Центральный банк государства как основное звено банковской системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральный банк государства как основное звено банковской системы



ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но одну из важнейших ролей играет национальной банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений, нормальное функционирование всей экономики в целом.

Эффективная, устойчивая работа банков — необходимое условие нормального функционирования экономики. Особые требования к банковской системе предъявляются в период перехода Республики Беларусь к рыночному типу хозяйствования.

Длительное время банки были государственными органами и являлись частью административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела отставала от современного мирового уровня. Сегодня, создав двухуровневую банковскую систему, необходимо не только наверстывать упущенное, но и создавать новые организационные формы деятельности банков с учетом состояния экономики страны. Банки из учреждений, занятых краткосрочным и долгосрочным кредитованием, превращаются в рыночные структуры, которые наряду с традиционными начинают выполнять более широкий круг операций.

Цель курсовой работы – определить место и роль национальной банковской системы в экономике страны, исследовать особенности развития и этапы создания банковской системы Республики Беларусь, выявить проблемы, определить пути совершенствования.

Выполнение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

- раскрыть понятие, структуру и принципы построения современной банковской системы;

- изучить существующие виды банковских систем;

- определить правовой статус центральных банков государства;

- выявить основные цели и функции Национального банка Республики Беларусь;

- изучить нормативно– правовое регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь;

- проанализировать деятельность Национального банка Республики Беларусь;

- проанализировать деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь;

- дать оценку особенностей и эффективности функционирования банковской системы в Республике Беларусь на современном этапе;

- определить основные направления реформирования и совершенствования банковской системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования.

Цель и задачи работы определили следующую структуру работы. Курсовая работа состоит из трех глав («Первый уровень национальной банковской системы», «Второй уровень национальной банковской системы» и «Общая характеристика национальной банковской системы Республики Беларусь»), что позволило наиболее полно осветить все задачи, поставленные в работе.

Исходя из всего сказанного, следует, что предметом исследования работы является совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи. Объектом исследования выступила банковская система Республики Беларусь.

При написании курсовой работы использовались следующие периодические издания: «Банковский бюллетень», «Финансы. Учет. Аудит», «Белорусский экономический журнал», «Экономика Беларуси» и др.

В работе использованы следующие методы исследования: синтез и анализ полученных результатов, сравнение, исследование, метод построения графиков и таблиц.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1 Понятие и принципы построения банковской системы

 

Единого определения понятия «банковская система» в экономической литературе не существует. Поэтому выделяют следующие определения: Банковская система — это совокупность банков и банковских учреждений, выполняющих свойственные им функции. Банковская система совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период. Банковская система – составная часть кредитной системы страны [9, с.233].

Современные банки — это коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств, предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные расчеты, выпускающие в обращение денежные знаки, проводящие операции с ценными бумагами, оказывающие различные услуги экономического характера, обслуживающие своих клиентов, выполняющие разнообразные финансовые операции.

При организации деятельности банковской системы положены важнейшие принципы, закрепленные законодательно [13, с.10]:

- обязательность получения лицензии на банковскую деятельность, а также на отдельные операции;

- независимость в деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в работу банков, кроме случаев, предусмотренных законом;

- разграничение ответственности банков и государства. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такую ответственность;

- регулирование деятельности банков Центральным банком и осуществление банковского надзора;

- обязательность соблюдения банками экономических нормативов для поддержания стабильности, устойчивости системы;

- обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов [26, с.321]:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

- уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США;

- централизованная монобанковская система.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны, второй – коммерческие банки.

Рассмотрим высший уровень банковской системы, а именно Центральный банк. Центральный банк — чаще всего государственный банк, хотя в некоторых странах он является коммерческим, акционерным банком, где главным акционером выступает государство (например, Швейцарский банк). В Республике Беларусь Центральный банк — государственный банк.

Основные задачи Центрального банка состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Таким образом, Центральный банк должен строить свою работу таким образом, чтобы было обеспечено проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредита, расчетов. И для этого требуется четкая организация его работы.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции — Банк Франции — наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

Термин «коммерческий банк»означает «деловой» характер банка, т.е. это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах. В экономике государств развиваются различные типы банков. Их функции, роль имеют много общего, но и отличаются особенностями.

Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков — членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск» [23, с.119].

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская система. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Следует также отметить еще одну классификацию банковских систем. Так, с точки зрения регламентации и лицензирования банковскую систему разделяют на следующие два вида [26, с.323]:

- универсальную;

- специализированную.

В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг. Примером такой универсальной системы является банковская система Германии.

В специализированной системе разные коммерческие банки специализированы на выполнении относительно узкого круга операций. В чистом виде такой системы не существует, максимально приближена к ней банковская система США.

Однако следует отметить, что современные условия развития банковских систем многих государств привели к необходимости перехода от специализированной к универсальной системе, так как последняя сопряжена с меньшим банковским риском благодаря его распределению и дифференциации. Например, переход к универсальной банковской системе происходит в таких странах, как Япония, Австралия.

 

Рисунок – Осуществление денежно – кредитной политики

Источник: собственная разработка на основании [11, c.37]

Административные методы – это способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан со стороны органов государственного управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, опирающегося на властные полномочия и систему подчиненности.

Рефинансирование коммерческих банков – получение денежных средств кредитными учреждениями от центральных банков, и переучет ценных бумаг, находящиеся в их портфелях(как правило векселя).

Политика обязательных резервов может носить как административный так и рыночный характер в зависимости от того, является ли сам норматив резервирования единым для всех видов кредитных институтов, обязательств и вкладчиков или дифференцированным.

Операции на открытом рынке – деятельность центрального банка по купле и продаже ценных бумаг на открытом рынке.

Требования к органам внутреннего контроля в банке и организационной структуре внутреннего контроля:

1) Органы управления банка обязаны обеспечить эффективный внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень финансовой надежности и информационной безопасности, соответствующий характеру и объемам осуществляемых банковских и иных операций (сделок) и иной деятельности.

2) Банк обязан обеспечить постоянное участие органов управления в организации и функционировании системы внутреннего контроля, а также четкое распределение полномочий по осуществлению внутреннего контроля и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), аудиторским комитетом, исполнительным органом, иными коллегиальными органами, подразделениями и работниками всех уровней, включая должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, подразделение по осуществлению внутреннего контроля в банке (при его наличии), специальное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, службу внутреннего аудита, и взаимодействие между всеми указанными участниками системы внутреннего контроля.

3) Совет директоров (наблюдательный совет) банка обязан обеспечить организацию системы внутреннего контроля, в том числе в банковской группе и (или) банковском холдинге, головной организацией которой (которого) является этот банк, на консолидированной основе, исключение конфликта интересов и условий его возникновения в процессе осуществления внутреннего контроля в банке, банковской группе и (или) банковском холдинге, головной организацией которой (которого) является этот банк, утвердить локальный нормативный правовой акт, определяющий стратегию банка в отношении организации и осуществления внутреннего контроля.

4) Совет директоров (наблюдательный совет) обязан:

- устанавливать лимиты на операции и иную деятельность, решения в отношении которых принимаются исполнительным органом банка и (или) руководителем банка;

- регулярно рассматривать результаты оценки эффективности системы внутреннего контроля, ее соответствия характеру, масштабам и условиям деятельности банка, давать указания исполнительному органу банка по вопросам организации внутреннего контроля и принятия мер по повышению его эффективности;

- рассматривать управленческую отчетность по вопросам функционирования системы внутреннего контроля;

- рассматривать информацию аудиторского комитета о результатах проверок службы внутреннего аудита; принимать меры, обеспечивающие своевременное устранение исполнительным органом банка нарушений законодательства Республики Беларусь, злоупотреблений и недостатков, выявленных в ходе проверок (ревизий) службы внутреннего аудита, аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее – аудитор – индивидуальный предприниматель), ревизионной комиссии (ревизора), Национального банка и иных государственных (контролирующих) органов, а также выполнение полученных рекомендаций;

- принимать стратегические решения по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Рисунок 1.3. - Классификация банков по территории деятельности

Источник: собственная разработка на основании [13, с.11]

 

Международные банки могут быть специализированными, региональными, межрегиональными и иными, создаваемыми группой государств, банков международных организаций.

На мировом рынке ссудных капиталов ведущее место занимают также транснациональные банки — новый тип международного банка и посредника в международной миграции капитала. Транснациональные банки — это крупнейшие банковские учреждения, достигшие значительного уровня международной концентрации и централизации капитала, который благодаря сращиванию с промышленными монополиями предполагает их реальное участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых услуг. Особенностями транснациональных банков являются: их доминирующая роль на национальных рынках и контроль операций на мировом рынке ссудных капиталов; высокая доля зарубежных операций в их совокупной деятельности, зависимость от внешнего рынка по активным и пассивным операциям, перенос за границу не только активных операций, но и части собственного капитала, формирования депозитной базы; наличие обширной сети зарубежных филиалов, отделений, агентств; тесная взаимозависимость, переплетение капиталов, интересов, несмотря на конкуренцию между ними.

Национальные банки представлены Центральным банком (Национальный банк Республики Беларусь) и коммерческими банками. Центральный банк является эмиссионным центром страны и центром кредитной системы. Коммерческими банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие учреждения, привлекающие денежные средства и размещающие их в форме кредита, а также осуществляющие иные операции на основании лицензии Национального банка.

По территориальному характеру действия коммерческие банки бывают региональные, деятельность которых ограничена рамками одной территории (местные банки), и межрегиональные (экстерриториальные), деятельность их не ограничена определенной территорией. Они обслуживают потребности ряда регионов страны в целом, в том числе и за рубежом.

- признаку собственности (рисунок 1.4);

 

Рисунок 1.4. - Классификация банков по собственности

Источник: собственная разработка на основании [13, с.13]

 

Государственным банком является банк, созданный полностью на основе государственной собственности и по решению республиканских исполнительных органов.

Банки могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа). Акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости и несущий ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено ничем, кроме закона. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено Уставом.

Иностранные учредители могут создавать на территории Республики Беларусь банки со 100 % -ным собственным капиталом, совместные банки на долевой основе с белорусскими соучредителями, филиалы на правах юридического лица и представительства.

Муниципальные банки содействуют развитию местного хозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое обслуживание. Учредителями могут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Частные банки основаны на частной собственности, но в республике такой банк может быть учрежден за счет средств не менее чем трех участников.

- отраслевому признаку;

Банки по отраслевому признаку — это сельскохозяйственные, промышленные, торговые, строительные, коммунальные банки, банки связи и т.д.

Характерной особенностью этой группы банков является главным образом осуществление банковских операций по обслуживанию той или иной отрасли хозяйства, хотя не исключены и универсальные операции для других.

- набору банковских услуг;

По набору банковских услуг различаются универсальные и специализированные банки.

Универсальные банки осуществляют все или большинство видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений.

Специализированные банки — банки, деятельность которых ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для своих клиентов (трастовые, учетные и др.) или специализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (биржевые, клиринговые). На практике трудно встретить банк в чистом виде, скорее существует комплекс банковских операций при сохранении главного направления деятельности.

- функциональным сферам деятельности (рисунок 1.5);

 

Рисунок 1.5. - Классификация банков по функциональным признакам

Источник: собственная разработка на основании [13, с.14]

 

Эмиссионный банк — это, как правило, Центральный банк, обеспечивающий выпуск денег в обращение, хотя и коммерческий банк осуществляет эмиссионные операции по выпуску ценных бумаг, обеспечивает кредитную эмиссию.

В частности, ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости — земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг — закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Ипотечные кредиты используются для расширения своего хозяйства, покупки машин, других средств производства, земли.

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием отраслей народного хозяйства. Они удовлетворяют значительную часть потребностей в основном капитале. В отличие от других коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций и получения кредита от коммерческих банков.

Депозитные банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, трастовые — на трастовых операциях, клиринговые — на зачетах в расчетах, биржевые — на обслуживании биржевых операций, учетные — на учете векселей и т.д. Ссудосберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования. Примерами их являются: взаимосберегательные банки, почтово-сберегательные банки, доверительные сберегательные банки, сберкассы.

Специальные банки — это банки, финансирующие отдельные целевые, региональные, государственные программы.

- срокам выдаваемых ссуд;

По срокам выдаваемых ссуд банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные) и банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

- размеру, объему операций;

По размеру капитала банка, объему операций, размеру активов, наличию филиалов, отделений банки бывают крупные, средние, малые.

- организационной структуре (рисунок 1.6) и др.

 

 

Рисунок 1.6. - Классификация банков по организационной структуре

Источник: собственная разработка на основании [13, с.15]

 

Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге. Банковская группа — группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющимся частью данного головного банка.

В целях координации и согласованных действий, повыше­ния эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях.

Создание банковских объединений предотвращает от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей различаются банковские объединения коммерческого типа, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли, и некоммерческого типа, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги).

Выделение крупных банков, концентрация в них капиталов и операций приводит к монополизации банковского дела. Банковские монополии — это объединение банков или банки гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Банковские монополии имеют следующие формы: картель, трест, синдикат (консорциум), концерн, холдинг-компания.

Важным явлением в банковском капитале становится создание финансово-промышленных групп. В них входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она позволяет создать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство. Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности, расширяют потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участия всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дает экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения, усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.

Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики.

В рыночных условиях банк можно рассматривать как предприятие, которое является самостоятельным, хозяйствующим звеном, имеет юридические права, производит своеобразный продукт банковской деятельности, продает его, оказывает финансовые услуги. Деятельность банков осуществляется на принципах окупаемости, покрытия своих расходов доходами от проведения банковских операций, сделок и создания определенной прибыли.

В силу того, что банк не относится к предприятиям сферы материального производства, а действует в сфере обмена, принято считать банки торговыми предприятиями. Они как бы «покупают» ресурсы и «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуя обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, своих покупателей, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Но этим сходство между банком и сферой торговли и ограничивается. В торговле продаваемый товар меняет своего собственника, он уходит к покупателю, при банковской торговле собственник ссужаемой стоимости остается прежним.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко коммерческий банк представляют как посредническую организацию, осуществляющую операции, обеспечивающие возможность осуществления сделок с учетом спроса и предложения. Таким посредником банк выступает в тех случаях, когда он берет деньги от юридических и физических лиц и направляет их другим лицам. В этой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. Он также и посредник в денежных расчетах. Подобную деятельность правомерно относить к сфере оказания услуг.

Говоря о банке как кредитном предприятии, следует иметь в виду, что банк связан не только с кредитными, но и с денежными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в этом смысле можно определить как особое предприятие, занятое кредитным и эмиссионным делом. Соответственно, сущностью банка, его основой можно считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование (выпуск) денежных знаков.

Таким образом, банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки.

 

Таблица 2.3 - Структура кредитов по видам деятельности клиентов

  2014 г. 2015 г. 2016 г.
Отраслевое распределение кредитов      
Промышленность 29,7 27,3 26,9
Сельское хозяйство 13,4 14,6 14,4
Торговля 7,3 7,7 8,1
Строительство 2,0 2,2 2,7
Домашние хозяйства (население) 26,3 27,8 27,5
Прочие 21,4 20,4 20,4

Источник: собственная разработка на основании [15]

При этом, население демонстрировало устойчивый спрос на кредиты в белорусских рублях. Объем кредитов в национальной валюте, предоставленных домашним хозяйствам, увеличился на 42,2 %, тогда как в иностранной валюте этот показатель снизился на 55 % [15].

В то же время объем кредитов, предоставленных предприятиям нефинансового сектора в национальной валюте, возрос на 14,8 %, в иностранной валюте (в эквиваленте долларов США) – на 15,1 % [15].

Если рассматривать банковские кредиты по сроком предоставления, то увеличилась доля долгосрочных кредитов. Так, если в 2014 г. их доля в общем объеме кредитов составляла 51,4%, то в 2016 году - 75,6% (табл.2.3)

 

Таблица 2.3 – Доля кредитов по срочности (%)

Типы кредитов 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Долгосрочные кредиты 51,43 54,01 75,75
Краткосрочные кредиты 48,57 45,99 24,25
Всего      

Источник: собственная разработка на основании [15]

Надо отметить, что в 2015 году улучшились условия кредитования для всех категорий кредитополучателей. Помимо прочего, позитивным фактором являлось снижение размера ставки рефинансирования (с 45 % по состоянию на 1 января 2015 г., до 32 % по состоянию на 20 июня 2014 г.).

Наметившаяся во втором полугодии 2015 г. тенденция улучшений условий кредитования физических лиц наблюдается также и при кредитовании бизнеса [15].

В рамках организации работы по развитию бизнеса банками в 2015 г. исходя из потребностей бизнеса и возможностей банков (с учетом ситуации на финансовом и валютном рынках) активно разрабатывались и внедрялись различные программы и мероприятия по стимулированию развития бизнеса (преимущественно малого и среднего). В этой связи дальнейшее увеличение доступности кредитов может быть обеспечено за счет изменений ценовых факторов (процентных ставок, комиссий), которые, в свою очередь, непосредственно связаны с условиями привлечения банками ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

При кредитовании бизнеса банками по-прежнему применяются достаточно жесткие требования к финансовому положению (кредитоспособности) кредитополучателя, но менее жесткие, чем в 2014 г. Наряду с увеличением максимальных сроков и размеров кредитов крупному бизнесу к данной категории кредитополучателей банки относятся более избирательно в части анализа предлагаемых к финансированию проектов и предъявляют более высокие требования к обеспечению кредита, чем к другим категориям кредитополучателей.

Таким образом, в Республике Беларусь для всех категорий кредитополучателей доступны кредиты как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Наибольшим спросом пользуются кредиты в белорусских рублях у физических лиц на потребительские нужды, а также у малого и среднего бизнеса.

Среди отраслей, значительная доля кредитов приходится на промышленность и сельское хозяйство.

Преобладающими являются долгосрочные кредиты.

В целом, банки продолжают работу по смягчению ценовых условий кредитов (снизили процентные ставки и комиссии) и неценовых (увеличили максимальные объемы и сроки кредитов).

Необходимо отметить, что согласно принятой Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2014 – 2016 годы, одним из приоритетных направлений развития банковского сектора является совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ, предусматривающих льготирование процентных ставок и другие формы государственной поддержки кредитополучателя [15].

В 2014 – 2016 годах планируются разработка и принятие мер по повышению эффективности использования льготных кредитов и иных форм помощи, оказываемой государством нефинансовому сектору экономики. В первую очередь государственную поддержку получат высокоэффективные производства, обеспечивающие экономический рост и переход к новым технологическим укладам [6].

По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций будет снижаться роль банков в кредитовании государственных программ, а также льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан. Это позволит обеспечить повышение качества разрабатываемых государственных программ в части более четкого определения условий предоставления кредитной поддержки, проведения анализа целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Одновременно будут усилены меры по защите интересов физических лиц при потребительском кредитовании банками данной категории кредитополучателей.

 

Таблица 2.3 – Институциональная характеристика капитала банковской системы РБ на 01.01.2016

Капитал Удельный вес в банковском секторе, %
ГБ ИБ ЧБ КБ СБ МБ
На 01.01.2014 65,68 32,42 1,91 76,14 13,99 9,87
На 01.01.2015 62,87 33,99 3,14 72,74 15,57 9,9
Изменение -2,81 +1,57 +1,23 -3,39 +1,58 +1,82

Источник: собственная разработка на основании [15]

 

По состоянию на 1 июля 2016 года совокупный капитал банков Беларуси составил 6492,7 рублей. Таким образом прирост совокупного капитала белорусских банков за 1 год составил 11,1%.

Национальный банк в области процентной политики сохранил направленность на формирование в экономике уровня процентных ставок, обеспечивающих финансовую и макроэкономическую стабильность, замедление и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.093 с.)