Основания науки и их социокультурная определенность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания науки и их социокультурная определенность.



5.1 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ:

а) истинно

б) правдоподобно

в) объективно

г) систематично

д) обоснованно

 

(Эталон: а; в; г; д)

 

5.2 ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ…

а) психология исследователя

б) одаренность исследователя

в) этос науки

г) основания науки

 

(Эталон: г)

 

5.3. РАЗЛИЧАЮТ СОБСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ И _____________.

а) эстетические основания

б) нравственные основания

в) религиозные основания

г) философские основания

 

(Эталон: г)

 

5.4. СОСТАВ СОБСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ НАУКИ:

а) научная картина мира

б) идеалы научного исследования

в) нормы научного исследования

г) логические категории

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.5. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ОТНОШЕНИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

а) аксиологическая

б) идеологическая

в) мировоззренческая

г) методологическая

 

(Эталон: в; г)

 

5.6. ЗНАНИЯ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ФИЛОСОФИЯ ВЫПОЛНЯЕТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ В ПОЗНАНИИ:

а) знание всеобщих законов бытия

б) знание универсальных форм бытия

в) знание основополагающих принципов бытия

г) знание смысла и целей бытия

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.7. ФОРМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ВСЕОБЩИЕ СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

а) формы практической деятельности человека

б) категории философии

в) формы чувственного познания

 

(Эталон: а; б)

 

5.8. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ…

а) дух, мышление, свобода

б) вещь, свойство, отношение

в) добро, красота и истина

 

(Эталон: б)

 

5.9. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ:

а) принцип объективности

б) принцип всеобщности

в) принцип универсальной связи

г) принцип детерминизма

д) принцип развития

е) принцип системности

ж) принцип экономии мышления

 

(Эталон: а; б; в; г; д; е)

 

5.10. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ:

а) организуют процесс научного познания

б) направляют процесс научного познания

в) не участвуют в процессе познания

г) обосновывают процесс научного познания

 

(Эталон: а; б; г)

 

5.11. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ:

а) не тождественны массиву философских знания

б) гетерогенны

в) включают все богатство философских знания

 

(Эталон: а; б)

 

5.12. УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРУ:

а) доказательство

б) философское обоснование

в) систематизация

г) практическая проверка

 

(Эталон: б)

 

5.13. СИНОНИМЫ ТЕРМИНА «КАРТИНА МИРА»:

а) «образ мира»

б) «модель мира»

в) «видение мира»

г) «мировоззрение»

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.14. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ, А ТАКЖЕ _________.

а) методы науки

б) принципы науки

в) законы науки

г) теории науки

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.15. АСПЕКТЫ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА:

а) онтологический аспект

б) когнитивный аспект

в) ценностно-смысловой аспект

г) деятельностный аспект

методологический аспект

 

(Эталон: а; б)

 

5.16. АСПЕКТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

а) онтологический аспект

б) когнитивный аспект

в) ценностно-смысловой аспект

г) деятельностный аспект

д) методологический аспект

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

5.17. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ПОД «НАУЧНОЙ КАРТИНОЙ МИРА» ПОНИМАЮТ…

а) научную онтологию

б) научную методологию

в) научное мировоззрение

 

(Эталон: в)

 

5.18. ФИЛОСОФ ИССДЕДУЮЩИЙ ОБЩЕНАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА…

а) Т. Кун

б) И. Локатос

в) П. Фейерабенд

г) В.С. Степин

 

(Эталон: г)

 

5.19. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА…

а) это онтологический аспект научного мировоззрения

б) это синоним научного мировоззрения

в) включает в себя научное мировоззрение

 

(Эталон: а)

 

5.20. ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА:

а) объяснение научных фактов

б) предсказание научных фактов

в) конструирование теоретических моделей

г) разработка новых методов исследования

д) формирование ценностных установок ученого

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.21. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ФОРМИРУЕТСЯ…

а) как результат философского обобщения материала частных наук

б) как следствие междисциплинарного синтеза

в) как результат философского осмысления достижений научного познания

 

(Эталон: в)

 

5.22. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ВЫРАЖАЮТ:

а) ценностные ориентации научной деятельности

б) цели научной деятельности

в) способы достижения целей научной деятельности

г) регулятивы научной деятельности

д) истинное знание

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

5.23. НОРМЫ НАУКИ РЕГУЛИРУЮТ НАУКУ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И __________.

а) как систему знания

б) как социальный институт

в) как систему ценностей

 

(Эталон: б)

 

5.24. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ:

а) одинаковы во всех научных дисциплинах

б) различаются в научных дисциплинах

в) исторически неизменны

г) исторически меняются

 

(Эталон: б; г)

 

5.25. ФИЛОСОФЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ РЕЛЯТИВНОСТЬ ИДЕАЛОВ И НОРМ НАУКИ:

а) Т. Кун

б) Г. Коген

в) Дж. Агасси

г) П. Наторп

 

(Эталон: а; в)

 

5.26. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ МЕНЯЮТСЯ РАЦИОНАЛЬНЫМ И ___________.

а) конвенциальным путем

б) иррациональным путем

в) нерациональным путем

г) мистическим путем

 

(Эталон: б)

 

5.27. ФИЛОСОФЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ИДЕАЛОВ И НОРМ НАУКИ:

а) К. Поппер

б) Л. Лаудан

в) И. Лакатос

г) Дж. Агасси

д) Т. Кун

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

5.28. ФИЛОСОФЫ, ОТМЕЧАВШИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ РЕГУЛЯТИВОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

а) И. Лакатосом

б) М. Полани

в) Дж. Агасси

г) Ф. Бэконом

д) Р. Декартом

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.29. ЧЕРТЫ ИДЕАЛА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, СОГЛАСНО Т. КУНУ:

а) точность теории

б) непротиворечивость

в) расширяющуюся область применения

г) плодотворность теории

д) истинность теории

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

5.30. ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОТЛИЧАЮЩИХ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СОГЛАСНО КУНУ…

а) правила

б) критерии

в) общие стратегии

 

(Эталон: в)

 

5.31. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕЙ КОНСЕНСУСА В МОДЕЛИ КОНСЕНСУСА СООБЩЕСТВА Л. ЛАУДАНА:

а) аксиологический

б) методологический

в) фактуальный

 

(Эталон: в; б; а)

 

5.32. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ, СОГЛАСНО ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ:

а) идеалы и нормы объяснения и описания

б) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания

в) идеалы и нормы построения и организации знаний

г) этос науки

 

(Эталон: а; б; в)

 

5.33. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕЙ ИДЕАЛОВ И НОРМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, СОГЛАСНО В.С. СТЕПИНУ:

а) уровень исторически изменчивых установок научного познания

б) уровень отличающий науку от других форм познания

в) уровень исторически изменчивых установок отдельных дисциплин

г) уровень единящий науку и другие формы познания

 

(Эталон: б; а; в)

 

5.34. ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА НАУЧНОСТИ:

а) объективизм

б) фундаментализм

в) кумулятивизм

г) методологический редукционизм

д) глобальный эволюционизм

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

5.35. ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА НАУЧНОСТИ:

а) объективизм

б) фундаментализм

в) учет влияния средств и методов исследования на результаты познания

г) методологический плюрализм

д) глобальный эволюционизм

 

(Эталон: в; г; д)

 

5.36. ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ И НОРМ НАУКИ:

а) дисциплинарная картина мира

б) научная картина мира

в) конкретные теоретические модели

г) научная коммуникация

д) формирование научных фактов

 

(Эталон: а; б; в; д)

 

5.37. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ, СФОРМИРОВАННЫЕ ЛИДИРУЮЩИМИ НАУКАМИ:

а) математический идеал

б) физический идеал

в) химический идеал

г) гуманитарный идеал

 

(Эталон: а; б; г)

 

5.38. СООТВЕТСТВИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ИДЕАЛА НАУЧНОСТИ:

а) наука как дедуктивная система знания 1) химический идеал

б) наука как экспериментирующее познание 2) физический идеал

в) наука как деятельность субъекта познания 3) математический идеал

4) гуманитарный идеал

 

(Эталон: а – 3; б – 2; в - 4)

 

5.39. СООТВЕТСТВИЕ НЕКОТОРЫХ ИДЕАЛОВ НАУЧНОСТИ И ВРЕМЕНИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ:

а) физический идеал 1) 3 век до н.э.

б) математический идеал 2) 18 век

в) гуманитарный идеал 3) 19 век

4) 20 век

 

(Эталон: а – 2; б – 1; в - 4)

 

5.40. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АСПЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НОРМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ:

а) анализ взаимодействия познавательных и институциональных идеалов и норм

б) регулятивная роль методологических принципов в формировании научной теории

в) социокультурные предпосылки и детерминация идеалов и норм науки

 

(Эталон: б; а; в)

 

Структура научного знания

6.1. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СЧИТАЕТСЯ:

а) всеобщность

б) необходимость

в) системность

г) оригинальность

д) верифицируемость

 

(Эталон: а; б; в; д)

 

6.2 СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ИМЕНИ ФИЛОСОФА ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ ДАННЫЙ КРИТЕРИЙ:

а) верифицируемость 1) К. Поппер

б) значимость для научного сообщества 2) И. Кант

в) систематичность 3) А. Пуанкаре

г) фальсифицируемость 4) М. Шлик

5) П. Фейерабенд

 

(Эталон: а – 4; б – 3; в – 2; г – 1)

 

6.3. СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ И ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НАУКИ:

а) достоверность 1) классическая наука

б) объективность 2) античная наука

в) ценность 3) постклассическая наука

4) неклассическая наука

 

(Эталон: а – 2; б – 1; в – 3)

 

6.4. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНО И ПОЭТОМУ _________.

а) не требует доказательства

б) выходит за наличную практику познания

в) вечно

г) неизменно

д) абсолютно истинно

 

(Эталон: б)

 

6.5. ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) динамичность

б) открытость

в) корректируемость

г) закрытость

д) неизменность

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.6. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ СТРУКТУР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) не сводимость к другим кон­цептуальным формам

б) обладание устойчивым содержанием

в) представление существенные для науки массивы знаний

г) недопустимость интерпретации их в других концептуальных формах

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.7. ЕДИНИЦЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) гипотеза

б) теория

в) парадигма

г) научно-исследовательская программа

д) исследовательская традиция

 

(Эталон: б; в; г; д)

 

6.8. МИНИМАЛЬНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ…

а) проблема

б) гипотеза

в) понятие

г) закон

 

(Эталон: в)

 

6.9. СОГЛАСНО Г. ГЕГЕЛЮ ПОНЯТИЕ:

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: а; в)

 

6.10. СОГЛАСНО ДЖ. ЛОККУ ПОНЯТИЕ…

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: б)

 

6.11. СОГЛАСНО И. КАНТУ ПОНЯТИЕ…

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: г)

 

6.12. НАУЧНЫЙ ЗАКОН ОТРАЖАЕТ:

а) устойчивые отношения элементов реальности

б) существенные отношения элементов реальности

в) правильные отношения элементов реальности

г) воспроизводимые отношения элементов реальности

 

(Эталон: а; б; г)

 

6.13. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ЗАКОНА:

а) описание фактов

б) объяснение фактов

в) предсказание фактов

г) систематизация знания

 

(Эталон: б; в; г)

 

6.14. НАУЧНЫЙ ЗАКОН:

а) входит в состав теории

б) не входит в состав теории

в) вне теории неоперационален

г) вне теории операционален

 

(Эталон: а; в)

 

6.15. В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ РАЗЛИЧАЮТ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ________.

а) вероятностные

б) теоретические

в) динамические

 

(Эталон: б)

 

6.16. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: б)

 

6.17. НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: а)

 

6.18. НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: в)

 

6.19. ТЕОРИЮ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ…

а) позитивисты

б) эмпириокритицисты

в) неопозитивисты

г) постпозитивисты

 

(Эталон: в)

 

6.20. ФИЛОСОФЫ, РАЗРАБОТАВШИЕ ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:

а) К. Поппер

б) К. Гемпель

в) П. Оппенгейм

г) Э. Мах

д) О. Конт

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.21. КЛАССИФИЦИРУЯ НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ТАКИЕ ОСНОВАНИЯ КАК БАЗИС ОБЪЯСНЕНИЯ И ___________.

а) логическая структура

б) надстройка

в) условия

 

(Эталон: а)

 

6.22. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, С УЧЕТОМ БАЗИСА, МОЖЕТ БЫТЬ:

а) номологическим

б) каузальным

в) структурным

г) функциональным

д) нарративным

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.23. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ, В МОДЕЛИ ГЕМПЕЛЯ – ОППЕНГЕЙМА…

а) имеет вид дедуктивного вывода

б) это интеллектуальный синтез

в) это индуктивный вывод

г) интуитивный процесс

 

(Эталон: а)

 

6.24. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

а) экстраполяция

б) аналогия

в) моделирование

г) анализ

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.25. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ:

а) поисковые прогнозы

б) нормативные прогнозы

в) аналитические прогнозы

г) прогнозы – предостережения

 

(Эталон: а; в)

 

6.26. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:

а) фактуальный базис

б) гипотезы

в) понятия

г) теории

 

(Эталон: б; в; г)

 

6.27. ЭЛЕМЕНТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

а) методы выявления фактов

б) факты

в) обобщения фактов

г) гипотезы

д) понятия

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.28. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНЫХ ФАКТОВ:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) измерение

г) моделирование

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.29. ФИЛОСОФЫ, ИСКАВШИЕ ПРАВИЛА ЕДИНОГО НАУЧНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ ФАКТОВ К ТЕОРИИ:

а) неокантианцы

б) позитивисты

в) неопозитивисты

г) феноменологи

д) структуралисты

 

(Эталон: в)

 

6.30. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ С Т. ЗР. НЕОПОЗИТИВИСТОВ:

а) метод

б) факты

в) теория

 

(Эталон: б; а; в)

 

6.31. ПРЕИМУЩЕСТВА, С ФОРМАЛЬНОЙ Т. ЗР., ВВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ:

а) сокращает научное рассуждение

б) позволяет выразить теорию конечным числом аксиом

в) делает теорию обозримой

г) создает смысловое единство теории

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.32. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «РАДИКАЛЬНОГО ЭМПИРИЗМА» …

а) О. Конт

б) Э. Мах

в) К. Поппер

г) Т. Кун

д) П. Фейерабенд

 

(Эталон: а)

 

6.33. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ «РАДИКАЛЬНОГО КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА» ЯВЛЯЕТСЯ П. ФЕЙЕРАБЕНД И __________.

а) О. Конт

б) Э. Мах

в) К. Поппер

г) Т. Кун

 

(Эталон: г)

 

6.34. ОТНОШЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ПОЗНАНИЯ:

а) теоретическое это «надстройка» над эмпирическим

б) теоретическое это компактно организованное эмпирическое

в) теоретическое связано с эмпирическим, но несводимо к нему

г) эмпирическое производно от теоретического

д) эмпирическое связано с теоретическим, но не производно от него

 

(Эталон: в; д)

 

6.35. ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:

а) парадигмы

б) исследовательские программы

в) научная картина мира

г) идеалы и нормы познания

д) неявное знание

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.36. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ФАКТА:

а) методологическая контролируемость

б) теоретическая значимость

в) онтологическая универсальность

г) чувственная достоверность

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.37. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ» ФАКТА ОЗНАЧАЕТ:

а) его существенность

б) представленность языком теории

в) теоретическую осмысленность

г) отсутствие самостоятельности

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.38. ФАКТ ВЫСТУПАЕТ КАК ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И _______.

а) критерий истинности ее

б) ее результат

в) способ ее развития

 

(Эталон: б)

 

6.39. ПРОБЛЕМЫ БЫВАЮТ МНИМЫЕ И _______________.

а) ложные

б) недостоверные

в) вненаучные

г) действительные

 

(Эталон: г)

 

6.40. ПРИЗНАКИ АДЕКВАТНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ:

а) четко отделять известное от неизвестного

б) быть открытой концептуальной структурой

в) быть разрешимой

г) быть лаконичной

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.41. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ:

а) анализ проблемы

б) предварительная постановка проблемы

в) выдвижение проекта

г) оценка проблемы

 

(Эталон: б; а; г; в)

 

6.42. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ЭТО:

а) предположение

б) форма выражения нового знания

в) форма развития научного знания

г) перенос истинности одного знания на другое

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.43. ВИДЫ ГИПОТЕЗ:

а) объяснительные

б) методологические

в) экстраполяционные

г) эвристические

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.44. ВИДЫ ГИПОТЕЗ:

а) интерпретационные

б) описательные

в) систематизирующие

г) конструктивные

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.45. СООТВЕТСТВИЕ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ И КАЧЕСТВА ГИПОТЕЗ:

а) логико-методологические

требования 1) принципиальная проверяемость

б) содержательные требования 2) связь с предшествующим знанием

в) эвристические требования 3) непротиворечивость

4) независимость ее положений

5) общность применения

6) фундаментальность идеи

7) противоречивость

 

(Эталон: а – 3, 4; б – 1, 2; в – 5; 6)

 

6.46. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ РАБОТЫ НАД ГИПОТЕЗОЙ:

а) разработка гипотезы

б) выдвижение гипотезы

в) проверка гипотезы

г) обнаружение проблемы

 

(Эталон: г; б; а; в)

 

6.47. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТИЯ ГИПОТЕЗЫ:

а) сложностями ее подтверждения

б) сложностями опровержения

в) свободой выбора альтернативных гипотез

г) консерватизмом научного сообщества

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.48. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) теория

б) гипотеза

в) проблема

г) научно-исследовательская программа

 

(Эталон: в; б; а; г)

 

6.49. КАЧЕСТВА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК ФОРМЫ ЗНАНИЯ:

а) проблематична

б) гипотетична

в) обоснована

г) систематична

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.50. ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) конститутивная функция

б) общерационализирующая функция

в) эвристическая функция

г) прогностическая функция

д) инструментальная функция

 

(Эталон: а; б)

 

6.51. КОНКРЕТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) объяснительная функция

б) интерпретационная функция

в) систематизирующая функция

г) конститутивная функция

д) эвристическая функция

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.52. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) эвристическая функция

б) инструментальная функция

в) проектирование

г) конститутивная функция

д) объяснительная функция

 

(Эталон: а; б)

 

6.53. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) конститутивная функция

б) интерпретационная функция

в) инструментальная функция

г) проектирование

д) прогностическая функция

 

(Эталон: г)

 

6.54. ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ:

а) дедуктивные

б) индуктивные

в) нарративные

г) феноменологические

д) экзистенциалистические

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.55. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) предпосылочный контекст

б) совокупность основных утверждений

в) конкретизирующий контекст

г) эвристический контекст

д) эстетический контекст

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.56. ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО И. ЛАКАТОСУ:

а) «жесткого ядра»

б) эвристики

в) «защитного пояса»

г) балласта

д) парадигм

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.57. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ:

а) выдвижение теоретической схемы

б) обнаружение научной проблемы

в) конструктивная корректировка теоретической схемы

г) схема специальной картины мира

д) общественные потребности

 

(Эталон: д; б; а; в; г)

 

6.58. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОХОДИТ СТАДИЮ ВЫДВИЖЕНИЯ СХЕМЫ В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ И ________.

а) опровержение ее

б) обоснование ее

в) принятие ее

 

(Эталон: б)

 

6.59. ФОРМЫ ЗНАНИЯ, ИГРАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ РОЛЬ, В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ:

а) специальная картина мира

б) «жизненный мир»

в) философская картина мира

г) эстетическая картина мира

д) религиозная картина мира

 

(Эталон: а; в)

 

6.60. СТУПЕНИ ПРО­ВЕРКИ НАУЧНЫХ СИСТЕМ СОГЛАСНО М. БУНГЕ:

а) интертеоретическая

б) метатеоретическая

в) эмпирическая

г) философская

д) практическая

 

(Эталон: а; б; в; г)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.391 с.)