Показатели качества продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели качества продукции



 

Свойства Коэффициент весомости Средние результаты оценки
Запах и вкус   4,5
Структура (вид на разрезе)   3,0
Цвет   4,0
Форма   2,0
Поверхность и ее отделка   3,7

Каждый показатель может иметь один из баллов: отлич­но — 5, хорошо — 4, удовлетворит, плохо — 2, очень пло­хо (неудовлетворительно). Экспертами для каждого показа­теля установлен коэффициент весомости (важности), соглас­но которому выделяется наиболее весомый показатель для данного вида продукции.

Коэффициент весомости показателей качества продук­ции — это количественная характеристика данного показате­ля качества продукции, характеризующая средние данные показателей качества. Коэффициенты весомости могут опре­деляться социологическим или экспертным методом, а также на основе анализа влияния данного показателя качества про­дукции на эффективность ее потребления или реализации.

Определяющий показатель качества находят следующим образом: эксперты оценивают в баллах каждый показатель, затем средние результаты оценки умножают на коэффици­енты весомости и произведения суммируют. Для данных, при­веденных в табл. 8, определяющий показатель (в баллах) бу­дет: 4 • 4,5+3 • 3,0+2 • 4,0+1 • 2,0+2 • 3,7 = 45,1.

Если решение об оценке качества тортов (или другой про­дукции) принимают, учитывая и другие свойства (калорий­ность, сохраняемость и др.), то определяющий показатель должен включать относительные значения показателей этих свойств с соответствующими коэффициентами весомости.

В свою очередь, свойства, учитываемые определяющи­ми показателями, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий показатель является комплексным, его назы­вают обобщенным. Пользоваться обобщенным показателем надо осторожно, не допуская перекрытия одними единичны­ми показателями существенных недостатков продукции, ко­торые характеризуются другими единичными показателями. Если продукция кулинарного или кондитерского производ­ства хотя бы по одному из показателей оценена в 2 или 1 балл, то в целом ее следует оценить в 0 баллов (неудовлетво­рительно) и без подсчета суммы баллов снять с реализации,


составить акт и дать заключение о возможности переработ­ки кулинарной продукции, доработки или переработки кон­дитерских изделий. Обобщенный показатель в таких случаях следует принимать равным нулю.

Интегральный показатель качества продукции опреде­ляется как отношение суммарного полезного эффекта от по­требления к суммарным затратам на ее создание, эксплуата­цию или потребление.

Для продукции общественного питания в качестве при мера показателя качества можно предложить такие показа­тели, как аминокислотный скор, интегральный скор, кото­рые отражают процент соответствия показателей аминокис­лотного или химического состава (соответственно) и того или иного продукта (продукции, полуфабриката) формуле сба­лансированного питания. Например, перловая крупа по белку отвечает формуле сбалансированного питания на 7%, а трес­ка — на 78%.

Для оценки уровня качества продукции вводится поня­тие базовое значение показателя качества продукции. Это зна­чение показателя качества, принято за основу при сравни­тельной оценке ее качества. В качестве базовых значений могут приниматься значения показателей (лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их значениях показателей качества), достигнутые в предыдущем периоде времени, или планируемые значения показателей перспективных образцов, полученных экспери­ментально или теоретическими методами; значения показа­телей качества, которые заданы в требованиях на продук­цию (ТУ, ТИ и др.). Вычисляя отношение значения показате­ля качества оцениваемой продукции к базовому значению показателя, получают относительное значение показателя качества, которым удобно пользоваться при сравнении фак­тических значений с базовыми значениями показателей ка­чества продукции. При этом уровень качества будет опреде­ляться совокупностью относительных значений или функци­ями от этих относительных значений.


При оценке качества продукции важно знать максималь­ное значение показателя качества. Это регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчи-тывается допускаемое отклонение, начальные значения по­казателей качества продукции приводятся в стандартах, тех­нических условиях и другой нормативной документации (для системы общественного питания также в карточках рецептур.

Наряду с номинальными значениями при оценке каче­ства продукции учитываются и предельные значения показа­телей качества. Это наибольшее или наименьшее регламен­тированное значение показателя качества продукции, кото­рое приводится в нормативной документации и используется при контроле качества продукции. Предельные значения мо­гут быть максимальными и минимальными. Например, мак­симальное предельное значение содержания жира в бульоне костном концентрированном — не более 1%, количество мик­роорганизмов в 1 г бульона — не более 5102 (ТУ 28-18-83), а минимальное содержание сухих веществ в биточках карто­фельных — не менее 23% (ТУ 28-12-84). Кроме того, пре­дельные значения могут быть максимальными и минималь­ными для того или иного вида продукции.

Характеристика показателей

Качества

В настоящее время установлена номенклатура основных групп показателей качества продукции по характеризуемым ими свойствам: показатели назначения, надежности, техно­логичности, транспортабельности, безопасности, стандарти­зации и унификации, эстетические, эргономические, патен­тно-правовые, экологические, экономного использования сы­рья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Показатели назначения характеризуют свойства продук­ции, определяющие основные функции, для выполнения ко­торых она предназначена, и обусловливают область ее при-


менения. Для продукции общественного питания показателя­ми назначения являются энергетическая ценность продукции, состав и структура продукции, обусловленные внесением раз­личных добавок (белковых, витаминных, минеральных, аро­матических и др.). Из показателей назначения, характеризу­ющих структуру продукции, можно назвать содержание в ней различных пищевых веществ, формирующих ее струк­туру (загустители, пенообразователи, эмульгаторы, стаби­лизаторы, разрыхлители, водосвязывающие добавки и т. д.).

Состав продукции (содержание белков, жиров, углево­дов и др.) в первую очередь характеризует пищевую цен­ность продукции, дает представление о ее биологической и энергетической ценности. В действующей и вновь разрабо­танной нормативной документации на продукцию обществен­ного питания состав вырабатываемой продукции указывает­ся. В отдельных случаях нормируется также содержание су­хих веществ, жира, соли.

Из показателей, характеризующих структуру продук­ции, применяется довольно широко органолептический пока­затель качества — консистенция (жесткая, нежная, мягкая, мазеобразная и др.), не имеющий количественного выраже­ния, определяемого объективными методами.

Показатель надежности следует отнести к числу важ­нейших для продукции общественного питания. Под надеж­ностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, харак­теризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Показателем надежности продукции общественного питания является со­храняемость, которая гарантируется изготовителем в тече­ние определенного времени при строго определенных темпе­ратурных и влажностных режимах, которые установлены в нормативной документации, а для нестандартизованной про­дукции сохраняемость качества регламентируется санитар­ными нормами и правилами. Так, в соответствии с СанПиН


42-123-4117-85 для голубцов-полуфабрикатов (с мясом и ри­сом, овощных, с рыбой и рисом, с творогом и рисом, с пше­ном и шпиком) срок хранения с момента окончания техноло­гического процесса не более 12 ч при температуре от 2 до б °С, в том числе на предприятии-изготовителе — не более 4 ч, а продолжительность перевозки на изотермическом транс­порте — не более 2 ч.

Показатели технологичности характеризуют свойства состава и структуры продукции, определяющие ее приспо­собленность к достижению минимальных затрат при произ­водстве, хранении и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема выпуска ее и усло­вий выполнения работ. К показателям технологичности отно­сят трудоемкость, материалоемкость и энергоемкость про­дукции, связанные с ее изготовлением. Технологичность про­изводства продукции общественного питания зависит от состава и структуры сырья и готового'продукта, рецептуры и технологии, используемого оборудования, режимов и спосо­бов кулинарной обработки и других факторов.

При разработке НД на продукцию необходимо стремить­ся снизить удельную трудоемкость, материалоемкость и энер­гоемкость изделий. Высокая трудоемкость изделия сдержи­вает его выпуск, так как она отражается на производитель­ности труда. Трудоемкая продукция, например рыба фаршированная, выпускается в узком ассортименте и малых количествах. Об энергоемкости продукции можно судить по таким показателям, как продолжительность механической и тепловой обработки, температурный режим и способ обра­ботки, которые приводятся в НД.

Эргономические показатели отражают взаимодействие системы "человек — изделие" и всегда подразделяются на антропометрические, гигиенические, физиологические и пси­хологические. Для продукции общественного питания наиболь­шее значение имеют последние три показателя. В гигиени­ческом отношении продукция должна быть безвредной; в ней регламентируется содержание тяжелых металлов, микоток-


синов, канцерогенов (в консервах, фритюрных жирах, коп­ченостях), а также общая обсемененность микроорганизма­ми и содержание отдельных наиболее опасных для человека микроорганизмов (бактерии группы кишечной палочки, коа-гулазоположи- тельные стафилококки, бактерии рода про­тея, бактерии рода сальмонелл).

Физиологические показатели используются при опреде­лении соответствия продукции физиологическим потребнос­тям человека в пищевых веществах и энергии. В качестве критериев оценки качества продукции общественного пита­ния они выступают крайне редко. Несколько шире они ис­пользуются при оценке качества продукции для диетическо­го и лечебно-профилактического питания.

Психологические показатели применяют при определе­нии соответствия продукции психологическим особенностям человека (национальным, индивидуальным).

Эстетические показатели характеризуют внешнюю вы­разительность, оригинальность, целостность композиции, выраженность и рациональность форм, стабильность товар­ного вида продукции. Требования к внешнему виду, форме, цвету, прозрачности, мутности оговорены в нормативной до­кументации на отдельные виды продукции общественного питания. Кроме того, дается описание правил оформления и отпуска блюд, что также отражается на качестве продукции.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартных и унифициро­ванных изделий, компонентов, отдельных элементов. Конечной целью унификации является стандартизация. Стандартизация состава и структуры позволяет получать продукцию с заданны­ми и воспроизводимыми свойствами, а также модельные систе­мы для изучения влияния технологических параметров произ­водства и кулинарной обработки продуктов на качество полу­фабрикатов и готовую продукцию. Применение унифицированных технологических процессов позволяет в зна­чительной степени снизить затраты живого и овеществленного труда на единицу хранимой и реализуемой продукции.


Экономические показатели отражают затраты на разра­ботку, изготовление, хранение и реализацию продукции. С помощью экономических показателей оценивают технологич­ность продукции, уровень ее унификации и др. Экономичес­кие показатели находят свое отражение в ценах на продук­цию и играют большую роль в системе управления качеством продукции.

Патентно-правовые показатели указывают на возмож­ность беспрепятственной реализации продукции не только внутри страны, но и за рубежом. Следует заметить, что на­туральные пищевые продукты не патентуются, тогда как продукция общественного питания, отдельные ее наименова­ния могут быть охраноспособными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.013 с.)