Методы регулирования внешнеторговой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы регулирования внешнеторговой деятельности.



Под методами следует понимать совокупность приемов и способов, с помощью которых государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности.

Перечисляя методы, следует отметить, что:

1) они должны применяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) методы, не названные в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», не могут быть использованы для регулирования внешнеторговой деятельности.

Перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности существенно расширен по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

К традиционным методам государственного регулирования внешней торговли товарами - таможенно-тарифному и нетарифному - законодатель добавил методы, с помощью которых осуществляется государственное регулирование внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также методы, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Ниже перечисленные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности должны применяться в соответствии с принципом, закрепленным в ст. 4 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - принципом единства применения методов на всей территории Российской Федерации.

1. Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (п. 24 ст. 2 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 19 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

2. Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Согласно норме, содержащейся в ст. 20 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», нетарифное регулирование товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», и при соблюдении требований, указанных в соответствующих статьях.

Речь идет о следующих статьях:

- ст. 21 «Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях»;

- ст. 22 «Недискриминационное применение количественных ограничений»;

- ст. 23 «Распределение квот»;

- ст. 24 «Лицензирование в сфере внешней торговли товарами»;

- ст. 26 «Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров»;

- ст. 27 «Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры».

3. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Если первые два метода могут использоваться для регулирования внешней торговли товарами, то есть импорта и (или) экспорта товаров, то данный метод применяется в отношении:

а) внешней торговли услугами, то есть оказания услуг (выполнения работ), включающего в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемого способами, указанными в ст. 33 комментируемого Закона;

б) внешней торговли интеллектуальной собственностью, то есть передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу или иностранным лицом российскому лицу.

Вопросы, связанные с применением данного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности, затрагиваются в ряде статей закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Так, в соответствии с п. 2 ст. 33 внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Об особых видах запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью речь идет в следующих статьях:

- ст. 37 - запреты и ограничения в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

- ст. 38 - ограничение в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

- ст. 39 - ограничение, связанное с мерами валютного регулирования;

- ст. 40 - ответные меры.

4. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Применение данного метода нацелено на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Мерам по содействию внешнеторговой деятельности посвящена глава 11 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в которой, например, упомянуты: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок, ярмарок и т.п.; проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности; обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах; участие Правительства РФ в деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации, и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.007 с.)