Тема 4.1: Сущность логистики. Логистические системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.1: Сущность логистики. Логистические системы.



Логистика, её предмет, цели, задачи

 

Термин логистика происходит от греческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. За долгую историю своего развития логистика превратилась из искусства в науку, из военной сферы перешла в сферу гражданского применения, из области теории – в область повседневной хозяйственной практики. В итоге логистика стала неотъемлемой частью современной экономики – как отдельных фирм, так и отраслей, государств и мирового хозяйства в целом. Факторами развития логистики явились прежде всего изменения в экономической сфере, связанные с объективным переходом мировой экономики от «рынка продавца» к «рынку покупателя», что привело к необходимости переориентации производства исключительно на удовлетворение потребительского спроса.

 

В российской экономической литературе применяется такое определение: логистика – это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются:

· организация материальных потоков предприятия;

· оптимизация загрузки производственных мощностей;

· экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;

· оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

 

Построение логистических систем

 

Для выполнения целей логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы. Выделяют следующие принципы построения логистических систем:

· системный подход

· принцип общих затрат

· принцип логистической координации и интеграции

· принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки

· принцип разработки необходимого комплекса микрологистических подсистем

· принцип всеобщего управления качеством

· принцип устойчивости и адаптивности.

 

Логистическая цепь (ЛЦ) – линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков, складов и т.п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков одной логистической системы до другой или до конечного потребителя.

В основе развития организационных структур, построенных на базе ЛЦ, лежит синергический эффект. Этот эффект взаимного усиления связей подсистем в системе, который при совместных действиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдельных подсистем при автономных действиях.

 

 

Тема 4.2: Управление запасами.

 

Управление запасами

 

Как следует из определения логистики, предметом ее изучения являются материальные потоки. Материальный поток – это динамическая совокупность товарно-материальных ценностей на всех этапах логистической цепи. Материальный поток в данный, конкретный момент времени представляет собой материальный запас - статистическую совокупность товарно-материальных ценностей. Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства фирм и отвлекают до 40% всех финансовых ресурсов.

Выделяют две основные группы запасов – производственные и товарные запасы. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.

В свою очередь, производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между двумя поставками. Подготовительные запасы (или буферные запасы) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса). Гарантийные запасы (или страховые запасы) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечивать нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

 

2.Методы управления запасами

 

Современные логистические концепции используют так называемый АВС – анализ для нормирования и управления запасами. Суть метода состоит в том, чтобы из всего массива товарно-материальных ценностей выделить наиболее ценные или значимые и именно на них сосредоточить основное внимание. Как правило, ассортимент и количество таких товарно-материальных ценностей относительно невелик, однако их стоимость значительна. В экономике широко известно и применяемо правило Парето (20/80), согласно которому 20% исследуемых объектов дают 80% результата. В логистике изучаемые объекты делят не на две, а на три классификационные группы А, В и С на основе их годовой стоимости в денежных единицах. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на значимом меньшинстве, уделяя меньшее внимание остальному большинству.

Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравносильных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Класс А – это группа запасов, на которую приходится около 10-15% наименований единиц запаса, но она составляет 70-80% от общей стоимости запасов. Класс В – это группа запасов, на которую приходится около 20-30% от общего числа наименований и 15-25%общего объема стоимости. Остальные запасы образуют класс С и составляют 5% от годового объема затрат, но 55-65% наименований от их общего числа. Исходя из этого запасы группы А в противоположность запасам групп В и С должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования и размещаться в наиболее надежных местах; точность записей учета для них должна подвергаться более частым проверкам; прогнозирование потребности для группы А должно производиться более тщательно, чем для В и С. Таким образом, метод управления запасами, известный как АВС – анализ, предопределяет точное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и тщательный учет сохранности.

 

 

Системы управления запасами

Как уже отмечалось, целью логистической системы управления запасами является обеспечение потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и в необходимое время. В процессе выполнения этой цели решаются следующие основные задачи:

· выбор системы поставок запасов;

· определение размеров всех видов запасов;

· определение интервалов времени пополнения запасов;

· учет запасов.

 

Рассмотрим эти задачи поподробнее. На практике применяются две основные системы поставок запасов – система поставок с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система поставок с фиксированным размером заказа. Само название говорит об основополагающем параметре системы. Это размер заказа. Он строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами. В российской практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т.е. самым лучшим. Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе отдельной организации или экономики в целом, то критерием оптимальности должен бать минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

1) затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т.д.);

2) затраты, связанные с оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.

 

Система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами. Как следует из названия этой системы, период между поставками является постоянным (неделя, месяц, квартал и т.д.). В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется необходимый размер следующей партии поставок. Размер заказываемой партии товара (Р) рассчитывается как разность между необходимым количеством запасов (Зн) и фактическими остатками с учетом времени на выполнение заказа и текущего потребления запасов (Зи):

Р = Зн + Зи – Зфакт.

Расчет интервала времени между поставками определяется следующим образом:

Т = 360/ (D/EOQ)

где Т – интервал времени между поставками в днях.

 

 

Микрологистические системы

 

Закупочная логистика. Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации и разделения труда Содержание функции закупок состоит в приобретении необходимых для фирмы факторов производства.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов надлежащего качества в необходимые сроки и по минимальным ценам.

Существует ряд перспективных методов снабжения, обеспечивающих реализацию концепции «точно в срок» в практике управления закупками:

1) открытые запасы

2) закупки без счетов-фактур

3) закупки без запасов

4) закупки по стандарту

Производственная логистика. Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию. С позиций логистики задачей операционного менеджмента является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизация уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т.п.

Логистика распределения. Сбытовая логистика, или логистика распределения, - неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения – складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во – первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети.

Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности

на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Складирование. Перемещение материальных потоков в логистических системах невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами.

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования.

 

 

Транспортная логистика. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:

1) гибкость - транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;

2) интегрированность – взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок;

3) оказание дополнительных услуг – экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т.д.

 

Информационное обеспечение. Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и управления на уровне фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без отнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью:

· обеспечение выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;

· реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей;

· поддержания стабильно высокого качества продукции.

 

 

Раздел 5: Организация, нормирование и оплата труда.

 

Тема 5.1: Трудовые ресурсы предприятия.

 

1. Организация труда.

 

Организация труда и управление коллективом предприятия включает:

- найм работников в условиях неполной занятости;

- расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства;

- распределение среди них обязанностей;

- подготовку и переподготовку кадров;

- стимулирование труда;

- совершенствование организации труда;

- заботу о работниках, оказавшихся излишними на данном предприятии по самым разным причинам.

Существует два главных критерия отбора и продвижения работников:

1. Высокий уровень профессионального образования и способность к обучению

2. Опыт общения, способность и готовность к сотрудничеству (то есть умение работать в группе).

Расстановка рабочих и распределение среди них обязанностей основаны на сложившейся системе разделения труда по следующим формам:

1. технологическая – по видам работ, профессиям и специальностям

2. операционная – по отдельным видам операций технологических процессов

3. по функциям выполняемых работ – основных, вспомогательных, подсобных.

4. по квалификациям.

Основными аспектами влияния человеческого фактора на повышение эффективности работы предприятия являются отбор и продвижение кадров, подготовка кадров и их непрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников, совершенствование моральной и материальной оценки труда работников.

 

2. Трудовой коллектив.

 

Трудовой коллектив и персонал предприятия – это состав постоянно работающих на данном предприятии работников. Персонал - это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договорами найма. Персонал – это весь личный состав, работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства.

Под «рабочей силой» понимается совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг.

Понятие «трудовые ресурсы фирмы» характеризует её потенциальную рабочую силу как часть трудовых ресурсов страны.

Кадры – основной (штатный) квалифицированный состав работников предприятия.

Персонал фирмы и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с большей или меньшей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями.

- списочная и явочная численность работников фирмы и/или её внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;

-среднесписочная численность работников фирмы и/или её внутренних подразделений за определенный период;

- удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников фирмы;

- темпы роста (прироста) численности работников фирмы за определенный период;

- средний разряд рабочих предприятия;

- удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и/или работников предприятия;

- средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов фирмы;

- текучесть кадров;

- фондовооруженность труда работников или рабочих на фирме.

 

3.. Характеристики персонала

 

Различают количественные, качественные и структурные характеристики персонала.

Списочная численность работников фирмы - показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот период работников.

Явочная численность- это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.

Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности.

Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году).

Для правильного определения необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава, в том числе учет приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Кроме численности работников количественная характеристика труда потенциала фирмы и/или её внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях и человеко-часах, которую можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чсп) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв)

Фрт= Чсп* Трв.

 

 

3.1. Качественная характеристика персонала

 

Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности её работников для достижения целей фирмы и производства работ. Качественная характеристика персонала фирмы и качества труда оценить значительно сложнее.

В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы. Длительные дискуссии по этим вопросам в экономической литературе 60-70-х гг. наметили лишь основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда:

v экономические (сложность труда, квалификация работников, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж);

v личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность);

v организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда);

v социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие).

 

3.2. Структурная характеристика

 

Весь персонал предприятия делится на 2 категории:

1) промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;

2) персонал непромышленных организаций, принадлежащий предприятию - работники ЖКХ, детских и врачебно-санитарных учреждений.

Весь персонал предприятия можно разделить на группы по их функциям:

1) АУП (административно-управленческий персонал). В АУП входят руководители всех уровней, директора, их заместители, начальники цехов, подразделений, отделов.

2) ИТР. К ИТР относятся инженеры, конструкторы, техники, то есть все те, кто занимается инженерно-техническими разработками, внедрением и контролем за качеством технологического процесса.

3) Служащие. В число служащих входят работники в области бухгалтерского учета, экономики, финансов, секретари, учетчики, снабженческо-сбытовая служба.

4) Рабочие - персонал, занятый непосредственным процессом производства товаров и услуг. Рабочие подразделяются на основные и вспомогательные.

5) МОП (малый обслуживающий персонал) - работники, обеспечивающие чистоту и порядок на территории, охрану предприятия.

 

4. Основные показатели структуры и движения кадров

 

Структура кадров предприятия характеризуется соотношением различных категорий работников к их общей численности.

1)В целях анализа структуры кадров определяется и сравнивается удельный вес каждой категории работников в общей среднесписочной численности персонала

 

d pi = Pi/P

где Pi -среднесписочная численность работников i-ой категории всего персонала P-среднесписочная численность всего персонала.

2) Коэффициент численности основных работников

К ор = 1- Рврр

где Рвр – среднесписочная численность вспомогательных рабочих, Рр - среднесписочная численность всех рабочих.

Состояние движения кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:

1) Коэффициент выбытия кадров

Квк = Рув

где Рув – количество уволенных за данный период

 

2) Коэффициент приёма кадров:

К пк = Рп

где Рп – количество принятых работников за данный период.

3) Коэффициент стабильности кадров используется при оценке уровня организации управления производством как в целом на предприятии, так и в подразделениях

К ст =1 – Рувпредшп

где Рув – среднесписочная численность всех уволенных за отчетный период, Рпредш – численность работников на предприятии в период, предшествующий отчетному, Рп – среднесписочная численность принятых за отчетный период.

4) Коэффициент текучести кадров определяется как коэффициент выбытия кадров в процентах.

 

 

5. Потребность в персонале

 

Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы предоставить работникам рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии, как с их способностями, так и с требованиями производства. При планировании персонала должны учитываться не только спрос, но и то какой персонал имеется в настоящее время и какие работники будут потенциально нужны в будущем.

Потребность в персонале – совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, объективно необходимых фирме для реализации стоящих перед ней целей и задач согласно избранной стратегии развития.

Общая потребность – вся численность персонала, необходимая фирме для выполнения запланированного объёма работ.

Дополнительная потребность характеризует дополнительное количество персонала необходимое в планируемом периоде к уже имеющейся численности работников на начало периода.

Определение целей и задач фирмы на предстоящий плановый период в области человеческих ресурсов, исходя из главных целей предприятий, условий выпуска продукции и её сбыта, определение места и времени дефицита рабочей силы и прогнозирование спроса на рабочую силу осуществляется в рамках стратегического планирования и отражается в кадровой политике предприятия.

Определяя потребность в персонале, следует учитывать:

v потребность в высвобождении персонала в связи с ростом производительности труда, сокращением объема производства, простоями;

v потребность в увеличении численности, связанным с расширением производства,;

v потребность в замещении персонала по годам планируемого периода в связи с увольнением, уходом на пенсию, переходом на инвалидность.

Численность работников в плановом периоде:

Чпл = Чб * Iд + Э

 

где Чпл – среднесписочная плановая численность работающих;

Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде;

Iд – индекс изменения объемов производства в плановом периоде;

Э – общее изменение ($- «-», # - «+») исходной численности.

Чпл = Qпл / Впл

где Qпл - планируемый объем выпуска продукции

Впл – планируемая выработка продукции на одного работника промышленно-производственного персонала.

Наиболее распространенными являются следующие основные методы определения потребности в рабочих кадрах:

v по трудоемкости работ

v по нормам выработки

v по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроль за технологическим процессом.

Явочное число основных рабочих в смену (Ч осн яв) – нормативная численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

Чяв ос = Тр / (Тсмп*С*Квп)

где Тр – трудоемкость производственной программы, нормо-часов

Тсм – продолжительность рабочей смены или сменный фонд рабочего времени одного рабочего, часов

С – число рабочих смен в сутках

Дп – число суток работы предприятия в плановом периоде

Квн – плановый коэффициент выполнения норм.

 

 

6. Рабочее время

 

Основными единицами рабочего времени являются: человеко-дни, человеко-часы, дни.

 

Различают:

1. Календарное время tк=365 дней

2. Табельное время tтаб = tк – t выход, празд.

3. Максимально возможный фонд рабочего времени

tмакс = tтаб.-tотп (очеред. отпуск)

4. Явочное время:

tявоч.= t макс-tзакон

tзакон – больничные, декретные отпуска.

5. Фактически эффективный фонд времени:

tфакт.эф. = tявоч. –tпрогулы, простои.

 

Задачи.

 

Задача 1.

 

Среднесписочная численность работников в 2001г. – 200 человек. На начало 2002 года списочная численность составила 202 человека, в т.ч. АУП – 15 человек, служащих – 11, рабочих основных – 146, вспомогательных -30.

В мае принято 3 рабочих основных, по собственному желанию уволились 4 рабочих; в сентябре принят 1 служащий и 5 рабочих основных. Определите основные показатели структуры и движения кадров.

Месяц   АУП ИТР, СЛУЖ РАБ ОСН РАБ ВСПОМ
         
         
         
         
      146+3-4  
         
         
         
    11+1 145+5  
         
         
         
СР.   11,33    

 

Тема 5.2: Производительность труда и пути её повышения.

 

1. Нормирование и методы нормирования

 

Для правильной организации труда на предприятии необходимо знать какое количество труда требуется для выполнения той или иной работы, т.е. нормы труда.

Нормирование труда – это определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы или операции в условиях данного производства, т.е. определение минимально допустимого количества продукции, изготовляемой за единицу времени: час, в смену и т.д.

Различают опытно-статистический и аналитический методы нормирования труда. Наиболее прогрессивным является аналитический метод. Аналитический метод предусматривает проведение ряда операций:

v исследование трудового процесса, расчлененного на составные элементы:

v изучение всех факторов, влияющих на затраты труда;

v проектирование более совершенного состава операции и методов ее выполнения;

v разработку мероприятий, улучшающих обслуживание рабочего места;

v расчет времени на выполнение работ;

v внедрение норм в производство.

 

Аналитический метод нормирования может различаться на аналитически-расчетный, использующий готовые нормативы времени, и аналитически-исследовательский, где нормы определяются непосредственным изучением рабочего времени с использованием хронометража, фотографии рабочего дня, выборочного изучения потерь рабочего времени.

Хронометраж – это метод изучения затрат оперативного времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных повторяющихся при производстве каждого изделия, элементов операции.

Его основные этапы:

v подготовка к наблюдению

v наблюдение

v обработка, анализ данных наблюдения, сравнение с действующими нормативами

v определение с учетом передового опыта и внедренных организационно-технических мероприятий рационального состава операций, продолжительности её элементов и операции в целом.

 

Фотография рабочего дня – это метод изучения рабочего времени путем наблюдения, замеров его длительности в течение всего или части рабочего дня, а именно: времени обслуживания рабочего места, подготовительно-заключительного времени и времени перерывов в работе. В зависимости от числа лиц, одновременно охватываемых наблюдением, различают фотографию рабочего дня индивидуальную, групповую, бригадную, массовую.

При нескольких объектах наблюдения классификация затрат рабочего времени укрупняется, а замеры времени на каждом рабочем месте ведутся с интервалами. Фотография рабочего дня бывает: стационарная, маршрутная, рабочего многостаночника.

Этапы фотографии рабочего дня:

1. подготовка к наблюдению - ознакомление с работником, его рабочим местом, характером и условиями выполнения работы, определение элементов работы, подлежащих фиксации

2. наблюдение за всеми затратами рабочего времени, запись цифровым или графическим методами моментов окончания каждого элемента работы;

3. анализ данных наблюдения - определение длительности отдельных затрат, группировка затрат рабочего времени, составление фактического баланса рабочего времени.

4. Мероприятия, выводы – разработка мероприятий по улучшению использования рабочего времени; определение возможного роста производительности труда.

 

Хронометраж и фотография рабочего дня позволяют выявить и обосновать нормы времени – затраты времени на единицу продукции или работы на одно изделие или операции, производимые одним рабочим или группой работников. Нормы времени устанавливаются в человеко-часах и человеко-минутах.

В состав нормы времени на единицу продукции включаются следующие элементы затрат:

tн = tо + tв + tобсл + tпз + tотд + tнт

где tо - основное время

tв - вспомогательное время

tобсл - время обслуживания рабочего места

tпз - подготовительно-заключительное время

tотд - время на отдых и личные надобности

tнт - время неустранимых технологических перерывов, предусматриваемых технологией и организацией производственного процесса.

 

 

2. Производительность труда

 

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда.

Производительность труда характеризует способность работника произвести за единицу времени определенное количество товаров или услуг. Для измерения производительности труда используются два метода – прямой и обратный.

При прямом методе производительность труда выражается через выработку. Выработка равна количеству продукции, произведенной одним работником за единицу времени (час, день, месяц).

В = Q/t В=Q/(t*P)

где Q – количество продукции, произведенной одним работником в натуральных или стоимостных единицах,

t – время, затраченное работником для производства данного количества продукции (смена, час, месяц).

Выработка на одного работника может рассчитываться путем деления количества продукции, произведенной всем предприятием за определенный период времени на числен6ность персонала.

В =Qпрпр

где Рпр – численность персонала предприятия, Qпр – количество продукции, произведенной предприятием за определенный промежуток времени.

Этот показатель носит более общий характер и отражает уровень производительности труда всего предприятия.

При обратном способе расчетов производительности труда применяют величину, обратной выработке – «трудоемкость».

Трудоемкость показывает сколько времени требуется для производства единицы продукции:

Т=1/В Т=t/Q Т=(t*P)/Q

От уровня производительности труда зависят объем произведенной продукции, численность персонала, доход предприятия, заработная плата персонала и другие важные экономические показатели деятельности предприятия.

Резервами повышения производительности труда являются автоматизация, применение вычислительной техники, повышение квалификации персонала, совершенствование методов управления и организации труда и стимулирование труда.

 

Задачи.

 

Задача 1.

 

Определить производительность труда прямым и обратным методами в смену, за час на одного работника в натуральном и стоимостном выражении, если трое рабочих за смену изготовили 12м3 доброкачественной продукции, стоимостью 150 рублей за 1м3.

 

Задача 2.

СМУ численностью 205 человек за год выполнило СМР на сумму 31600тыс.руб. Плановая производительность труда была установлена 150 тыс. руб./чел. Определите фактическую производительность на 1 работника и сравните ее с плановой.

 

Тема 5.3: Оплата труда в организациях

 

1. Форма и системы оплаты труда

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.195 с.)