Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля)



включает формы психических познавательных процессов, в частности:

индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти,

наблюдательности, воображения, мышления, речи.

4) биологически обусловленные свойства и качества личности:

антропологические признаки – расовые, половые, возрастные и др.;

физические особенности – размеры тела и его структурно-

механические свойства;

внешняя анатомия тела;

функционально-анатомические особенности;

биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных составляющих структуры личности

являются:

1) характер совокупность основных, отличительных свойства

человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к

окружающей действительности; целостное образование личности,

определяющее особенности его деятельности и поведения. Характер

взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и

способностями;

2) темперамент – индивидуальные особенности человека,

определяющие динамику протекания его психических процессов и

поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность,

интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных, а также

некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность,

активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Еще древние

философы (Гиппократ, Гален и др.) различали четыре типа темперамента:

сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая

те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей

деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик

трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой

стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера.

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках

человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам

можно, до известной степени, судить о некоторых свойствах темперамента;

3) способности – психическое свойство личности, являющееся условием

успешного выполнения определенных видов деятельности;

4) активность личности – связь личности с деятельностью. Основной

источник активности личности – это потребности. Все стороны личности

проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать

человека;

5) потребность – побуждение к деятельности, которая осознается и

переживается человеком как нужда в чем-то или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

􀀹 естественные (природные) – обеспечивают существование человека

(пища, одежда, отдых, жилище и т.д.). Это биологические потребности,

но они отличаются от потребностей животных, Способ их

удовлетворения у человека носит общественный характер;

􀀹 духовные, или социальные потребности (чисто человеческие). Это

потребность в словесном общении с другими людьми, знаниях

культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Огромное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное,

деятельное. Активность бывает внешней (движение, мышечные усилия) и

внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у

неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и

т.д.

6) деятельность – активность человека направленная на удовлетворение

его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны

общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе

деятельности человек познает мир, создает материальные (жилище, одежда,

пища) и духовные (наука, литература, живопись, музыка) продукты. Своей

деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека

формирует и изменяет его самого. Для всякой деятельности необходимы

психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, которые,

в свою очередь, формируются и развиваются в деятельности. Такова

взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности: учебную, трудовую,

игровую. Они отличаются друг от друга по результатам, мотивам,

организациям.

Труд основной вид деятельности, результатом труда является создание

общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная

книга, музыка и т.д.).

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового

оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое

изобретение, создание нового музыкального или художественного

произведения, выведение новых сортов и т.д.). Она требует наличия

способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным

образом – напряженного труда, настойчивости и упорства в преодолении

препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается

без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не

столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и

навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой

деятельности.

С учением тесно связана игра. При обучении профессии учение дает

полезный продукт лишь на производственной практике. Игра как

деятельность не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы

(мотивом труда является осознание общественной необходимости, игра

мотивированна интересом) и организация этих видов деятельности. Труд и

учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в

определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной

организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и

сколько хочет.

Человеку в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в

разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности.

Цель – то, ради чего действует человек. Мотив – то, почему он так действует.

Составную часть, или отдельный акт деятельности, называют действием.

Они состоят из движений:

Деятельность → Действия → Движения.

Например: сшить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных

действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти

действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из

окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда

недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль.

Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств

и называют импульсивными.

Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны

между собой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его

эмоциональной привлекательности. Бывают разные виды интересов:

􀀹 материальный – стремление к жилищным условиям, удобствам,

гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут

перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства)

(типичный, пример – Плюшкин);

􀀹 духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это,

прежде всего, познавательный интерес;

􀀹 непосредственный – интерес к самому процессу деятельности:

процессу познавания, труда, творчества;

􀀹 опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например, к

приобретению профессии, служебному и общественному положению

или материальным результатам труда;

􀀹 пассивный – интерес созерцательный, когда человек ограничивается

наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

􀀹 активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая

объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень

развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

1) среда – важнейший фактор социализации человека и его становления;

окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает

человек. Выделяют:

􀀹 микросреду – контактное, т.е. непосредственное окружение человека

(родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

􀀹 социальную среду – конкретные общественные отношения, традиции,

нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет

человек;

􀀹 естественную среду — определенные климатические, географические

условия, формирующие этнопсихологические особенности личности;

2) наследственность — генетическая _______передача определенных качеств и

свойств личности от поколения к поколению;

3) обучение, воспитание, образование;

4) степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно, находиться в благоприятной среде, иметь хорошую

наследственность, учиться у квалифицированных учителей, но оставаться

при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности

происходит становление и развитие личности.

2. Социально-психологическая характеристика

профессиональной деятельности юриста и ее особенности

Психология личности юриста обусловлена теми требованиями, которые

предъявляют к ней юридические профессии, а также социальными

ожиданиями, которые возникают в обществе к людям, стоящим на страже

закона и порядка. Соответствовать социальным ожиданиям способна

личность с нравственными ценностями, нормальной жизненной позицией,

установкой на справедливость решений, профессиональной

компетентностью, развитыми интеллектуальными качествами и личностной

устойчивостью к противоречивым условиям труда.

Коренные изменения общественно-экономических отношений в стране,

формирование правового государства, потребность общества в существенном

улучшении деятельности государственно-правовых структур,

правоохранительных органов, повышении качества прокурорского надзора,

судебного рассмотрения дел выдвинули на одно из приоритетных мест

задачу научной разработки и практической реализации кадровой политики в

системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их

кадрового обеспечения.

Для успешного решения этой задачи, прежде всего, необходимо

всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности

юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу,

создать ее профессиограмму. Необходимо определить требования, которые

предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его

психофизиологическим качествам, которые должны составить содержание

психограммы личности юриста с определением четких критериев его

профессиональной пригодности либо непригодности к работе в

правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и

других структурах.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто работает в

органах прокуратуры, суда и т.д., представляет собой разновидность

государственной службы с присущими этой деятельности специфическими

особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для

разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для

тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией

юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной

деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей,

которые он неизбежно встретит в своей работе.

Таким образом, всестороннее рассмотрение юридической деятельности,

психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой

области наиболее важные направления, наметить пути повышения

эффективности трудовых затрат работников правоохранительных органов,

более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить

юридическое образование и в последующем стать юристом.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует

не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного

опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую

очередь, профессии судьи, прокурора, а также следователя, арбитра и

некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к

личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий

в настоящее время считается престижными, об этом свидетельствуют

конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения,

готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые

люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления обо

всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, они не представляют,

какие _______требования будут к ним предъявлены.

Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих

словах базируется почти вся юридическая терминология. В целом

юридическая деятельность представляет собой требующий большого

напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности

труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт,

которые отличают его от труда большинства людей других профессий. Во-

первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным

разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть

выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в

правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи,

адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов ис-

пользуется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины. Во-

вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии

полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает

отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей

деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с

нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон

деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается

в общении в условиях правового регулирования. Это правовое

(процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на

всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и

придавая особый оттенок общению, выделяющий юридические профессии в

особую группу.

Для большинства юридических профессий характерна высокая

эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями

отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную

разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора_______, следователя, судьи, оперативного

работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с

правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у

большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается

профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия

своих действий.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является

организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два

аспекта:

• организация собственной работы в течение рабочего дня, недели,

организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего

дня;

• организация совместной работы с другими должностными лицами,

правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном про-

цессе.

Для многих юридических профессий характерно преодоление сопро-

тивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях

и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в

поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное

сопротивление.

Итак, основными особенностями профессиональной деятельности юриста

являются:

• правовая регламентация (нормативность) профессионального

поведения, принимаемых решений работников правоохранительных

органов, юридических служб и других юристов, профессионально

участвующих в правоприменительной деятельности;

• властный, обязательный характер профессиональных полномочий

должностных лиц правоохранительных органов;

• педантичный, скрупулезный и экстремальный характер

правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто

работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой

полиции и т.п.;

• одновременно рутинный и нестандартный, творческий характер труда

юриста;

• процессуальная самостоятельность, персональная (для многих –

повышенная) ответственность юристов, работающих в

правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

Профессиональная самостоятельная активность зиждется на той опоре,

которую в себе ощущает личность, т.е. на проявлении личностной силы.

Самой стойкой опорой для личности юриста является принцип ценностей.

Принцип удовольствия и даже принцип реальности могут провоцировать

различные нарушения.

Каждого человека можно отнести к интерналам или к экстерналам в

зависимости от того, какое проявление типично его характеризует в

разнообразных сферах жизнедеятельности. Будучи интерналом, специалист

может плодотворно переживать свою эффективность и отнестись к себе

критично и ответственно в связи с неуспехом.

Устойчивое отношение к себе как малоценности, может при включении

психологических защит превратиться в комплекс сверхполноценности, при

котором у личности не сохраняется равенство с другими людьми, только

изменяется оценка перевеса сил. Такой личности может быть свойственно

устремление самоутверждаться любыми путями, например, используя

служебное положение или правонарушениями.

Правоприменительная деятельность работников государственно-

правовых структур разного должностного положения, довольно четко

регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей,

нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как

нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его

профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует

стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующее на

поведение, направленность личности.

Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной

из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых

потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий

уровень социализации личности, особенно сотрудников правоохранительных

органов, их ответственности перед обществом, нормативности

(конвенциальности) поведения. Данное интегративное свойство

рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной

пригодности юриста.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста

к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно

складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или

факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых

таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ

(предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага

предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях

налаживания неформальных отношений с юристом, занимающим какое-либо

ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой

с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, содержащие

профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к

разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные способы

передачи взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться

выгодного результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую на приеме

у юриста, работающего в том или ином правоохранительном органе, его

поведение, особенности его личности.

Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная

разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действиям

юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр.

Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом

правоохранительного органа, его поведение может быть истолковано как

своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служебные

действия как действительно заслуживающие «благодарности».

Иногда взяткодатель может повести себя еще более решительно и

нагло, сразу же положив на стол предметы взятки, ссылаясь на якобы

существующие обычаи, уверяя, что он ничего взамен не просит, а только

действует в соответствии с принятыми местными традициями и обычаями.

Единственный выход в подобных ситуациях – решительное _______поведение,

пресекающее в самом зародыше мысль о возможности предложения взятки,

немедленный вызов свидетелей, доклад руководителю правоохранительного

органа о провокации или о самом факте покушения на передачу взятки.

Надежным барьером может служить прием подобного рода посетителей в

присутствии других сотрудников и коллег по работе.

Ситуация посещения, особенно во время командировок, в вечернее

время мест общественного питания ресторанного типа, в которых

свободно продаются спиртные напитки, устраиваются всевозможного рода

развлечения, в том числе и сомнительного характера. Организовать свой

рабочий день и питание необходимо таким образом, чтобы даже при самых

неблагоприятных условиях работы исключить пребывание в подобного рода

заведениях, где можно легко оказаться вовлеченным в какой-либо конфликт,

организованный в целях дискредитации юриста, занимающего ответственное

служебное положение.

Ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере

гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен.

Необходимо помнить, что в подобных случаях возможны провокации со

стороны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию

следователя, попытки построить отношения с ним на личной основе и таким

путем в последующем оказать на него давление или даже опорочить его.

Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, в различного рода

увеселительных заведениях и т.п., когда «случайность» заранее организуется

лицами, заинтересованными установить неформальные отношения с

юристом или попросту дискредитировать его.

Факт риска, обусловленный обещаниями, сделанными юристом,

занимающим должностное положение, адвокатом, даже из самых благих

побуждений, если нет полной гарантии в том, что они будут выполнены.

Нередко подобным обещаниям заинтересованными лицами придается

выгодная для себя интерпретация. Такие случаи используются ими при

составлении всевозможных жалоб клеветнического характера в качестве

подтверждения «злоупотреблений» по службе представителя

правоохранительного органа, для распространения всевозможных

инсинуаций.

Нестандартный, творческий характер профессионального труда

юристов. Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему

приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями,

судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого

подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому

юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые,

общественно-политические, но и специальные знания из различных областей

науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект. А сколь

безграничны в познавательном отношении сфера межличностного общения с

различными участниками уголовного, гражданского процесса, сам процесс

познания людей, какое бесконечное сочетание всевозможных характеров,

взглядов, поступков!..

Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных

органов является одним из основополагающих принципов правосудия,

согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении

возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны

зависеть от каких бы то ни было местных влияний. Воспитание юристов в

духе подчинения Закону формирует их правосознание, способность

самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности

за свои решения и поступки.

Например, в ст. 127 УПК РСФСР указано, что «при производстве

предварительного следствия все решения о направлении следствия и

производстве следственных действий следователь принимает

самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено

получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их

законное и своевременное проведение». В этой статье специально

оговорены случаи, когда следователь может не согласиться с мнением

прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по

вопросам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого,

квалификацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела

для предания обвиняемому суду или с прекращением дела. В этой связи

совершенно справедливо отмечается, что «индивидуальность

следственной работы подкрепляется процессуальной

самостоятельностью следователя», которая, безусловно, налагает особый

отпечаток на весь склад его психической деятельности.

Понятие профессиональной компетентности связано с соотношением

возможностей профессионала и требований той деятельности, которую он

выполняет. Любая деятельность, кроме мотивационно-потребностной,

характеризуется и операционально-технической стороной. Последняя

включает в себя способности, знания и умения, возможность их адекватного

применения, которая на высшем уровне проявляется, как уникальность

специалиста или его мастерство.

Чтобы быть успешной, личности необходимо проявлять

целеустремленность, выраженную таким психологическим понятием, как

“жесткость целеполагания”. Ее характеризуют хороший контроль целей и

четкий учет результатов деятельности, отсечение разнообразных отвлечений

или непродуктивных попыток. Однако человек с “жестким целеполаганием”

не только может стать организованно деловым, но и ригидным (жестким, не

гибким), агрессивно-активным. Во избежание этого “жесткость

целеполагания” у человека должна уравновешиваться “гибкостью

поведения”. “Гибкость поведения” обеспечивает вариативность поведения и

проявляется в способности изменять его цели и способы, если они не

достижимы, неадекватны друг другу, либо сложившимся условиям, а также

интересам, нормам и ценностям человека, окружающих его людей, общества

в целом.

Многие способности юриста-профессионала находят свое выражение в

проявлении познавательной деятельности. Ей присущи такие

характеристики, как высокая познавательная активность; острая

наблюдательность и управляемое внимание, проницательность; емкая

память; развитое воображение; гибкое творческое мышление, аналитический

склад ума, способность к сопоставлению различных фактов, выявлению

связей в изучаемых явлениях, способность к рефлексивному анализу и

управлению: мыслить за партнера или противника.

Снижение влияния стрессогенных условий труда, профилактика

профессионального “выгорания” возможны, благодаря:

• нормальной жизненной позиции;

• постоянному развитию и повышению профессиональной

компетентности;

• компенсированию напряжения;

• оздоровительным и реабилитационным мерам;

• способности эмоционально дистанцироваться от профессиональных

проблем, преобразовывая их рационально;

• способности личностно не сливаться с профессиональными

проблемами, решая их не столько благодаря личностным ресурсам,

сколько став проводником законности.

Трудности работы в правоохранительных органах, как ни странно,

делают их притягательными. Перед работниками юстиции проходят и

развертываются все стороны человеческой природы, они сталкиваются с

наиболее выпуклыми и резкими явлениями социальной жизни. С этой

профессией могут быть связаны самые комплиментарные характеристики:

общественная польза, благородство, острота борьбы, исследовательский

поиск, торжество справедливости. Это профессия – сплав науки, практики и

искусства.

3. Психология юридического труда

Профессиограмма юриста отражает специфику профессиональной

деятельности юриста. Эта деятельность включает социальную,

познавательно-поисковую, реконструктивную (конструкционную),

удостоверительную, коммуникативную, организационную стороны. Роль

этих сторон в разных юридических профессиях специфична, но в каждой из

них проявляется личностные качества специалиста. Рассмотрим наиболее

значимые характеристики через особенности многоплановости

профессионально-юридического труда.

Следователь. Анализ деятельности следователя как типично

юридической профессии дает возможность выявить закономерности,

характерные для юридической деятельности вообще.

В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона

деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и

заключается в собирании исходной информации для решения

профессиональных задач. На первом этапе расследования сущность ее

заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически

значимой информации, которая даст возможность реконструировать событие

преступления. Эффективность этой деятельности зависит от познавательных

способностей, основанных на работе внимания; криминалистических знаний;

профессионального опыта вычленения опорных точек и построения контура

события.

Необходимая информация может содержаться в виде следов,

оставленных в памяти участников и свидетелей события. Для получения этой

информации необходимо осуществить коммуникативную деятельность.

В процессе удостоверительной деятельности следователя полученная,

проанализированная и отобранная информация преобразуется с помощью

письменной речи в документы, формы которых предусмотрены законом.

Следователь выступает как лидер и организатор расследования,

поскольку должен для достижения единой цели объединить деятельность

многих людей, поставив перед каждым адекватные задачи.

Осуществляя реконструктивную сторону деятельности, следователь

перерабатывает информацию, восстанавливает событие, выдвигает версии,

принимает решения на основе полученной информации, своих знаний и

опыта по дальнейшему плану расследования.

Характеризуя социальную сторону деятельности следователя,

необходимо оценить, что он, являясь на своем участке, представителем и

организатором борьбы с преступностью, с необходимостью анализирует

причины и условия этого явления и предпринимает меры к их ликвидации.

Зная, что никакое техническое оборудование не может заменить

следователя, необходимо уповать на то, что заключается в ценности этого

“человеческого _______фактора” и избегать того, что им обусловлено, но дает

отрицательный эффект. Остановимся на некоторых психологических

особенностях, учитывая, что действует личность в целом, а не отдельные ее

функции, свойства, процессы.

Познавательная подструктура деятельности следователя:

1) внимание: целенаправленно и планомерно организованное,

осмысленное, устойчивое. Чтобы сформировать профессиональную

наблюдательность, необходимо знать технологию ее проявления. Например,

важно до начала осмотра места происшествия получить общее представление

о случившемся. Несмотря на противоречивость и неясность этой

информации, такое представление способствует целостному восприятию

ситуации и построению мысленной модели произошедшего. Восприятие

“основного узла” как поисковая доминанта позволяет вычленить “опорные

точки” в виде различных следов, тем самым строится “контур”

предполагаемого события.

Чтобы действовать целесообразно в условиях практически бесконечной

среды, следователь, действуя избирательно, связывает между собой элементы

совокупности и создает гипотетическую систему доказательств;

2) мышление: от многоверсионности и интуиции через механизм

самоподтверждения к надежной убедительности доказательств. Выделение

значимых “мелочей” ничего не дает без обобщения, которое осуществляется

тремя видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным,

абстрактно-логическим. Эти виды мышления отличаются, т.к. в них

используются разные средства – действие, образ, абстрактное понятие.

Мышление – это обобщенный, опосредствованный процесс отражения

действительности. Обобщение по существенному признаку осуществляется

понятием, это высшее из возможных обобщений, осуществляющихся

абстрактно-логическим мышлением. Но это не значит, что другие два вида

мышления – второсортны. Каждый вид адекватен разным задачам.

С помощью мышления человек выводит информацию, разрешающую

проблемную ситуацию. Мышление осуществляется в форме понятий,

суждений и умозаключений. Выдвижение и проверка гипотез, поиск верной

версии происходят в процессе поступления новой информации до тех пор,

пока не будет однозначно выявлен преступник и отражена его деятельность;

3) воображение: создает образы-представления, способствует созданию

целостности картины из отдельных элементов, несмотря на недостающие

фрагменты. За счет этих свойств оно может укрепить инерционность

мышления, т.к. в большей мере проявляет синтез, а не анализ информации.

Чтобы не попасть в плен одной версии, необходимо, призывая на

помощь сомнение, “расчленять” построенное доказательство на элементы и

рассматривать их по другим признакам и возможным связям.

О коммуникативном аспекте профессиональной деятельности речь

пойдет ниже.

Стоит отметить, что в работе инспектора уголовного розыска важность

многих перечисленных качеств обостряется оперативностью их проявления в

опасных условиях.

Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные

нагрузки. Он должен подавлять и скрывать большую часть отрицательных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.283 с.)