Нагрузка на уроке и ее регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нагрузка на уроке и ее регулирование



О полезности и эффективности уроков гимнастики можно го­ворить лишь в том случае, когда у занимающихся под воздейст­вием физических упражнений будет происходить перестройка физиологической деятельности организма на более высокий уро­вень, в результате чего повышается работоспособность, форми­руются новые умения и навыки. Такое изменение в организме уча­щихся возможно лишь при условии умелого управления нагруз­кой с тенденцией ее повышения. На уроках гимнастики приме­няются упражнения по разному влияющие на функции организ­ма. Так бег и прыжки активизируют деятельность сердца, лег­ких, укрепляют мускулатуру нижних конечностей. Метания воз­действуют на мышцы рук и плечевого пояса. Упражнения в рав­новесии связаны со значительными затратами нервной энергии, требуют большой сосредоточенности внимания, волевых усилий. Учитывая это, во избежание перегрузки, переутомления и луч­шего воздействия на организм занимающихся, следует разнооб­разить упражнения и умело чередовать их в зависимости от вли­яния на организм. Влияние упражнений на организм занимаю­щихся будет зависеть от характера их применения, от объема и интенсивности. Объем характеризуется количественной стороной совершаемой работы. Интенсивность характеризуется степенью напряжения, которая проявляется во время исполнения того или иного упражнения и количества выполненной работы в единицу времени. Реакция организма на объем и интенсивность нагруз­ки различна. Интенсивность нагрузки вызывает большую ответ­ную реакцию, чем объем. От интенсивности нагрузки в большей мере зависит результат занятий, их оздоровительный и развива­ющий эффект. Общая нагрузка зависит от задач, поставленных на уроке. В соответствии с задачами урока определяют количест­во упражнений на уроке, их сложность, характер исполнения, интервалы отдыха, изменение нагрузки. Нагрузка регулируется изменением числа повторений упражнений, временем затрачи­ваемым на их выполнение, изменением исходных положений, при­менение отягощений и сопротивлений, изменением амплитуды, скорости темпа и ритма движений. Знание приемов регулирова­ния нагрузки дает возможность учителю управлять нагрузкой в широких пределах. Учитель физической культуры, проводя урок гимнастики всегда стремиться обеспечить возможно больший объем нагрузки. Увеличение объема нагрузки достигается наи­более рациональной общей плотностью урока. Под общей плот­ностью урока понимают отношение времени, использованного педагогически оправданного, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным относятся следующие виды дея­тельности: восприятие и осмысление объяснений, демонстрация, указания учителя, анализ действий своих товарищей, выполне­ния физических упражнений и в связи с этим необходимый отдых, сюда же относятся и вспомогательные действия: перестроения, переходы от одного вида к другому, установка снарядов и т. д.

Время, затраченное на выполнение упражнений связанно с понятием моторной плотности, которая выражается отношением времени выполнения упражнений по всей протяженности урока. Моторная плотность урока зависит от типа урока и его основных задач. Плотность тренировочных уроков обычно выше, чем учеб­ных. Моторная плотность зависит от содержания и способов про­ведения урока. При проведении акробатических, в/у, О. Р. У., танцевальных упражнений, где можно применять фронтальный и поточный способы обучения моторная плотность гораздо выше, чем при обучении упражнений на снарядах, где как правило ис­пользуется групповой способ. Моторная плотность — наиболее специфический показатель продуктивности занятий. И все же не следует переоценивать ее значение в урочных занятиях, в кото­рых главное качество решения учебно-воспитательных задач, а это в свою очередь требует определенного времени на объясне­ние, показ и другие методы обучения. В каждом конкретном слу­чае существуют оптимальные пределы моторной плотности, при которой объем и интенсивность нагрузки в наибольшей мере бла­гоприятствует успешному решению образовательных, воспита­тельных и оздоровительных задач урока. Так в основной части урока оптимальной нередко считают моторную плотность равную 10-15%. Планирование нагрузки на уроке находит свое отраже­ние в план-конспекте урока, где указываются упражнения, их последовательность выполнения, количество повторений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.004 с.)