Оценка эффективности проектов ГЧП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности проектов ГЧП.



При всем многообразии форм ГЧП в своей основе они призваны обеспечить определенную выгоду для каждого из участников. При этом ожидаемый эффект может лежать в разных областях для каждого из заинтересованных субъектов, иметь разные критерии, не относящиеся к области финансовых показателей.

Существующая практика реализации совместных проектов государства и частного сектора показывает, что серьезной проблемой в процессе оценки эффективности осуществляемых мероприятий является согласование интересов сторон, которые ставят перед собой весьма противоречивые цели:

- получить дополнительный доход или максимальную прибыль на вложенный капитал;

- увеличить поступления в бюджет;

- повысить уровень доходов;

- обеспечить открытость внешнеэкономических связей и эффективное участие в международном разделении труда и т.д.

 

Традиционно оценка эффективности проекта ГЧП проводится по следующим направлениям:

• сравнение рентабельности реализации проекта с привлечением частного партнера и без такового привлечения;

• выявление типов рисков для осуществления проекта ГЧП, их оценка и определение формы управления рисками;

• детальное экономическое обоснование ГЧП.

 

Алгоритм оценки эффективности проектов ГЧП состоит из трех этапов.

Первый этап включает в себя качественную оценку предложенного проекта ГЧП. На этом этапе формируется информационная база о проекте и программе его реализации. В состав информационной базы входят следующие основные элементы:

ü описание проблем, которые должны быть решены в результате осуществления ГЧП;

ü информация об объекте партнерства с указанием его основных характеристик;

ü цели и запланированные результаты ГЧП, а также способы их достижения;

ü информация об участниках ГЧП, их основных правах и обязанностях, порядка взаимодействия;

ü формы осуществления указанного партнерства.

 

На основании полученных данных разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. ТЭО ГЧП должно убедительно демонстрировать, что предложенный проект является более привлекательным в отличие от традиционного проекта государственного сектора. При этом должны учитываться следующие факторы:

- конкретные результаты, которые планируется достичь при реализации проекта, должны быть известны и согласованы с заинтересованными сторонами, а также они должны быть точно определены и пригодны для измерения и мониторинга;

- технологические и другие соответствующие аспекты достаточно стабильны, т.е. контракт не нужно постоянно адаптировать к изменяющимся условиям окружения;

- частный сектор имеет потенциально лучшую способность или навыки, чем государственный сектор, для выполнения проекта и предоставления необходимых услуг;

- ожидается высокий уровень конкуренции при подаче заявок на выполнение проекта ГЧП.

Таким образом, в состав качественных критериев входят: наличие частного инвестора, стратегическая важность проекта, наличие положительных социальных эффектов, невозможность реализации проекта без государственной поддержки, положительное заключение экспертов.

 

На втором этапе формулируются выводы о ценности партнерских отношений, исходя из различных видов категории эффективности (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Оценка эффективности проектов ГЧП

Эффективность проекта в целом Общественная эффективность Валовой национальный продукт, занятость и уровень доходов населения, участие в международном разделении труда
Коммерческая эффективность Чистая дисконтированная прибыль, внутрення норма рентабельности, срок окупаемости, потребность в дополнительном финансировании, средневзвешенная стоимость капитальных активов
Эффективность участия в проекте Эффективность для участников
Региональная отраслевая эффективность Конкурентоспособность предприятия, рост доходв смежных предприятий,международная интеграция, экологическая безопасность
Бюджетная эффективность Поступления в бюджеты различных уровней в виде налогов, акцизов, пошлин и т.д.

 

Для оценки эффективности в зависимости от сложности проекта используются различные методики и инструменты от простейших расчетов, до сложнейшего анализа «выгоды-расходы» (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Методы оценки сравнительной эффективности проектов ГЧП

в зависимости от уровня сложности

Уровень сложности Название метода База сравнения
Наивысший Полный анализ «выгоды- расходы» Традиционный проект
Средний Public Sector Comparator (до и после процедуры отбора победителя конкурса) Традиционный проект
Средний
Наинизший Конкурентная процедура торгов Прочий проект ГЧП

Третий этап. Количественный анализ предполагает оценку целесообразности проекта ГЧП с точки зрения его различных сторон (финансы, экономика). Основные аспекты количественного анализа сводятся к оценке реализации системы принципов, с учетом существующих рисков в процессе организации данного взаимодействия. Аналитическая часть такой оценки должна содержать таблицу, отражающую финансовую структуру, с учетом источников финансирования как определено в эталонной модели ГЧП. Эталонной называется финансовая модель проекта ГЧП, которая разрабатывается органами государственной власти и в процессе последующей подготовки проекта постоянно расширяется и уточняется.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Для оценки эффективности ГЧП-проекта целесообразно использовать две группы методов оценки инвестиционных проектов, уже известные в мировой практике: простые (статические) методы и методы дисконтирования (динамические). К простым методам относятся: расчет срока окупаемости, расчет нормы прибыли. Норма прибыли показывает ту часть инвестиционных затрат, которая возмещается в виде прибыли:

.

 

Дисконтированные методы оценки эффективности ГЧП-проекта учитывают временную стоимость денег. Это: чистая текущая стоимость, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости, индекс рентабельности. Поскольку расчет названных показателей достаточно подробно описан в литературе, посвященной оценке эффективности инвестиционных проектов, мы не будем на них останавливаться.

После расчета этих показателей отбор ГЧП-проектов осуществляется на основе расчета и сравнения следующих количественных показателей:

- показатель бюджетной эффективности (БЭ), рассчитываемый по формуле:

 

где ДНП – дисконтированные налоговые поступления;

Эр – экономия расходов государственного бюджета, обусловленных реализацией проекта;

БС – суммарный объем средств планируемой государственной поддержки.

 

- показатель экономической эффективности (ЭФ):

 

где Дп – доходы, инициированные инвестиционным проектом, при этом учитываются и внешние экстерналии;

ВВП – валовой внутренний продукт, или ВРП – валовой региональный продукт – в зависимости от масштабности ГЧП-проекта.

 

Оценка эффективности реализации ГЧП-проекта должна проводиться при возникновении замысла; при технико-экономическом обосновании проекта; в процессе осуществления проекта. Это позволит отследить изменения анализируемой ситуации, а также своевременно принять управленческие решения по корректировке эффективности реализации проекта.

 

Контрольные вопросы

 


[1] Шарипов А.Ю. Социально-экономические аспекты развития инфраструктуры региона: сб. научных трудов/Новосибирский институт народного хозяйства – Новосибирск, 1986.

[2] Чернявский И.Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производства (Вопросы теории и практики). – М.: Экономика, 1979. – С. 13.

[3] Жамин В. Инфраструктура при социализме//Вопросы экономики. – 1977. – № 2. – С. 14-34.

[4] Иохимсен Р. Теория инфраструктуры. – М., 2002.

[5] Пизенти А. Очерки политической экономии капитализма. – М.: Прогресс, 1976.

[6] Дронов В.П. Инфраструктура и территория России: географические аспекты теории и российской практики. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 246 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.012 с.)