Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ Э. З. Ягубов

«____» _____________ 20__ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины История и философия науки

 

Индекс дисциплины: Б1.Б.1

 

Кафедра Философии и методологии образования

Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки

 

Профиль (научная специальность): 13.00.08 Теория и методика профессионального образования

 

Квалификация (степень): Исследователь. Преподаватель-исследователь.

 

Форма обучения заочная

 

Курс 1 Семестр 1,2

Лекции 18 Экзамены 2

Семинары 18 Зачет 1

Самостоятельная работа 54 Реферат 2

Контроль 54 ЗЕТ 4

Всего часов 144

 

Ухта 2016

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902 в соответствии с рабочим учебным планом направления (одобрен ученым советом университета 27.04.2016, протокол № 10).

 

Автор,

доцент кафедры ФиМО __________________________ А.А. Ершов

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ФиМО

________________________________

 

 

Рецензенты:

 

Зав. кафедрой ФиМО Я.Ю. Васильев

 

Директор ИФП О.А. Сотникова

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета института фундаментальной подготовки ______________________


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1. Цель преподавания дисциплины

– формирование у аспирантов представлений об основных мировоззренческих и методологических проблемах современной науки и тенденциях ее исторического развития;

– изучение истории и философии науки как фундаментальной составляющей образования аспирантов;

– изучение произведений классиков истории и философии науки;

– формирование у аспирантов знаний и умений для аналитической работы в научном пространстве диссертационного исследования.

Задачи изучения

– раскрыть роль и сформулировать роль науки в современном обществе, проанализировать условия развития мировой системы научного знания, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;

- сформировать у аспирантов представление о науке как важнейшем факторе современного социального и личностного бытия;

- сформировать представление о ведущих тенденциях и основаниях исторического развития науки, влияния на неё социальных, экономических, и культурных процессов в обществе;

- сформировать понимание методологических оснований современного научного познания, показав, с одной стороны, единство естественно-научного знания, с другой, специфику социально-гуманитарного знания;

- дать представление об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в академических, технических и прикладных науках;

- подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных научных исследований.

– рассмотреть систему подготовки послевузовского образования в России и в мировой практике образования;

– проанализировать работу научных институтов, учреждений и академий наук Российской Федерации;

– выработать навыки самостоятельной работы с философской литературой и основными методами философского анализа.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Содержание формируемых компетенций Индекс компетенции
Профессиональные (ПК)
способность к диагностике качества профессионального образования, в т.ч. уровня профессионального мировоззрения, системы материального и морального стимулирования учебной и профессиональной деятельности ПК-3
Универсальные (УК)
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях УК-1
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки УК-2

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

– основные понятия истории и философии науки;

– основные институты и учреждения науки и научные сообщества, их образование в истории общества;

– роли и задачи науки в современном обществе;

– организационные основы деятельности научных организаций;

– цели и задачи дисциплины «История и философия науки» в подготовке к сдаче кандидатского минимума;

– зарубежные и отечественные системы подготовки научных кадров;

– роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно-ориентирующей программы; основные философские категории, философские системы и школы.

 

уметь:

– использовать полученные знания в практике научно-исследовательской работы;

– оценивать качество реализуемых научных проектов на основе современной методологии;

– анализировать различные научные подходы в области философии науки и выявлять возможные противоречия;

– использовать полученные знания для оказания теоретической и практической помощи аспирантам в области научного творчества;

– самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира.

владеть:

– навыками философской культуры и методологическими принципами философии науки;

– основами научного исследования;

– особенностями правового регулирования образовательной деятельности.

– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, способностью и готовностью к участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

 

Быть способным:

– абстрактно мыслить и анализировать, саморазвиваться и самореализоваться, самоорганизовываться и самообразовываться;

– использовать методы и приёмы философского анализа проблем диссертационного исследования;

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

2.1. Перечень дисциплин, усвоение которых аспирантами необходимо для изучения данной дисциплины: история, философия.

 

2.2. Перечень дисциплин, изучение которых базируется на материале дисциплины «Истории и философии науки»: 1. История философии. 2. История техники. 3. История техники безопасности и охраны окружающей среды. 4. Научная охрана труда (НОТ); знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данной дисциплины, необходимы для работы в научном поиске и своевременной подготовке и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

 

3. Структура и содержание дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр Число недель ´ часов в неделю Всего аудит. часов В том числе СР, час Экзам. Зачет
Лекции Лаб. Семинары ИК Реферат
заочное обучение
1,2 24 х 3                  
ИТОГО                  

 


3.1.1. Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины Всего, час Формируемые компетенции Аудиторные занятия в том числе СРС
лекции семинары
очно заочно очно заочно очно заочно очно заочно
I Общие проблемы философии науки                
1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки –/1 ПК-3, УК-1, 2    
2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани –/4 ПК-3, УК-1, 2      
3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность –/1 ПК-3, УК-1, 2    
4. Ценность научной рациональности –/1 ПК-3, УК-1, 2    
5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей –/4 ПК-3, УК-1, 2      
6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления –/4 ПК-3, УК-1, 2      
7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами –/4 ПК-3, УК-1, 2      
8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки –/4 ПК-3, УК-1, 2      
9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в) –/4 ПК-3, УК-1, 2      
10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки –/1 ПК-3, УК-1, 2    
11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки –/1 ПК-3, УК-1, 2    
12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке. –/1 ПК-3, УК-1, 2    
13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования –/3 ПК-3, УК-1, 2      
14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания –/3 ПК-3, УК-1, 2      
15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания –/1 ПК-3, УК-1, 2    
16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука –/3 ПК-3, УК-1, 2      
17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности –/3 ПК-3, УК-1, 2      
18. Научные школы и подготовка научных кадров –/2 ПК-3, УК-1, 2    
19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика –/1 ПК-3, УК-1, 2      
Современные философские проблемы областей научного знания
20. Современные процессы дифференциации и интеграции наук –/1 ПК-3, УК-1, 2    
21. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах –/1 ПК-3, УК-1, 2    
22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов –/2 ПК-3, УК-1, 2      
23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания –/1,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
24. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации –/1 ПК-3, УК-1, 2    
25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук –/4 ПК-3, УК-1, 2     2,5
26. Философия техники и методология технических наук –/3 ПК-3, УК-1, 2     2,5
27. Природа ценностей и их роль в научном познании –/1,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
28. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук –/1 ПК-3, УК-1, 2    
29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности –/3 ПК-3, УК-1, 2      
30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания –/3 ПК-3, УК-1, 2      
31. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов –/1 ПК-3, УК-1, 2    
32. Компьютеризация науки и её социальные последствия –/1,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов –/3 ПК-3, УК-1, 2      
34. Развитие системных и кибернетических представлений в технике –/1 ПК-3, УК-1, 2    
35. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания –/3 ПК-3, УК-1, 2      
36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции –/2,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса –/2,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
38. Структура научного знания –/2,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности –/2,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
40. Наука как социальный институт –/2,5 ПК-3, УК-1, 2 0,5 0,5  
                     
Итого            
Контроль                    
Всего часов                    
Зачетных единиц                    

3.1.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

 

Раздел Основное содержание темы Количество часов
очно заочно
Общие проблемы философии науки
Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки 1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки.  
2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани  
3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность  
Раздел 2. Наука в культуре современной цивилизации 4. Ценность научной рациональности  
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей  
6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления  
7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами.  
8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки.  
9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в).  
Раздел 4. Структура научного знания 10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки  
11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки.  
Раздел 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания 12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке.  
13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования  
Раздел 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания  
15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания  
16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука  
17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности  
Раздел 7. Наука как социальный институт 18. Научные школы и подготовка научных кадров    
Итого  

3.1.3. Наименование тем (вопросов), выделенных для самостоятельной работы аспирантов

№ тем Наименование темы (вопроса) Основное содержание темы (вопроса) Объем в часах Литература
2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани Взгляды этих мыслителей на формирование и методы научного знания. –/3 Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. – М.; 1995. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М.; 1978. – 235с. М. Полани.Личностное знание. На пути к посткритической философии. Москва: «Прогресс», 1985, 344 с.
5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей Современная философия науки о становлении научного знания в его историческом развитии и социокультурном контексте –/3 Рузавин Г.И. Философия науки: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Г.B Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 400 с.
6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления Проблемы «физиса» и его практическое освоение в начальной теоретической форме. –/3 Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. Турчин В.Ф. Феномен науки. – М., 2000.
7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами Правила логического мышления, стратегии порождения знания; этапы становления и развития познания. Использование логико-эпистемологического подхода к исследованию науки. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. –/3 Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки История развития научного знания от средневековой алхимии к экспериментальным исследованиям –/3 Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.
9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в) Дифференциация научного знания и его дисциплинарные формы –/3 Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: Учеб. Для студентов технических направлений и специальностей вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – 5-е изд., стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 502 с.
13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования Становление языка науки, научных категорий и их логическое обоснование –/2 Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания Проблема традиции и новации в развитии науки; диалектика традиций и новаторства; проблема возникновения нового знания –/2 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М.; 1978. – 235с. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука Классификация науки в ее рациональном развитии –/2 Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Губин В. Д. Философия: Учебник / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.
17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности Формирование научных институтов и сообществ –/2 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика Роль государства в создании и развитии научных институтов –/1 Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов Переход науки к формированию единой научной картины мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. –/1 Кармин А. С. Философия: Учеб. для студентов и аспирантов вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания Гуманизация естественнонаучного познания; проникновение естественных наук в социально – гуманитарное знание. –/1 Философия: Учеб. для студентов нефилософских специальностей / А. В. Апполонов [и др.]; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.
25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук. Философские и методологические проблемы науки (физики, геологии, биологии и экологии, информатики, педагогики и т.д.) и их глобальный характер. –/2,5 Философия: Учеб. для студентов нефилософских специальностей / А. В. Апполонов [и др.]; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.
26. Философия техники и методология технических наук История развития техники от открытий до технических наук. –/2,5 Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.
27. Природа ценностей и их роль в научном познании Понятие этических, эстетических, религиозных, научных и других ценностей, их признаки, свойства. Философское понимание ценности. –/1 Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991. Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности Отличие научного знания от псевдонаучного и обыденного, их влияние на формирование личностного мировоззрения –/2 Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания Научный факт, как основа научной деятельности и основания для теории –/2 Перминов В.Я. Философия и основания математики. – М., 2002. Турчин В.Ф. Феномен науки. – М., 2000.
32. Компьютеризация науки и её социальные последствия Создание нового уровня научного пространства существования и развития знания, создание новых возможностей для распространения научного знания. Позитивные и негативные социальные последствия информатизации. –/1 Л.А. Микешина. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта. — 464 с., 2005
33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов Значение экологической и социально-гуманитарной экспертизы для выбора научно-технических проектов –/2 Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
58. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания Значение позитивизма в интерпретации научного текста –/2 Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы –/2 Никифоров А.Л. философия науки: история и методология. – М., 1998. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.
37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска –/2 Степин В.С. Философия науки. – М., 2004. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
  Структура научного знания Операциональные основания научной картины мира. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний –/2 Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке –/2 Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991
  Наука как социальный институт Проблема секретности и закрытости научных исследований –/2 Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
Итого 54/54  

 

 

3.1.4. Семинарские занятия, их содержание и объем в часах

Раздел, тема Наименование семинарских работ Кол-во час
очно заочно
19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика  
20. Современные процессы дифференциации и интеграции наук  
21. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах  
22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов  
23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания 0,5
24. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации  
25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук  
26. Философия техники и методология технических наук  
27. Природа ценностей и их роль в научном познании 0,5
28. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук  
29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности  
30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания  
31. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов  
32. Компьютеризация науки и её социальные последствия 0,5
33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов  
34. Развитие системных и кибернетических представлений в технике  
35. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания  
36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 0,5
37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса 0,5
38. Структура научного знания 0,5
39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 0,5
40. Наука как социальный институт 0,5
       
       
Итого:  

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ухтинский государственный технический университет»

ФГБОУ ВО «УГТУ»

Институт фундаментальной подготовки

Кафедра электрификации и автоматизации технологических процессов

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

История и философия науки

 

 

Индекс дисциплины: Б1.Б.1

 

Кафедра Философии и методологии образования

Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки

 

Профиль (научная специальность): 13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Темы рефератов

1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности» в трудах древних философов.

2. Формирование перечня токсикологических показателей в России и мире.

3. Зарождение и формирование экономического стимулирования охраны труда.

4. Инженерная психология как один из этапов развития охраны труда.

5. Исторические предпосылки возникновения охраны труда.

6. Исторические аспекты формирования понятия риска и применения его в качестве оценки риска.

7. Развитие системы управления охраной труда.

8. Эволюция ноосферы.

9. Вклад в развитие теории безопасности русских учёных XVII–XIV вв.

10. Условия труда как фактор развития общества.

11. Исторические этапы развития законодательства в области охраны труда.

12. Истоки формирования гигиены труда.

13. Зарождение идеи принципа нормирования в работах учёных.

14. Исторические предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.

15. Эргономика как один из этапов развития инженерной психологии.

Примеры тестовых заданий для промежуточной аттестации

по дисциплине «История и философии науки»

1. Что является предметом философии науки?

  1. Принципы научного познания;
  2. История науки;
  3. Социальные и культурологические аспекты философского знания;
  4. Структура научного познания;
  5. Методы научного познания.

Принцип верификации, выдвинутый логическими позитивистами, утверждал, что только то утверждение является осмысленным, которое верифицировано. Верифицированным же является утверждение, если его истинность устанавливается с помощью

1. эксперимента

2. наблюдения

3. измерения

4. доказательства

Вопросы к зачету проходят ежегодное редактирование.

 

Вопросы к зачету

 

• Философия науки как область философского исследования. Основные понятия и направления ее развития.

• Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт.

• Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Наука и власть.

• Возникновение науки - культурные условия и обстоятельства. Переход от мифов и магии к рациональному мышлению.

• Пифагореизм и особенности его математической научной программы.

• Элейская школа и ее постановка проблемы о пределах и беспредельности, непрерывности и дискретности. Апории Зенона.

• Атомизм Левкиппа и Демокрита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.079 с.)