Тема 33. Практикум-диагностика (тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 33. Практикум-диагностика (тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)



(Дидактический материал: к занятию 33.)

 

Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверкарезультативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.Включение Памятки в портфолио.

Возможные варианты советов в Памятку: начинайте чтение с выходных данных и заголовка; ведите диалог с текстом и автором, задавайте вопросы и находите ответы, давайте свои формулировки ответов; выясняйте, что непонятно; прогнозируйте содержание; во время чтения маркируйте информацию, делайте выписки, составляйте таблицы, схемы; составляйте план; пересказывайте текст; выражайте главную мысль и т.п.

Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

 

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

_________________________________________________________________

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти (занятие 11);

2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 13);

3) практикум-исследованиеучебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста-рассуждения (занятие 20);

4) диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 25);

5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 30);

6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 33).

В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в процессе реализации программы и могут рассматриваться как как результат деятельности на определённом этапе.

Планируемые мероприятия

  Название мероприятия Форма мероприятия Предполагаемый результат Сроки; ФИО ответств-ого, должность; ресурсы
1. «Осенние страницы» (возможны другие варианты) тематический конкурс чтецов   участие в конкурсе, чтение самостоятельно выбранных отрывков из поэтических или прозаических произведений  
2. «Заседание Учёного совета лексикографов» ролевая игра защита группового проекта – представление (презентация) словаря  
3. «Аукцион вопросов и ответов» игра-состязание участие в игре  
4. «Мои достижения» портфолио-отчёт (портфолио достижений) представление портфолио-отчёта или портфолио достижений  

 


Методические рекомендации

Программа «Чтение – вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству образования и самообразования,познавательной, интеллектуальной потребности человека, особенно в период формирования личности, инструментальному навыку. Поэтому в реализации программы оказываются важными как содержательный, так и инструментальный компоненты. Особое внимание следует обратить на метапредметное содержание программы и коммуникативно-деятельностный принцип, лежащий в основе выбора инструментария и организации деятельности в сотрудничестве.

В основе программы – чтение и работа с текстами, что требует серьёзной подготовки дидактического материала к каждому занятию. В разделе «Дидактический материал» представлены в качестве примерных или образцовых (обязательных для реализации) варианты заданий. В тех случаях, когда выбор текста и стратегий работы с информацией определяется общими установками и в целом традиционен, учитель готовит материал сам. Важно, чтобы тексты, на чтении которых происходит обучение, были в большей части учебные, учебно-познавательные. Обязательным является требование предлагать для работы текстовый материал из разных предметных областей. В выполнении этого требования помогут в первую очередь учебники и учебные пособия по предметам. Использование познавательных и учебных текстов по разным дисциплинам и позволяет формировать чтение как универсальное учебное действие для овладения этими дисциплинами. Учитель не должен подменять задачу формирования общей читательской компетентности решением задач комплексного анализа текста, осуществляемого на уроках русского языка, хотя отдельные его аспекты включаться в работу могут, а такие, как выразительное чтение вслух, должны включаться обязательно. Работа с текстами и информацией может быть скорректирована учителем как в плане выбора дидактического материала, так и в плане технологий.

Структура программы предлагает учащимся путь от понимания цели чтения к рефлексивному чтению, поэтапную работу с текстовой информацией, которая начинается до чтения текста, ведётся по ходу чтения и продолжается, когда текст прочитан. В ряду приёмов осмысления текста в качестве главных для этого возраста учащихся выделяются постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в том числе вопросов-предположений), прогнозирование (антиципация) содержания, критический анализ. При этом учитель, реализующий программу, должен учитывать следующие принципы:

– отбор содержания и структурирование материала не ограничивают работу с информацией жёсткими рамками тем занятий: как правило, каждое из занятий так или иначе включает в себя целостный взгляд на текст как речевое произведение, поэтому формирование, например, критического отношения, которые календарно является предметом отдельного внимания в конце курса, должно происходить на всех занятиях;

– на каждом занятии используются умения, которые тематически отрабатывались на предыдущих занятиях, включая в обязательном порядке определение цели чтения.

Программа имеет практико-ориентированный характер: выделение в учебно-тематическом плане лекционных часов условно и нацеливает лишь то, что на этих занятиях потребуется теоретическое обоснование каких-либо аспектов содержания или объяснение технологии, приёма для формирования умений.

План предлагаемых мероприятийявляется примерным и может корректироваться. При этом важно подготовку к мероприятиям не делать домашним заданием, а включать в занятия, чтобы избежать перегрузки учащихся.

Реализация программы предполагает методическую подготовку учителя, владеющего инструментарной базой формирования разных видов чтения и приёмов работы с текстом, включая те технологии, которые могут помочь в этом, в частности ― РКМЧП, техникичтения. Так, например, знание приёмов формирования быстрого чтения позволит включать в занятия задания на предупреждение и преодоление недостатков традиционного чтения.

Программа ориентирована на средний уровень готовности к решению задачи формирования компетентностного читателя, поэтомупри наличии технической базы и соответствующей подготовки педагогических кадров могут быть расширены возможности использования средств ИКТ. Программа также может быть более глубоко реализована на метапредметном уровне и с точки зрения участия широкого круга специалистов (учителей-предметников, библиотекаря, психолога), если образовательная организация сможет обеспечить единство требований и подходов. (В рамках данной программы предусмотрено минимальное количество библиотечных уроков).

Рекомендации к составлению тестовых работ

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».

В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:

• определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);

• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);

• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);

• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);

• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);

• устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:

• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);

• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);

• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);

• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;

• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. Вобщем виде подход может быть таким:

 

Указания к оцениванию связного письменного ответа Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст  
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст  
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами  
Отсутствует подтверждение личного мненияИЛИОтвет не имеет прямого отношения к содержанию текста ИЛИОтвет отсутствует  
Максимальный балл  

 

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.016 с.)