Статистика внешней торговли: основные показатели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистика внешней торговли: основные показатели.



Включение статьи о внешнеторговой статистике в текст Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" реализует принцип легальности - основной принцип организации официальной статистики (как государственной, так и ведомственной) в РФ.

П. 1 ч. 1 ст.48 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" устанавливает, что основу внешнеторговой статистики составляет официальная статистика: государственная статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики России (ФСГС РФ) и вторичная статистика Государственного Таможенного комитета (ГТК РФ). Важная особенность официальной статистики состоит прежде всего в том, что все статистические обследования проводятся на основе законов, правовых предписаний и государственных стандартов. Таможенная статистика является вторичной статистикой, так как она представляет собой необособленный статистический учет, который осуществляется в процессе выполнения административными ведомствами ГТК РФ своих административно-управленческих задач, не связанных с формированием информационной инфраструктуры, но необходимо выполняемых исключительно для таможенных целей.

Таможенная статистика осуществляет учет и анализ информации о пересечении товарами границы таможенной территории страны. Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации применяется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» (ТН ВЭД России).

Закон дает возможность ГТК РФ и ФСГС РФ, при необходимости, принуждать респондентов предоставлять необходимые сведения, но одновременно предусматривает и обязанность сохранять индивидуальные данные (относящиеся к конкретному респонденту) в тайне, соблюдая принцип конфиденциальности статистической информации.

Конфиденциальной считается информация о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях.

Основные правила и процедуры статистического учета данных внешней торговли базируются на положениях таможенного законодательства РФ. Первоначальный вариант Методологии таможенной статистики внешней торговли в РФ был утвержден Приказом ГТК РФ от 28 апреля 1994 года N 180. В связи с принятием Таможенного кодекса РФ, а также в связи с выходом в 1998 году второго, пересмотренного варианта публикации Статистического отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» и с учетом положений Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой в апреле 1999 года (Киотской конвенции), в официальную методологию были внесены изменения.

Новая редакция Методологии таможенной статистики внешней торговли в РФ в значительной мере учитывает накопленный Россией за прошедшие годы опыт ведения таможенной статистики внешней торговли, результаты проведения сопоставительного анализа данных о взаимной торговле Российской Федерации с зарубежными странами.

Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях.

Границы сферы статистического наблюдения (статистический порог, т.е. такая минимальная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли), в соответствии с новой методологией, в РФ не устанавливаются. Статистическому наблюдению подлежат все декларируемые товары, оформленные в соответствии с таможенным законодательством с подачей грузовых таможенных деклараций. Ограничения регистрации небольших (по весу, количеству и другим показателям) партий товаров отменены. Исключение составляют товары (пересылаемые в международных почтовых отправлениях или через курьерскую службу, а также ввозимые физическими лицами), которые подлежат учету, если их объем или стоимость превышают специально установленный и требующий декларирования уровень, установленный законодательством РФ, независимо от того, рассматриваются ли они этими лицами как ввозимые для коммерческих или личных целей.

Закон определяет ответственность Правительства РФ совместно с Центральным банком РФ за обеспечение единой методологической базы федеральной системы статистической отчетности в области внешнеторговой деятельности, так как только создание единой методики сбора и обработки информации может обеспечить соответствие полученной системы показателей единому международному учетному стандарту - системе национальных счетов (СНС).

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны (или вычитаются из них) в результате их ввоза на экономическую территорию Российской Федерации (или их вывоза с экономической территории Российской Федерации).

Транзитные товары, товары, временно допущенные в Российскую Федерацию или временно вывозимые из нее, не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не включаются в таможенную статистику внешней торговли РФ, за исключением товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки (так называемое давальческое сырье), а также арендуемых на срок более одного года.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли РФ публикуются в квартальных, годовых сборниках ГТК и ФСГС.

Обобщающие показатели экспорта и импорта РФ, а также данные по основным странам-партнерам и товарным группам ТН ВЭД России публикуются ежемесячно.

В периодических публикациях по статистике внешней торговли содержится обширный материал для анализа тенденций развития экспорта и импорта страны, что дает возможность специалистам оценивать экспортные возможности или импортные потребности страны, исследовать сдвиги в структуре экспорта и импорта, осуществлять прогнозы развития внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также прогнозы международных инвестиционных процессов.

Включение статьи 48 в официальный текст закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения необходимо для дальнейшего совершенствования таможенной статистики внешней торговли, которая должна сформировать информационную основу принятия стратегически и тактически выверенных управленческих решений в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.202.200 (0.009 с.)