Предмет, цели и задачи товароведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, цели и задачи товароведения



Межпредметные связи. Основные разделы товароведения

Принципы товароведения

самостоятельная работа:

Состояние и перспективы развития потребительского рынка РФ и Ростовской области ( реферат Рынок зерномучных, плодоовощных, мясных, рыбных, молочных, жировых товаров )

1.Структура дисциплины При изложении теоретических зна­ний по рассматриваемой дисциплине проведена их системати­зация и обобщение.

Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина име­ет три основных блока:

• принципы и методы товароведения;

• основополагающие товароведные характеристики и свой­ства, их обусловливающие;

• факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик.

За последние годы в структуре учебной дисциплины про­изошли изменения, которые были регламентированы ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». В частно­сти, из нее исключены вопросы, связанные с товарной инфор­мацией, которые легли в основу новой учебной дисциплины «Информационное обеспечение товароведения» (в учреждениях СПО дисциплина называется «Товарная информация»). Акту­альность новой товароведной дисциплины несомненна, по­скольку товарная информация является важнейшим средством продвижения товаров, создания потребительских предпочтений и идентификации, а также методом обеспечения конкуренто­способности.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определе­ния основных понятий, применяемых в ней. В данной дисцип­лине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «то­вароведение» - основные термины.

Следует отметить, что в разных нормативных документах ус­танавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназна­ченный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к про­дукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар­монизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продук­ция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материа­лы, оборудование) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обоб­щая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукцияматериальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особен­ности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человече­ская деятельность, но и жизнедеятельность биологических объ­ектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продук­цию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба. Продукция становится товаром, когда она является объектом (коммерческой деятельности). Выращенные или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не то­вар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, анало­гичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражает­ся только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по на­шему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены мно­гофункциональность товара как результата деятельности (техно­логической, биологической, человеческой) по формирова­нию его потребительских свойств.

Товарэто объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплинытовароведения. Существует множество определений термина «товароведение». Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наи­лучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребитель­ные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товарове­дения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксиро­вано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стои­мость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отра­жает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жиз­ненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продук­тов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболева­ний.

Повседневное или частое потребление товаров создает не­верное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирую­щиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физи­ки, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, по­стоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения. В связи с вышеизложенным считаем возможным предло­жить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведениенаука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах. Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго­товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономи­стам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основ­ного источника использовали товароведные знания о товаре.

 

 

2. Предметом товароведения являются потребительные ценно­сти товаров, а также методы их познания и обеспечения. Толь­ко потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потреб­ности человека. Е сли потребительная ценность товара не отве­чает реальным запросам потребителей, он не будет востребо­ван, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недоста­точно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необхо­димого уровня.

Цель товароведенияизучение основополагающих характе­ристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

• установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

• систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

• изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

• управление ассортиментом организации;

• определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

• оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

• выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

• определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

• обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

• установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

• информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

 

3.Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компе­тентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетоло­гов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бух­галтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характе­ристик и возможных изменений при транспортировании, хра­нении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных специалистов. Она связана с др. дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и по­следующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с ря­дом естественно-научных и математических дисциплин — фи­зикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стан­дартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисцип­лин необходимы для более глубокого понимания и оценки по­требительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпред­метные связи.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисцип­лина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоре­тических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характе­ристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоре­тических основ сложно дать полную и объективную оценку ос­новополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспекти­вы развития соответствующего сегмента рынка, классифика­цию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров. Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме; понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данно­го товара потребительских свойств (назначение, надежность); частная классификация и ассортимент; факторы, фор­мирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготов­ке к реализации; средства информации о товаре (маркировка). Приведенная схема не регламентирует строго указанный пе­речень составных элементов и последовательность их изложе­ния. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенно­стей характеристик конкретных товаров или их ассортимент­ных групп.

Объектами изучения в частных разделах товароведения мо­гут быть не только потребительские товары, но и товары про­мышленного назначения (сырье, средства производства), сель­скохозяйственная продукция, фармацевтические товары и ле­карственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения. Такой подход не случаен и диктуется теми социально-эконо­мическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потреби­теля и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже не­достаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходи­мо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

Принципы товароведения

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип ( лат. principium — основа, начало) — основное ис­ходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффек­тивность, совместимость, взаимозаменяемость и систематиза­ция, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который за­ключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с воз­можностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязатель­ных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допусти­мым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасно­стью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении про­цессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формирова­нии ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товаровед­ной деятельности должны быть направлены на повышение эф­фективности. Это достигается комплексным подходом, осно­ванным на выборе таких методов и средств, которые обеспечи­вают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определя­ется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью то­варов, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при фор­мировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость дета­лей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуа­тации сложнотехнических и других товаров — непременное ус­ловие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наибо­лее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодно­стью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполне­ния одних и тех же требований. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогич­ные потребности различными товарами. Чем ближе характери­стики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимо­заменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение прежде всего для потребителей, организм которых не ус­ваивает лактозу молока. Способность товара или отдельных комплектующих его из­делий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ас­сортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установле­нии определенной последовательности однородных, взаимосвя­занных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товаро­ведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволя­ет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, по­строенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы мето­дов, в состав которых входят классификация, обобщение и ко­дирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Това­роведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, бази­рующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход по­зволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, про­цессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаи­мосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении ус­тановленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламен­тируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определе­ние градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.031 с.)