отдел профориентации и информационно-издательский отдел Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю, 1997. - 45с

21. Основы профориентологии [Текст]: Сборник психодиагностических методик / Е.В. Фалунина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 200с.

22. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: 1996. - 305с.

23. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352с.

24. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: 1999. – 256с.

25. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Воронеж, 2002. – 400с.

26. Пряжников, Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников [Текст]: / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова – М.: Первое сентября, 2004. - 224с

27. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация [Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

28. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст]: / Н.С. Пряжников. - Москва: Вако, 2005. - 288с.

29. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — 4-е изд. — М., 2007. - 480с.

30. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М., 2008. - 320с.

31. Пряжников, Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе / Н.С. Пряжников. // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4 [Электронный ресурс] – режим доступа - psyjournals.ru

32. Пряжников Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www.fpo.ru/trud/psykons.html

33. Пряжников, Н.С. Проблема «психологических тылов» в профессиональном самоопределении [Текст] // Прикладная психология. – 1998. - №2. – С.18-29

34. Психологические особенности профконсультирования: методические разработки [Текст] / Сост. И.И. Беседина, В.Н. Курносикова, В.М. Лисовцева. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1994. - 39с.

35. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: 1983. - 120с.

36. Симанкович, О.С. Профориентация [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ido.edu.ru/psychology http://community.gorod.rabotavahtoy.ru/post/5724/

37. Сборник материалов по профориентационной работе [Текст] методическое пособие / - Самара: Самарский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, 2009. - 100с.

38. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий [Текст]: / методическое пособие /Автор – составитель А.К. Лукина. – Краснорск: Краснояр. гос. ун-т. 2004. - 42с.

39. Степанов, В.Г. Профориентация: функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии [Текст] учеб.пособие / В.Г. Степанов. – М.: Академический проект, 2008. - 447с.

40. Технология профориентационной работы [Текст]: /Авторы-составители Д.В. Беляева, Н.Н. Храпова. - Красноярск: Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, 2004. - 104с.

41. Ткаченко, В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Текст] учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 38с.

42. Трошин, О.В., Жулина, Е.В., Кудрявцев, В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации [Текст] учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 384с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Перечень ключевых слов

 

Профориентология

Профориентация

Профинформация

Профконсультация

Профконсультант

Профдиагностика

Переориентация к смене профессии

Индивидуальная профконсультация

Групповая профконсультация

Профориентационное исследование

Профориентационный эксперимент

Профессиональное самоопределение

Профессиональный выбор

Профессиональный отбор

Профессиональный план

Профессиональная идентичность

Профессиональная проба

Медицинское освидетельствование

Медико-психологическая профконсультация

Медицинские противопоказания

Профессиональная переподготовка

Профессиональная пригодность

Профессиональная реабилитация инвалидов

Трудовая активность

Собеседование

Профориентационная служба

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.218.79 (0.043 с.)