Трудовые права педагога-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые права педагога-психолога



Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством (подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, меди­цинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выпол­няется помимо основной работы (например, старшим воспитате­лем ДОУ), то такая работа является совместительством, может вы­полняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.

 

Продолжительность отпуска.

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпу­ска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правитель­ства РФ от 01.10.2002 № 724).

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

· в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;

· специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонения­ми в развитии;

· ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;

· оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ле­чении;

· ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;

· специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;

· ОУдля детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по­мощи;

· межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;

· учреждениях начального и среднего профессионального образования;

· учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

· психологических службах системы образования;

· учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограничен­ные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного обра­зования детей, в учебных, учебно-методических, методических ка­бинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

 

Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспе­чение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педа­гогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального зако­на "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ста­тьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации"»).

Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды рабо­ты в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи ра­ботают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержден­ных этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обуча­ющихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в обще­образовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учрежде­ниях дополнительного образования детей и некоторых других, не по­именованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудо­вой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды ра­боты в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограниче­ние можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.

 

Нормативы для введения должности «педагог-психолог» Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вво­дить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось. Вместе с тем в некоторых учреждениях, для ко­торых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности «педагог-психолог» уже преду­сматривался. Так, в нормативах по определению численно­сти персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постанов­лением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), долж­ность «педагог-психолог» предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности. Примерными штатными нормативами (утверж­денными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоя­щего из l-XI(XII) классов и дошкольных групп, устанав­ливается при наличии специалиста, имеющего специ­альное психологическое образование. Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматри­вается различный норматив должности «педагог-психолог». Например, одна должность «педагог-психолог» в ДОУ предусматривается на 4 группы. Вместе с тем каким бы ни был установлен­ный штатный норматив по должности «педагог-психолог», это не означает, что ОУ не могут его изме­нять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреж­дения, в связи с чем оно вправе действовать по дан­ному вопросу самостоятельно в пределах имеюще­гося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ «Об обра­зовании»).

 

 

Сведения о состоянии здоровья воспитанников детского сада, а также их пер­сональные данные запрещено разглашать и несанкционированно, предавать другим лицам. За нарушение данного требования законодательства педагог-психолог может быть привлечен к юридической ответственности.

 

А.И. Вавилов, ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования - Высшей школы экономики

Требования к работав конфиденциальной информацией

Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи - быть ознакомлены с ними под роспись.

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - ДЕЙСТВИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ, НАКОПЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ (ОБНОВЛЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ), ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ (В Т. Ч. ПЕРЕДАЧУ), ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ, БЛОКИРОВАНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. «Запрещается требовать от гражданина (физического лица)

предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».

Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2. ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.

Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило - получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) - получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).

Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ.

В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9Закона № 152-ФЗ).

Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование.

  HE ТРЕБУЕТСЯ СОГЛАСИЯ ОТ СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ {ЕГО ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, Т. Е. РАЗМЕЩЕНЫ В СПРАВОЧНИКАХ, АДРЕСНЫХ КНИГАХ И Т. П. По нашему мнению, очевидное и существенное нарушение такого права позволяет обработку указанной категории данных без письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанника. В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласиягражданина (его законного

представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Дисциплинарная ответственность

В отличие от административной и уголовной ответственности, установленной за нарушения норм федеральных законов, к дисциплинарной ответственности педагог-психолог может быть привлечен руководителем ДОУ за нарушение правил работы с информацией, предусмотренных также локальными нормативными актами учреждения. Дисциплинарная ответственность регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

    ДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАРУШЕНИЕ (ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК) - НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ РАБОТНИКОМ ПО ЕГО ВИНЕ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. РАЗГЛАШЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ВОСПИТАННИКОВ ОТНОСИТСЯ К РАЗГЛАШЕНИЮ ОХРАНЯЕМОЙ ЗАКОНОМ ТАЙНЫ В случае выявления такого нарушения при работе с информацией о воспитанниках руководитель ДОУ вправе применить к педагогу-психологу одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор или увольнение по п. 6 «в» ст. 81 за разглашение «охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника». Разумеется, что разглашение персональных данных воспитанников относится к разглашению охраняемой законом тайны.

Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ДОУ или распоряжением его заместителя, если заместитель наделен правом привлечения подчиненных ему работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании должен быть доведен до сведения педагога-психолога под роспись в течение 3 рабочих дней со дня подписания, т. е. издания приказа.

До издания приказа руководитель ДОУ обязан запросить у педагога-психолога объяснение в письменной форме. В случае непредоставления письменного объяснения по истечении двух рабочих дней руководитель составляет акт об этом и вправе считать причины нарушения неуважительными. В случае же указания педагогом-психологом в объяснении уважительных причин нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.

 

  ЕСЛИ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ РУКОВОДИТЕЛЮ УЧРЕЖДЕНИЯ СТАЛО ИЗВЕСТНО ЧЕРЕЗ 6 МЕС. ПОСЛЕ НАРУШЕНИЯ, ТО ОН УЖЕ НЕ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ЗА ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ДАВНОСТИ. Установлены максимальные сроки, в течение которых руководитель учреждения имеет право применить дисциплинарное взыскание. Срок применения взыскания составляет не более одного месяц со дня обнаружения нарушения (ст. 193 ТК РФ). Днем обнаружения считается день, когда о нарушении стало известно непосредственному руководителю данного работника или руководителю учреждения.

Другие работники (кроме непосредственного руководителя), ставшие очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ДОУ о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения. Законов запрещено применять дисциплинарное взыскание по истечении 6 мес. со дня совершения нарушения.

 

Расположение кабинета

Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение пло­щадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли нахо­диться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.

  КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ИЗОЛИРОВАН. ПОМИМО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ВАЖНА ТАКЖЕ ЗВУКОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ.   Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесоо­бразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.

Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован. Нель­зя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музы­кальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.

Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во вре­мя занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.

В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температур­ный режим (от 20. до 22 °С). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.

 

 

Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога

Наименование мебели Количество, шт. Примечание
Рабочий стол педагога-психолога Компьютерный стол Стул   Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога и зоны первичного приема
Кресло Маленький круглый столик   Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой
Шкаф   Для хранения документации, методических материалов, пособий
Стол-парта Стул   Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы
Ковер   Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе
Дополнительные средства дизайна (панно, живые цветы и пр.) По необходимости

 

Оптимальный вариант - объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особен­но функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут ве­сти прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:

· в малом кабинете - рабочая (личная) зона педагога-психолога; зона консультирова­ния; зона индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей и релак­сационной работы;

· в большом кабинете - зона групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; зона группового (например, семейного) консультирования. Здесь же проводят тренинговые или факультативные занятия.

 

Светоцветовое оформление кабинета

При организации кабинета педагога-психолога необходимо уде­лить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

В кабинете рекомендуется использовать комбинированное осве­щение. До и после проведения восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий - включать боковые на­стенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше на­правлять на потолок, чтобы обеспечить мягкий рассеянный свет.

Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и до­верительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому при оформлении кабине­та важно учитывать требования цветопсихологии.

Все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки крас­ного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (далее - ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно влияют на психофизиологическое состояние, вы­зывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного со­стояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возни­кает ощущение, что на синем стуле не так тепло сидеть, как на сту­ле красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в них одинакова.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
1. Стимулирующие (теплые) цвета: · красный - побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий; · оранжевый - располагает к задушевной бесе­де, теплый, уютный; · желтый - способствует лучшему установле­нию контакта. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета: · фиолетовый - стимулирует состояние погру­жения в себя; · синий - отстраняет, создает дистанцию. 3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета: · зеленый - освежает; · оливковый - успокаивает, смягчает; · желто-зеленый - раскрепощает. 4. Приглушающие и подавляющие раздраже­ние цвета: · охра - смягчает рост раздражения; · коричневый, землистый - стабилизирует; · темно-коричневый - смягчает возбудимость; · белый, серый - гасят раздражение; · темно-серые, черно-синие, зелено-синие -изолируют и подавляют раздражение. 5. Пастельные цвета: · розовый - вызывает нежность; · лиловый - усиливает замкнутость и изолиро­ванность; · пастельно-зеленый - смягчает; · серовато-голубоватый - вызывает сдержан­ность.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и не­благоприятно воздействует на психологическое состояние чело­века. Белый цвет хорошо воспринимается только в тех случаях, когда выступает фоном для других цветов.

При оформлении кабинета необходимо также обратить внима­ние на цвет входной двери. Дверь является важной частью помеще­ния и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологи­ческие ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не распола­гает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вы­зывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейца­рия) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают крас­ный или пурпурный, а девочкам, глав­ным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, за­тем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После

12 лет любимый цвет большинства - синий. Статистические иссле­дования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпо­чтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий со­впадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследова­ния также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.

В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.

Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечи­вало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттен­ки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.

Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применени­ем ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтраль­ных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Пред­почтительными являются голубые и зеленые цвета.

Фитодизайн кабинета

В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отды­ха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны каби­нета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприят­ное психологическое влияние на посетителей.

Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского при­боя, пения птиц.

 

Этический кодекс

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (да­лее - психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основопо­лагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей професси­ональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ори­ентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том чис­ле при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологиче­ских знаний, и в то же время защитить психологов и практическую пси­хологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законода­тельством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

 

Принцип конфиденциальности

1.1. Информация, полученная психологом в процессе проведения рабо­ты, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуа­ции необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представле­на в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

1.2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характе­

ре информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

1.3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в пси­хологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным [В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психо­логических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие]

1.4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается эксперта­ми (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттеста­ции), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентифика­цию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

1.5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследова­ний и публикации должны быть составлены в форме, исключающей иден­тификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

1.6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консульти­рования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего воз­раста).

1.7. Администрация органа управления образованием или образова­тельного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распростра­няется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая ад­министрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

 

Принцип компетентности

2.1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной ком­петентности.

2.2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов ра­боты с клиентом.

 

 

Принцип ответственности

3.1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответствен­ность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

3.2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благо­получии людей и не использует результаты работы им во вред.

3.3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этическо­го кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

3.4. Психолог несет профессиональную ответственность за собствен­ные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах мас­совой информации и в публичных выступлениях.

3.5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

3.6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пу­ти достижения этих целей невозможны.

3.7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использо­ванного им вмешательства.

 

Скринингсвое обследование

Цель проведения скринингового обследования - выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в шко­ле). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются высокостандартизованные методики, позволяющие быстро полу­чить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выво­дов, а лишь для проведения более углубленной (обычно инди­видуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, - доста­точное основание для заключения о соответствии развития ре­бенка возрастной норме.

 

Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения

В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее со­ответствующего психологическим особенностям ребенка. Важней­шим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудно­стей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опира­ясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада или школы, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные проти­вопоказания.

 

Предварительная беседа с родителями ребенка

Обычно индивидуальному психологическому обследованию ре­бенка предшествует беседа с его родителями или воспитателем. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае беседа не должна проходить при ре­бенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести по­больше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному же­ланию.

Если беседа проводится непосредственно перед обследова­нием, то ребенку можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребен­ка иногда рискованно оставлять одного: он может что-нибудь сло­мать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистен­та, который займет ребенка, пока педагог-психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго по­просить последить за ребенком. Уже во время предварительной беседы начинают вести запи­си, которые будут продолжаться в течение всего обследования. В на­чале следует указать фамилию и имя ребенка, дату его рождения, да­ту обращения, состав семьи, отметить имеющиеся проблемы. В даль­нейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).

 

Психотерапевтическая составляющая обследования Любое психологическое обследование должно иметь психотерапевтическую составляющую. Так, улучшение в состоянии ребенка следует использовать для выработки у него дальнейшей оптимистиче­ской установки. В ходе обследования важно показать ребенку и родителям его способности, потенци­альные возможности. Родителям для более адекватной оценки иногда необходимо наглядно показать также проблемы и трудности их детей.  

 

Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Луч­ше сначала просто выслушать клиента. Полезно записывать дета­ли, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные родителем или воспитателем слова и выражения: «Во время занятий витает в облаках...», «Всегда добьется своего...», «Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает...» - подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая по­теряется, если перевести их на более строгий язык.

Трудности, возникающие в общении с педагогами и родителями, как правило, противоположны. Педагоги обычно слишком кратко выражают свои замечания («Не хочет заниматься» - и все). Родите­ли, напротив, часто бывают чересчур многословны. В первом случае надо попросить рассказать подробнее, задавая наводящие вопро­сы (какой именно материал наиболее сложен для ребенка; что да­ется ему лучше и т. п.). Во втором случае можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь общая картина, а более подроб­ный разговор предстоит поз­же - когда вы уже составите соб­ственное представление о ре­бенке. Вместе с тем сообщаемая информация, даже при ее оби­лии, часто бывает очень некон­кретной. Тогда полезно попро­сить рассказывающего привести примеры. Допустим, если мама говорит, что ребенок постоянно устраивает скандалы по ничтожно­му поводу, то полезно спросить ее, по какому поводу был устроен последний скандал из тех, которые она запомнила.

 

Основные задачи предварительной беседы: · получение общего представления о том, ка к родител ь (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что именно его беспокоит; · знакомство с типичными поведенческими проявления­ми ребенка и выяснение того, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети); · сбор анамнестических данных, сведений о семейной ситуации и ситуации в детском саду.

 

Сбор анамнестических данных лучше отложить на конец бесе­ды. Некоторые важные данные клиент, скорее всего, изложит сам в ходе свободного рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.1 с.)