Код компетенции
| Показатели сформированности
| Шкала оценивания
| Критерии оценивания
|
ПК-3
способность к диагностике качества профессионального образования, в т.ч. уровня профессионального мировоззрения, системы материального и морального стимулирования учебной и профессиональной деятельности
| Знатьметодику диагностирования качества образования (тесты, опросники, наблюдение).
Уметьанализировать уровень профессионального мировоззрения.
Владетьнавыками материального и морального стимулирования, с учетом мировоззренческих основ профессиональной деятельности.
| Пороговый уровень (обязательный)
| Знатьосновные методы логических построений (логического дискурса).
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Знатьпреимущества и недостатки различных методов диагностики.
|
Пороговый уровень (обязательный)
| Уметьиспользовать методы социологических и социально-психологических исследований.
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Уметь сочетать приемы и методы диагностики для получения результата в различных условиях.
|
Пороговый уровень (обязательный
| Владетьприемами комплексного анализа и мониторинга профессиональной деятельности в контексте мировоззренческих установок.
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Владетьтехникой профессионального общения и управления в профессиональной деятельности.
|
УК-1
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| Знать
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач
Уметь
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
Владеть
навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| Пороговый уровень (обязательный)
| Знать
навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Знать
Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных
|
Пороговый уровень (обязательный)
| Уметь
В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Уметь
Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
|
Пороговый уровень (обязательный)
| Владеть
В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Владеть
Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
|
УК-2
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
| Знать
историю становления философского знания, труды ведущих мыслителей-философов; основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно- ориентирующей программы; основные философские категории, методы и приёмы философского анализа проблем, философские системы и школы; научную, философскую и религиозную картины мира, проблематику основных разделов философского знания.
| Пороговый уровень (обязательный)
| Знать:
историю становления философского знания, труды ведущих мыслителей-философов; основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно- ориентирующей программы; основные философские категории.
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Знать:
философские системы и школы; общие методологии познания и ценностно-ориентирующие программы; научную, философскую и религиозную картины мира, проблематику основных разделов философского знания.
|
Уметь:
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов; раскрыть смысл выдвигаемых идей. Представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира.
Владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения.
| Пороговый уровень (обязательный)
| Уметь:
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов;
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Уметь:
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов; раскрыть смысл выдвигаемых идей. Представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира; ставить перед собой мировоззренческие цели и задачи;
|
Пороговый уровень (обязательный)
| Владеть:
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыкамик абстрактному и аналитическому мышлению, работы с учебной и научной литературой.
|
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)
| Владеть:
навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения; использовать философские знания для самоанализа.
|
4. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Основным средством проверки уровня формирования компетенций ПК-3, УК-1, УК-2 выступает компетентностно-ориентированное задание (далее – КОЗ), которое представляет собой комплексное задание, предназначенное для контроля уровня успеваемости аспиранта по дисциплине.
Оценка освоения учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов текущего контроля: собеседование во время аудиторных занятий, тестовые задания по темам учебной дисциплины; зачет по результатам защиты реферата.
Для текущего контроля применяются собеседования и семинары.
Собеседование – это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы по каждому разделу дисциплины и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося.
Семинар – это практическое занятие, направленное на проверку качества усвоения знаний студентом, с помощью докладов, устного выступления, собеседования.
Тестирование – проверка знаний студента с помощью прохождения тестовых заданий.
Основным результатом освоения учебной дисциплины является прием Государственной комиссией экзамена кандидатского минимума.
Аттестация проходит в форме кандидатского экзамена.
Кандидатский экзамен состоит из трёх разделов: «Общие проблемы философии науки», «Современные философские проблемы областей научного знания» (философия естественных наук, философия технических наук, философия социально-гуманитарных наук), «История отраслей наук». Первые два раздела представлены в экзаменационных билетах по программам кандидатских экзаменов, утверждённых Минобрнауки России. Третий раздел – история отрасли науки (механики, химии, технических наук, информатики экономических учений, педагогики, наук о Земле (геология)) изучается аспирантами самостоятельно по программам, разработанным и рекомендованным Минобрнауки России и представляется на практических занятиях в виде рефератов по истории отрасли науки. Темы рефератов предлагаются и утверждаются профилирующими кафедрами.
Темы рефератов
1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности» в трудах древних философов.
2. Формирование перечня токсикологических показателей в России и мире.
3. Зарождение и формирование экономического стимулирования охраны труда.
4. Инженерная психология как один из этапов развития охраны труда.
5. Исторические предпосылки возникновения охраны труда.
6. Исторические аспекты формирования понятия риска и применения его в качестве оценки риска.
7. Развитие системы управления охраной труда.
8. Эволюция ноосферы.
9. Вклад в развитие теории безопасности русских учёных XVII–XIV вв.
10. Условия труда как фактор развития общества.
11. Исторические этапы развития законодательства в области охраны труда.
12. Истоки формирования гигиены труда.
13. Зарождение идеи принципа нормирования в работах учёных.
14. Исторические предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.
15. Эргономика как один из этапов развития инженерной психологии.
Примеры тестовых заданий для промежуточной аттестации
по дисциплине «История и философии науки»
1. Что является предметом философии науки?