Вопрос 1. Психологический подход к проблеме занятости населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Психологический подход к проблеме занятости населения



Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, а вслед за ним и А.Н. Леонтьев, обосновывая так называемый деятельностный подход в психологии, разрабатывали принципы построения человеком стратегии жизни, особо подчеркивая диалектику внешнего и внутреннего, условий и результата, а также сущности и существования человека. Лишь деятельно относясь к миру, человек творит и самого себя. В этом плане особую актуальность приобретает занятость как состояние взаимодействия человека и общества.

Занятость – именно состояние, поскольку характеризует «наличное бытие» индивида и определяет вектор изменений, базируясь на прошлом и устремляясь в будущее. Потому-то так важны социально-психологические ресурсы личности, посредством которых и реализуется, формируется человеческий потенциал.

Человеческий потенциал - это и совокупность качеств конкретного индивида, и результат действия социальных сил, а также взаимодействие общества и личности.

В связи с вопросами труда и занятости встает и проблема профессионального самоопределения как формы реализации человеческого потенциала. Одно из социокультурных определений профессионализма – способность личности к самореализации, самоактуализации. Одно из противоречий современного периода развития состоит в том, что объективно поле активности для самоопределения человека расширяется, а возможности, наоборот, сужаются.

Динамика современных социально-экономических преобразований в нашей стране определяет особое место проблемы профессионального самоопределения подрастающего поколения, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека.

Довольно большая часть молодежи испытывает трудности, свя­занные с неопределенностью социально-экономического положения, что приводит к потере жизненной перспективы и социальной неустроен­ности. В случае невозможности быстрого разрешения этих проблем у некоторых молодых людей развивается внутриличностный конфликт-противоречие между мотивами, установками, ценностными ориентациями и возможностями их реализации.

Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоятельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных ориентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста.

Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации.

С другой стороны, в современных исследованиях появилось понятие «социальный психотравматизм», выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановке в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности.

Общество диктует свои требования к труженику, ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличии от того, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи.

В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке.

Изменения в трудовой жизни клиентов системы оказывают существенное влияние на подходы к построению профессиональных планов и должны быть учтены в процессе профессионального консультирования. Карьера и индивидуальное профессиональное развитие сегодня рассматриваются как нелинейный процесс.

В развитии человеческого потенциала особую роль играет образование. В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; но лишь представляет собой абсолютную необходимость. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира. Образование и занятость связаны напрямую, а не только через получение конкретного рабочего места. Образование само по себе содействует занятости.

Одним из инструментов управления развитием человеческих ресурсов являются специальные программы профессионального становления и развития человека, цель которых – развитие профессионального и интеллектуального потенциала общества, социальная поддержка становления человека как профессионала и гражданина. Такие программы могут быть реализованы, в том числе, в системе профессиональной ориентации населения, направленной на создание условий и сопровождение процесса развития человека как субъекта собственной жизнедеятельности, субъекта труда, активного строителя жизненной и профессиональной карьеры.

Профессиональная ориентация – целенаправленная подготовка к труду, эффективное формирование профессиональной карьеры (планирование, выбор профессионального пути); устойчивое и безопасное построение профессиональной карьеры (трудовая и социальная адаптация).

Для реализации этого необходимо предусмотреть создание трех социальных систем:

- профессионального образования и профессиональной консультации в целях подготовки человека к его трудовой деятельности;

- профессиональной ориентации и профессионального консультирования при формировании жизненных планов;

- развития персонала и психологического сопровождения при реализации профессиональной карьеры.

Реализовать указанные функции может создаваемая сегодня общенациональная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, призванная обеспечить профориентационное сопровождение профессионального развития человека на всех этапах его трудовой деятельности.

Система профессиональной ориентации содержит в себе и средства по активизации профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, обеспечивающих возможности профессионального роста, перемены профессии, адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Следовательно, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, формирование ее профессиональной и личностной мобильности. Другими словами, становятся востребованными такие личностные качества профессионала, как предприимчивость (в том смысле, что предпринимательство рассматривается как высший тип развития трудовой культуры, что, в свою очередь, связано с восприятием профессиональной деятельности как образа жизни, высокая склонность к инновациям, организационная культура, социальная ответственность), готовность к изменениям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолевать препятствие и др.

В связи с этим одной из важнейших задач является формирование конкурентоспособности молодых людей.

По своему функциональному назначению конкурентоспособность представляет собой совокупность свойств и качеств человека (психологических, физиологических, интеллектуальных, образовательно-профессиональных), делающим его пригодным к выполнению определенного вида деятельности, требуемого данным рабочим местом.

У значительной части молодежи с пониженной конкурентоспособностью формируется социальная апатия, депрессивность, незаинтересованность в росте профессионализма, стремление к случайным заработкам, страх перед новыми формами организации труда, возможной своей невостребованностью.

Чтобы пользоваться спросом, индивидуальная рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей.

Быть конкурентоспособным на рынке труда – это:

- ориентироваться в выбор на профессию, которая соответствует потребностям экономического региона;

- быть профессионально-мобильным, овладевать системой знаний, умений, навыков, образов поведения, которые позволят каждому найти себя, свое «Я» в новой трудовой деятельности;

- быть готовым к повышению профессиональной компетентности и переподготовке, овладению второй (смежной) профессией.

В качестве главных стимулов упомянутых изменений выступают личное развитие (ответственность, возможность экспериментирования, приобретение нового опыта, возможности обучения), чувство причастности (информирование, консультирование) и, наконец, интерес и творчество (участие в реализации инновационных проектов, возрастающая ответственность, развивающийся опыт).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.011 с.)