Качество продукции общественного питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество продукции общественного питания



Повышение качества продукции общественного пита­ния — сложная и многогранная проблема, охватывающая раз­личные аспекты: технические, экономические и социальные. В условиях перевода отрасли на рыночные отношения она приобретает особую важность.

Качество продукции формируется на стадии разработки продукции и закладывается в нормативную документацию (НД), обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии хранения, транспортирования и реализации. Обеспече­ние запланированного уровня качества продукции зависит от многих факторов, и в первую очередь от четкости сформули­рованных в НД требований к качеству продукции, качеству исходного сырья или полуфабрикатов, совершенствования ре­цептуры и технологии, соблюдения технологической дисцип­лины, уровня технической оснащенности производства, уров­ня квалификации кадров, организации производства и обслу­живания, эффективности контроля качества продукции на разных стадиях ее производства, эффективности механизма стимулирования выпуска высококачественной продукции.

Если рецептура составлена неудачно, а технология тща­тельно не отработана, то даже при хорошем качестве исход­ного сырья и высокой квалификации работников выработать качественную продукцию при ее массовом производстве прак­тически невозможно.

Процесс обеспечения качества продукции как единый объект управления складывается из взаимоувязанных, взаи­моподчиненных стадий и операций: от приемки сырья до хра-


нения и реализации готовой продукции. Так, даже одна нека­чественно выполненная операция в технологическом процессе производства продукции может испортить ранее выполнен­ную высококачественную работу и в итоге не позволит полу­чить продукцию заданного качества. Поэтому необходимо стро­го соблюдать технологическую дисциплину, четко предписан­ную НД, тщательно контролировать качество выполнения не только всего технологического процесса, но и качество вы­полнения отдельных промежуточных операций.

Для обеспечения выпуска продукции высокого качества Необходимо также повышать техническую оснащенность пред­приятий, автоматизировать технологические процессы, со­вершенствовать хозяйственный механизм управления каче­ством продукции.

9.1. Основные понятия, термины и определения в области качества

Продукции

Под качеством продукции вообще понимается совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих пригодность в полной мере удовлетворять определенные потребительские свойства в соответствии с ее назначением.

Технико-экономическое понятие "качество продукции" в отличие от философского понятия "качество" обеспечивает только те истинные свойства продукции, которые позволя­ют с необходимой возможностью удовлетворять продукцией определенных общественных или личных потребностей в ее соответствии с ее назначением. Продукция в данном случае рассматривается как материальный результат процесса тру­довой деятельности, обладающий полезными свойствами и полученный в определенном месте за определенный интер­вал времени и предназначенный для использования потреби­телями в целях удовлетворения их потребностей как обще­ственного, так и личного характера.


Руководствуясь стандартным определением и оценивая специфику продукции общественного питания, под качеством продукции общественного питания надо понимать совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность обеспечивать нормальную деятельность человеческого орга­низма, т. е. удовлетворять физиологические потребности че-ловека в пищевых веществах и энергии с учетом принципов рационального питания.

Продукция общественного питания имеет много свойств, которые могут проявляться при ее потреблении, т. е. при раз­работке, производстве, хранении, транспортировании, ис­пользовании.

Свойство продукции — это объективная особенность про­дукции, которая может проявляться при ее эксплуатации или потреблении. Совокупность позволяет отличить один вид про­дукции от другого. Свойства продукции можно условно под­разделить на простые и сложные. К числу простых свойств можно отнести внешний вид, цвет, а к сложным — перева-риваемость, усвояемость и др.

Качество продукции зависит от качества составляющих ее продуктов. Качество продукции можно отметить как об­щую совокупность технических, технологических и эксплуа­тационных характеристик продукции, посредством которых она будет отвечать требованиям потребителя при ее потреб­лении. Измерение качества предусматривает в основном оп­ределение и оценку степени или уровня соответствия про­дукции этой общей совокупности.

Для оценки качества продукции используют показатели качества. Показатель качества продукции — это количествен­ная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания или потребления. Показатель качества продукции количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности. Номенк­латура показателей качества зависит от назначения продукции и может быть многочисленной для продукции многоцелевого


назначения. Показатель качества продукции может выражать­ся в различных единицах (ккал, процентах, баллах и т. п.), но может быть и безразмерным. При рассмотрении показателя ка­чества следует различать, с одной стороны, наименование по­казателя (влажность, зольность, микробиальная обсеменен-ность, упругость, вязкость и т. п.), а с другой — его численное значение, которое может изменяться в зависимости от разных условий (например, влажность 68%, энергетическая ценность 180 ккал, вязкость 10 Пас и др.).

Продукция может иметь качественные и количественные тризнаки. К качественным признакам относятся цвет, форма изделия, способ соединения отдельных компонентов продукции. Количественный признак продукции является ее параметром. Параметр продукции количественно характеризует любые ее свойства, в том числе и входящие в состав качества продукции. Геометрические параметры продукции обеспечиваются конст­руктивно, а структурные — конструктивно и технологически.

Возможность управления качеством предполагает необ­ходимость и возможность количественной оценки показате­лей. Для оценки качества продукции общественного питания может применяться система показателей (единичный, ком­плексный, определяющий, интегральный).

Единичный показатель — это показатель качества про­дукции, характеризующий одно из ее свойств, например вкус, цвет, аромат, влажность, упругость, консистенция, набуха-емость и т. п. Единичные показатели могут относиться как к единице продукции, так и к общности единиц однородной продукции, характеризующей простое свойство.

Комплексный показатель — показатель, характеризую­щий несколько свойств продукции или одно свойство, состоя­щее из нескольких простых. Так, комплексным является ши­роко применяемый в кулинарной практике показатель "ку­линарная готовность", под которым понимается определенное состояние кулинарного изделия, характеризующееся комп­лексом физико-химических, структурно-механических и ор-ганолептических свойств, делающим его пригодным к приме-


нению. Показатель качества кулинарной продукции — "пи­щевая ценность" — также является комплексным и отража­ет всю полноту полезных свойств, связанных с содержанием в ней широкого комплекса пищевых веществ (белков, жи­ров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и др.), ее энергетическую ценность и органолептические достоинства продукции. Применяемый термин "биологическая ценность" характеризует качество белков, содержащихся в продукции, и сбалансированность по аминокислотному составу, перева-риваемость и усвояемость, которые зависят не только от аминокислотного состава, но и от его структуры.

Энергетическая ценность — термин, характеризующий ту долю энергии, которая может высвободиться из пищевых веществ в процессе биологического окисления и использоваться для обеспечения физиологических функций организма.

Определяющий показатель качества продукции — пока­затель, с помощью которого оценивают продукцию. Напри­мер, надо оценить качество товара, у которого органолепти-ческая оценка является основополагающей. Допустим, что принято решение оценивать качество тортов по приведенной в табл. 7 совокупности значений, показатели которых выра­жаются в баллах.

Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.007 с.)