Профессионального общения юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионального общения юриста



1. Понятие и роль общения в деятельности юриста.

2. Психологические закономерности и особенности общения юриста

3. Общая психотехника профессионального общения юриста.

1. Понятие и роль общения в деятельности юриста

В большинстве случаев на нашу оценку профессиональных качеств

юриста оказывает его речь, умение налаживать межличностные

коммуникации.

Современному юристу не пристало оправдывать свое неумение

профессионально владеть речью фразой «говорю как умею». Должна стать

нормой иная коммуникативная истина: «Говорите не так, чтобы вас можно

было понять, а так, чтобы вас нельзя было не понять».

Следует подчеркнуть, что сегодня для юриста особое значение имеет и

такая проблема, как нравственность речи. В риторике существует постулат,

в соответствии с которым можно обращаться только к тем людям, к которым

относишься доброжелательно. Возникает действительно непростая

психологическая коллизия: обращаться по долгу службы необходимо, но как

при этом соответствовать постулату нравственности речи? Какие этикетные

речевые фигуры позволяют выходить из трудных случаев

профессионального общения? И это только часть вопросов психологии

юридической речи, формирования навыков профессиональной

коммуникации юриста.

Юстиция – тугой узел проблемных аспектов социальной жизни, где

непременным фактором речевой коммуникации является соблюдение

традиционных, выработанных веками постулатов: «будь вежлив», «избегай

хулы», «не навреди». В этом отношении юстиция может быть соотносима с

медициной. В прошлом выходили книги под названием «Речь как лекарство»

для врачей-терапевтов. В юридической практике мы имеем дело с человеком,

который приходит искать правду. Вот почему пробным камнем для речи

юриста становится ее нравственность. Какова бы ни была целевая установка

речи, ее практическое назначение, нельзя забывать, что за всем этим стоит

человек, и потому этический компонент культуры речи должен быть

определяющим. Основная идея культуры речевого поведения заключена в

том, что источник речи – человеческая личность, то есть говорит не человек

– говорит личность. Внимание слушающих выступление в суде

ориентировано, кроме прочего, и на нравственность речи судьи, адвоката, на

их культурный уровень. Такова тысячелетняя традиция речевого идеала,

которая живет, может быть, на уровне подсознания или на генном уровне, в

каждом человеке.

У юристов как участников особого типа речевого общения необходимо

формировать устойчивое стремление к сотрудничеству, которое выражается

в понимании чужого речевого опыта и в готовности приспособиться к нему,

понять его. Найти общий язык – значит преуспеть в совершенствовании

такого отбора слов для высказывания, который свидетельствует о

способности говорящего актуализировать навыки, равные (или сходные) с

навыками и ожиданиями слушающего. В этом случае речевое поведение

проявляется как поиск общего языка в коммуникативно-стилистическом

варианте. Ведь каждый человек, получая информацию, пропускает ее через

«свой язык», тем самым изменяя ее.

В сегодняшних условиях формирование правовой культуры в обществе

немыслимо без признания каждым юристом ценности речи как феномена

культуры. Эта проблема речевого общения особенно существенна для

юридической практики.

В труде юриста общению принадлежит видная роль. В психологии под

общением понимается установление и поддержание целенаправленного,

прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе

связанными друг с другом в психологическом отношении. Общение

протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как

общение с гражданином, обратившимся за помощью, при юридическом

консультировании, профилактической беседе, административном разборе

правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки,

других следственных действий. В подавляющем числе случаев это не

простой разговор юриста с другим человеком, а акт поведения и действий,

осуществляемый для решения определенных профессиональных задач.

Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который

должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение

поведения гражданином и др.), протеканием в режиме права и

правоотношений, контактом, как правило, с непростыми людьми,

обстановкой напряженности, зачастую, конфликтное и противоборства.

Важной стороной эффективности общения юриста выступают его

коммуникативные способности. Коммуникабельность – это способность

человека устанавливать психологический контакт при общении с

различными возрастными и социальными группами лиц. Установление

психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, –

важное условие любого общения и тем более такого, целью которого

является получение информации, необходимой для принятия решений в

конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может

быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента,

однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая

деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми.

Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает

на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу

необходимо знать способы установления психологического контакта и

использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)