Эффективной межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективной межкультурной коммуникации



Процесс глобализации в современном мире, способствующий расширению культурных границ, с одной стороны, приводит к возникновению социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем, с другой. В связи с этим на первый план выходит проблема воспитания толерантности и установок на мирное сосуществование и эффективное межкультурное общение народов мира, в особенности студенческой молодежи.

Молодежь является той частью общества, которая мгновенно реагирует на все изменения. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования [2]. Подтверждением тому являются участившиеся случаи ксенофобии и национализма, участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. Следовательно, важной составляющей социальной безопасности общества в целом является наличие толерантности в молодежной среде.

Толерантность, от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо), объединяет в себе также смыслы выносливости (как способности выдержать нечто) и терпимости (как следствие осознанного выбора и атрибут воспитания).

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» [7], во французском – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».

В Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХI века и трактуется, как «…уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений…» [1].

Понятие «межкультурная коммуникация» ввели в научный оборот в 1954 году Г. Трейгер и Э. Холл в своей работе «Культура и коммуникация. Модель анализа». Под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру [5].

Сегодня под межкультурной коммуникацией следует понимать совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.

Таким образом, толерантность проявляется в первую очередь в общении, через коммуникацию [4]. В свою очередь, межкультурная коммуникация (англ. Cross-cultural communication) – это и есть связь и общение между представителями различных культур, что предполагает непосредственные контакты между людьми и их общностями [8]. Исходя из этого, можем предположить, что толерантность является основой эффективной межкультурной коммуникации.

Образовательное учреждение, в том числе вуз, представляет собой микросоциум, в котором учебный процесс невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности, способной в дальнейшем осуществлять эффективный процесс межкультурной коммуникации [3].

Принимая во внимание то, что актуальность темы формирования толерантного сознания бесспорна, мы приняли решение провести аналитическое исследование среди студентов 1 и 2 курсов (сто человек) Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Исследование было направлено на то, чтобы прояснить проблему, выявить понимают ли студенты, что такое толерантность, как к ней относятся и что вкладывают в это понятие.

Респондентам был задан вопрос открытого типа «Что для вас означает понятие «толерантность»?» и еще ряд вопросов, тесно связанных с этим понятием: «По вашему мнению, мультикультурализм – это…, экстремизм – это…, терроризм – это…,».

Отметим, что под толерантностью студенты понимают терпимость к иному, гуманное отношение к людям; лояльное отношение к людям независимо от их национальности, вероисповедания.

Мультикультурализм определяют как взаимовлияние, проникновение культур; объединение культурных достижений всех народов; рассово-этническая многокультурность.

Экстремизм – это резкие, агрессивные выпады в адрес иного; приверженность к крайним взглядам и мерам; разжигание розни между людьми.

И наконец, терроризм – это агрессивное действие в адрес иного; действия насильственного характера, влекущие за собой уничтожение неугодных.

Характерно, что большинство опрошенных почти одинаково определяли понятие «толерантность» как терпимость к иному, «экстремизм» как крайние взгляды и меры, «терроризм» как насилие, агрессия, «мультикультурализм» - многообразие культур.

Толерантным себя считают 60% опрошенных, 30% на вопрос «Толерантны ли вы?» ответили «нет», затруднились ответить 10% респондентов. Следовательно, необходимость в воспитании толерантности в молодежной среде есть и составляет около 40%.

Об уровне толерантности опрошенных свидетельствует и их отношение к мигрантам и беженцам:

На вопрос «как вы относитесь к беженцам?» и «как вы относитесь к мигрантам?» голоса распределились следующим образом.

Таблица 1

Исследование толерантного сознания среди студентов СибАДИ

  Беженцы Мигранты
Искренне сочувствую им 58%  
Испытываю негативное отношение 32%  
Затрудняюсь ответить 10% 26%
Положительно   25%
Отрицательно   17%
Мне все равно   32%

Исследование выявило недостаточность работы по проблемам межэтнического взаимодействия. Данные, представленные в таблице 1, также подтверждают необходимость формирования толерантности среди студенческой молодежи.

Хотелось бы надеяться, что из числа опрошенных, которые затруднились ответить, со временем при ответе на этот вопрос к данным категориям лиц будет сформировано положительное отношение. Формирование позитивного мнения в отношении мигрантов и беженцев, установление эффективной межкультурной коммуникации является сегодня основной задачей, и прививать толерантность нужно начинать уже с детства.

Необходимо вести работу и по развитию способностей межличностного взаимодействия. Результат может дать лишь комплексная работа по созданию толерантной культуры. Формирование толерантности среди преподавателей, студентов и учащихся может реализовываться в разных формах: конкурсы, семинары, конференции, общественные дискуссии [6].

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире, она является не только основой эффективной межкультурной коммуникации, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

 

Библиографический список

1. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс] URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=633 (дата обращения: 29.03.2016)

2. Олейник В.С. Толерантность в нашей стране. URL: http//www.ethnoinfo.ru (дата обращения: 20.03.2016)

3. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования.- Санкт-Петербург, 2006.- 333 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-13/222

4. Сидорова А.Д. Проблема коммуникативности как одной из основных составляющих толерантности. // Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 357 с. URL: https://www.hse.ru/data/2011/12/14/1258935300/Сборник.Толерантность%20в%20современном%20обществе.pdf (дата обращения: 28.03.2016)

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000. – 320 с.

6. Хлюпина Е.Л. Развитие толерантного отношения молодежи к мигрантам в современном обществе. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=528106 (дата обращения: 30.03.2016)

7. http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/tolerance (дата обращения: 27.03.2016)

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Межкультурная_коммуникация (дата обращения: 27.03.2016)

 

УДК 392. 3: 325.2

студент Кулишкин Н.В.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

 

Abstract: Zusammenfassung: Im Artikel handelt es sich um die Einzelheiten der politischen Krise in Deutschland, die mit dem Flüchtlingsstrom aus Syrien verbunden ist. Auch werden Situationen des negativen Verhaltens dieser Menschen in Deutschland analysiert. Zum Schluss tragen die Autoren ihren Standpunkt über die vorliegende Frage vor.

 

Key words: Stichwörter: die Flüchtlinge, das Asylantrag, die Emigranten, Flüchtlingsstrom nach Deutschland.

Zu Hause helfen die Wände

 

Familie...das ist eins von den wichtigsten Worten für jeden von uns, denn ohne der Familie, ohne lieben Menschen kann man nicht glücklich sein. Die sind immer in der Nähe, die verstehen dich, helfen in den Schwierigkeiten, trösten in der Not. Und ich möchte auch etwas über meine Familie erzählen. In der Zeit, als die Zarin Katrin die zweite den Manifest schrieb, in dem sie die Ausländer nach Russland einlud, kamen viele Deutschen nach Russland, zwischen denen waren auch meine Vorfahren.

Wir sind eine gläubige Familie. Unser Glaube heißt „Die Evangelischen Baptisten“. In unserem Glauben haben wir keine Ikonen, Kindertaufe. Wir haben viermal in der Woche Gottesdienst. Außerdem gibt es eine Jugendstunde und Kinderstunde für die Kinder. Einmal pro Woche hören wir Chor oder Orchestor. Aus der Kindheit führten uns die Eltern immer in dem Gottesdienst. Da hörten wir das Wort aus der Bibel, lernten Sprüche, lernten zu singen und auf den Instrumenten zu spielen. Alle meine Geschwister spielen irgendwelches Instrument. Meine Eltern lernten uns leben so, wie es in der Bibel steht. Und sie lebten auch so. Ich hab gar kein einziges mal gesehen, damit sie sich gestritten haben oder einander geschrien. Und das war auch ein guter Beispiel für uns.

Jeden Samstag haben wir immer etwas Gebackenes. Meine Mutter bäckt Torten, Lebkuchen oder Brötchen. Oft macht meine Mutter solche Gerichte wie: Strudel, Lasanja, Auflauf, Turkeipizza…es schmeckt sehr lecker. Am Sonntag haben wir alle Frei, alle Arbeiten lassen wir auf die nächste Woche. Sonntags haben wir zweimal Kirche, morgens und abends und oft haben wir immer Gäste am Abend. Ich habe eine große Familie. Sie besteht aus 13 Personen, meinen Eltern, 4 Schwestern und 7 Brüdern. Ich bin der 9 in der Familie. Es gab immer viel Streit und Lärm zwischen uns den Brüdern, aber meine Mutter fand immer Lösungen für alle unseren Problemen.

Als ich 5 war, sind wir nach Deutschland umgezogen. Da wohnten wir 5 Jahren, im Bundesland Nordhein-Westfallen, nicht weit von Köln in der Stadt Jülich. Wir, Kinder, hätten lieber da geblieben, da gibt es viel interessantes, z.B. eine Menge Tierparks, Zooparks und einfach Parken, das Essen u anderes, aber meine Eltern wollten heim, für die ist die Heimat Russland geworden und wir kehrten wieder zurück. Ehrlich gesagt, keiner klagte, das wir zurück gekommen sind: schönes Wetter, viel Schnee im Winter, viel Platz im Dorf, Tiere, Menschen sind hier nett, die Nachbarn helfen, wenn wir Hilfe brauchen. Mein Vater kaufte ein Haus im Dorf aber der war zu klein für uns allen und wir bauten es ins ein grosseres. 5 von meinen Geschwistern sind schon verheiratet und haben eigene Kinder. Ich hab 7 Neffen un 6 Nichten. In diesem Jahr erwarten wir noch zwei Hochzeiten. Also zu Hause bleiben nur noch ich und drei meine Brüder.

Alle Feste verbringen wir zusammen. Das beliebteste Fest bei uns, wie ich glaub auch bei allen, ist Weihnachten! Abends haben wir Gottesdienst in der Kirche und nachdem gehen wir alle zu uns auf den Feierabend. Für jeden gibt es an diesem Tag ein Geschenk. Zuerst verschenken wir die Geschenke, wo es viel Lärm zwischen meinen Neffen gibt und dann haben wir Abendessen. Nachdem gehen wir ins Wohnzimmer und reden einander. Ostern, Geburtstage und den Erntedankfest verbringen wir auch alle zusammen, nur das Neujahr feiern alle in seinen eigenen Familien.

Научный руководитель – Е.Г. Ефимчук, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», СибАДИ, Омск.

 

Список литературы

 

1. Электронный словарь ABBYY Lingvo 12 - http://www.lingvo-online.ru

2. Электронный словарь - http://www.multitran.ru

 

УДК 656

студент Ларин Д.С.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

Abstract: This article examines the areas of using the English language in the activity of cargo transportation organizers. Execution of international contracts, operation of rolling stock and use of foreign devices are mentioned.

Аннотация: Данная статья исследует области использования английского языка в деятельности организаторов грузоперевозок. Упоминаются заключение международных договоров, эксплуатация подвижного состава.

 

Key words: international operations, freighting, multimodal transportation, execution of international contracts, operation of rolling stock.

 

Ключевые слова: международные перевозки, перевозка грузов, мультимодальная перевозка, заключение международных договоров, эксплуатация подвижного состава.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.026 с.)